Научтруд
Войти

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях полиэтнической образовательной среды

Научный труд разместил:
Bavevadam
20 сентября 2020
Автор: Ильинская Ирина Петровна

УДК 37.034

И. П. Ильинская

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях полиэтнической образовательной среды

В статье рассматриваются вопросы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в контексте реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Обозначая проблемы духовно-нравственного воспитания младших школьников, его двоякое толкование, автор подчеркивает, что в современной системе образования, носящей светский характер, духовные способности человека не должны сводиться к религиозному аспекту, а пониматься в более широком смысле, то есть отражать осмысление человеческого бытия, его социальной и духовной сущности. Обозначая общность духовного, нравственного и эстетического в содержании духовно-нравственного воспитания, автор подчеркивает его ценностную основу, представляет свой взгляд на его осуществление с учетом полиэт-ничности образовательной среды как одной из основных ее характеристик. В качестве основного средства решения проблем духовно-нравственного воспитания младших школьников в полиэтнической образовательной среде автор представляет искусство, которое способно удовлетворить широкий спектр потребностей человека, стимулирует активность личности и предоставляет возможности для развития когнитивной, деятельностной и чувственной сфер личности. Учитывая возрастные особенности младших школьников, особенности художественного восприятия ребенка младшего школьного возраста, можно говорить о его сензитивности к искусству и художественному творчеству. Это находит свое подтверждение и при рассмотрении особенностей народного искусства как основы всех других видов искусства, как совокупности духовно-нравственных и эстетических ценностей народа, как отражения национального самосознания, отражения эстетических идеалов, отношений, воззрений этноса. Для осуществления духовно-нравственного воспитания младшего школьника в полиэтнической образовательной среде, для вовлечения младших школьников в художественно-творческую деятельность автор предлагает использовать художественную культуру разных народов. С этой целью предложена авторская программа «Эстетические традиции разных народов», дана ее краткая характеристика.

I. P. Ilinskaya

Spiritual and Moral Education of Primary Schoolchildren in Conditions of Multiethnic Educational Environment

The article deals with the moral education of the younger generation in terms of realization of the Federal State Educational Standard of primary education. Revealing the problems of spiritual and moral education of primary schoolchildren, its double interpretation, the author emphasizes that in the modern education system, which has a secular character, spiritual abilities of the person shouldn&t be reduced to the religious aspect, and be understood in a broader sense, that it reflects realization of human life, its social and spiritual essence. Designating a community of spiritual, moral and aesthetic in the content of spiritual and moral education, the author emphasizes its value foundation, presents his thoughts about its implementation taking into account multi-ethnicity of the educational environment as one of its main characteristic. As the main means to solve the problems of the spiritual and moral education of primary schoolchildren in the multiethnic educational environment the author presents art which is capable to satisfy a wide range of person&s needs, stimulates the activity of the personality and gives opportunities to develop cognitive, activity and sensual spheres of the personality. Taking into consideration age features of primary schoolchildren, features of child&s art perception in the primary school age, it is possible to speak about his sensitivity to art and art creativity. It is also confirmed by consideration of features of folk art, as a basis of all other art forms, as sets of spiritual and moral and aesthetic values of the people, as reflections of national consciousness, reflections of aesthetic ideals, relations, and ethnos views. To implement spiritual and moral education of the primary schoolchildren in the multiethnic educational environment, to involve primary schoolchildren into art and creative activity the author suggests that art culture of the different people should be used. The author&s programme "Aesthetic Traditions of Different Peoples" is offered with this purpose; there is given its short characteristic.

На современном этапе развития системы об- признано самоценной ступенью, фундаментом разования России начальное общее образование всего последующего образования, а духовно© Ильинская И. П., 2014

нравственное развитие и воспитание подрастающего поколения выступают в качестве первоочередных задач системы образования РФ. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО), утвержденном Министерством образования и науки РФ 6 октября 2009 г. в образовательной среде современной школы осуществляется: «становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе; духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; укрепление физического и духовного здоровья обучающихся» [10, с. 4.]. Как видно из основных положений ФГОС НОО, разработанного на основе нормативных документов, включающих Концепцию духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России А.Я. Данилюка, А.М. Кондакова, В. А. Тишкова (Концепция), они отражают общую ориентацию образования на достижение национального воспитательного идеала, на приобщение школьников к базовым национальным ценностям [3].

Духовно-нравственное воспитание и развитие обучающихся выступает в качестве основной категории в вышеозначенных документах, где приводится и ее толкование, и ее содержание. Вместе с тем анализ педагогической практики, реального осуществления воспитательного процесса в современной школе позволяет сделать вывод о том, что не все положения ФГОС реализуются в полной мере. Более того, наблюдается существенный «перевес» в осуществлении одних базовых ценностей в ущерб другим. Охарактеризуем более конкретно представленный вывод.

Наиболее распространенным школьным учебным заведением являются МБОУ СОШ. Каждая из школ имеет свою программу духовно-нравственного воспитания обучающихся, и каждый учитель реализует в учебном процессе его задачи и содержание. Как они понимаются современным учителем и педагогическим коллективом школы? Как правило, под осуществлением духовно-нравственного воспитания подразумеваются воспитание на основе ценностей православной культуры, воспитание гражданственности и патриотизма средствами истории и краеведения и военно-патриотической тематики, воспитание морально-этических качеств обучающихся и гораздо реже реализуются иные средства и базовые ценности духовно-нравственного воспитания. Вместе с тем в Концепции и нормативных документах, обеспечивающих реализацию ФГОС, они представлены как равноценные: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество. Безусловно, ценности имеют рядоположенный характер, но это не предполагает их взаимоисключения. Однако из полученных в ходе анализа результатов, мы видим, что в воспитательном процессе задействованы в основном четыре из десяти вышеозначенных базовых ценностей, что составляет лишь 40%. Наши исследования никоим образом не свидетельствуют о том, что ценности, например, семьи, труда, науки, искусства не находят своего отражения в духовно-нравственном воспитании школьника, однако они в меньшей степени признаны современным учителем. Каковы причины сложившейся ситуации? Насколько верным является путь, избранный педагогами-практиками? Какой должна быть позиция современного учителя начальных классов в отношении путей и средств осуществления духовно-нравственного воспитания обучающихся? Эти и другие вопросы, возникающие в отношении содержания духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, на наш взгляд, неслучайны, а поиск путей решения поставленных проблем способствует развитию педагогической науки и совершенствованию практики образования.

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения относится к числу вечных педагогических проблем. Во все времена люди высоко ценили нравственную воспитанность. Многогранность духовно-нравственного воспитания, неоднозначное понимание его сущности, содержания обусловливает многообразие путей, средств и методов его осуществления. В основе понимания сущности духовно-нравственного воспитания лежат две основополагающие категории: «духовность» и «нравственность».

В наиболее распространенном понимании духовное является проявлением феномена духа, который, в свою очередь, воспринимается не просто как высшая форма психического, а как

сверхпсихическая категория. Изначально дух, духовность - религиозные понятия, широко используемые и в философии. При этом и в религии, и в философии они не имеют однозначного определения, по-своему истолковываются в разных религиях и философских учениях. Несмотря на это, в философской литературе можно выявить некоторое общее понимание духовности, в своей основе не противоречащее ее пониманию и в христианской религии. Подчеркиваются такие характеристики духовности, как ее отношение к субъективному (внутреннему) миру человека, идеальность. С точки зрения русской религиозной философской мысли, с позиции представителей русского космизма и экзистенциализма (П.А. Флоренский, В.С. Соловьев Н.А. Бердяев,

A. Л. Чижевский, В.И. Вернандский, К.Э. Циал-ковский и др.), духовность имеет божественную природу и проявляется в осознании человеком себя органической частью целостного мира. Качество духовной жизни, согласно Н.А. Бердяеву, присутствует в человеке лишь в том случае, если есть к чему возвышаться и есть куда углубляться, если есть высшая божественная природа [2, с. 48]. По мнению русских философов (И. Ильин,

B. Соловьев, Г. Федотов и др.), истинная духовность не существует вне нравственности. Высшая духовность невозможна без душевности -эмоциональной чуткости, отзывчивости, способности к эмоциональному отклику: жалости, состраданию, любви к ближнему. По утверждению И.А. Еремкина, именно любовь служит свидетельством духовности, выступающая «критериальным, веховым для определения духа и духовности» понятием [4, с. 7]. Этой же точки зрения придерживаются и служители православной церкви. «Первенствующей ценностью для личности, воспитывающейся в соответствии с православными традициями, была любовь - любовь к Богу, познававшаяся через любовь к ближнему, через заботу, помощь, самоотдачу и бескорыстное служение ему. ... Начало своего воспитания и взращивания любовь обретала в самом близком и непосредственном окружении человека - его семье. Ибо невозможно говорить о проявлении любви к окружающим, к ближним тому, кто не обладает ею среди тех людей, с которыми он постоянно и непосредственно пересекается. И потому первостепенной задачей воспитания человека ставились навыки привития ему любви к родителям - через служение и послушание им» [9, с.16].

Духовность сопричастна нравственности и морали. Как утверждает М.С. Каган, нравственность - почва, на которой вырастает духовность [6, с 81]. Духовность и нравственность объединяет понимание их с позиции аксиологии, и духовность и нравственность понимаются многими мыслителями, исследователями как внутренний стержень, имеющий ценностную основу. Человека духовно и нравственно развитого характеризует наличие высоких этических и эстетических ценностей и идеалов. «Будет нравственность, почти наверняка будет духовность; не будет нравственности - не будет ничего, никакого воспитания», пишет С.А. Соловейчик [5, с. 11].

Изучая труды философов, культурологов, педагогов мы убеждаемся в том, что духовно-нравственное воспитание строится на ценностной основе, и ценности это, прежде всего, гуманистические, они носят непреходящий общечеловеческий характер: любовь, милосердие, сострадание, доброта, великодушие, трудолюбие и др. Это ценности, добродетели, личностные характеристики, которые делают человека прекрасным. Это ценности, лежащие в основе православной культуры и православной традиции. Это ценности, выступающие в качестве моральных норм, регулирующих поведение человека в обществе. В то же время это ценности и эстетического порядка, поскольку духовно-нравственное неотделимо от эстетического. Так, Истина, Добро, Красота, осмысливаются и как эстетические, и как нравственные ценности в равной степени.

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения понимается неоднозначно и в разной степени широты охвата действительности этим термином. С одной стороны, под ним понимают воспитание на религиозной основе, в традициях веры, религии, ее ценностей. С другой стороны, духовно-нравственному воспитанию придают и более светский характер, понимая его как феномен, характеризующий прежде всего внутренний мир личности и его развитие. Такое понимание представляется нам более широким, всеобъемлющим и соответствующим современной системе образования, которая носит светский характер. Таким образом, мы можем сказать, что существует мнение, что о духовности можно говорить только если она зиждется на вере, то есть светская духовность не предполагается возможной. Однако между светской духовностью и духовностью веры нет непреодолимого противоречия, что отмечают и представители

вероучительного подхода. Так, по мнению современного православного педагога А.Е. Лихачева, «русская духовность имеет свои характерные черты, которые свойственны людям независимо от их сознательной позиции в отношении религии или Церкви: эстетическое отношение к миру, стремление к красоте и гармонии во всем, разумность всех жизненных проявлений, единство слова и дела, доброго расположения сердца и поступков, жизненная установка на самопожертвование, идеал жизни как служение Богу, Отечеству, ближним» [8, с. 41].

Именно такое понимание духовности позволяет использовать педагогу весь инструментальный набор, весь спектр педагогических средств в деле духовно-нравственного воспитания младших школьников и таким образом избежать однобокого понимания сущности воспитательного процесса, направленного на высшие ориентиры становления личности. Такой взгляд на проблему духовно-нравственного воспитания присущ и педагогам-классикам. Например, по мнению В.А. Сухомлинского, развитие духовности происходит через усвоение нравственных, интеллектуальных и эстетических потребностей в процессе активной деятельности человека. «Важно отметить, что в признании ведущей роли нравственных начал в духовной культуре человека сходятся светская и православная антропология. Тем самым создается объективно благоприятная основа для консолидации усилий всех здоровых сил общества в деле создания национальной системы воспитания молодежи» [7, с. 3].

Исходя из этих позиций все номинированные в Концепции и ФГОС базовые ценности будут задействованы в функционировании образовательной среды младшего школьника, повышая положительный эффект от его взаимодействия с ней. Вместе с тем нам хотелось бы еще раз подчеркнуть, что общность ценностей духовного, нравственного, эстетического воспитания не умаляет значения православной культуры в духовно-нравственном воспитании младшего школьника. На наш взгляд, не нарушая стойкие ассоциативные связи «духовно-нравственное воспитание - урок православной культуры», «эстетическое воспитание - урок изобразительного искусства», «нравственное воспитание - урок литературы» современный учитель сегодня как никогда прежде должен взять на вооружение понятие интеграции в образовательном процессе, ибо личность - целостна, как и целостным должен быть организуемый педагогический процесс.

В этом случае духовно-нравственное воспитание младших школьников будет осуществляться не только посредством формирования чувства патриотизма на уроках мужества, изучении гимна, флага, герба своего Отечества, не только при ознакомлении с основами религиозной культуры на уроках православия и во время тематических экскурсий, но и с помощью, например, трудового воспитания, воспитания искусством. Интеграция содержания образования в начальных классах школы позволяет органично сочетать изучение, например, изобразительного искусства и основ православной культуры. Культурологическая образовательная парадигма, лежащая в основе современной системы образования, позволяет изучать иконопись, икону с позиций не только религии, веры, но и с позиции ее художественной ценности как произведения искусства; позволяет органично вплетать в урок изобразительного искусства православную тематику, тематику, относящуюся к изучению народной художественной культуры, обрядов, праздников. Так, православный храм как содержание изобразительной деятельности младшего школьника позволяет решать одновременно две важные образовательные задачи - приобщение обучающихся к искусству и приобщение обучающихся к духовным ценностям российского народа, одновременно снимая противоречие между светским и сугубо религиозным пониманием духовно-нравственного воспитания. Учитывая сензитив-ность младшего школьного возраста к художественно-эстетической деятельности, мы можем сказать, что искусство в данном случае незаменимо никаким другим более действенным средством. Таким образом, искусство выступает в данном случае в качестве мощного педагогического средства и в качестве своеобразного моста, снимающего различия в понимании духовно-нравственного воспитания младших школьников.

Незаменимым средством в решении данной проблемы выступает и народная художественная культура, заключающая в себе духовный, эстетический опыт, накопленный предыдущими поколениями. Духовные искания человека фиксируются в продуктах его художественно-эстетической деятельности - в произведениях литературы, изобразительного искусства, музыки, драматургии, которые включаются в духовную жизнь и культуру общества, влияя на формирование духовности последующих поколений.

Именно поэтому так важно уделять внимание процессу наследования и присвоения личностью

духовного опыта предыдущих поколений, оптимизировать воспитательные влияния с целью выработки норм личностного развития и социализации, определить условия и механизмы формирования ценностной базы подрастающего поколения, их нравственно-эстетических установок и достойных человека ориентаций.

В основе каждого вида искусства лежит искусство народное, запечатленное в народной художественной культуре, которая, являясь отражением этнического сознания, всегда определяла нормы поведения в социуме, регулировала и моделировала взаимоотношения разных поколений, помогала формировать ценности и идеалы личности. Без опоры на народную художественную культуру, на фундаментальные ценности отечественной культуры не может быть успешного развития любой сферы нашей жизни.

Для современной школы, школы XXI века, характерно возвращение к народным, национальным традициям, к национальным ценностям. Решить проблему приобщения к этим ценностям подрастающего поколения можно прежде всего через правильно организованный учебно-воспитательный процесс в образовательном учреждении, через направленность этого процесса на усвоение эстетических, художественных ценностей, через раннее формирование эстетической культуры подрастающего поколения.

Наследование нравственно-эстетического опыта человечества как сущность процесса духовного становления личности, отраженного в народном фольклоре, песнях, танцах, обрядах, сказках, декоративно-прикладном искусстве, то есть в различных видах художественно-эстетической деятельности, художественной культуры народа должно осуществляться в единстве, выступать как целостный неразрывный процесс.

Еще одним аспектом духовно-нравственного развития личности, который достаточно ярко прослеживается в ценностно-целевых ориентирах, обозначенных в ФГОС НОО, является формирование поликультурной личности, способной к межкультурному диалогу. В основных положениях ФГОС НОО, базирующегося на системно-деятельностном подходе, отмечается, что воспитание и развитие качеств личности, должно отвечать задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального

состава российского общества. В требованиях к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования выделены личностные результаты, включающие формирование основ российской гражданской идентичности; формирование ценностей многонационального российского общества; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; формирование установки на мотивацию к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям и др. [10, с. 4 - 8]. Таким образом, обеспечить полноценное развитие современного младшего школьника невозможно без учета социокультурной ситуации, особенностей окружающей его среды и учета всех ее характеристик и факторов влияния, одним из которых является поликультурный характер образовательной среды ребенка. Говоря о многокультурном социальном пространстве, нельзя не отметить, что каждый человек обладает своим внутренним миром (микромиром), мировосприятием, отражающим его индивидуальные особенности, унаследованный и присвоенный социокультурный опыт. Индивид, особенно в детском возрасте, с легкостью приемлет знакомое, соответствующее его внутренним критериям оценки окружающего, и настороженно относится к ино-культурным проявлениям. Наиболее ярким примером могут служить национальные различия, другой менталитет. Мы с легкостью узнаем человека другой этнической принадлежности, отличаем его, выделяем из группы людей по внешнему виду, речи, интонации, жестам, мимике, темпераментности. Мы можем не задумываясь обратиться даже к незнакомому человеку с вопросом, если идентифицируем его как «своего», как понятного для своего мировосприятия, но не сделаем не задумавшись, «без запинки» того же, если воспримем его как принадлежащего к другому этносу, социальной группе, к другой культуре.

По нашему мнению, поиски решения проблем духовно-нравственного и поликультурного воспитания личности должны быть направлены на изучение и создание образовательной среды ребенка в начальной школе, на более полное раскрытие и использование педагогических средств нравственно-эстетического становления подрастающего поколения, на насыщение ими внешней и внутренней среды формирующейся личности. К таким педагогическим средствам также относятся искусство и народная художественная культура. Народная художественная культура, народное искусство представляет собой совокупность духовно-нравственных, эстетических ценностей, постижение которых младшими школьниками - один из педагогических путей их духовного воспитания, один из путей установления позитивного межкультурного диалога. Эстетические идеалы, отношения, воззрения этноса ярче, чем где-либо, еще запечатлены в символической образной форме именно в народной художественной культуре, обладающей мощным нравственно-эстетическим потенциалом. С одной стороны, народное искусство всегда национально, с другой стороны, искусство - это та область, которая не вызывает политических споров, конфликтов, оно принадлежит не только нации, этносу, но имеет свою ценность во всем мире. Достаточным подтверждением этих слов является тот факт, что их можно отнести к искусству любой нации, любого этноса как части искусства в целом.

Народная художественная культура - целостная саморазвивающаяся система художественной жизни того или иного народа, детерминированная его менталитетом, своеобразной картиной мира, народной верой, архетипами коллективного бессознательного, то есть всем тем, что можно образно назвать «душой народа» [1].

На современном этапе образование призвано использовать свой потенциал для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, для преодоления этнона-циональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур, ограничения социального неравенства. Сегодня ощущается потребность в формировании национального самосознания личности как части общероссийского менталитета, поликультурного образования в теснейшей связи с общечеловеческими ценностями. Требуется новый подход к построению образовательной системы, чтобы содержание и структура учебно-воспитательной работы оптимально содействовали осознанию и адекватному восприятию нравственно-эстетических традиций и духовной культуры этноса как части своей жизнедеятельности, а это требует, в первую очередь, подготовки педагогов с новым мышлением, способных решить сложнейшие социально-педагогические, национальноценностные задачи исторической значимости. В связи с этим возрастает роль миссии учителя как человека, аккумулирующего и транслирующего культурные ценности к последующим поколениям. Именно поэтому важно осознание современным педагогом многогранности духовно-нравственного воспитания младшего школьника, а также важности использования всех педагогических средств на пути духовного совершенствования личности.

Искусство, художественная культура разных народов, являясь кладезем культурных ценностей этноса, в полной мере соответствуют возрастным особенностям младших школьников, ценностно-целевым ориентирам и содержанию образования в начальной школе и потому должны быть активно задействованы учителем в целостном педагогическом процессе, поскольку однобокое понимание процесса духовного развития личности, неполнота и скупость используемых средств духовно-нравственного воспитания нарушают идею не только целостности педагогического процесса, но и идею о всестороннем гармоничном развитии личности как целостного явления.

Библиографический список

1. Бакланова, Т. И. Основные направления развития традиционной художественной культуры России [Текст] / Т.И. Бакланова // Особенности народной художественной культуры Белгородчины и ее развитие в современных условиях: тезисы докладов и выступлений на научно-практической конференции. - Белгород, 1995. - С. 9-18.
2. Бердяев, Н.А. Смысл творчества [Текст] / Н.А. Бердяев. - М., 1994. - 624 с.
3. Данилюк, А.Я. Концепциея духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В. А. Тишков. - М., 2009. - 25 с.
4. Еремкин А.И. Проблемы духовного воспитания в современной школе [Текст] / А.И. Еремкин // Духовно-нравственное воспитание: прошлое, настоящее, будущее: материалы историко-педагогических чтений. - Белгород, 5 декабря 2006 г. - С. 5-15.
5. Игнатьева, Е.Е. Духовно-нравственное воспитание школьников [Текст] / Е.Е. Игнатьева // Воспитание школьников. - 2010 - № 9. - С. 8 - 11.
6. Каган М.С. Эстетика как философская наука [Текст] / М.С. Каган. - СПб., 1997. - 544с.
7. Леднев, В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека [Текст] / В. С. Леднев // Стандарты и мониторинг в образовании, 2002. - № 6. - С. 3.
8. Лихачев, А.Е. Воспитание и духовность [Текст] / А.Е. Лихачев // Педагогика. - 2001. - № 3. - С. 41-43.
9. Священник Алексий (Бекорюков). Кризис воспитания в современном обществе / [Текст] / Священник Алексий (Бекорюков) // Духовно-нравственное воспитание: прошлое, настоящее, будущее: материалы историко-педагогических чтений. - Белгород, 5 декабря 2006 г. - С. 15-20.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]: офиц. текст. - М., 2011. - 42 с.

Bibliograficheskij spisok

1. Baklanova, T. I. Osnovnye napravleniya razvi-tiya traditsionnoj khudozhestvennoj kul&tury Rossii [Tekst] / T.I. Baklanova // Osobennosti narodnoj khu-dozhestvennoj kul&tury Belgorodchiny i ee razvitie v sovremennykh usloviyakh: tezisy dokladov i vystup-lenij na nauchno-prakticheskoj konferentsii. - Belgo-rod, 1995.

- S. 9-18.

2. Berdyaev, NA. Smysl tvorchestva [Tekst] / NA. Berdyaev. - M., 1994. - 624 s.
3. Danilyuk, А.УА. Kontseptsieya dukhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazh-danina Rossii [Tekst] / А.УА. Danilyuk, А.М. Konda-kov, VA. Tishkov. - M., 2009. - 25 s.
4. Eremkin А.I. Problemy dukhovnogo vospitaniya v sovremennoj shkole [Tekst] / А1. Eremkin // Du-khovno-nravstvennoe vospitanie: proshloe, nastoyashhee, budushhee: materialy istoriko-pedagogicheskikh chte-nij.

- Belgorod, 5 dekabrya 2006 g. - S. 5-15.

5. Ignat&eva, E.E. Dukhovno-nravstvennoe vospitanie shkol&nikov [Tekst] / E.E. Ignat&eva // Vospitanie shkol&nikov. - 2010 - № 9. - S. 8 - 11.
6. Kagan M.S. EHstetika kak filosofskaya nauka [Tekst] / M.S. Kagan. - SPb., 1997. - 544s.
7. Lednev, VS. Dukhovno-nravstvennaya kul&tura v obrazovanii cheloveka [Tekst] / VS. Lednev // Standarty i monitoring v obrazovanii, 2002. - № 6. - S. 3.
8. Likhachev, А£. Vospitanie i dukhovnost& [Tekst] / АБ. Lednev // Pedagogika. - 2001. - № 3. - S. 41-43.
9. Svyashhennik Аleksij (Bekoryukov). Krizis vospitaniya v sovremennom obshhestve / [Tekst] / Svyashhen-nik Аleksij (Bekoryukov) // Dukhovno-nravstvennoe vospitanie: proshloe, nastoyashhee, budushhee: materia-ly istoriko-pedagogicheskikh chtenij.

- Belgorod, 5 dekabrya 2006 g. - S. 15-20.

10. Federal&nyj gosudarstvennyj obrazovatel&-nyj standart nachal&nogo obshhego obrazovaniya [Tekst]: ofits. tekst. - M., 2011. - 42 s.
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ spiritual and moral education МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК ПОЛИЭТНИЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА multi-ethnic educational environment ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ multicultural education ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ formation of aesthetic culture of a personality ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА РАЗНЫХ НАРОДОВ
Другие работы в данной теме: