Научтруд
Войти

Концептуальные основы воспитания демократической культуры

Научный труд разместил:
Lenavpeva
20 сентября 2020
Автор: Белкина Вера Валентиновна

УДК 37.035

В. В. Белкина

Концептуальные основы воспитания демократической культуры

В статье дается характеристика понятия «демократическая культура», представлены различные точки зрения на определение данной категории. Анализируются основные противоречия, возникающие в процессе воспитания демократической культуры участников образовательного процесса и связанные с неготовностью образовательных учреждений и отдельных педагогов реализовать демократические требования современных нормативных документов. Также отражено содержание концепции воспитания демократической культуры, ведущей идеей которой является развитие взаимодействия участников образовательного процесса на основе партнерства, сотрудничества, уважения и принятия позиции друг друга, предполагающего добровольное участие взрослых и детей в совместной деятельности и самоуправлении. Рассматриваются подходы к воспитанию демократической культуры, основными из которых можно считать рефлексивно-деятельностный, личностно ориентированный и субъектно-ситуационный. Дается характеристика принципов организации данного процесса в условиях образовательного учреждения, среди которых принцип диалогичности и партнерства, принцип активности и самодеятельности участников образовательного процесса, принцип полиролевого взаимодействия, принцип вариативности, гибкости, мобильности и принцип обеспечения прав, обязанностей и ответственности участников образовательного процесса.

V. V. Belkina

Conceptual Bases of Education of Democratic Culture

The article describes the concept of "democratic culture", presents different points of view to the definition of this category. The main contradictions arising in the process of education of democratic culture of the participants of the educational process involved in the educational process and related with unwillingness of educational institutions and individual teachers to implement democratic demands of modern regulations are analysed. Also, it reflects the substance of the concept of education for democratic culture; the leading idea is the development of cooperation between participants in the educational process on the basis of partnership, cooperation, respect and acceptance of positions of each other, implying voluntary participation of adults and children in joint activities and governance. Approaches to education of democratic culture, the main of which can be considered such as reflexive-activity, student-centered and subject-situational approaches. Is given the characteristic of principles of the organization of the process in conditions of the educational institution, among them there is a dialogic principle and partnership, the principle of activity and amateur talent activities of participants in the educational process, the principle of multirole interaction, the principle of variability, flexibility, mobility, and the principle of the rights, duties and responsibilities of participants in the educational process.

Последние десятилетия наше государство развивается под лозунгами демократизации всех сфер общественной жизни: политики, экономики, искусства и, конечно же, образования. Большинство ученых и видных государственных деятелей утверждают, что будущее России связано с развитием культуры демократических отношений. Однако проблемы, с которыми мы сталкиваемся в современном обществе, демонстрируют явное отсутствие демократической культуры у большинства наших сограждан. Причин этому можно найти много: незначительность исторического опыта демократии в нашей стране, неготовность бюрократической системы различных уровней работать на цивилизованной основе и,

безусловно, отсутствие целенаправленной работы в данном направлении в образовательных учреждениях нашей страны.

Понятие «демократическая культура личности» появилось в педагогической науке относительно недавно и является недостаточно теоретически обоснованным. Однако существуют разные точки зрения на определение данного понятия. В диссертационном исследовании С.М. Платоновой данная категория рассматривается как мера социального развития человека, определяющая его стремление и способность к эффективному социальному взаимодействию на основе гуманизма [1, с.14]. В работах Т.В. Бурдовой демократическая культура личности представле© Белкина В.В., 2014

на как особый вид демократической деятельности человека, которая позволяет в полной мере раскрыть потенциал человека во всех сферах отношений. В диссертации М.А. Юговой исследуемое понятие связано с системой «...демократических ценностей как культурных универсалий, регулирующих жизнедеятельность людей в обществе» [2, 3]. Очевидно, что понятие «демократическая культура личности» имеет ярко выраженный социальный характер и связано с регламентацией отношений людей в обществе. Анализ различных точек зрения на данное понятие позволяет сделать вывод, что данная категория может рассматриваться в двух аспектах -личностном и общественном, и предложить следующее определение: демократическая культура личности - это свойство личности, которое выражается в понимании собственных особенностей и развитой способности осуществления эффективного социального взаимодействия.

Формирование основ демократической культуры начинается еще в раннем детстве, а школа как социальный институт, реализующий задачи обучения и воспитания детей, имеет большие возможности для организации работы в данном направлении. Современные нормативные документы, регламентирующие организацию учебно-воспитательного процесса в школах и других образовательных учреждениях, также однозначно ориентированы на демократию. Однако анализ имеющейся психолого-педагогической литературы и опыта работы отдельных образовательных учреждений показал, что данному вопросу уделяется недостаточно внимания. В настоящее время мы наблюдаем практически полное отсутствие методического сопровождения данного процесса и реальной практики по целенаправленной реализации демократических принципов в образовательных учреждениях. Результаты исследований по определению уровня сформиро-ванности демократической культуры всех участников ОП также свидетельствуют о недостаточном ее развитии, непонимании сути отдельных ее принципов и выявляют низкий уровень сфор-мированности умений, характерных для развитой демократической культуры личности.

Таким образом, анализ положений основных нормативных документов и их сопоставление с реальным состоянием исследуемого процесса позволяет выделить следующие противоречия, которые имеют место в современной системе образования:

-создание новых документов, регламентирующих образовательный процесс, с одной стороны, и неготовность образовательных учреждений реализовать положения данных документов на практике - с другой стороны;

-необходимость осуществления образовательного процесса на основе новых демократических принципов и противодействие этому со стороны педагогов, реализующих «старые, но проверенные» методы и формы работы;

-потребность учащихся в демократическом взаимодействии со взрослыми и неготовность последних устанавливать демократические отношения с детьми;

-стремление передовой части педагогов к перестройке системы отношений в образовательном учреждении на основе демократических принципов и отсутствие необходимого методического обеспечения для этого.

Ведущей идеей воспитания демократической культуры учащихся является развитие взаимодействия участников образовательного процесса на основе партнерства, сотрудничества, уважения и принятия позиции друг друга, предполагающего добровольное участие взрослых и детей в совместной деятельности и самоуправлении.

Реализацию данной идеи обеспечивают положения следующих подходов к организации образовательного процесса.

Рефлексивно-деятельностный подход, который предполагает учет психофизиологических особенностей детей и опирается на активную позицию всех участников ОП, на развитие определенных смысловых и ценностных образований, которые обеспечивают становление человека как субъекта собственной жизнедеятельности.

Благодаря рефлексии развивается способность к построению оптимальных отношений в социуме, способность к разрешению различного рода противоречий (как внешних, так и внутренних), а также наличие «Я-концепции», способствующей использованию способностей в направлении осуществления желаний.

Личностно ориентированный подход, позволяющий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самореализации личности всех участников образовательного ОП, развития их индивидуальности.

Технологический арсенал личностно ориентированного подхода, по мнению Е.В. Бондарев-ской, составляют методы и приемы, соответствующие таким требованиям, как диалогичность, деятельностно-творческий характер, направленность на поддержку индивидуального развития ребенка, предоставление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений и творчества.

Субъектно-ситуационный подход. О сфор-мированности демократической культуры можно судить по тому, насколько человек реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общении и отношений.

Субъектная позиция любого участника ОП характеризуется:

-осознанием и принятием целей совместной деятельности;

-адекватностью оценки своих способностей и возможностей, критичностью по отношению к себе и окружающим;

-способностью действовать самостоятельно и принимать ответственные решения;

-потребностью в самоопределении и самоактуализации;

-способностью анализировать свою деятельность, рефлексивно относиться к своим действиям и окружающему миру.

В современной науке субъектность связана также с выбором, осуществляемым человеком в определенной ситуации, и мы должны формировать готовность обучающихся осуществлять этот выбор взаимоприемлемым для всех участников взаимодействия способом. Однако, даже при условии грамотной организации целенаправленного процесса социальной адаптации, невозможно научить ребенка поступать «правильно» в каждом конкретном случае осуществления выбора. Поэтому мы считаем, что развитая демократическая культура позволяет сформировать определенный алгоритм принятия решения в любой социальной ситуации; за счет формирования всех ее компонентов развивается внутренняя мотивация субъектов взаимодействия и отпадает необходимость «научения» определенному поведению в каждом конкретном случае.

Кроме этого, само многообразие ситуаций, в которые попадает ребенок в процессе взаимодействия различных уровней (в учебной деятельности, на внеклассных мероприятиях, вне школы), способствует накоплению его социального опыта и повышает эффективность процесса воспитания демократической культуры.

Таким образом, при организации ОП субъект-ность позиции всех его участников предполагает:

- создание специальных ситуаций, стимулирующих изменение ролевой позиции, в первую очередь, обучающихся;

- постоянное изменение ситуаций взаимодействия, что способствует формированию мобильности и гибкости поведения, обеспечивая эффективность процесса социализации;

- реализацию сотруднических отношений и развитие системы самоуправления.

Реализация положений обозначенных подходов может быть обеспечена выполнением следующих принципов.

1. Принцип диалогичности и партнерства.

Этот принцип предполагает, что в процессе взаимодействия участников ОП осуществляется обмен мнениями, позициями, ценностями (интеллектуальными, эмоциональными, моральными, экспрессивными, социальными и др.), а также совместное продуцирование идей. При этом необходимо воспринимать и принимать партнера по взаимодействию таким, каков он есть, проявляя уважение и доверие к нему.

Развитая демократическая культура личности характеризуется пониманием важности взаимодействия людей на основе уважения и равенства позиций, стремлением и готовностью находить компромиссы, умением договариваться и осуществлять эффективное взаимодействие. Для максимально эффективного развития этих способностей необходимо осуществлять совместное обсуждение возникающих проблем, сохраняя субъект-субъектный характер взаимодействия всех участников ОП. В.В. Давыдов подчеркивал, что в процессе образования развивается не ребенок, а единство ребенка со взрослым, из которого ребенок постепенно и частично выделяется как независимое существо. Индивидуальное развитие возможно только в процессе совместного взаимодействия.

Обмен, продуцирование и освоение знаний и ценностей становится эффективным, если:

- педагоги стремятся придать диалогический характер взаимоотношениям с детьми, родителями, социальными партнерами, используя при этом дискуссии, беседы, совместное обсуждение возникающих проблем и т.п.;

- в содержание жизнедеятельности конкретного образовательного учреждения заложен диалог идей, норм, ценностей различного характера;

- содержание и формы организации жизнедеятельности, а также среда образовательного учреждения создают условия и возможности для

осуществления взаимодействия на основе договоренности и партнерства.

Отметим, что диалогичность не предполагает абсолютного равенства между педагогами, детьми и родителями. Это обусловлено возрастными различиями, неодинаковостью жизненного опыта, асимметричностью социальных ролей. Однако возможно условное диалогическое равенство, диалогическое партнерство, предполагающее проявление межличностной толерантности, видение личности в каждом человеке и обращение к индивидуальному опыту каждого участника взаимодействия.

В педагогической науке давно доказана прямая зависимость эффективности обучения и воспитания от активности ребенка в этом процессе. Соответственно, и результативность диалогового, партнерского взаимодействия во многом зависит от активности и самостоятельности обучающихся. Именно сознательность диалога и осознанность партнерской позиции во многом смогут обеспечить результативность воспитания демократической культуры участников ОП.

2. Принцип активности и самодеятельности участников ОП.

Самодеятельность - это действия, совершаемые по собственной инициативе без управления сверху, без предписаний, на основе самодетерминации. В процессе развития самодеятельности осуществляется опора на активность самого ребенка. Демократическая культура личности не может быть навязана извне, процесс ее формирования должен строиться персонифицированно с учетом возможностей и потребностей всех участников ОП. Принцип активности и самодеятельности в первую очередь ориентирован на действенно-практический и коммуникативный компоненты демократической культуры: умение отстаивать свои права и защищать интересы других, выполнять обязанности и решения, находить компромисс, осуществлять эффективное взаимодействие. Все это возможно только в процессе реализации активной позиции всех участников ОП.

В педагогической практике принцип может быть реализован через:

-развитие самостоятельности и инициативы участников ОП;

-формирование потребности и готовности совершенствовать свою личность; -развитие рефлексии;

-опору на личный опыт участников взаимодействия;

-выявление интересов и потребностей участников ОП и учет их при организации различных видов деятельности;

-совместное целеполагание, планирование и анализ деятельности;

-развитие системы самоуправления в детском, педагогическом и родительском коллективах, в первичных и общешкольном коллективах.

Личностная активность может проявляться в различных социальных ситуациях, при решении различных задач взаимодействия, поэтому любой участник взаимодействия должен гибко реагировать на меняющуюся социальную ситуацию изменением ролевого поведения.

3. Принцип полиролевого взаимодействия.

В течение жизни человек осваивает множество социальных ролей, огромное значение в этом процессе играет период детства, когда закладываются основы успешной социализации человека. Социальная роль — общественно необходимый вид социальной деятельности и способ поведения личности, несущей на себе печать общественной оценки. Сама по себе социальная роль не определяет деятельность и поведение каждого конкретного ее носителя в деталях: все зависит от того, насколько индивид усвоит, интернализу-ет роль. Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения; другие — только неформальные; третьи могут сочетать в себе формальные и неформальные отношения. Для равноправного и эффективного взаимодействия нам представляется необходимым создать условия для освоения личностью достаточного количества различных социальных ролей, а с другой стороны - предоставить возможность апробировать различное ролевое поведение в реальных ситуациях взаимодействия. Это позволит человеку в дальнейшем испытывать меньше трудностей в процессе социального взаимодействия и гибко реагировать на изменение ситуации общения.

В образовательном процессе ребенок вступает во взаимодействие с различными субъектами -учителями, обучающимися (сверстниками, младшими и старшими по возрасту детьми), родителями, педагогами дополнительного образования, представителями социума и др. С одной стороны, этот факт создает определенные трудности, связанные с необходимостью осуществлять эффективное взаимодействие с абсолютно разными людьми, меняя собственное ролевое поведение, с другой стороны, грамотная организация образовательного процесса позволяет обогащать социальный опыт каждого ребенка за счет многообразия контактов, способов деятельности, возможности выбора и формировать тем самым эффективное полиролевое поведение. Как отмечает Л.В. Байбородова, «разнообразие учебной деятельности детей обеспечивается гибкостью и вариативностью построения учебного процесса, использованием различных педагогических средств, способов и вариантов взаимодействия детей разного возраста, многообразием ресурсов социума, расширением социальных контактов детей на учебных занятиях в школе и вне ее, местом проведения учебного занятия. В процессе обучения важно предоставлять ребенку выбор способа организации своей деятельности (индивидуальный, в группе, паре), различных видов и форм деятельности, способов решения учебных задач, форм отчетности о выполненной работе, при этом ребенок сам определяет темп, объем, уровень сложности и степень самостоятельности учебной деятельности» [3, с.138].

Таким образом, разнообразие ситуаций взаимодействия, подкрепленное грамотной организацией ОП, способствует успешной реализации данного принципа.

4. Принцип вариативности, гибкости, мобильности.

Данный принцип определяется многообразием интересов каждой личности, ее возможностями, разнообразием ситуаций взаимодействия участников образовательного процесса в школе и обществе. Воспитание демократической культуры - длительный процесс, который может сопровождаться различными рисками и противоречиями. Поэтому для эффективной организации данного процесса необходимо использовать разнообразные педагогические средства и варьировать содержание деятельности в зависимости от конкретных условий ее реализации.

В условиях образовательного учреждения вариативность должна быть обеспечена на различных уровнях:

• гибкость позиции учителя, обеспечивающая самореализацию каждого ребенка как в учебном процессе, так и во внеклассной и внешкольной деятельности;

• предоставление на учебном занятии учащимся возможностей выбора типа, вида и формы задания в соответствии с их особенностями мышления и интересами;

• реализация во внеучебной работе вариативных программ воспитания,

обеспечивающих удовлетворение личностных предпочтений всех детей;

• создание условий для реализации своих профессиональных интересов всех членов педагогического коллектива, с возможностью осваивать и использовать разнообразные образовательные технологии;

• использование различных вариантов взаимодействия с семьей и социальным окружением, с учетом местных особенностей и возможностей всех участников ОП.

5. Принцип обеспечения единства прав, обязанностей и ответственности участников ОП.

Данный принцип, характерный для правового государства и выраженный в тезисе, что «нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав», является, на наш взгляд, актуальным и в процессе воспитания демократической культуры. Согласно предложенному нами определению, демократическая культура личности связана, с одной стороны, с пониманием и принятием себя, собственных личностных характеристик, а с другой, - с пониманием законов общественной жизни, благодаря которым возможно осуществление эффективного взаимодействия различных уровней. Данный принцип, таким образом, отражает гармоничное сочетание личных и общественных интересов, взаимную ответственность и взаимные социальные требования всех участников ОП.

Успешной реализации данного принципа будут способствовать адекватные и полные представления участников взаимодействия об особенностях друг друга, понимание действующих общественных законов, знание собственных прав и обязанностей и стремление к их полной реализации, отношения доверия и взаимной ответственности друг за друга участников ОП. Особенно эффективно участие субъектов образовательного процесса в разработке законов, правил, обязанностей, определяющих отношения между детьми, взрослыми и детьми, взаимный и коллективный контроль за выполнением совместно выработанных прав и обязанностей членов коллектива.

Таким образом, эффективная реализация данного принципа невозможна без опоры на диалоговое взаимодействие и реализации партнерской позиции, без активности участников ОП и мобильного их реагирования на меняющуюся социальную ситуацию.

В целом для обеспечения высокой эффективности процесса воспитания демократической

культуры необходимо комплексное использование обозначенных принципов.

Проблема воспитания демократической культуры всех участников ОП является актуальной в современных условиях. Реализация обозначенных выше подходов и принципов, на наш взгляд, способна повысить эффективность данного процесса. Однако решение проблемы в значительной степени зависит от педагогов, их позиции и установок, а этому необходимо готовить в педагогическом вузе.

Библиографический список

1. Платонова С.М. Воспитание демократической культуры личности школьника в коллективной организаторской деятельности [Текст]: дис. ...канд. пед. наук / С.М. Платонова. - СПб, 2004. - 218 с.
2. Югова М.А. Развитие демократической культуры студентов юридического вуза [Текст]: автореф. дис. .канд. пед. наук / М.А. Югова. — Екатеринбург, 2003. — 22 с.
3. Baiborodova ludmila, Learning in Mixed-aged Groups of Schoolchildren // European Journal of Contemporary Education - 2013 - Vol.(5) - № 3. - P.132-144.

Bibliograficheskij spisok

1. Platonova S.M. Vospitanie demokraticheskoj kul&tury lichnosti shkol&nika v kollektivnoj orga-nizatorskoj deyatel&nosti [Tekst]: dis. ...kand. ped. nauk / S.M. Platonova. - SPb, 2004. - 218 s.
2. YUgova М.А. Razvitie demokraticheskoj kul&tury studentov yuridicheskogo vuza [Tekst]: avtoref. dis. .kand. ped. nauk / М.А. YUgova. — Ekaterinburg, 2003. — 22 s.

Baiborodova ludmila, Learning in Mixed-aged Groups of Schoolchildren // European Journal of Contemporary Education - 2013 - Vol.(5) - № 3. - P.132-144.

ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ democratic culture of personality ВОСПИТАНИЕ upbringing УЧАСТНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА participants of the educational process ПОДХОДЫ К ВОСПИТАНИЮ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ approaches to democratic culture education ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ principles of democratic culture education
Другие работы в данной теме: