Научтруд
Войти

Использование электронного пособия в дидактическом диалоге (на примере курса «История музыки для детей»)

Научный труд разместил:
Bandiginn
20 сентября 2020
Автор: Бочкарева Ольга Васильевна

УДК 378.14

О. В. Бочкарева

Использование электронного пособия в дидактическом диалоге (на примере курса «История музыки для детей»)

Автор статьи раскрывает характеристики, содержание и структуру электронного пособия, описывает опыт его использования в педагогическом процессе. В настоящее время создается новая информационная среда обучения, внедряются в учебный процесс технологии с использованием электронного сопровождения. Применение электронного сопровождения курса позволяет интенсифицировать учебный процесс, делая его современным, динамичным, интересным и диалогичным. Автор рассматривает содержательные и фунциональные характеристики электронного пособия: концептуальность, системность, научность, целостность, диалогичность, креативность, эргономичность, фасилитарность, которые совершенствуют учебно-воспитательный процесс в вузе. Наличие в электронном пособии «История музыки для детей» учебно-познавательных и творческих задач способствует развитию аналитического и креативного мышления студентов, выстраивает индивидуальную траекторию в процессе обучения, нацеливает на непрерывное совершенствование себя как специалиста, творца, личности. Овладение современной педагогической технологией электронного сопровождения позволяет преподавателю вуза совершенствовать индивидуальный стиль профессиональной деятельности. Основой мастерства становится не только овладение электронными технологиями, но и креативное мышление. Электронное обучение - это педагогика настоящего и будущего. Применение электронного пособия создает оптимальные условия для реализации творчества преподавателя и студентов. Электронное пособие оказывает влияние и на формирование мобильности - характеристики личности преподавателя и студента, позволяющего гибко реагировать на изменение запросов времени.

O. V. Bochkariova

Use of the Electronic Textbook in the Didactic Dialogue (on the example of the course «History

of Music for Children»)

The author reveals the characteristics, content and structure of the electronic aids, describes the experience of its use in the pedagogical process. Nowadays a new medium of learning is being made, technologies using electronic support are implemented into the educational process. Use of the electronic tracking course helps to intensify the learning process, making it modern, dynamic, interesting and dialogical. The author considers the content and functional characteristics of electronic aids: conceptual, systematic, scientific integrity, dialogic, creativity, usability, facility which improve the educational process at the University. Presence in the electronic textbook «History of Music for Children» of educational-cognitive and creative tasks contributes into the development of analytical and creative thinking of students, builds an individual trajectory in the learning process, aims at the continuous improvement of oneself as an expert, a creator, an individual. Mastery of the modern educational technology of electronic support allows the teacher of the higher educational institution to improve the individual style of the professional activity. A basis of skills is not only mastering the electronic technology, but also creative thinking. E-learning - is pedagogics of the present and future time. Use of the electronic aids creates optimal conditions to realize creativity of the teacher and students. The E-book has an impact on the formation of mobility - the characteristics of the individual of the teacher and the student, allowing the flexibility to respond to changing demands of the time.

Преобразования, происходящие в обществе, гии учебно-воспитательного процесса с исполь-так или иначе затрагивают систему образования зованием электронного сопровождения. Учены-в вузе. Интернет - яркая примета XXI века - ми разрабатываются модели развития медиакомпе-вовлекает все новых пользователей. Компьютер- тентности студентов педагогического вуза на заня-ная грамотность личности становится всеобщей. тиях медиаобразовательного цикла [3, с. 145]. Развивающиеся в современное время информа- Современные студенты - это в основе своей ционные технологии, основанные на диалоге с «сетевое» поколение, для которого виртуальное компьютером, занимают одно из ведущих мест в общение стало нормой жизни, а информацион-поиске и переработке массива информации. Соз- ные коммуникативные технологии - необходи-дается новая информационно-технологическая мым условием учебы. В связи с этим актуальной среда обучения, разрабатываются новые техноло- становится проблема разработки и использова© Бочкарева О. В., 2014

ния БЬ-пособий, объединения психолого-педагогического, методического и электронного сопровождения учебного процесса в вузе. Это одно из перспективных направлений научной и методической деятельности высшего учебного заведения, нацеленного на повышение качества профессионально-педагогического образования, воспитания целеустремленной, шагающей в ногу со временем саморазвивающейся личности. Применение электронного сопровождения курса позволяет интенсифицировать учебный процесс, делая его современным, динамичным, интересным и диалогичным.

Остановимся на содержательных характеристиках БЬ-пособия.

Научность контента БЬ-пособия, основанного на фундаментальных законах и закономерностях изучаемой науки, сочетается с популяризацией и доступностью изложения материала.

Диалогичность, являясь основной характеристикой электронного сопровождения курса, пронизывает все этапы учебного процесса. Педагог, разрабатывая БЬ-пособие, осознает цель и задачи курса, нацеленного на формирование компетенций, необходимых будущему учителю. Для обеспечения диалогической связи в электронном пространстве функционирующего БЬ-пособия существуют блоги для преподавателей и студентов, администратора, обеспечивающие различный уровень доступа. Преподаватель, наблюдая за процессом обучения, может его корректировать. Администратор осуществляет техническое обслуживание программ, обеспечивая ввод и корректировку общей и специальной информации. Диалогичность как процессуальная характеристика БЬ-пособия проявляется в возможности преподавателя «примерить на себя» роль студента, например, при проверке и апробировании системы тестовых заданий.

Мобильность как содержательная характеристика БЬ-пособия нацелена на необходимость постоянного его обновления, привлечения новых образовательных ресурсов. В процессе апробации электронного сопровождения курса возникает потребность оперативно реагировать на данные, которые преподаватель получает: основные этапы прохождения курса каждым студентом, темп усвоения и характер понимания основного тематического материала. Мобильность как основная характеристика электронного сопровождения курса оказывает влияние и на формирование мобильности как качества личности преподавателя и студента, позволяющего гибко реагировать на изменение запросов времени. Мобильность как характеристика профессионально-педагогической деятельности проявляется в умении подбирать, отбирать, структурировать, систематизировать, обобщать, популяризировать и перестраивать учебно-дидактический материал, учитывая и одновременно формируя познавательные интересы обучающихся в диалоге студентов, совершенствуя их профессионально-педагогические компетенции.

Гармоничность (уравновешенность) контента БЬ-пособия - эта содержательная характеристика выявляет меру сочетания разнообразных его компонентов: текстовых, аудио- и видеофрагментов, направленных на оптимальное соотношение когнитивного / эмотивного, рефлексивного / оценочного, основного / дополнительного элементов.

Целостность контента БЬ-пособия, как структурно-уравновешенная система, сосуществует с динамикой обновления, рождая его принципиальную незавершенность.

Креативность, творчество преподавателя при разработке БЬ-пособия объединяется с креативностью студентов при выполнении творческих работ. Студенты под руководством преподавателя выполняют творческие задания: пишут доклады, готовят презентации на тему, отвечающую их интересам, составляют тестовые задания и задания по самопроверке знаний, в которых реализуется потенциал их креативной деятельности.

Эргономичность, содержательная и функциональная характеристика БЬ-пособия, отражает процесс пребывания в комфортных условиях преподавателей и студентов, предоставляя свободный выбор времени создания и освоения курса. Компактность расположения материала, выделение в нем основных, сущностных элементов повышает уровень рассмотрения темы студентами, влияя на характер знаний, делая их более обобщенными.

Фасилитарность реализует состояние комфортности выполнения учебных заданий за счет отсутствия стрессогенных ситуаций, консультативной помощи преподавателя и других факторов. Каждый студент реализует свой индивидуальный маршрут, добиваясь максимально возможных результатов учебной деятельности.

Система МооШе, на базе которой разработано и реализуется БЬ-пособие, обладает широким набором дидактических средств, объединенных в два блока: содержательный и организационно-функциональный. Рассмотрим их подробнее.

Содержательный блок, включающий в себя лекционный курс, снабжен аудио- и видеофрагментами, глоссарием, дополнительными материалами. Содержание БЬ-пособия представлено в виде нелинейной гипертекстовой структуры, что позволяет студентам при работе гибко переходить к требуемому элементу через систему ссылок и гиперссылок. Проблематизация лекции, насыщение ее диалогическим контекстом, выявление разных смысловых позиций - все это нацелено на формирование ценностно-смысловых установок личности, расширение пространства познавательной деятельности, активизацию интереса студентов к будущей профессии [1]. Степень «погружения» в содержание курса может быть разной у студентов: один «скользит» по поверхности, срывая верхушки знаний, другой -доходит до самой сути изучаемого вопроса, видит и осознает проблемный характер знания. Однако, по мере освоения БЬ-курса студенты пересматривают свое отношение к предмету. Диало-гизация БЬ-пособия, насыщение его аудио- и видеофрагментами рождают интерес к предмету, усиливая мотивацию. Увеличивается количество обращений и количество времени, которое стуРис

Элемент-модуль «лекция» представлен в виде текстового документа, снабженного ссылками и гиперссылками. Элемент «лекция» «поддерживают» аудио- и видеофрагменты. Возможности компьютера позволяют использовать разные виды информации: текст, нотную графику, звук,

денты уделяют освоению курса, и как следствие, происходит повышение их рейтинговых оценок.

Организационно-функциональный блок представлен доступной организацией диалогического подхода в обучении (расширенными прямыми и обратными связями: «педагог - студент», «студент - студент», «педагог - администратор»). Студентам на сервере предоставлена возможность разместить свои творческие работы, получить дистанционно необходимую консультативную помощь преподавателя.

Структура БЬ-пособия «История музыки для детей» состоит из следующих элементов: рабочей программы учебной дисциплины, лекций, практических занятий, аудио- и видеоматериалов, дополнительных материалов, контрольно-измерительных материалов по тематическим разделам курса, глоссария, новостного форума для обсуждения вопросов, экрана балльно-рейтинговой системы с указанием видов деятельности студентов за весь период освоения изучаемой дисциплины.

Структура базы данных БЬ-пособия «История музыки для детей» (см. рис. 1).

1.

движение, объединяя работу сенсорных каналов: аудиального, визуального, двигательного. Возможности БЬ-пособия обеспечивают значительную оптимизацию учебно-познавательного процесса и способствуют развитию осознанного интереса к детской теме в музыкальном творчестве

русских, современных отечественных и зарубежных композиторов. Методическую направленность БЬ-пособия в модуле «Практические задания» обеспечивает ориентированный на детскую аудиторию материал, разнообразные задания, связанные с деятельностью учителя музыки в школе. Студентам предлагается выполнить проблемные, проектные творческие задания, презентации, требующие применения обобщенных знаний в комплексе. Например, студентам предлагаются темы проектов: «Портрет ребенка в музыкальном искусстве (на примере сравнительного анализа «Детских альбомов» отечественных композиторов XIX - XX вв.)», «Портрет ребенка в живописном и музыкальном искусстве России XIX в.» и др.

Опыт использования БЬ-пособия «История музыки для детей» показал, что активизацию учебно-познавательного интереса студентов вызывают видеофрагменты визуализации классических музыкальных произведений в анимационных фильмах: музыкальные мультидиалоги. Процесс перевода классического музыкального произведения в анимационный образ является оригинальным творческим достижением, связанным с интерпретацией музыкального образа, поиском адекватных визуальных средств передачи стиля, жанра, эпохи создания музыкального шедевра композитором. В БЬ-пособии представлены фрагменты из лучших отечественных и зарубежных анимационных фильмов: П. И. Чайковский «Щелкунчик» (1973), реж. Б. Степанцев; П. И. Чайковский «Детский альбом», реж. И. Ковалевская; Д. Д. Шостакович «Танцы кукол» (1985), реж. И. Ковалевская; Н. А. Римский-Корсаков «Сеча при Керженце» (1971), реж. Юрий Норштейн, Иван Иванов-Вано; М. П. Мусоргский «Картинки с выстав-ки»(1984), реж. И. Ковалевская и др.

Музыкальный мультидиалог объединяет музыкальное и анимационное искусство на основе принципа интонационности, исходящего из единства понимания и интерпретации художественного образа. Умение распознать степень родства и обогащения жанровых и стилистических особенностей музыкального и анимационного образа - важное умение учителя музыки, которое связано с отбором высокохудожественных произведений для использования их на уроке - формируется в БЬ-курсе «История музыки для детей». Студентам предлагается роль «музыкального критика» при написании эссе после просмотра того или иного анимационного фильма. В своих

отзывах-эссе они выявляют средства выразительности, которые присущи и музыкальному образу, и анимационному образу музыки: обобщенность, метафоричность, философское начало, ритм, движение, пластика, пространственно-временные характеристики (хронотоп), событие, характер, контрапункт и др. Приведем фрагменты из творческих студенческих эссе:

«Музыка помогает изобразить и выразить характер разных персонажей - кукол. Каждая кукла танцует по-своему. Музыка и танцы разных кукол не только знакомят детей с разными танцевальными жанрами, но и формируют интерес к народной музыке (когда танцуют матрешки). Музыка и анимация существуют очень гармонично и помогают создать единое художественное произведение» («Танцы кукол»).

Образ апельсина проходит на протяжении всего анимационного фильма. Возможно, это иносказательный образ солнца, радости. Само мировоззрение С. С. Прокофьева поразительно оптимистично, несмотря на невзгоды и удары судьбы («Четвертый апельсин»).

Музыкальное и анимационное искусство объединяет и принцип диалога. Внутренняя структура анимационного фильма имеет диалогическую природу. Анимационный фильм тем интереснее смотреть, чем больше разных точек зрения в нем представлено: объективный взгляд камеры, авторский взгляд, взгляд персонажа, музыкальный взгляд и др. Такой особой диалогично -стью обладает, на наш взгляд, анимационный фильм Кржановского «Бабочка», пронизанный глубоким философским смыслом. Музыка А. Шнитке, являясь «действующим лицом» фильма, наделяет образными характеристиками и главного героя фильма - мальчика, который из компьютерного мира впервые попадает в мир природы и преобразуется в нем, и трепетный образ бабочки - образ живой красоты, и образ автора, который убежден, что красота спасет мир, что любить и охранять природу - это задача всех людей на планете. Приведем фрагмент из студенческой творческой работы - эссе: «В начале мультфильма, когда показываются город и мальчик, напоминающий робота, музыка звучит механически, диссонантно. Совсем по-другому рисует композитор природу. Музыка выражает чувства ребенка (свобода, красота, гармония). Музыка в этом мультфильме едина с красками и сюжетом. Она пронизывает все произведение и несет основные выразительные и изобразительные функции» («Бабочка»).

Потенциально развивающие возможности содержат и видеофрагменты, в которых синхронизируется нотная запись с реальным звучанием музыки. Система МооШе также позволяет осуществлять одновременное раскрытие нотного текста и раскрытие файлов аудиозапи -си. Опыт применения БЬ-пособия «История музыки для детей» показывает, что будущему учителю музыки важен процесс «наблюдения» (Б. В. Асафьев), когда слушание незнакомого произведения сопровождается визуализацией нотного текста. Музыкально-слуховые представления, становясь более отчетливыми, активизируют процесс музыкального мышления студентов и способствуют более точному пониманию и анализу музыкально-выразительных средств [2].

Для быстрого мониторинга изученного содержания в БЬ-пособии «История музыки для детей» разработан модуль контрольно-измерительных материалов в виде тестовых заданий разнообразных типов: открытый вопрос, множественный выбор, вопрос на соответствие, краткий ответ и др.

Модуль идентификации, представленный в БЬ-пособии «История музыки для детей» как профиль пользователя, направлен на возможность формирования «образа» студента, который является ключевой фигурой обучения. В центре внимания педагога находятся следующие проблемы: готовность студента к усвоению материала, личный темп и характер продвижения, его индивидуальные особенности: степень интереса к той или иной теме, индивидуальное прочтение информации, творческие способности, уровень развития художественно-эстетического вкуса и др. Педагог, наблюдая за освоением БЬ-курса, фиксирует историю посещений студента на сайте, уровень выполнения заданий (репродуктивный / творческий) и др.

Необходимо особо отметить, что использование БЬ-пособия в учебном процессе активизирует самостоятельную работу студентов. Этот процесс сопровождается формированием новых профессиональных компетенций при ограниченном ресурсе аудиторных занятий. Использование комплексности, мультимедий-ности дидактических средств в процессе освоения БЬ-пособия «История музыки для детей» позволяет развивать системный, структурно-организованный, обобщенный характер знаний студентов, формировать креативное

мышление, нацеленное на создание творческого продукта учебно-поисковой деятельности в виде проектов, презентаций и др. Вычленение главных единиц усвоения материала, установление связей не только между отдельными элементами темы, но и между темами внутри курса, между темами разных курсов с целью установления преемственности в раскрытии содержания - на это направлена стратегия электронного сопровождения курса «История музыки для детей». В заключение можно сделать основные выводы.

БЬ-пособие позволяет реализовать технологию диалога: организацию учебной деятельности во взаимодействии педагога со студентами, а студентов между собой. БЬ-сопровождение курса нацелено на осознание студентами необходимости формирования актуальных для будущей профессиональной деятельности компетенций и поиска индивидуального маршрута для их усвоения. Наличие в БЬ-пособии «История музыки для детей» учебно-познавательных и творческих задач способствует развитию аналитического и креативного мышления студентов, усиливает понимание значимости индивидуальных усилий в процессе организации собственной деятельности, способствует выработке установки на индивидуализацию музыкально-педагогического образования, построение своей траектории обучения, нацеливает на непрерывное совершенствование себя как специалиста, творца, личности.

Процесс обучения с применением БЬ-сопровождения, удовлетворяя потребности развивающейся личности, обеспечивает реализацию учебно-познавательных и профессионально-педагогических задач будущего специалиста, активизируя мотивацию самосовершенствования личности.

Овладение современной педагогической технологией БЬ-сопровождения позволяет преподавателю вуза совершенствовать индивидуальный стиль профессиональной деятельности. Основой мастерства становится не только овладение БЬ-технологиями, но и креативное мышление. БЬ-пособие, объединяя настоящее и будущее, создает оптимальные условия для реализации творческих находок преподавателя, студентов, так как не является «завершенным», все время обновляется пространство мысли и действий саморазвивающейся личности.

Концептуальность, системность, научность,

целостность, диалогичность, креативность, эр-гономичность, фасилитарность - все эти содержательные и фунциональные характеристики EL-пособия совершенствуют учебно-воспитательный процесс в вузе, создавая оптимальные условия для реализации ФГОС нового поколения.

Библиографический список

1. Бочкарева, О. В. Диалогическая направленность педагогического образования [Текст] // Высшее образование в России.- 2008.- №4.-с. 160-164.
2. Бочкарева, О. В. Диалог как ценностно-смысловое творчество в музыкальной культуре [Текст] // Ярославский педагогический вестник. -Ярославль: ЯГПУ, 2013.-Т.1.-№2.-с. 229-232.
3. Федоров, А. В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза [Текст] / А. В. Федоров.- М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. - 616 с.

Bibliograficheskij spisok

1. Bochkareva, O. V. Dialogicheskaya napravlennost& pedagogicheskogo obrazovaniya [Tekst] // Vysshee obrazovanie v Rossii.- 2008.- №4.-s. 160-164.
2. Bochkareva, O. V. Dialog kak tsennostno-smyslovoe tvorchestvo v muzykal&noj kul&ture [Tekst] // YAroslavskij pedagogicheskij vestnik.- YAroslavl&: YAGPU, 2013.-T.1.-№2.-s. 229-232.
3. Fedorov, А. V. Razvitie mediakompetentnosti i kriticheskogo myshleniya studentov pedagogicheskogo vuza [Tekst] / А. V. Fedorov.- M.: Izd-vo MOO VPP YUNESKO «Informatsiya dlya vsekh», 2007.- 616 s.
ЭЛЕКТРОННОЕ ПОСОБИЕ ДИДАКТИЧЕСКИЙ ДИАЛОГ didactic dialogue МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ information technology an electronic book media-competence