Научтруд
Войти

Возможности рассмотрения творческого мышления в теннисе как механизма развития субъектности личности

Научный труд разместил:
Zasevevti
20 сентября 2020
Автор: Бянкина Лариса Владимировна

RELIABILITY AND PERFORMANCE IN GOALKEEPER&S PLAY ON INTERNATIONAL FLOORBALL COMPETITIONS BETWEEN MEN&S TEAMS

A.V. Bykov, A.A. Lenin, N.A. Trukhin, A.P. Skirdenko

Indicators of the reliability of the game goalkeepers at the final tournaments of the world championships in floorball in 2010, 2012 and 2014 are presented. The analysis of the game of 70 national team goalkeepers of the national teams of countries at international competitions is conducted. The effectiveness of their game activity in the part of the reflection of catching, throws and strikes has been determined.

Bykov Anatolii Valentinovich, candidate of pedagogical Sciences, head of the Department, associate professor, floorball@list.ru, Russia, Severodvinsk, branch of the Northern (Arctic) Federal University named after MV Lomonosov; Institute of Shipbuilding and Marine Arctic Technology,

Lenin Andrey Aleksandrovich, senior lecturer, master of Sports of the Russian Federation, _floorball@list.ru, Russia, Saint-Petersburg State Agrarian University,

Trukhin Nikolai Aleksandrovich, chairman, master of Sports of the Russian Federation, _ floorball@list.ru, Russia, Severodvinsk floorballfederation,

Skirdenko Aleksandr Petrovich, associate professor, honored worker of Physical Culture, honored coach of the Russian Federation, master of Sports of the USSR, floorball@,list.ru, Russia, Arkhangelsk, Northern (Arctic) Federal University named after Lomonosov

УДК 796.342:159.9.07

ВОЗМОЖНОСТИ РАССМОТРЕНИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ТЕННИСЕ КАК МЕХАНИЗМА РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОСТИ

ЛИЧНОСТИ

Л.В. Бянкина, Е.А. Шпак

Анализируется возможность рассмотрения творческого мышления в теннисе, с одной стороны, как требования предпрофессиональных программам в области физической культуры и спорта, с другой - как механизма развития субъектности личности. Показано, что творчество как механизм развития субъектности личности проявляется и реализуется на трех взаимосвязанных уровнях: как образ тела, как особенность вида спорта, а также как раскрытие индивидуальных особенностей в соревновательной деятельности.

Современное отечественное образование призвано решить весьма сложную дилемму: с одной стороны, наблюдается его жесткая регламентация на основании внедрения образовательных и иных стандартов, с другой стороны, в этих же стандартах прописывается развитие

таких способностей человека, которые не просто не поддаются какой-либо регламентации, но и сами по себе сложно диагностируются вследствие как разнородности теоретических представлений о них, так и сложности разработки диагностического инструментария. Примером таких способностей человека в первую очередь является творчество и, в частности, творческое мышление. Безусловно, говоря об образовании, мы имеем в виду не только общее, но и дополнительное образование, в том числе в области физической культуры и спорта.

К сожалению, традиционные подходы проведения занятий по физической культуре и спорту при всех их достоинствах не выделяют такого системообразующего фактора активностей личности, который обеспечивает их оптимальное сочетание, предопределяя и поддерживая высокую эффективность деятельности человека в этих сферах. При этом следует подчеркнуть, что в отечественной психологии определен данный фактор, каким является субъектность человека, понимаемая как интегральное системное качество целостной структуры индивидуальности [3]. Проанализировав ряд моделей и подходов к определению субъектности и ее структуры, можно отметить некоторые общие моменты: 1) осознанная активность в отношении своего «Я», окружающего мира и деятельности признается центральной характеристикой субъектности; 2) принятие себя в качестве субъекта, обладающего определенными характеристиками (ответственностью, относительной автономностью, целостности, самостоятельностью и пр.), а также признание права других быть субъектами и проявлять субъектные качества; 3) переживание ценности и уникальности собственного «Я» [3, 6, 8]. На основании анализа научно-методической литературы предположим, что одним из механизмов формирования субъектности может являться творчество, что мы и попытаемся доказать в данной статье.

В соответствии с приказом Министерства спорта № 730 от 13.09.2013 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам» в программах по игровым видам спорта, к которым относится и теннис, появился раздел «Развитие творческого мышления обучающихся». Это явилось новшеством по отношению к ранее существующим программам, где упоминалась лишь технико-тактическая подготовка. Безусловно, в детско-юношеских спортивных школах было разработано содержание соответствующего раздела, однако в большинстве случаев авторы программ ограничились ссылкой на развитие тактических умений обучающегося, что само по себе носит творческий характер. По нашему мнению, выделение целого раздела в программе по первоначальному замыслу призвано обеспечить не только

формирование тактического мышления, но и, в целом, развитие творческих способностей ребенка, занимающегося теннисом. Для ответа на поставленный вопрос обратимся к смыслу понятия «творчество», а также его развитию в образовательном процессе, в том числе и при занятиях спортом.

Большинство исследователей творчества сходятся во мнении, что оно связано с сознанием и свободой человека. Развитие творческих способностей можно сопоставить с развитием сознания [10]. Основываясь на принципах экзистенциальной аналитики, С.Е. Ячин определил четыре модуса творчества: созидание нового предмета из материала природы, созидание нового смысла из «материала» языка, созидание «лучшего» образа тела из материала телесности и «совершенствование души» [9. С. 58]. В данном теоретическом построении для нас более всего интересно созидание «лучшего» образа тела, что отражает общее положение деятельностного подхода, согласно которому человек в процессе деятельности формирует и себя.

Несколько иное понимание творчества заложено в идее выдающегося профессионала в области тенниса С.П. Белиц-Геймана, выделяющего главные особенности вида спорта, которому он посвятил всю жизнь: творчество, сильная воля, атлетизм, активность и универсальность действий, эффективность приёмов техники [2]. Здесь под творчеством имеется в виду постоянное решение в соревновательной деятельности технико-тактических задач. Также Г.В. Барчукова в своем диссертационном исследовании вскрывает противоречия, существующие в учебно-педагогическом процессе теннисистов, и делит их на две группы: технические и педагогические. К техническим данный автор относит противоречия между необходимостью автоматизации движений на больших скоростях при их вариативности в игровой деятельности; к педагогическим - противоречие между требованиями творчества в соревновательной деятельности и стандартизацией тренировочного процесса [1].

С.Л. Белиц-Гейман (1988) спрашивает: «...а как же быть с индивидуальными особенностями, разве все должны играть одинаково? Говорят же, что каждый ведущий теннисист хорош в своём роде, примечателен своей яркой индивидуальностью. Установка на игру универсальной активности не оковы, а самый широкий простор для индивидуальности. Ведь игровое творчество может достигать наивысшего мастерства, когда в распоряжении теннисиста - полный комплект всех видов игрового оружия, а также психологических и физических достоинств» [2. С. 29]. Комплексное разнообразие техники должно выражаться в умении использовать все виды ударов, тонко варьировать их по различным направлениям, силе, особенностям вращения и траекториям полёта мяча, тактической направленности, свободному выполнению ударов в различных по высоте точках. Исходя из этого В.А. Сальников (2002) делает

предположение, что успешное выполнение определенной спортивной деятельности происходит по-разному из-за внутренних свойств, отличающих индивидуальность [7].

Процесс освоения новых движений - результат сложной деятельности центральной нервной системы по механизму образования нервных связей. Новые двигательные рефлексы возникают на базе безусловных, врожденных двигательных рефлексов или ранее приобретенных условных рефлексов. Иначе говоря, формирование двигательных навыков происходит на основе ранее выработанных двигательных координаций [4]. Успешность овладения новыми движениями зависит, с одной стороны, от генетических факторов, а с другой - от факторов среды. Двигательные способности детей проявляются в скорости образования двигательных навыков, в способности обеспечивать так называемый перенос навыков, а также образовывать сразу «с места» новые движения (механизм экстраполяции) [5]. В играх и единоборствах на первый план выступают психические качества, в основе которых лежит система процессов, определяющая возможность в кратчайшие сроки воспринимать возникающие ситуации, принимать и реализовывать творческие решения.

Развитие творческого мышления является относительно новой задачей для программ дополнительного образования по спортивной подготовке. Не совсем понятно в какой части занятия должны выполняться определенные упражнения и задания и, кроме того, сами эти задания.

Предлагаем несколько вариантов включения заданий для развития творческого мышления: перед занятием на построении (не связанным с двигательной деятельностью), на разминке (связанной с двигательной деятельностью), в основной части занятия (в рамках развития тактических действий ребенка), в заключительной части (во время выполнения упражнений на растягивание и расслабление). Для развития творческого мышления на первых этапах, по нашему мнению, подойдут любые упражнения на развитие мышления, воображения, внимания и памяти, поскольку данные процессы (качества) лежат в основе творческой деятельности. Нами подобраны упражнения, которые можно выполнять многократно с разными и одними и теми же детьми. На базе данных упражнений дети могут придумать что-то свое, что должно всемерно поддерживаться тренером. Если ученики придумают свои упражнения или предложат задания, которые они знают от других детей, из школы, из книг, либо из Интернета, которые также решают задачи развития мышления, можно создать собственный «Банк игр и упражнений группы», название которого также может стать примером творческого задания для детей.

Когда же дети научатся основным приемам техники тенниса, в рамках развития творческого мышления считаем возможным предлагать проблемные ситуации, возникающие в игровой деятельности.

Ситуации для первого года обучения. Ошибки при выполнении удара с отскока, проблемы:

• мяч попадает в сетку (найти не менее двух решений).

• мяч летит слишком далеко (найти не менее двух решений);

• возникают трудности при направлении мяча (найти не менее двух решений);

• при попытке послать мяч к задней линии он улетает за пределы площадки (найти не менее двух решений).

Ситуации для второго года обучения. Ошибки при выполнении ударов с лета:

• при выполнении ударов с лета мяч попадает в сетку (найти не менее двух решений);

• при ударе с лета мяч улетает слишком далеко (найти не менее трех решений);

• проблема с точностью удара (найти не менее двух решений);

• при попытке послать мяч вдоль боковой линии, мяч улетает в аут (найти не менее двух решений).

Ситуации для третьего года обучения. Ошибки при выполнении ударов над головой: при выполнении удара над головой мяч попадает в сетку (найти не менее трех решений).

Все перечисленные упражнения, по нашему мнению, должны составлять не более трети времени, отводимого на развитие творческого мышления. Поскольку сам теннис является весьма творческим видом спорта, саму игру в ее различных вариантах и с различными заданиями (например, указания, что забивать можно только в определенную зону корта) можно смело отнести к разделу развития творческого мышления.

Выполняя предлагаемые задания, обучающийся проявляет активность, сознательность и ответственность, являющиеся проявлениями его субъектности, учится осознавать свой индивидуальный стиль соревновательной деятельности, поэтому считаем, что вполне возможно рассмотреть творческое мышление в теннисе как механизм формирования субъектности личности.

Список литературы

1. Барчукова Г.В. Формирование технико-тактического мастерства в индивидуально-игровых видах спорта (на примере настольного тенниса): автореф. дис. .д-ра пед. наук. М., 1995. 45 с.
2. Белиц-Гейман С.П. Теннис для родителей и детей: Педагогический всеобуч родителей. М.: Педагогика, 1988. 224 с.
3. Белых Т.В. Принципы развивающего обучения и условия становления субъектности в старшем школьном возрасте: монография. М.: Илекса; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2003. 140 с.
4. Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений / под ред.

B.П. Зинченко. М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 608 с.

5. Волков В.М., Дорохов Р.Н., Быков В.А. Прогнозирование двигательных способностей у спортсменов: учеб. пособие. Смоленск: СГИФК, 1998. 99 с.
6. Каленов А.А. К вопросу понимания субъектности и ее структуры в научных исследованиях // Образование и воспитание. 2017. №1. С. 3-7.
7. Сальников В.А. Талант, одаренность и способности в структуре спортивной деятельности // Теория и практика физ. культуры. 2002. № 4.

C. 16-20.

8. Сокольская М.В., Карпов А.В. Психология личностного здоровья профессионала: метасистемный подход: моногр. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2017. 559 с.
9. Ячин С.Е. Аналитика человеческого бытия: введение в опыт самопознания. Систематический очерк: моногр. М.: ИНФРА-М, 2014. 210 с.
10. Ячин С.Е. Человек в последовательности событий жертвы, дара и обмена. Владивосток: Дальнаука, 2001. 279 с.

Бянкина Лариса Владимировна, канд. пед. наук, проф., larisa.byankina@, gmail.com, Россия, Хабаровск, Дальневосточная государственная академия физической культуры,

Шпак Екатерина Аркадьевна, студентка, larisa.byankina@gmail.com, Россия, Хабаровск, Дальневосточная государственная академия физической культуры

THE POSSIBILITY OF CONSIDERING CREATIVE THINKING IN TENNIS

AS A MECHANISM OF DEVELOPMENT OF SUBJECTIVITY OF A PERSON

L.V. Byankina, E.A. Shpak

The article examines the possibility of considering creative thinking in tennis with one The possibility of consideration of creative thinking in tennis, on the one hand as requirements of preprofessional programs in the field of physical culture and sports, and on the other hand as a mechanism for the development of personal subjectivity is analyzed. It is shown that creativity as a mechanism for the development of personal subjectivity is manifested and realized at three interrelated levels: as an image of the body, as a feature of the sport, as well as the disclosure of individual characteristics in competitive activities.

Byankina Larisa Vladimirovna, candidate of pedagogical sciences, professor, larisa.byankina@gmail.com, Russia, Khabarovsk, Far Eastern State Academy of Physical Culture,

Shpak Ekaterina Arkadyevna, student, larisa.byankina@gmail.com, Russia, Khabarovsk, Far Eastern State Academy of Physical Culture

ТВОРЧЕСТВО ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ТЕННИС СУБЪЕКТНОСТЬ creativity creative thinking tennis subjectivity
Другие работы в данной теме: