Научтруд
Войти

Особенности творческой самореализации магистрантов в процессе разработки учебных программ дополнительного музыкального образования

Научный труд разместил:
Reebvansc
20 сентября 2020
Автор: Немыкина И.Н.

ТРИ «М»: МЕТОД-МЕТОДИКА-МЕТОДОЛОГИЯ

И. Н. Немыкина

Доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры музыкознания и музыкального образования МПГУ E-mail: inemykina7@ gmail.com

Irina N. Nemykina Moscow State Pedagogical University, Doctor of Education, Professor, the professor of the department of musical knowledge and musical education,

УДК 378.8

Особенности творческой самореализации магистрантов в процессе разработки учебных программ дополнительного музыкального образования

В статье рассмотрена возможность самореализации магистрантов в процессе разработки учебных программ. Актуальность рассматриваемой проблемы связана с многообразием требований к выпускникам магистратуры и необходимостью реализации современных гуманитарных технологий в профессиональной деятельности, что предполагает владение широким спектром специфических музыкальных знаний, умений и навыков в их органической внутренней взаимосвязи и взаимовлиянии как средства оптимизации воспитательных воздействий. Все обозначенные компоненты могут полноценно реализоваться в процессе работы над образовательными программами.

В настоящее время цель подготовки современного музыканта в вузе напрямую связана с реализацией компетентностной модели образования, направлена на формирование личности, обладающей широким гуманитарным потенциалом, способностями ко всем видам творчества. Речь идет о воспитании на основе новых знаний и музыкально-образовательных технологий творческой

Как цитировать статью. Немыкина И. Н. Особенности творческой самореализации магистрантов в процессе разработки учебных программ дополнительного музыкального образования // Ценности и смыслы. 2017. № 5 (51). С. 44-52.

личности, способной к самоопределению в мире культуры, обладающей высоким самосознанием, независимостью суждений и ответственностью. Процессы профессионального и личностного самоутверждения и самореализации магистрантов по направлению «Педагогическое образование» (программа «Инновационные технологии в современном музыкальном образовании») обеспечиваются посредством проектирования личностной составляющей в профессионально ориентированном (контекстном) обучении.

Как показывает вузовская практика, самореализация студентов в условиях кредитной системы обучения характеризуется результативностью их учебно-профессиональной деятельности, реализуемой по индивидуальной учебной траектории, что способствует формированию глубокой личностной удовлетворенности каждого обучающегося и осознанием социальной значимости своей профессии. Потребность же в самореализации выступает как основополагающая духовная потребность и стремление раскрыть творческую сущность в учебно-профессиональной деятельности [1].

Процесс музыкального познания всегда направлен на осмысление различных взаимосвязанных явлений музыкального искусства. Это связано с необходимостью осознания специфики изучаемых музыкальных произведений; выявления их принадлежности к определенной группе музыкальных и шире — художественных явлений; осознания обусловленности каждого этапа развития музыкального искусства общественно-историческим развитием.

Особенности художественного творчества ярко проявляются в деятельности педагога-музыканта, которая очень специфична и многогранна. В ней особое место отводится творческому компоненту, выполняющему своеобразную роль катализатора интеграции различных видов музыкального творчества. Поскольку творчество предполагает открытие, созидание определенно нового, то и педагогическое творчество рассматривается как формирование новых качеств в человеке. С этих позиций педагог-музыкант — творец, а творчество — вид профессионального самопроявления, что предусматривает:

• синтез различных форм деятельности, умений, навыков, способностей, личностных качеств, реализуемых в конкретных педагогических воздействиях, направленных на совершенствование учебного процесса и ведущих к его качественным преобразованиям;

• формирование способностей к творческому самопроявлению — творчеству как ведущей регулирующей цели;

• осуществление творческого развития в различных видах музыкальной деятельности.

Это позволяет предположить, что творчество педагога-музыканта также можно условно подразделить на несколько функциональных направлений: социально-педагогическое, дидактическое и собственно музыкальное творчество.

Социально-педагогическое творчество связано с ролью учителя музыки в социализации подрастающего поколения. Музыкальная деятельность используется как педагогическое средство социализации, позволяющей человеку не просто войти в социальную среду, но и активно влиять на нее. Музыкальное искусство благодаря своей коммуникативной и гедонистической функциям обогащает педагогический опыт и опыт социального общения, в результате чего создаются предпосылки для реализации творческого потенциала личности. Музыкальная деятельность в этом случае имеет активный познавательный характер и придает процессу социализации более динамичный характер.

Дидактическое творчество — деятельность, направленная на совершенствование учебного процесса с целью достижения качественно новых дидактических результатов посредством внесения новых элементов, активного оперирования имеющимися знаниями и умениями в ином, по сравнению с традиционным, подходе. Здесь следует выделить наиболее существенные моменты, определяющие и регулирующие направления профессиональной подготовки: формирование умения мобильно ориентироваться в педагогических ситуациях, быстро и всесторонне анализировать их; овладение приемами и методами, с помощью которых полноценно обеспечивается элемент новизны музыкально-педагогических воздействий. Педагог-музыкант должен осознавать и предвосхищать профессиональную деятельность и на этой основе разрабатывать альтернативные варианты своего дальнейшего личностного и профессионального роста.

Таким образом, профессиональная мобильность, связанная с установкой на овладение профессией и осознанием важности карьерного роста в данной профессии, является одним из важнейших условий творческой самореализации личности. С обозначенных позиций ее следует охарактеризовать как внутреннюю свободу и стремление к самосовершенствованию, основанные на системе сложившихся ценностей, потребности в самоорганизации, самоопределении, саморазвитии и самореализации, а также способности быстро реагировать на происходящие в социуме изменения благодаря определенному уровню образованности и профессиональной компетентности [1].

В контексте дидактического творчества мы можем говорить о творческой самореализации магистрантов в процессе разработки образовательных программ. Образовательные программы сегодня рассматриваются как комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и форм аттестации (учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, модулей, иных компонентов), а также оценочных и методических материалов, обозначенных в Законе «Об образовании в Российской Федерации» [7].

Музыкальное образование весьма многообразно и осуществляется как в сфере общего и профессионального, так и дополнительного образования. Сегодня для дополнительного музыкального образования характерен синтетический характер программ; сочетание многообразных задач развития творческого потенциала личности; интеграция различных предметных областей; взаимопроникновение и взаимодополнение различных видов музыкальной деятельности. Каждая отдельная программа отражает содержание музыкального образования определенного уровня; продолжительность, условия и технологии, методы оценки социально-педагогических результатов ее освоения.

Разработка собственно содержания дополнительных образовательных программ художественно-эстетической направленности должна отвечать ведущему критерию — принадлежности к «золотому фонду» художественной культуры и лучшим образцам народной культуры; учитывать как активную исполнительскую деятельность детских творческих объединений, так и просветительскую направленность этой деятельности. В современной практике дополнительного музыкального образования традиционно применяются программы музыкального театрального, хореографического творчества для детей разного возраста. Специфическими характеристиками таких программ являются креативный характер, возможность самовыражения, творческая импровизация, сочетание коллективной и индивидуальной форм, представленность и достоверность результатов в исполнительской

и просветительской деятельности, приоритет художественных задач и направленность на воспитание художественного вкуса.

Многоуровневость, определяющая качественное своеобразие образовательного процесса в дополнительном образовании, выстраивается по этапам (ступеням) и с учетом целесообразности образовательных функций и прогнозирования эффективности обучения на каждой ступени.

Первая ступень предполагает раннее вхождение в мир музыкального искусства, знакомство с его спецификой, практическое овладение начальными навыками музыкальной деятельности, адаптацию детей в коллективе и выявление их художественных предпочтений.

Вторая ступень — общее музыкальное развитие — нацелена на развитие и углубление художественных интересов и навыков, расширение спектра специальных занятий по музыкальным дисциплинам. Учебные программы этого уровня рассчитаны на всех детей и дают возможность органического продолжения общехудожественного и профессионального развития.

Третья ступень мотивирует на продолжение обучения в профильных средних и высших профессиональных образовательных учреждениях. Она предполагает развитие и профессиональное становление талантливых, ярко одаренных детей (разработка индивидуальных траекторий развития, максимально активное включение в музыкальную исполнительскую деятельность и др.).

Основная задача дополнительного музыкального образования — реализация творческого потенциала ребенка, его природных способностей, интересов и потребностей. Музыкальное искусство способствует развитию ценностно-смысловых ориентаций детей; дает возможность выбора уровня сложности и темпа освоения конкретного вида музыкальной деятельности (от общекультурного развития до предпрофильной подготовки); позволяет создать условия для смены вида музыкальной деятельности, а также возможность выбора круга общения в соответствии с личными интересами.

В основе профессиональной деятельности педагога дополнительного музыкального образования находится искусство, обеспечивающее воспитательное воздействие на человека. Цель этой деятельности — создание условий для приобретения человеком опыта эмоционально-ценностного отношения к миру. Основное средство — посредническая роль педагога в организации коммуникации между обучающимся и воображаемым

партнером, в ходе которой рождается художественная информация. Условия для ее успешной реализации — учет опыта обучаемых, отбор высокохудожественных произведений, «погружение» в художественный контекст (эпоха, стиль, автор) на основе активной художественной практико-ориентированной деятельности [4].

Поэтому, начиная работу над созданием образовательной программы, следует проанализировать специфику собственной деятельности в контексте современных требований дополнительного музыкального образования. Очень важен и анализ образовательных технологий, рекомендуемых к реализации в образовательных программах. Классификация педагогических технологий достаточно условна ввиду их взаимодополнения и возможности отнесения каждой к нескольким подгруппам [6].

Ценностно-ориентирующие технологии направлены на развитие самосознания, экзистенциальное самоопределение и адекватное оценивание личности. Создание атмосферы увлеченности, поисковый характер образования достигается характером постановки проблемы, рассмотрением возможных алгоритмов ее решения, мотивировкой на продуктивное выполнение задания [2].

Адаптивные технологии обеспечивают «приспособление» к индивидуальным возможностям, потребностям и интересам ребенка: обучение всех плюс обучение каждого — два параллельных равнозначных процесса. Здесь важно создание условий, обеспечивающих самореализацию ребенка в избранном виде музыкальной деятельности, индивидуальную диагностическую работу для прогнозирования успешности каждого обучаемого и создание «ситуации успеха» как основы позитивного отношения к музыкальной деятельности и творчеству. С адаптивными технологиями напрямую соотносятся индивидуализация обучения как «проникающая технология» и технология индивидуально-ориентированного учебного планирования [5].

В целом же все это можно охарактеризовать как технологии развивающего обучения, основанные на том, что источники личностного роста находятся в каждом человеке, направлены на творческое развитие, оказание помощи в принятии и достижении реалистичных целей, развитии позитивной Я — концепции. Эти технологии призваны обеспечить готовность к творческому преобразованию действительности и для магистрантов имеют свое специфическое содержание: черты творческой деятельности могут формироваться только в процессе самостоятельного решения

актуальных для них проблем и задач профессиональной деятельности.

Образовательные программы следует классифицировать по различным основаниям. Они могут быть интегрированными (по содержанию), комплексными (по видам деятельности), уровневыми (по способам освоения). В практике дополнительного музыкального образования детей программы различаются по уровням усвоения специальных музыкальных знаний и навыков: общекультурный уровень (развитие познавательных интересов, расширение кругозора и информированности детей в конкретном виде музыкальной деятельности); углубленный уровень (формирование специальных знаний и практических навыков, развитие творческих способностей ребенка в избранном им виде музыкальной деятельности); профессионально-ориентированный уровень (достижение повышенного образовательного уровня и готовность к освоению программ специального музыкального образования).

В научно-педагогической литературе, посвященной вопросам дополнительного образования детей, выделяют такие качественные характеристики программы, как:

• целостность как обеспечение согласованности, глубины взаимодействия и последовательности целенаправленных действий,

• реалистичность как соответствие цели и выбор адекватных средств ее достижения,

• актуальность как ориентация на потребности сегодняшнего дня в системе дополнительного образования,

• прогностичность как способность планировать цель и проектировать эффективные действия для ее достижения,

• рациональность как определение оптимальных конкретных способов достижения цели для получения максимально позитивного результата,

• контролируемость как возможность определения ожидаемых результатов обучения,

• корректируемость как возможность обратной связи, своевременное обнаружение и исправление возникающих отклонений и изменений [3].

При разработке содержания конкретных программ можно продуктивно использовать содержательное взаимодействие образовательных учреждений и организаций сферы культуры и искусства; проанализировать социокультурные особенности региона, традиции и условия

работы конкретного образовательного учреждения. На основе анализа данных составляющих прогнозируется преемственность и непрерывность в музыкально-эстетическом развитии ребенка. Особое место здесь принадлежит досуговым программам, связанным с формированием культуры свободного времени, возрождением и сохранением традиций, имеющихся в учреждениях дополнительного музыкального образования.

В системе дополнительного музыкального образования рабочие учебные программы подразделяются на примерные, модифицированные (адаптированные), экспериментальные, авторские.

Примерные программы, как правило, рекомендованы органами управления образованием и отражают цель и задачи основных нормативных документов. По сути они являются той основой, на которой и строится творчество педагога-музыканта.

Модифицированная (адаптированная) программа — это программа, измененная в соответствии с конкретными условиями деятельности педагога. Цель экспериментальной программы — модернизация содержания, условий и методов обучения, включение новых областей знания, внедрение инновационных педагогических технологий. Эта программа, отражающая определенный временной промежуток экспериментальной проверки концептуальной идеи, впоследствии получает статус авторской.

Авторская программа позволяет реализовать творческий потенциал педагога с максимальной отдачей. Она создается педагогом с учетом собственного потенциала, видения проблемы и путей ее решения, и, как следствие, обязательно отличается новизной. В авторских программах выделяются следующие такие новации: содержание, педагогические технологии, методики организации образовательного процесса.

Специфика художественного содержания авторской программы актуализирует ее важнейшие характеристики — гибкость и вариативность. Критериями отбора содержания программы являются: целостное отражение основных компонентов социального опыта, перспективы его совершенствования и задачи всестороннего развития личности; отбор наиболее универсальных, перспективных элементов; соответствие возрастным особенностям обучающихся и объему времени согласно учебному плану и пр.

Значимым этапом в работе магистранта над программой является структурирование ее содержания. Подходы к структурированию учебного материала основываются на принципах компоновки содержания

на основе ключевых понятий, систематичности и логической последовательности изложения, целостности и практико-ориентированной направленности содержания, наглядности представления учебного материала.

Таким образом, самореализация личности магистранта возможна только через творчество как процесс и результат музыкальной деятельности. Только так возможно непрерывное многообразное познание окружающей действительности средствами музыкального искусства и самого себя как личности. Поэтому развитие уровня профессиональной и личностной самореализации магистранта представляет собой единство самореализации в музыкальной, педагогической и инновационной деятельности. Личностное проявление в собственно музыкальном творчестве предусматривает высокий уровень профессиональной подготовленности в различных сферах музыкального искусства; владение широким спектром специфических музыкальных знаний, умений и навыков в их органической внутренней взаимосвязи и взаимовлиянии как средстве оптимизации воспитательных воздействий. Все обозначенные компоненты полноценно реализуются в процессе работы над образовательными программами.

Литература

1. Байлук В. В. Человекознание. Самореализация личности: общие законы успеха : монография. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2011. 378 с.
2. Буйлова Л. Н. Современные подходы к разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ // Молодой ученый. 2015. № 15. С. 567-572.
3. Золотарева А. В., Мухомедьярова Н. А., Пикина А. Л. Дополнительное образование детей: история и современность : учебное пособие для СПО; отв. ред. А. В. Золотарева. 2-е изд., испр. и доп. М. : Юрайт, 2016. 353 с.
4. Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р // Правительство России : [сайт] Режим доступа: http://static. government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf (дата обращения: 01.03.2017).
5. Панфилова А.Л. Инновационные педагогические технологии: активное обучение : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : Академия, 2009. 192 с.
6. Современные образовательные технологии : учебное пособие / коллектив авторов; под ред Н. В. Бордовской. М.: КНОРУС, 2011. 432 с.
7. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ : URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_173649 (дата обращения: 01.03.2017).
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА self-realization music education competence approach musical-pedagogical practice