Научтруд
Войти

Концепция духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи в условиях современного вуза

Научный труд разместил:
Davospevv
20 сентября 2020
Автор: Чалдышкина Наталья Николаевна

УДК 37.034

Н. Н. Чалдышкина, Р. Р. Лоскутова

Концепция духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи в условиях современного вуза

Статья посвящена актуальной области исследований - интеграции усилий педагогов вуза, представителей Русской православной церкви и других социальных институтов в духовно-нравственном воспитании современной студенческой молодежи. В работе представлена попытка авторского осмысления направлений и вариантов организации духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи в условиях вуза в контексте их профессиональной подготовки. Указывается нормативно-правовая основа реализации данного направления в системе высшего образования. Охарактеризованы теоретические и методические предпосылки исследования, определены проблемы и противоречия, осложняющие процесс духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи. Дается научное обоснование Концепции духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи в условиях воспитательно-образовательной системы Института педагогики и психологии Марийского государственного университета. Определены критерии деятельности по направлению духовно-нравственного воспитания студентов, показатели оценки результативности воспитательного процесса, уровни духовно-нравственной воспитанности молодежи. В статье обоснована необходимость межведомственного и межинституционального подходов к реализации различных форм работы со студентами, в том числе в рамках клуба. Раскрывается специфика и описывается деятельность студенческого клуба православной молодежи «Пока горит свеча» с включением аспектов православной педагогики. Обращается внимание на то, что участие в работе клуба будет способствовать духовно-нравственному воспитанию студентов, позволит им формировать профессиональные компетенции для последующей работы в образовательных и социально-образовательных учреждениях. Приводятся примеры внедрения Концепции в практику работы со студентами.

N. N. Chaldyshkina, R. R. Loskutova

Concept of Spiritual and Moral Education of the Student&s Youth in Conditions of a Modern

Higher Education Institution

The article is devoted to the urgent sphere of researches - integration of efforts of teachers of a higher education institution, representatives of the Russian Orthodox Church and other social institutes in spiritual and moral education of the modern student&s youth. In the work an attempt of the author&s understanding of directions and options of organization of spiritual and moral education of the student&s youth in conditions of a higher education institution in the context of their vocational training is presented. The standard and legal basis of realization of the given direction in the system of the higher education is specified. Theoretical and methodical prerequisites of the research are characterized, problems and the contradictions complicating the process of spiritual and moral education of the student&s youth are defined. Scientific justification of the Concept of spiritual and moral education of the student&s youth in conditions of the up-bringing and educational system of the Institute of Pedagogics and Psychology of Mari State University is given. Criteria of the activity are determined in the direction of spiritual and moral education of students, assessment indicators of productivity of the educational process, levels of spiritual and moral good manners of the youth. In the article necessity of interdepartmental and interinstitutional approaches to realize various forms of work with students, including club work, is proved. Specificity is revealed and the activity of the students& Club of the Orthodox Youth "While the Candle is Burning" including the aspects of Orthodox Pedagogics is described. The attention is paid to the fact that participation in the work of the Club will promote spiritual and moral education of students, it will allow them to form professional competences for the subsequent work in educational and social educational institutions. Examples of introduction of the Concept into the practice work with students are given.

В настоящее время особую роль приобретают проблемы формирования духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, воспитания нового типа граждан - истинных патриотов, самостоятельно мыслящих,

активно действующих, обладающих интеллектуальным потенциалом и нравственными принципами. Важнейшей целью современного образования, общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка ста© Чалдышкина Н. Н., Лоскутова Р. Р., 2014

новления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Создание условий для духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения - одна из приоритетных задач в деятельности правительства и Президента Российской Федерации.

Обращение государства и системы образования к идее духовно-нравственного воспитания как основного условия возрождения современного российского общества и человека не случайно. Нравственная деградация, прагматизм, утрата смысла жизни и культ потребления, наркомания и алкоголизм в молодежной среде - вот те характеристики состояния современного общества и человека, которые свидетельствуют о духовном кризисе общества и утрате духовного здоровья личности. В настоящее время проблема ценностей, влияющих на формирование и развитие подрастающей молодежи, является, несомненно, актуальной.

Нормативно-правовой основой Концепции духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи Института педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет» (Йошкар-Ола) (далее - Концепция) явились следующие документы: Конституция Российской Федерации (1996), Закон РФ «Об образовании» (1992), Закон РФ «Об образовании» (2012), Закон Республики Марий Эл «Об образовании» (1992), Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009), Концепция духовно-нравственного воспитания детей и молодежи Республики Марий Эл (2004) и др. [3; 2; 7; 1; 6; 4; 5].

Теоретическими и методическими предпосылками исследования проблемы формирования духовно-нравственных качеств у подрастающего поколения являются взгляды и научные концепции о человеке как объекте и субъекте духовного, нравственного развития и саморазвития (Иванов К.Д., Рубинштейн С.Л., Ильин А.И., Коган Л.И., Кон И. С. и др.). Вклад в разработку духовно-нравственных основ воспитательно-образовательного процесса внесли Лысовский В.Г., Ушинский К.Д., Сорошева С.В., Сухомлин-ский В.А., Зеньковский В.В., и др. Организация воспитания молодежи раскрывается в исследованиях Вульфова Б.З., Григорьева С.И., Коваль М.Б., Скаткина М.Н., Краевского В.В., Зимней И.А., Моровой Н.С., Плоткина М.М. и др.

В работах Овсянниковой О. А., Садохина А.П., Прутченкова А.С., Щеколдиной С.Д. и др.

охарактеризованы особенности толерантного отношения, факторы формирования толерантности, эмпатии у подрастающего поколения. Вопросы социального партнерства и его место в педагогической практике затрагиваются в исследованиях Деревягиной Т.Г., Куличенко Р.М., Медовой Ю.В. и др. Компетентность специалистов социально-психолого-педагогического профиля рассматривается в работах Бочаровой В.Г., Кислинской Н.В., Клименко Н.Ю., Кузиной Т.Ф., Федоровой С.Н., Леонтьевой Т.В., Никитиной Н. Н., Роботовой А. С. и др.

Однако в данных исследованиях рассматриваются лишь отдельные аспекты духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи, не делается акцент на учет специфики профиля подготовки специалистов на факультетах и институтах высших учебных заведений России. Мало изучены особенности организации работы по духовно-нравственному воспитанию студентов в условиях высшей школы на основе православной педагогики.

Анализ многолетней работы по духовно-нравственному воспитанию студенческой молодежи позволил выделить ряд проблем, сдерживающих достижение высоких результатов, к числу которых относятся:

• размывание духовно-нравственных ориентиров средствами массовой информации. СМИ, являясь сферой, наиболее приближенной и доступной массам людей, особенно живущих в сельской местности, выступает мощным рычагом воздействия и изощренного управления сознанием людей, навязывания ложных ориентиров и ценностей, акцентирования стереотипов поведения, которые приводят к формированию у молодежи асоциальных установок, вредных привычек (курение, употребления алкоголя и др.). Обесце-ненность слова, загрязнение языка, глупая и навязчивая реклама насилия, эгоизма, обмана, искажают представления молодежи о моральном выборе и достойном поведении, влияют на формирование жизненных установок. Еще большее негативное влияние на молодое поколение оказывают компьютерные игры и бесконтрольные «путешествия» в сети интернет;

• снижение роли семьи в формировании ценностных ориентиров. Современная молодежь приемлет разные формы брака, но браки являются неустойчивыми, нет преданности в браке, слабо развита ответственность за судьбы детей, недостает знаний об обязанностях мужа и жены. Воспитание детей часто перекладывается на гувернанток и дошкольные учреждения. Во многих семьях единственным источником развлечения и получения информации становится телевизор, и дети, вынужденные находиться рядом со взрослыми, редко получают какие-либо пояснения по поводу увиденного, вследствие чего страдает психика ребенка, а такое времяпрепровождение не способствует его душевному и физическому здоровью;

• утрата веры, появление духовного вакуума в связи со сменой идеологических ориентаций. Современные молодые люди проявляют интерес к религии, но мало осведомлены об истории мировых религий (в частности о православии) и их духовном потенциале, также низка и степень толерантности к другим вероисповеданиям;

• приоритет материальных ценностей. У большинства студентов наблюдается высокая мотивация на достижение личного и социального успеха, но поскольку материально-финансовое расслоение в студенческой среде бывает заметным, зачастую мотивация направлена на заработок, карьеру, достижение самостоятельности, в том числе и внеправовыми формами достижения успеха;

• низкая социальная активность молодежи. Отчасти это связано с отсутствием продуманной системы мер стимулирования и поддержки ценных инициатив студенческой молодежи, отчасти — с широким кругом интересов в сфере досуговой деятельности. Целевые установки молодежи направлены на потребление, а не на созидание материальных, культурных и духовных ценностей;

• увеличение социально-психологической дистанции между студентами и преподавателями. Ориентация на «мероприятийный» подход в воспитании студентов и возникновение ситуаций, в которых не всегда преподавателя можно считать носителем высоких нравственных качеств и духовных свойств, не способствует созданию воспитывающих отношений и авторитетного имиджа преподавателя.

Анализ состояния теоретических исследований и массовой практики по исследуемой проблеме позволил определить противоречия, осложняющие процесс духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи в условиях высшей школы:

- между сложившейся практикой воспитания студенческой молодежи в условиях высшей школы и востребованностью организации духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи в вузе с учетом специфики профиля их

подготовки на факультетах и институтах высших учебных заведений России;

- между имеющимся нормативно-правовым обеспечением процесса духовно-нравственного воспитания молодежи в системе образования и интенсивным развитием инновационной практики работы со студенческой молодежью на современном этапе;

- между сложившимися в системе высшего образования традиционными формами организации воспитания студентов и потребностями в новых эффективных направлениях, технологиях и формах, позволяющих осуществлять процесс духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи вуза с учетом специфики профиля профессиональной подготовки, в том числе при переходе России на уровневую систему подготовки педагогических кадров;

- между востребованностью межведомственного и межинституционального подходов к осуществлению духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи в вузе, организации социального партнерства в социуме и слабой разработанностью данных механизмов на теоретико-методическом уровне, недостаточной компетентностью специалистов в обеспечении эффективности данной деятельности и др.

Решение обозначенных противоречий составило проблему настоящего направления работы в Институте педагогики и психологии Марийского государственного университета.

Цель духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи в условиях образовательной системы Института педагогики и психологии Марийского государственного университета -формирование духовно и нравственно устойчивой цельной личности на основе отечественных историко-культурных традиций, православной педагогики.

Задачи духовно-нравственного воспитания студентов в условиях образовательной системы Института педагогики и психологии Марийского государственного университета:

1. Определить область духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи как предмет систематического и целенаправленного внимания профессорско-преподавательского состава и студенческого самоуправления Института педагогики и психологии Марийского государственного университета.
2. Ориентировать на понимание педагогом себя как продолжателя высоких культурных традиций русской педагогической школы, представителя интеллигенции, носителя духовно-нравственного начала.
3. Формировать у студентов духовно-нравственное отношение к себе и окружающему миру, способность к познанию собственных чувств и духовных переживаний.
4. Развивать у студенческой молодежи утонченное восприятие красоты, эмоциональное сопереживание.
5. Помочь студентам осознать и осмыслить сущность таких понятий, как творение мира, вера, смирение, молитва, покаяние, послушание, любовь, милосердие, надежда и другие.
6. Интегрировать учебную, внеучебную, воспитательную деятельность в единое воспитательно-образовательное пространство развития духовно-нравственной сферы студенческой молодежи.

Объект - система работы Института педагогики и психологии Марийского государственного университета по духовно-нравственному воспитанию студенческой молодежи в современных условиях.

Предмет - содержание и формы работы вуза по духовно-нравственному воспитанию студентов на основе отечественных историко-культурных традиций и православной педагогики.

Гипотеза: процесс формирования у студентов духовно-нравственного отношения к себе и окружающему миру, способность к познанию собственных чувств и духовных переживаний будет проходить более успешно, если:

- разработана и реализуется программа мероприятий добровольного объединения студенческой молодежи - клуба православной молодежи «Пока горит свеча» - с целью повышения уровня духовно-нравственной воспитанности студентов - будущих специалистов системы образования и социальной защиты населения;

- интегрированы учебная, внеучебная, воспитательная деятельность в единое воспитательно-образовательное пространство развития духовно-нравственной сферы студенческой молодежи.

Новизна исследования в следующем:

- впервые обобщен и представлен многолетний опыт работы по духовно-нравственному воспитанию студенческой молодежи Института педагогики и психологии Марийского государственного университета;

- разработана Концепция духовно-нравственного воспитания современной студенческой молодежи в условиях воспитательно-образовательной системы Института педагогики

и психологии Марийского государственного университета как открытого социального института;

- в образовательный процесс вуза нами включены аспекты православной педагогики, реализуемые исключительно на добровольной основе с согласия педагогов и студентов Института педагогики и психологии Марийского государственного университета, в том числе в деятельности объединения студентов - клуба православной молодежи «Пока горит свеча».

Практическая значимость - в разработанной Концепции духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи в условиях вуза; в программе деятельности клуба православной молодежи «Пока горит свеча». Предлагаемые материалы и мероприятия могут быть внедрены в работу специалистов соответствующего направления деятельности в городском и сельском социуме, в учреждениях систем образования, социальной защиты, епархий Русской православной церкви (РПЦ).

Обоснование Концепции. В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. При этом каждый гражданин Российской Федерации, обладая на ее территории всеми правами и свободами, несет равные обязанности.

Современный период в российской истории и образовании - время смены ценностных ориентиров. В 90-е гг. ХХ века в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали негативное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку.

В настоящее время духовно-нравственное воспитание нуждается в теоретическом осмыслении его методологических основ, разработке целостного подхода к ним [11, 12]. Наступил новый этап развития социума, связанный с изменением менталитета общества и личности, изменением ценностных ориентаций у молодежи. Большая роль в данном контексте отводится системе высшего образования.

Преобразования в обществе вносят принципиальные изменения в социально-воспитательную деятельность образовательных учреждений, требуют обновления всех элементов системы образования на принципах гуманизма и милосердия, духовности и нравственности. Принципиально важная роль принадлежит здесь русскому православию, которое видит смысл образования в духовном просвещении и воспитании человека. Сила православия заключается в приоритете духовных ценностей над материальными благами, в неискаженном духовном мироощущении и назначении человека.

При этом недостаточно изученными являются аспекты организации работы по духовно-нравственному воспитанию студентов в условиях высшей школы на основе православной педагогики. Сущность православного воспитания, его цель, принципы, содержания и методы отражены в трудах отцов и учителей Церкви, которые по праву считаются лучшими педагогами своего времени: это святитель Илларион, митрополит Киевский, преподобный Нестор Летописец, преподобные Сергий Радонежский и Максим Грек, святители Димитрий Ростовский, Тихон Задонский, Игнатий (Брянчанинов), Феофан Затворник, преподобный Амвросий Оптинский, преподобный Серафим Саровский, святой праведный отец Иоанн Кронштадский, схиархимандрит Иоанн (Маслов) и др. [10].

Разработанная нами Концепция духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи представляет собой ценностно-нормативную основу для организации духовно-нравственного воспитания в высшем учебном заведении, во взаимодействии с учреждениями дошкольного, среднего общего и дополнительного образования, культуры, социальной сферы, сферы здравоохранения, общественными организациями, Йошкар-Олинским епархиальным управлением, средствами массовой информации Республики Марий Эл и регионов Российской Федерации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания студенческой молодежи.

К факторам духовно-нравственного воспитания мы относим такие, как учебная и научно-исследовательская деятельность, методическая работа, педагогическая практика, воспитательная работа, социальное партнерство и др.

Для эффективной организации работы профессорско-преподавательского состава со студентами по духовно-нравственному воспитанию нами определены критерии, показатели и уровни, ориентируясь на содержание которых можно планировать, организовывать, корректировать деятельность, подводить ее итоги в определенные периоды времени:

- когнитивный (познавательный) критерий. Показатели: представления и знания о базовых национальных ценностях, нормах и принципах; понимание себя как продолжателя культурных традиций, носителя духовно-нравственного начала;

- мотивационно-ценностный критерий. Показатели: осознание необходимости духовно-нравственного отношения к себе и миру; стремление следовать высоконравственному воспитательному идеалу гражданина России;

- деятельностный (практический) критерий. Показатели: соблюдение базовых национальных норм и принципов; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;

- интегральный критерий. Показатели: сформированность ориентации на соблюдение базовых национальных норм, принципов.

Система показателей оценки результативности воспитательного процесса:

- показатели духовно-нравственного развития студентов: полнота и объем знаний о духовно-нравственных ценностях, степень интереса к этим знаниям, степень развития эмоционального отношения к нравственно значимым ценностям, их личностного принятия, наличие практического опыта готовности следовать нравственным ценностям в поведении, степень готовности оценить поведение свое и окружающих с позиции следования нравственным ценностям;

- показатели оценки результативности воспитательного процесса: степень активности и заинтересованности студентов, степень самостоятельности студентов в подготовке и реализации мероприятия;

- показатели оценки результативности воспитательного процесса в группе: сплоченность коллектива группы и межличностные отношения, самостоятельность, активность и инициативность самоуправления членов группы;

- показатели оценки результативности воспитательного процесса образовательного учреждения: степень сплоченности коллектива учебного заведения, самостоятельность, активность и инициативность самоуправления студентов, показатели трудоустройства выпускников учебного заведения и характеристика их деятельности на рабочем месте.

Определены уровни духовно-нравственной воспитанности студенческой молодежи Института педагогики и психологии: высокий, средний, низкий.

Клубная работа, на наш взгляд, является одной из инновационных и эффективных форм работы по направлению духовно-нравственного воспитания студентов в условиях системы высшего образования. Также она позволяет сформировать у студенческой молодежи профессиональные компетенции для их последующей работы в образовательных и социально-образовательных учреждениях, в которых введен спецкурс «Основы православной культуры».

По инициативе студенчества Института и преподавателей кафедры дошкольной и социальной педагогики на базе Института педагогики и психологии МарГУ в 2012 году был открыт клуб православной молодежи «Пока горит свеча» [9]. Результаты опроса свидетельствуют, что подавляющее большинство опрошенных студентов -это православная молодежь, желающая расширить знания об истоках своей культуры. Название для клуба «Пока горит свеча» было выбрано студентами большинством голосов.

Задачи работы клуба: формировать духовно и нравственно устойчивую цельную личность студента на основе отечественных историко-культурных традиций и православной педагогики; ориентировать на понимание студентом -будущим педагогом - себя как продолжателя высоких культурных традиций русской педагогической школы, представителя интеллигенции, носителя духовно-нравственного начала; развивать у студенческой молодежи утонченное восприятие красоты, эмоциональное сопереживание; помочь студентам осознать и осмыслить сущность таких понятий, как творение мира, вера, смирение, послушание, любовь, милосердие, надежда и др.

Совместно со студентами подготовлена программа работы клуба, в которую включены благотворительные акции, оказание помощи людям, находящимся в трудной жизненной ситуации, паломнические поездки по святым местам, фестиваль православной песни, фотоконкурс «Красота Божьего мира», конкурсы «Рождество Христово» и «Пасхальная радость», участие в республиканском фестивале-конкурсе «Рождественская звезда», городской пасхальной ярмарке, беседы, встречи со священнослужителями, круглые столы, просмотр и обсуждение православных фильмов и др. Оформляется постоянно действующий стенд «Вестник православия». Ежегодно организуются музыкальные гостиные, тематические праздники, театрализованные представления с участием наших студентов совместно с

воспитанниками социального приюта «Теплый дом», г. Йошкар-Ола.

Проведена межвузовская студенческая научно-практическая конференция «Актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения», на которой освещались современные аспекты духовно-нравственного воспитания детей и подростков в условиях образовательных учреждений; нравственная сила женщины, ее предназначение, влияние на жизнь семьи, общества и государства; жития святых и целителей как школа мысли для современной молодежи; формирование профессиональной готовности будущих педагогов к осуществлению духовно-нравственного воспитания детей и молодежи; и др. Большую роль при решении задач духовно-нравственного развития и воспитания играет знакомство с национальной культурой и историей. Человек, оторванный от глубинных национальных корней, теряет самые ценные духовные и нравственные качества личности. Эти и многие другие вопросы были обсуждены участниками конференции.

Состоялся фестиваль православной песни «И чтобы ангелы запели» в рамках работы клуба православной молодежи «Пока горит свеча». Были представлены разнообразные произведения на православную и патриотическую тематику. Представители клуба совершили паломнические поездки по святым местам [8].

Таким образом, на наш взгляд, воспитание, являясь целостной педагогической системой, выступает интегративной духовно-нравственной функцией педагогической деятельности. Духовно-нравственную интегративность обеспечивает педагогика сотрудничества, в основе которой лежит идея партнерства и взаимного уважения друг к другу участников воспитательного процесса. Важнейшим условием эффективной организации духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения является наличие воспитательной системы. Нравственность педагога, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к студентам, коллегам - все это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания подрастающего поколения.

Духовно-нравственное воспитание студенческой молодежи является ключевым фактором успешного развития страны в настоящем и будущем, обеспечения духовного единства народа

и объединяющих его моральных норм и духовных ценностей, политической и экономической стабильности.

Библиографический список

1. Закон Республики Марий Эл «Об образовании» (1992) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mariel.newscity.info/docs/sistemsx/dok_iedhgo/index.htm
2. Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/10164235/
3. Конституция Российской Федерации (1993) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://constitution.garant.ru/
4. Концепция духовно-нравственного воспитания детей и молодежи Республики Марий Эл (2004) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://do.gendocs.ru/docs/index-327182.html
5. Концепция духовно-нравственного развития детей и молодежи в Приморском крае [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://wiki.pippkro.ru/index.php.
6. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985
7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012) [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://base.garant.ru/70291362/
8. Лоскутова, Р.Р. Паломническая поездка в Ра-ифский Богородицкий монастырь / Р.Р. Лоскутова, Н.Н. Чалдышкина [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://marsu.ru/GeneralInformation/structur/BasicUnits/in stitute/ipip/departments/department_of_preschool_and_so cial_pedagogy/index.php?ELEMENT_ID=25744.

9. Лоскутова, Р.Р. Пока горит свеча [Текст] / Р.Р. Лоскутова, Н.Н. Чалдышкина // Мироносицкий вестник. - 2013. - №1 (179). - С. 10-11.
10. Маслов, Н.В. Основы русской педагогики [Текст] / Н.В. Маслов. - М., 2006. - 592 с.
11. Никандров, Н.Д. Светское образование и духовное просвещение: проблемы взаимодействия: (выступление на XVIII международных Рождественских чтениях) [Текст] / Н.Д. Никандров // Педагогика. -2010. - № 3. - С.9-14.
12. Никулина, О.М. Духовно-нравственное воспитание в системе подготовки специалистов социальной сферы [Текст] / О.М. Никулина, Е.В. Родькина // Педагогика. - 2010. - № 3. - С.52-57.
13. Коряковцева О. А. Государственная молодежная политика в современной России: развитие гражданской активности [Текст] / О.А. Коряковцева // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - Кострома: Изд-во КГУ, 2013. - №2. - Том 19. - С.170-174.

Bibliograficheskij spisok

1. Zakon Respubliki Marij EHl «Ob obrazova-nii» (1992) [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://mariel.newscity.info/docs/sistemsx/dok_iedhgo/index.htm
2. Zakon Rossijskoj Federatsii «Ob obrazova-nii» (1992) [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://base.garant.ru/10164235/
3. Konstitutsiya Rossijskoj Federatsii (1993) [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://constitution.garant.ru/
4. Kontseptsiya dukhovno-nravstvennogo vospita-niya detej i molodezhi Respubliki Marij EHl (2004) [EHlek-tronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http ://do. gendocs.ru/docs/index-327182.html
5. Kontseptsiya dukhovno-nravstvennogo razvitiya detej i molodezhi v Primorskom krae [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://wiki.pippkro.ru/index.php.
6. Kontseptsiya dukhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii (2009) [EHlek-tronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985
7. Federal&nyj zakon «Ob obrazovanii v Ros-sijskoj Federatsii» (2012) [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dos-tupa: http://base.garant.ru/70291362/
8. Loskutova, R.R. Palomnicheskaya poezdka v Ra-ifskij Bogoroditskij monastyr& / R.R. Loskutova, N.N. CHaldyshkina [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://marsu.ru/GeneralInformation/structur/BasicUnits/in stitute/ipip/departments/department_of_preschool_and_soci al_pedagogy/index.php?ELEMENT_ID=25744.
9. Loskutova, R.R. Poka gorit svecha [Tekst] / R.R. Loskutova, N.N. CHaldyshkina // Mironositskij vestnik. -2013. - №1 (179). - S.10-11.
10. Maslov, N.V. Osnovy russkoj pedagogiki [Tekst] / N.V. Maslov. - M., 2006. - 592 s.
11. Nikandrov, N.D. Svetskoe obrazovanie i du-khovnoe prosveshhenie: problemy vzaimodejstviya: (vy-stuplenie na XVIII mezhdunarodnykh Rozhdestvenskikh chteniyakh) [Tekst] / N.D. Nikandrov // Pedagogika. -2010. - № 3. - S.9-14.
12. Nikulina, O.M. Dukhovno-nravstvennoe vos-pitanie v sisteme podgotovki spetsialistov sotsial&-noj sfery [Tekst] / O.M. Nikulina, E.V. Rod&kina // Pedagogika. - 2010. - № 3. - S.52-57.
13. Koryakovtseva OA. Gosudarstvennaya molodezh-naya politika v sovremennoj Rossii: razvitie grazh-danskoj aktivnosti [Tekst] / OA. Koryakovtseva // Vest-nik Kostromskogo gosudarstvennogo universite-ta im. NA. Nekrasova. - Kostroma: Izd-vo KGU, 2013. - №2. -Tom 19. - S.170-174.
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ spiritual and moral education ЦЕННОСТИ values НРАВСТВЕННОСТЬ moral ДУХОВНОСТЬ spirituality ПРОТИВОРЕЧИЯ contradictions
Другие работы в данной теме: