Научтруд
Войти

Русско-византийские отношения в 987–989 гг. : вариант реконструкции

Автор: указан в статье

УДК 94(47+57) “987/989”: 327

РУССКО-ВИЗАНТИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В 987-989 ГГ.: ВАРИАНТ РЕКОНСТРУКЦИИ

В статье рассматривается проблема восстановления хронологической последовательности контактов Руси и Византии в конце Х в., эволюции их отношений от военного конфликта к военно-политическому союзу. Представляется, что взятие Херсона весной 988 г. предшествовало оформлению союза двух держав.

Проблема крещения князя Владимира, а вслед за ним и всей Руси — одна из ключевых в истории русско-византийских отношений. Исследователи различных ее аспектов неоднократно обращали внимание на кардинальные противоречия данных древнерусской и византийско-арабской традиции. Основой противоречий является согласование дружественной акции Владимира по отношению к Византии — его военной помощи представителям законной династии в борьбе против Варды Фоки в 988—989 гг., когда посланный правителем русов военный отряд предопределил разгром мятежа, и похода на Херсон, подрывавшего владения империи в стратегически важном регионе Северного Причерноморья. Согласно традиционной точке зрения, поход русов на Корсунь трактуется как ответная реакция на нарушение условий предшествующего договора со стороны Византии. В современной историографии эта концепция, восходящая к трудам В.Г. Васильевского и В.Р. Розена, подвергается критике, но полного отказа от нее не наблюдается до сих пор.

Попытаемся предложить новую схему реконструкции отношений Византии и Руси, хронологии и эволюции их контактов. В качестве terminus post quem уместно взять 986 г. как начало нового витка кризиса в ромейской державе (поражение при Сардике от болгар1; показательно, что под 6494 г. русская летопись фиксирует деятельность византийского посольства, облаченную летописцем в форму религиозной миссии2). Terminus ante quem — 990 (6498) — самое позднее, допускаемое исследователями, время крещения Владимира, начало создания церковной организации на Руси3.

В «Повести временных лет» имеется обстоятельное повествование о крещении Владимира в результате ряда последовательных акций: сначала религиозных посольств от волжских булгар, хазарских евреев, «немцев от Рима» и византийцев, затем «испытания вер» и похода дружины русов на Корсунь (Херсон)4. Той же канве повествования следует большинство агиографических памятников5, и лишь некоторые из них («Память и похвала» Иакова мниха) передают альтернативную версию событий6. В то же время византийские7 и арабские авторы8, умалчивая о крещении

1 Лев Диакон. История / Пер. М.М. Копыленко. М., 1988. С. 89—90.
2 Лаврентьевская летопись // Полное собрание русских летописей (далее ПСРЛ). М., 1962. Т. 1. С. 84-87.
3 Рапов О.М. Русская Церковь в IX — первой трети XII в. М., 1988. С. 238—239.
4 Лаврентьевская летопись. С. 84—122.
5 Житие блаженаго Володимера // Христианское Чтение. 1849. Ч. 2. С. 328—335; Слово о том, како крестися Владимер, возмя Корсунь // Никольский Н.К. Материалы для истории древнерусской духовной письменности № I—XXIII // Сборник отделения русского языка и словесности. 1907. Т. 82. № 4. С. 1—24.
6 Зимин А.А. Память и похвала Иакова мниха и житие князя Владимира по древнейшему списку //Краткие сообщения института славяноведения. 1963. № 37. С. 66—75.
7 Ioannis Scylitzae synopsis histiriarum / Recens. I. Thurn // Corpus fontium historiae byzantinae. Be-rolini, 1973. Vol. 5. P. 336; Ioannis Zonarae epitomae historiarum / Ex recens. Mauricii Pinderi // Corpus scrip-

А.А. Роменский

Харьковский национальный университет имени В.Н. Каразина

e-mail: pergamen-romen@mail.ru

князя, повествуют о союзнической помощи, оказанной Владимиром своему шурину в ответ на предложение руки сестры императора. О взятии Херсона кратко сообщает лишь Лев Диакон9.

Сравнение противоречивых указаний источников привело к выдвижению ряда гипотез о характере византийско-русских контактов; взятие Корсуня трактовалось как возмездие за нарушение византийцами договора о союзе10 или наоборот, как помощь Владимира василевсам в подавлении мятежа11. Еще больше разногласий вызвал вопрос о месте и времени крещения Владимира: 1) традиционный вариант — помещение Корсунского похода и крещения в рамках 988 г.12; 2) крещение в 987 г., посылка вспомогательного отряда в 988 г., осада Корсуня в июне-декабре 989 г., крещение киевлян в 990 г.13; 3) взятие Корсуня в промежутке июля-августа 987 — апреля 988 г.14; 4) крещение в Киеве, взятие Корсуня между 7. 04. и 27. 07. 989 г.15; 5) крещение Владимира после заключения договора 987 г. еще в Киеве, вероятно, на Богоявление 988 г., брак его с Анной летом того же года16; осада Корсуня в интервале осень 988 — апрель 989 г. (партия сторонников василевсов в лице Анастаса Корсуня-нина помогает их союзнику Владимиру вскоре после победы под Авидосом, согласно реконструкции Анджея Поппэ)17; 6) крещение в Киеве в 987 г., осада Херсона осенью 988 — весной 989 г.18; 7) крещение Владимира в Киеве в 988 г., осада Херсона в конце лета 989 — апреле-мае 990 г., крещение киевлян в 990 г.19

Существенные различия в интерпретации хронологии памятников делают актуальным согласование их сведений. Целесообразно привлечь для сопоставления такие древнерусские источники, как Повесть временных лет (ПВЛ), «Память и похвала» Иакова, «Чтение о житии и погублении Свв. Бориса и Глеба» Нестора. Подавляющее большинство списков летописи помещают Корсунский поход и вслед за ним крещение князя под 6496 г.20 В то же время есть своды, где эти события отнесены к

torum historiae byzantinae. Bonnae, 1897. T. 3. P. 552—553; Michael Psellos. The History of Psellus / ed. C. Sathas. London, 1899. P. 7.

8 Розен В.Р. Император Василий Болгаробойца. Извлечения из летописи Яхъи Антиохийского // Записки Императорской Академии наук. 1883. Т. 44. Приложение 1. С. 23—25; Кримський А.Ю., Кез-ма Т. Оповідання арабського історика XI віку Абу-Шоджі Рудраверського про те, як охрестилася Русь. К., 1927. С. 13—14.
9 Leonis Diaconi Caloensis Historiae libri decem // Corpus scriptorum historiae byzantinae. Bonnae, 1828. Pars 11. P. 175—176.
10 Васильевский В.Г. Русско-византийские отрывки. II. К истории 976—986 гг. // Труды

B.Г. Васильевского. СПб., 1909. Т. 2. Вып. 1. С. 99—100; Розен В.Р. Указ. соч. С. 217.

11 Поппэ А.В. О причине похода Владимира Святославича на Корсунь 988—989 гг. // Вестник Московского университета. 1978. Серия 8: История. № 2. С. 45—58.
12 Так, согласно точке зрения Н.С. Голицына, весь поход занял 4—5 месяцев. Голицын Н.С. Речной и морской поход великого князя Владимира в 988 г. // Русская старина. 1889. октябрь.

C. 188—189. Летописную хронологию поддерживает А.И. Соболевский: Соболевский А.И. В каком году крестился Святой Владимир // Журнал министерства народного просвещения. 1888. Ч. 257. Июнь. С. 399—41033.

13 Завитневич В.З. О месте и времени крещения Св. Владимира и о годе крещения киевлян // Труды Киевской духовной академии. 1888. Т. 1. № 1. С. 134—144.
14 Бертье-Делагард А.Л. Как Владимир осаждал Корсунь // Известия отделения русского языка и словесности. 1909. Т. 14. Кн. 1. С. 294.
15 Васильевский В.Г. К истории 976—986 гг. С. 99—100; Розен В.Р. Император Василий Болгаробойца...С. 214—217.
16 Poppe A. The Political Background to the Baptism of Rus // Dumbarton Oaks Papers. 1976. Vol. 30. P. 240—242.
17 Ibid. P. 223—224; точку зрения А. Поппэ принимает М. Арранц. См.: Арранц М. Чин оглашения и крещения в Древней Руси//Символ. 1988. № 19. С. 69—72.
18 Власто А.П. Запровадження християнства у слов&ян. Вступ до середньовічної історії слов&янства / Пер. з англ. Р. Ткачук, Ю. Терех. К., 2004. С. 305—306.
19 Рапов О.М. О дате принятия христианства князем Владимиром и киевлянами //Вопросы истории. 1984. № 6. С. 45—46.
20 Лаврентьевская летопись. С. 109; Ипатьевская летопись // ПСРЛ. М., 1962. Т. 2. С. 95; Новгородская I летопись старшего и младшего изводов. М.-Л., 1950. С. 150; Радзивиловская летопись //ПСРЛ. Л., 1989. Т. 38. С. 50; Никоновская летопись // ПСРЛ. СПб., 1862. Т. 9. С. 53 и др.
6497 г.21, иногда сообщение летописной статьи 6496 г. кратко повторяется в следующей статье (обычно в виде констатации: «Крестився Владимер»)22, или же сведения о походе на Корсунь отнесены к 6496, а крещение Руси — к следующему, 6497 г.23 Можно предположить, что в первоисточнике сведений о Корсунском походе сообщение об осаде города, его взятии и крещении русского князя не было сжато в рамки одного года, как это произошло в ПВЛ и позднейшем летописании.

В «Памяти и похвале» имеются разные хронологические пласты, датировка крещения Владимира условна и колеблется в пределах 6495—6496 гг., в зависимости от различий в интерпретации. В памятнике имеются две точные даты — вокняжения Владимира 11. 06. 6486 (978) и его смерти — 15. 07. 6523 (1015), крещение Владимира относится к «десятому лету» по «убьеньи... Ярополка», также указано, что князь прожил после крещения 28 лет. Автор летописных заметок не разделял «корсун-скую» версию крещения и сообщил уникальную информацию о походе к порогам «на второе лето» по крещении и взятии Корсуня через год24. Скорее всего, заметки составлены на материале более древних, чем летописные, хронологических записей, возможно при Десятинной церкви. Если считать методом А.И. Соболевского, то срок жизни князя в 28 лет приводит к 6496 (988) г., а указание «в 10-е лето по убьеньи» на 6495 (987); используя современный счет по отношению к тем же датам, приходим к 6495 (987) и 6496 (988) г. соответственно. То есть, хронология заметок противоречива изначально. Вероятно, это объясняется различными показаниями источников, использованных при составлении этого перечня хронологических указаний. Кроме того, год вокняжения Владимира и смерти Ярополка может не совпадать. Примечательно, что именно «взятие» Херсона, то есть, завершение продолжительной осады, отнесено к «третьему лету» по крещении; сама же осада, таким образом, началась в предыдущем году. Дата «Чтения.» (6495, в рукописи ошибочно 6490) не вызывает доверия у большинства ученых.

Византийская и арабская традиции, которые нужно рассматривать в одном ключе, не дают точных хронологических указаний о времени похода на Корсунь и крещении Владимира. Собственно, о захвате (&аі^О]?) Херсона упоминает только Лев Диакон, и его сообщение стоит особняком среди других известий. Примечательно, что в изложении Льва «тавроскифы» и «мисяне» выступают одновременно, как недруги ромеев; «звезда» вместе с «огненными столбами» указывает на «большие трудности», к которым привели оба эти народа25. Если сопоставить эти сведения с неясным намеком того же Льва на участие русов в битве при Сардике26 и со словами Яхъи Антиохийского о том, что русы были врагами Василия II во время отправления к ним посольства для переговоров27, можно прийти к выводу о вероятных союзнических действиях дунайской Болгарии и Руси против Византии. Вывод о времени взятия Херсона между 7. 04. и 27. 07. 989 г.28, построенный на сопоставлении «огненных столбов» Льва Диакона и «столба» Яхъи в Каире, следует признать необоснованным

21 Новгородская вторая летопись (по архивскому сборнику) //Новгородские летописи. Рязань, 2002. Кн. 1. С. 1; Краткий летописец новгородских владык // Там же. С. 130.
22 Софийская первая летопись (повторяет известие о крещении даже под 6499 г.) // ПСРЛ. Л., 1925. Т. 5. Вып. 1.С. 72.
23 Псковская третья летопись (Архивский 2-й список) //Псковские летописи. М., 1955. Вып. 2.

С. 74-75; Псковская первая летопись // ПСРЛ. СПб., 1848. Т. 4. Ч. 5. С. 175.

24 Зимин А.А. Память и похвала. С. 72—73.
25 Leonis Diaconi Caloensis Historiae ІіЬгі decem. Р. 175—176.
26 Лев Диакон. История. М., 1988. С. 89—90.
27 Розен В.Р. Император Василий Болгаробойца. С. 23—25 (2-я паг.); впрочем, это известие можно истолковать и как простую констатацию враждебности — источник Яхъи, видимо, не содержал точных хронологических указаний. См.: там же. С. 194—198.
28Розен В.Р. Указ. соч. С. 245.

как из-за спорной идентичности этих природных явлений29, так и исходя из сообщения летописи и житий о гораздо большей продолжительности осады. Показания Льва Диакона не могут привлекаться для восстановления причинно-следственных связей и последовательности событий, поскольку византийский историк не соблюдал хронологический порядок изложения30 и не преследовал цель освещать перипетии связей Романии с северными варварами.

Другие византийские (Скилица31, Пселл32, Зонара33) и арабские (Яхъя34, Шуджа Рудраверский35) авторы, обходя молчанием судьбу окраинного припонтийского города, повествуют о союзнической помощи, оказанной Владимиром своему шурину в ответ на предложение руки сестры императора. Не сообщая в точности хронологии событий, эти источники указывают, что свойство (по 0е6о^) обоих властителей предшествовало дружескому шагу Владимира. Наиболее подробен и точен в своем изложении Яхъя, скорее всего, пользовавшийся данными ромейской исторической традиции36. Сопоставление хроники Яхъи с трудами Скилицы и Зонары позволяет заметить общие черты в изложении событий, возможно, идущие от некоего общего первоисточника.

Остановимся на вопросе о характере отношений Византии и Руси к моменту прихода к власти младшего из Святославичей. После неудачной для Руси Балканской авантюры Святослава позиции державы Рюриковичей на международной арене ослабли; русско-византийский договор 971 г. фиксировал обещание князя «николиже помышлю на страну вашю, ни сбираю вои ни языка, ни иного приведу на страну вашю, и елико есть под властью Гречьскою; ни на власть Корсуньскую, и елико есть городов их; ни на страну Болгарьску...»37 Более того, Святослав обещает вооруженной силой помогать империи против ее неприятелей. Однако, как видно из сообщения ПВЛ, ни русский князь, ни его дружина не были удовлетворены таким исходом борьбы, рассчитывая возобновить войну после мирной передышки38. Гибель воинственного князя предотвратила новый конфликт; к Ярополку, как сообщает Никоновская летопись, в 979 г. пришли «послы от Греческого царя, и взяша мир и любовь с ним, и яшася ему по дань, якоже и отцу его и деду его»39. Но заключенный мир не мог быть продолжительным; убив брата и утвердившись в Киеве, Владимир возобновляет военные походы, и «Корсунская страна» стала одним из объектов его притязаний.

Под 6493 (985) г. летопись фиксирует поход Владимира с дядей Добрыней и торками на болгар40. Не будем касаться давней дискуссии о том, какие болгары (волжские или дунайские) стали объектом экспансии; в любом случае, балканское направление политики Святослава должно было получить продолжение в действиях его младшего сына. В 986 г. византийцы потерпели поражение при Сардике-Средце, что поменяло баланс сил в регионе. Намек на совместные действия русов и болгар против ромеев можно найти в уже упоминавшемся пассаже Льва Диакона о «скиф-

29 Рапов О.М. О дате принятия христианства князем Владимиром и киевлянами // Вопросы истории. 1984. № 6. С. 37; Богданова Н.М. О времени взятия Херсона князем Владимиром // Византийский временник. 1986. Т. 47. С. 43.
30 Пономарев А.Л., Сериков Н.И. 989 (6496) год — год крещения Руси (филологический анализ текстов, астрология и астрономия) // Причерноморье в средние века. М., 1995. Вып. 2. С. 182.
31 Georgius Cedrenus. Ioannis Scylitzae ope (Historiarum compendium ) / Ab I. Beccero suppl. et emend // Corpus scriptorum historiae byzantinae. Bonnae, 1839. T. 2. P. 444.
32 Васильевский В.Г. Варяго-русская и варяго-английская дружина в Константинополе XI и XII вв. //Труды. СПб., 1908. Т. 1. С. 197; Михаил Пселл. Хронография / Пер. Я.Н. Любарского. М., 1978. С. 10.
33 Ioannis Zonarae epitomae historiarum. P. 552—553.
34 Розен В.Р. Указ. соч. С. 23—25.
35 Кримський А.Ю., Кезма Т. Вказ. праця. С. 13—14.
36 Розен В.Р. Указ. соч. С. 057—090.
37Лаврентьевская летопись. С. 73.
38 Там же. С. 72.
39 Никоновская летопись. С. 39.
40 Лаврентьевская летопись. С. 84.

ском мече»41; о вражде русов с византийцами во время начала мятежа Варды Фоки говорит Яхъя Антиохийский. Не решимся утверждать, что русские войска непосредственно участвовали в битве при Сардике; но Русь не могла долго оставаться непричастной в условиях болгаро-византийского конфликта.

Ключевое значение для дальнейшей интерпретации событий имеют сведения арабских историков, потому они заслуживают подробного рассмотрения. Позволим себе еще раз привести фрагмент «Истории» Яхъи в переводе А.Л. Пономарева и Н.И. Серикова, которые дополнили трактовку В.Р. Розена рядом принципиальных замечаний: «И стало опасным дело его [Варды Фоки], и был им озабочен Василий по причине силы его войска и победы его над ним. И истощились его богатства, и побудила его нужда послать к царю русов — а они враги его, чтобы просить их помочь ему в настоящем его положении. И согласился он на это. И заключили они между собой договор о свойстве и браке царя русов с сестрой царя Василия, после того, как он поставил ему условие, чтобы крестился тот и весь народ великий. И не причисляли себя русы тогда ни к какому закону и не признавали никакой веры. И послал к нему царь Василий после этого митрополитов и епископов, и они окрестили царя и всех, кого охватывала его власть, и отправил [Василий] к нему сестру свою (она построила много церквей в стране русов). Когда же факт брака между ними утвердился, прибыли войска русов также и соединились с войсками ромеев, которые были у царя Василия.»42 (курсив наш— А.Р.).

Сирийский историк оставил ряд ценнейших указаний: 1) в момент начала мятежа Варды Фоки и «истощения богатств» Василия русы были врагами византийского императора; 2) заключенный между Русью и Византией договор включал в себя обязательства крещения не только самого князя, но и всего народа, с включением его в область церковной юрисдикции Константинополя; взамен Владимиру была отдана сестра императора, которая также принялась христианизировать страну; 3) войска были посланы только после «утверждения факта брака» («решения дела о браке» в переводе В.Р. Розена). Последний вывод подтверждается и византийскими хронистами (Скилица и Зонара)43, а также сообщениями других арабских авторов: Ал-Асира, Ал-Мекина, Шуджи Рудраверского44.

В то же время в источниках нет никаких указаний на то, что переговоры с «царем русов» начались уже в 987 г., как только Варда Фока двинулся на захват императорской власти. Напротив, очевидно, что обращение к врагу было со стороны Василия II крайней мерой, прибегнуть к которой он решился, лишь потерпев поражение от войск соперника, которого поддержали общество и большая часть войск45. Еще в апреле 988 г., как свидетельствует императорская новелла, положение Василия было критическим46. Таким образом, не находится достаточных оснований утверждать, что переговоры законного византийского правительства с Владимиром начались раньше весны 988 г.

Используя критическую ситуацию внутри империи, правящая верхушка Киевской державы принимает решение «помыслить» на «Корсунскую страну», с целью вернуть более выгодное положение в отношениях с Византией, упрочить влияние в Таврике. Кроме политических причин — стремления реванша за поражение Святослава — к походу могли привести и экономические соображения: защита интересов

41 Лев Диакон. История. С. 89—90.
42 Пономарев А.Л., Сериков Н.И. Указ. соч. С. 162; См.: Розен В.Р. Император Василий Болгаро-бойца... С. 23.
43 Ioannis Scylitzae Synopsis historiarum. P. 336; Ioannis Zonarae epitomae historiarum. P. 552—553.
44 Розен В.Р. Указ. соч. С. 23—25; Васильевский В.Г. К истории 976—986 гг. С. 81—89; Кримський А.Ю., Кезма Т. Оповідання арабського історика XI віку Абу-Шоджі Рудраверського про те, як охрестилася Русь. С. 13—14.
45 Кримський А.Ю., Кезма Т. Вказ. праця. С. 13—14.
46 Novella XXVI. Imperatori Basilii Porphyrogeniti quae legem Nicephori de monasteriis tollit (A. 988) // Jus Graeco-Romanum / Edidit C.E. Zachariae a Lingenthal. Lipsiae, 1857. Pars 3. Novellae Constitutiones. P.
303—304.

«торговых людей» Руси в Причерноморье и империи в целом; следует учесть и жажду материального обогащения. Религиозный фактор тоже мог иметь место, если учесть, что в результате похода христиане в окружении киевского князя одержали окончательную победу над язычниками. Вопрос об оглашении Владимира требует особого рассмотрения; все же представляется, вопреки данным «Памяти и похвалы» Иакова, что Корсунский поход князь совершил еще некрещеным.

Наиболее вероятным временем совершения похода выглядит лето 987 г. Источники не говорят определенно о том, был он морским или сухопутным; однако традиции русско-византийских войн и трудности в преодолении степи с угрозой нападения печенегов заставляют отдать предпочтение первому варианту. Вероятно, воинские силы под предводительством князя, спустившись по Днепру обычным для морских походов маршрутом (из Витичева, служившего сборным пунктом, вниз по Днепру, перетаскивая ладьи волоком через пороги, с остановкой на островах Св. Григория (Хортица) и Св. Эферия (Березань)47, вышли в Черное море и подошли к Херсону со стороны Стрелецкой бухты, соорудив лагерь к западу от города. В этот момент Владимир, таким образом, оказался ситуативным союзником Варды Фоки, ослабляя верные Македонской династии силы на северном фланге. Соблазнительно предположить, что недруги Романии (русы и болгары) согласовывали свои действия; в пользу этого можно трактовать сообщение Льва Диакона, который в перечне бедствий, постигших Византию, не отделяет захват Херсона русами от взятия Веррии бол-гарами48. Максимальное ослабление позиций правящей династии вследствие внешних поражений в это время было выгодно сторонникам Варды Фоки, и не исключено, что в этом плане они действовали сообща с врагами империи.

Можно полагать, что девятимесячная осада49 Херсона началась в августе-сентябре 987 г., и окончилась взятием города в апреле-мае следующего, 988 г. В критический момент борьбы за власть и внутренней войны империя не нашла сил для оказания поддержки своим владениям в Крыму, на что, должно быть, надеялись хер-сониты, долго не желая сдавать город. К весне 988 г. положение Василия II обострилось настолько, что он решается на переговоры с вооруженным врагом, обещая за помощь в войне с Фокой руку своей сестры — честь, в которой незадолго до того было отказано германскому императору. Следует отдать должное византийской дипломатии, которая и в этот раз смогла добиться большего, чем вооруженные силы. Судя по сообщениям источников (как древнерусских, так и арабских), именно византийская сторона настояла на крещении Владимира и, впоследствии, его страны. Миссия обращения язычника была, вероятно, возложена на Феофилакта, митрополита Севастийского, изгнанного Вардой Фокой50. Князь соглашается принять «греческую веру» в захваченном городе, очевидно, будучи уже внутренне готов к этому. Более подходящее место для крещения трудно было найти: в Херсоне располагался ближайший крупный церковный центр (с середины IV в., судя по Житиям епископов херсонских, функционировала епархия51, с конца IX — начала Х в. - архиепископия52) с несколькими подходящими для такого таинства кафоликонами53, кроме этого именно в этом городе проще всего было встретить цесаревну Анну с ее прислугой, которая, согласно договору, должна была прибыть для торжественного бракосочетания. Союз, заключенный в Херсоне весной 988 г., оказался выгодным обеим сторонам — Василий II получил военную помощь и христианизированную Русь, оказавшуюся под церковной властью Константи-

47 Constantinus Porphyrogenitus. De administrando imperio, cap. 9 // Corpus scriptorum historiae by-zantinae. Bonnae, 1840. Vol. 3. Р. 74—79.
48 Leonis Diaconi Caloensis Historiae libri decem. Р. 175—176.
49 Житие особого состава // Шахматов А.А. Корсунская легенда о крещении князя Владимира. СПб., 1906. С. 46—48; См.: Пятышева Н.В. «Земляной путь» рассказа о походе Владимира на Корсунь // Советская археология. 1964. № 3. С. 114.
50 Всеобщая история Степаноса Таронского, Асох&ика по прозванию / Пер. с армянского Н. Эмина. М., 1864. С. 142, 175.
51Латышев В.В. Жития святых епископов херсонских. Исследование и тексты // Записки Императорской Академии наук. 1906. Т. 8. № 3. Серия 8. С. 58—62.
52 Романчук А.И. Очерки истории и археологии византийского Херсонеса. Екатеринбург, 2000. С. 80.
53 СорочанС.Б. Византийский Херсон. Харьков, 2005. Ч. 2. С. 716.

нопольского патриарха, Владимир же посредством выгодного брака укрепил свое собственное положение во власти, повысил международный статус Руси.

Медлить с исполнением взятых обязательств было не в интересах правящих василевсов, которые озаботились быстрым отправлением своей сестры в Херсон к варвару весной 988 г. Необходимо учесть, что морское путешествие из Константинополя в Херсон не занимало больше двух недель (обычно 10—11 дней)54. К лету того же года Византию посетили «тавроскифы», чьи войска предопределили исход битв с мятежниками под Хрисополем (988) и Авидосом (13. 04. 989 г.)

Крестильное имя Владимира указывает на приурочение его крещения к памя- ти Св. Василия, однако в обозначении конкретного дня исследователи расходятся. П. Хавский считает, что крещение состоялось за семь дней до празднования памяти Св. Василия, епископа Парийского (12 апреля) либо Св. Василия, епископа Амасий- ского (26. 04), или же в эти дни, если не на праздник Пасхи, припадающий в 988 г. на 8 апреля55. Вероятным днем крещения и бракосочетания Владимира может также быть день Троицы 27 мая 988 г. Давать имена крестившимся варварам, сходные с именами представителей императорского дома, было в обычае византийцев. К лету супружеская чета отбыла в Киев вместе с константинопольским и корсунским духовенством. Для крещения киевлян, по предположению П.Г. Лебединцева, мог быть избран день 1. 08, когда совершалось освящение воды56 - именно этот день в церковной традиции считался днем Крещения Руси.

Проведенное исследование привело к пересмотру ряда существующих представлений о характере русско-византийских отношений в правление Владимира и Василия Болгаробойцы. Прежде всего, не выдерживает критики взгляд на Корсунс-кий поход как ответ Руси на нарушение Византией гипотетического «договора 987 г.» Напротив, источники позволяют утверждать, что двусторонние переговоры активизировались лишь с весны 988 г., после победоносного для Руси завершения Корсунс-кого похода. Военно-политический союз двух стран, заключенный в 988 г., просуществовал до 1043 г., сопровождающая его христианизация Руси и усвоение ею византийской культуры оказали решающее воздействие на дальнейший ход истории Восточной Европы.

RUS-BYZANTINE RELATIONS IN 987-989 A.D.: A VARIANT OF RECONSTRUCTION

A.A. ROMENSKY

VN. Karazin Kharkov National University, Ukraina

e-mail: pergamen-romen@mail.ru

The following paper deals with the problem of the chronologi- cal sequence&s reconstruction of Rus&-Byzantine contacts towards the end of the 10th century; evolution in relations from conflict to military and political alliance. Chersonesos& capture seems to have preceded registration of the alliance.

54 СорочанС.Б. Указ. соч. Ч. 1. С. 567—568.
55 Хавский П. Исследования о времени крещения Св. и равноапостольного в. кн. Владимира // Записки Одесского общества истории и древностей. 1853. Т. 3. С. 76.
56 Лебединцев П. Когда и где совершилось крещение киевлян при Св. Владимире // Киевская старина. 1887. № 9. С. 178
Другие работы в данной теме:
Научтруд |