Научтруд
Войти

Антропология вузовского музея: люди и персонажи

Научный труд разместил:
Kapevpel
20 сентября 2020
Автор: Мариничева Марина Евгеньевна

УДК 069:001.12

М. Е. Мариничева

Антропология вузовского музея: люди и персонажи

В первой части статьи поставлена проблема обоснования исследования роли человека в вузовском музее. Акцент делается на важности личностного подхода в практиках вузовского музея. Исходя из этого, обосновано следующее утверждение: формирование подобного подхода дает возможность привлечения интереса к музею различных социально-культурных групп. Вторая часть статьи посвящена выявлению и перечислению антропологических групп, их взаимодействию в экспозиционном пространстве вузовского музея. Третья часть отвечает на вопрос: как может быть реализован антропологический подход в выставочной деятельности вузовского музея? Автор формулирует несколько подходов к выбору тематики и ее раскрытию в выставочном пространстве. В качестве промежуточного вывода выдвигается предположение о субъективном характере реализации антропологического подхода в выставочной деятельности вузовского музея. Основной посыл статьи заключен в следующем утверждении: «Следует признать огромную роль человека как субъекта коммуникации в музейной среде высшего учебного заведения, где предметы являются лишь символами, обозначающими присутствие человека как в тематике экспозиций в частности, так и в деятельности вузовского музея в целом».

M. E. Marinicheva

Anthropology of the University Museum: People and Characters

In the first part of the article the problem of the justification of studying the human role in the University museum is raised. Importance of the personal approach in the practices of the University museum is emphasised. On this basis, the following statement is substantiated: the formation of such an approach gives the possibility to attract interest to the museum from different socio-cultural groups. The second part of the article is devoted to the identification and enumeration of anthropological groups, their interaction in the exhibition space of the University museum. The third part of the article answers the question: how the anthropological approach can be implemented in the exhibition activities of the University museum. The author formulates several approaches to the choice of subjects and its disclosure in the exhibition space. As an intermediate conclusion, the assumption about the subjective nature of the anthropological approach in the exhibition activities of the University museum is given. The main message of the article is concluded in the following statement: «We should recognize the huge role of man as the subject of communication in the museum environment of the higher educational institution where items are merely symbols, indicating the presence of a person in exposures, in particular, and in the activities of the University museum as a whole».

Взаимовлияние теоретических концепций антропологии и музея до сих пор остается совершенно не изученным в отечественной научной литературе, между тем подобное невнимание представляется абсолютно незаслуженным.

Н. Ф. Федоров в 1882 г. писал, что «музеи... собирают, объединяют людей и духовный мир и ставят человека выше вещей». Он понимал музей как «овеществленную память, означающую родство поколений, как единство между настоящим и прошлым». Ему принадлежит утверждение объединяющей функции музея, значимости музея в выявлении (через него) общечеловеческих начал [1, а 119].

Таким образом, взаимосвязь «человек - музей» и «человек в музее/музейной экспозиции»

нельзя недооценивать. Этот разворот касается и вузовских музеев, поскольку именно в музейной среде высшего учебного заведения антропология часто стоит на ступень выше вещественной составляющей. Экспозиции вузовского музея несут в себе информацию об истории, событии, но в силу местного характера удобнее всего данный материал подавать через призму человека, его взгляда, оценки.

Говоря об особенностях функционирования вузовского музея, можно выявить следующие группы «персонажей», фигурирующих в его социально-культурной среде:

- герои общей или городской истории и культуры (в данном случае мы говорим не только об исторических личностях, имена которых фигу© Мариничева М. Е., 2015

рируют в вузовской истории и которые оказали особое влияние на становление и социально-культурное развитие учебного заведения, но и о «масштабных» личностях мировой истории, которые также могли иметь определенные соотнесения. Чаще всего в вузовском пространстве имя этой личности присваивается высшей школе, а в местном музее прослеживается данная историко-культурная линия);

- персонажи вузовской истории (основатели учебного заведения, ректоры, профессорско-преподавательская элита, выдающиеся выпускники, основатели факультетов, кафедр, специальностей, создатели вузовского музея, студенты, преподаватели, сотрудники - герои Великой Отечественной войны. В культурном пространстве музея и вуза в целом данные персонажи составляют основу экспозиционной насыщенности);

- персонажи вузовской современности (ведущие ученые вуза, успешные студенты, аспиранты, магистранты, представители вузовской культурной среды, в частности, работники вузовского музея - руководитель, экскурсовод, экпо-зиционер. Люди, деятельность которых оказывает влияние на функционирование вуза, формирует «новую» историю учебного заведения и отражается в экспозициях музейной среды).

Еще одним аспектом данной темы является участие человека в жизни вузовского музея, существование и деятельность которого без последнего просто невозможна.

Научная концепция экспозиции вузовского музея также отражает антропологичекий аспект на всех этапах проектирования и функционирования. Прежде всего, экспозиционер - это инициатор создания музея, формулирует и обосновывает тематику музейных экспозиций.

Концепция вузовского музея является результатом научной работы авторского коллектива из ведущих ученых и деятелей учебного заведения по заявленной теме и исследования источнико-вой базы, то есть материалов, хранящихся в фондах вуза, а при необходимости и в других хранилищах. Эта работа всегда включает глубокие историко-культурные исследования, изучение состава вузовского архива, из чего следует задание на создание плана комплектования и научной разработки пространственной структуры музея.

В процессе создания вузовского музея при планировании художественной среды используются ресурсы вуза: студенты - художники-оформители, преподаватели - специалисты в музейной области.

Важно также представлять будущего посетителя - адресата экспозиции, что определяет ее основные принципы и методы построения.

Здесь можно выделить следующие уровни взаимодействия:

— руководитель вузовского музея (человек, который необязательно имеет музейное образование, но, в силу уникального места музея в вузовской структуре, обязательно обладает «музейным чутьем» и сочетает в себе фунции хранителя, экспозиционера, генератора идей, официального представителя, экскурсовода, педагога, куратора и т. д.);

— студенты-посетители (учащиеся, которые посещают музей по собственной инициативе, в ходе учебного процесса или по плану куратора. В зависимости от специальности, эта группа посетителей требует менее или более расширенной информации о музее и его экспозициях. Взаимодействие их с музеем минимально и останавливается чаще всего на уровне осмотра основных экспозиций или тематических выставок с экскурсионным сопровожением);

— заинтересованные студенты (учащиеся, специальность которых напрямую связана с деятельностью музея. Для них вузовский музей и его фонды становятся практической базой для освоения некоторых дисциплин учебного процесса: выставочная работа, музееведе-ние/музеология, музейное дело, формирование музейных фондов и т. д.).

Современная студенческая (и не только студенческая, но и школьная, и «поствузовская», а тем более «массовая») аудитория далеко не пассивна. Для нее вузовский музей, связанный с модернизацией, развитием, прогрессом, - не архаика, но насущная потребность. Музеи-кафедры, музеи-клубы, музеи-информатории в комплексном единстве - именно таким должно стать будущее этих подразделений в социокультурной студенческой среде высшего учебного заведения [3, с. 12].

В случае вузовского музея адресатами становятся не только студенты, преподаватели и сотрудники вуза, но и представители социально-культурной городской среды, в виду чего такой музей должен быть понятен и открыт внешней культурной коммуникации.

Каким образом может быть реализован антропологический подход в выставочной деятельности вузовского музея? Можно выделить несколько подходов к выбору тематики и ее раскрытию в выставочном пространстве.

Антропология вузовского музея: люди и персонажи

319

— Экспозиция-память. Посвящена, как правило, человеку, чье имя связано с историей страны, города, вуза. При реализации подобного выставочного проекта используются как семейные архивы, так и фонды музея, имеющие отношение к данной личности или эпохе.

— Экспозиция-время. Посвящена эпохе, информация о которой подается через человеческое восприятие этого временного отрезка. Для формирования экспозиции используются фонды городских, вузовских музеев и частные коллекции: фотографии, одежда, фотоаппараты, телефоны, посуда, книги.

— Экспозиция-событие. Посвящена событию международного, национального, городского или локального характера. Для раскрытия данной тематики особое внимание уделяется людям, которые были участниками или свидетелями конкретного события.

— Социально направленная экспозиция. Носит островременной характер и актуальна здесь и сейчас для конкретной группы людей. В условиях вузовского музея подобная экспозиция может иметь как реальное, так и виртуальное решение в виде мультимедийных инсталляций.

— Имиджевая экспозиция. В современных условиях конкуренции и борьбы за абитуриента в вузовской среде музеи высшей школы могут и должны стать имиджевыми центрами, способными правильно организовать рекламную деятельность учебного заведения, грамотно подать информацию о вузе, привлечь внимание потенциальных студентов или спонсоров. Данная экспозиция четко ориентирована на человека, его интересы и потребности.

— Экспозиция-лаборатория. Носит учебно-прикладной характер и дает студентам и преподавателям возможность преподнести или апробировать теоретический материал некоторых курсов (например, «Выставочная деятельность») в виде музейных мероприятий - выставки, акции, демонстрации чего-либо. В данном случае любое из вышеперечисленных мероприятий является результатом индивидуальной или коллективной работы и дает представление о субъективных взглядах на ту или иную проблему.

— Экспозиция-театр. Встречается не так часто и характерна для тех вузовских музеев, где практику проходят студенты специальности «Анимационная деятельность». В этой экспозиции главный «предмет» - человек, способный перевоплощаться в зависимости от декораций. По сути дела, эта экспозиция не имеет строгой предметной базы и основывается на основных героях, коими являются зрители и актеры. Те и другие могут меняться местами или менять «сценарий» экспозиции в зависимости от своего видения ситуации.

Количество примеров реализации антропологического подхода в выставочной деятельности вузовского музея зависит от взглядов организаторов и зрителей, а значит, носит субъективный характер, поэтому список может быть продолжен.

По словам Н. Ф. Федорова, «всякий человек носит в себе музей, ибо хранение - закон коренной, предшествовавший человеку, действовавший до него...» [2, с. 575]. В связи с акцентированием внимания на реакционной и коммуникативной функциях вузовского музея следует признать огромную роль человека как субъекта коммуникации в вузовской музейной среде, где предметы являются лишь символами, обозначающими присутствие человека как в тематике экспозиций в частности, так и в деятельности вузовского музея в целом.

Библиографический список

1. Соловьева, Н. В. Педагогические возможности музея как элемента социокультурной среды [Текст] / Н. В. Соловьева. - Воронеж : Изд-во Воронежского госпединститута, 1996. - С. 119.
2. Федоров, Н. Ф. Музей, его смысл и назначение. Сочинения [Текст] / Н. Ф. Федоров ; общ. ред. А. В. Гулыга. - М., 1982. - С. 575.
3. Ходецкий В. Г. Университетский музей и его учебная и воспитательная роль [Текст] / В. Г. Ходецкий, Е. Л. Кирсанова // Музей и студент : сб. науч. трудов. - Сыктывкар, 2002. - С. 12-15.

Bibliograficheskij spisok

1. Solov&eva, N. V. Pedagogicheskie vozmozhnosti muzeja kak jelementa sociokul&turnoj sredy [Tekst] / N. V. Solov&eva. - Voronezh : Izd-vo Voronezhskogo gospedinstituta, 1996. - S. 119.
2. Fedorov, N. F. Muzej, ego smysl i naznachenie. So-chinenija [Tekst] / N. F. Fedorov ; obshh. red. A. V. Gulyga. - M., 1982. - S. 575.
3. Hodeckij V. G., Kirsanova E. L. Universitetskij muzej i ego uchebnaja i vospitatel&naja rol& [Tekst] / V G. Hodeckij, E. L. Kirsanova // Muzej i student : sb. nauch. trudov. - Syktyvkar, 2002. - S. 12-15.
ВУЗОВСКИЙ МУЗЕЙ university museum ПРОВИНЦИАЛЬНЫЙ ГОРОД provincial town АНТРОПОЛОГИЯ ВУЗОВСКОГО МУЗЕЯ anthropology of the university museum СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА socio-cultural environment МУЗЕЙНАЯ СРЕДА museum environment
Другие работы в данной теме: