Научтруд
Войти

Природосообразные подходы к формированию системной мотивации у учащихся

Научный труд разместил:
Manargas
20 сентября 2020
Автор: Ульянова М.В.

УК 3701 М.В. Ульянова

DOI: http://dx.doi.org/10.21686/1818-4243-2017-5-22-32

Институт «Холодинамики», Москва, Россия

Природосообразные подходы к формированию системной мотивации у учащихся

Устойчивое развитие общества предполагает переход общества из текущего эволюционного витка к более высокому витку без революционных сломов существующих социальных систем. Отдельная личность, играя порой выдающуюся роль в истории человечества, способна обеспечивать эволюцию сознания всего сообщества, оказываясь на вершине эволюционного конуса в момент перехода системы на качественно новый виток её развития. Совершить такой переход способна только целостная личность, человек - созидатель, обладающий высоким потенциалом гармонии. Золотая пропорция социальной структуры общества предполагает определённое соотношение сущностных категорий людей, имеющих направленность личности, которая характеризует их как созидателя, потребителя или разрушителя. Современные подходы к образованию предполагают мотивирование человека на самосовершенствование в течение всей жизни. Вопрос заключается в том, насколько педагогические системы соответствуют законам гармонии, которые обеспечивают формирование структуры золотых пропорций социальных страт, рассматриваемых не с позиции классовой принадлежности, а с позиции созидательной направленности личностей. Анализ существующих образовательных подходов выявил, что наилучшими показателями, удовлетворяющими поставленной социальной задаче, обладает ноосферная педагогика, в основе которой лежит природосообразная методика преподавания учебных дисциплин. Она построена на принципах здоровьесбережения и здоровьеразвитиия, интеллектуальной потенциальной, системной мотивации человека к самосовершенствованию.

Природосообразная образовательная методика личностно ориентирована и позволяет учащемуся в процессе обучения совершать объект-субъектную трансформацию, в результате которой на фоне получения специальных учебных знаний умений и навыков, он получает общеучебные умения и навыки в основе

которых инициируются и реализуются процессы самоактуализации, самоутверждения, самостоятельности, самоэффективности, самолидерства, самоуправления. Только таким образом выстроенная системная модель мотивации в процессе обучения формирует жизненный потенциал личности, начиная с начальных классов и до поствузовского образования, который способен обеспечить хорошее самочувствие и удовлетворить самолюбие человека, без которых он не сможет чувствовать себя счастливым и способствовать устойчивому развитию общества в целом. Только соблюдение законов гармонии в образовательном процессе обеспечивает формирование личностей с высоким уровнем гармонии, которые будут определять и уровень гармонии в обществе.

В работе рассматриваются философские, управленческие, психологические и педагогические аспекты процесса самосовершенствования личности. Особое внимание уделено вопросам формирования общеучебных умений и навыков в процессе преподавания учебных дисциплин по природосообразной методике. Описываются ключевые механизмы объект-субъектной трансформации в процессе обучения, которые обеспечивают индивидуума энергией для перехода на следующий уровень его личностного развития. Показано как природосообразная методика ноосферной педагогики позволяет сделать самоуправляемым процесс личностного роста учащегося в процессе обучения.

Marina V. Ulyanova

Institute "Holodinamics", Moscow, Russia

Nature-aligned approaches to form students& system motivation

Sustainable development of the society involves the transition of the society from the current evolutional stage to a higher stage without revolutionary destruction of the existing frames of society. An individual, playing a prominent role in human history from time to time, is able to provide for the evolution of consciousness of the whole community, appearing on the top of the evolutional cone in the moment of passing of the system to the qualitatively new stage of its development. Only an integral individual, a person-creator possessing a high potential of harmony is able to accomplish such transition. The golden proportion of the social structure of the society implies a certain correlation of ontological categories of people, having personality orientation that characterizes them as a creator, consumer or destroyer.

The modern approaches to education involve motivating a human being to self-improvement all his/her lifelong. The question is that, how much pedagogical systems correspond to the laws of harmony, which provide formation of social strata golden proportion structure

considered not from the perspective of class position, but from the perspective of creative personality orientation. The analysis of the existing educational approaches showed, that the best indices satisfying the set social problem belong to noospheric pedagogics, based on nature-aligned methodology of teaching academic disciplines. It is built on principles of health protection and health development, intellectual potential, system motivation of an individual to self-perfection.

Nature-aligned educational methodology is personality oriented and enables the student to accomplish object-subject transformation in the process of education, as a result of which, following the receipt of special educational knowledge, abilities and skills, he/she gets common educational abilities and skills, on the basis of which the processes of self-actualization, self-affirmation, independence, self-efficacy, self-leadership, and self-government are initiated and realized. Only the system model of motivation, organized in such a way, forms life potential of personality in the process of education,

beginning with primary school and until post-graduate education, that is able to ensure good health and satisfy one&s vanity, without which he/she will not feel happy and assist sustainable development of the society on the whole. Only observing laws of harmony in the educational process provides formation of personalities with a high level of harmony that will determine the level of harmony in the society, as well.

The philosophical, managerial, psychological and pedagogical aspects of individual self-perfection processes are considered in the paper. Special attention is paid to the questions of forming common educational abilities and skills in the process of teaching academic disciplines according to the nature-aligned methodology. The key mechanisms of object-subject transformation in the process of education are described, that provide an individual with energy for passing to the next level of his/her personality development. It is shown how nature-aligned methodology of noospheric pedagogics enables to make the process of the student&s personality growth self-regulated in the process of education.

Вопросы о том, что наиболее значимо: интересы одной личности или интересы общества обсуждаются в жарких дискуссиях не одну сотню лет. Так как именно общинность позволила человеку выиграть битву естественного отбора и развиваться социально, приоритет интересов оказывается не на стороне отдельной личности. Сегодня, когда создана Теория Творения и Генетического единств мира [1, 2], открыта матрица Всеобщих Законов Мира [3] иерахичность циклов развития всех систем мира, включая человечество, которое рассматривается учёными как открытая самоорганизующаяся система, получила чёткое научное обоснование.

Феномен заключается в том, что личность, выступая инструментом эволюции и совершая единичный (личностный) квантовый скачок в своём развитии, задаёт импульс перехода на новый эволюционный виток всему сообществу людей [4]. А это означает, что интересы личности не должны быть игнорированы или противопоставлены общественным интересам. Иначе общество лишается механизма своего развития.

Историческая роль личности может колебаться от незаметной до громаднейшей в зависимости от самых разных условий и обстоятельств, а также от особенностей исследуемого места, времени и индивидуальных черт личности. Если посредственный правитель промедлит с реформами,

его государство может попасть в зависимость или разрушиться, как, например, случилось в Китае в XIX в, в СССР в конце ХХ в, в Украине в начале ХХ! в. В то же время правильно и своевременные реформы способны превратить страну в новый центр силы (Япония в

XIX в и ХХ в, Китай с конца

XX в). Проблема роли личности в истории далека от своего окончательного решения.

Философов, педагогов, психологов, а отчасти и управленцев, всегда интересовал вопрос: существует ли возможность гармоничного развития личности, а через неё и гармоничного развития общественной системы. С начала 70-х годов прошлого столетия мировое сообщество создаёт концепцию устойчивого развития общества, которая рассматривается как возможность «удовлетворения потребностей нынешнего поколения, без ущерба для возможности будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности», как продолжающееся развитие, которое предполагает согласованность экономических, социальных, инвестиционных, институциональных, культурологических и научных изменений с развитием личности.

Речь идёт о гармоничном развитии всех подсистем, обеспечивающих жизнедеятельность общества. Если обратиться к определению, сформулированному психологами, то под гармонией личности понимается степень устойчивости системы «человек»

к отрицательным влияниям среды жизни [5]. Гармонию принято подразделять на внутреннюю и внешнюю. Внешняя гармония личности обеспечивается согласованностью человека с внешними природными и социальными процессами. Внутренняя гармония личности обеспечивается синхронизацией всех подсистем человека.

Если внешняя составляющая гармонии означает ту самую согласованность человека с внешними процессами, которая рассматривается как основа устойчивого развития общества, то внутренняя гармония определяется загадочным для многих людей понятием жизненного предназначения, которое условно можно назвать целью жизни. Когда и как человек может (и/или должен?) сформулировать цель своей жизни? Или кто-то другой должен это сделать за него? Кто: семья, общество, государство?

Формирование личности начинается в процессе воспитания, когда идёт «закладка» базовых ценностей и ведущих жизненных принципов человека. В разные эпохи разные сообщества руководствовались разными нормами нравственности и морали. В одни исторические периоды определённые нормы могли играть прогрессивную роль в развитии человечества. Но потом, когда их суть переставала отвечать целеполаганию нового этапа развития социума, они превращались в источники социальных кризисов и конфликтов.

Базовые ценности определялись той или иной идеологией, в основе которой всегда лежала идеологема превосходства кого-то или чего-то. (Идеологема превосходства может рассматриваться как основной инстинкт доминирования индивидуума (или группы), увеличивающий шанс на выживание). В этом контексте целеполагание жизнедеятельности любого сообщества предполагало служение этому превосходству и во имя этого превосходства.

Такая модель не удивительна, ибо она копирует модель взаимоотношения человека с Богом. При формальном признании превосходства Бога или каких-то сверхъестественных сил, идеологи ставят свою идею на второе место после Бога. А, по сути, на первое место, ибо Бог на небе, а мы на земле. Этим объясняется то, что какое-то время идеология может развиваться достаточно бурно, захватывая сознание множества людей. Но потом, выявляется ограниченная суть избранной идеологемы и процесс самостоятельно затухает или его останавливает другая сила, например, в ходе войны, революции или природной катастрофы. Достаточно вспомнить нацистскую Германию, солдаты которой творили преступления в убеждённости превосходства своей расы и богоугодности своих деяний. Каждый солдат имел ремень, на котором был выбит лозунг «с нами Бог».

Анализ любого целеполага-ния показывает, что цели могут быть разные, но неизменной составляющей является процесс служения высшему: кому-то или чему-то, во имя чего-то (для верующих людей — служение Богу). Результативность служения определяется той пользой, которую оно кому-то принесло. Таким образом, основным критерием исполнения жизненного предназначения оказывается

полезность деятельности человека себе самому и другим людям. Полезность рассматривается как ценностное понятие, отражающее положительное значение деятельности, не подразумевающие какого-либо разрушения.

Начальная ступень полезности определяется отсутствием нанесения ущерба и разрушения. Не случайно, основной заповедью врачей, чья деятельность постоянно находится в пограничной ситуации жизни и смерти людей, гласит: «Не навреди!».

Следующий уровень предполагает созидание чего-либо нужного и доброго. В обобщенном виде формулу предназначения человека можно сформулировать как «служение добру». Как именно служить и чему служить, оказывается величиной вариабельной, индивидуализированной для каждого конкретного человека. Иными словами, в понимании внутренней гармонии человека есть априорная неизменная составляющая, которая определяется как процесс служения добру. При этом добро рассматривается в категории абсолюта. То есть добро для всех, а не для кого-то отдельно взятого. Большинство людей рассматривают добро как относительную категорию. Добро, возможное для всех существует в сознании истинно верующих людей и идеалистов — утопистов. Учёными, разрабатывающими учение о ноосфере, на основании открытий голографичности вселенной, сформулировано понятие о «высшем потенциале» любых систем, который представляет собой интегрированное сущностное состояние всех потенциальных стадий развития системы [4, 6, 7].

Добро для всех предполагает высшую степень согласованности всех участников (составляющих) процессов взаимодействия). Таким образом перекидывается мостик из внутреннего состояния человека к внешнему миру, от внутренней гармонии личности к внешней гармонии природы.

Давно известно правило золотой пропорции, по которой создавались и создаются мировые шедевры произведений искусства, музыки, архитектуры. Но в практике социального управления эти законы гармонии [8] пока не получили своего достаточного применения.

Как сегодня школа формирует личность: в потребности противопоставления себя обществу, в необходимости подчинения себя обществу или как-нибудь ещё? При отсутствии национальной идеи, существуют идеи общечеловеческие. А значит, можно говорить о формировании человека как созидателя, как потребителя или как разрушителя. Правило золотой пропорции предполагает наличие в обществе каждой из этих категорий людей в соотношении: 30% — созидателей, 65% — потребителей, 5% (!) — разрушителей [9,10].

К созидателям относят людей, которые воспроизводят и созидают больше, чем потребляют. Потребители в равной мере и потребляют и воспроизводят. Разрушители же потребляют больше, чем воспроизводят. Важно осознавать, что критерий потребления существенен только для категорий потребителей и разрушителей. Они могут что-то воспроизводить и созидать только при определённых условиях, только при наличии благоприятной среды. Созидатель же будет созидать всегда, даже вопреки всем неблагоприятным обстоятельствам. Он не будет многого требовать от окружающих, выставлять жёсткие условия для своей деятельности, критиковать существующую социальную систему, уезжать из страны в поисках лучшей доли. Будучи творцом, он берёт ответственность за свои удачи и промахи на себя, верит себе, надеется на себя. Его жизнь — это инструмент созидания и любви.

Кажется, что это образ идеального исполнителя: мало требует — много трудится. Образ строителя светлого будущего, раньше считали, что коммунистического будущего. Теперь это стало не актуальным? Но образ созидателя будущего должен быть. Если его нет, кто и что будет строить? Кого создаёт общество сегодня средствами образования как производительную силу будущего?

Процесс формирования личности имеет множество факторов: генетических, психотипических, социальных, культурологических, лингвистических [11]. Каждый человек в разных ситуациях может проявляться в каждой из категорий: созидателя, потребителя или разрушителя. Кроме того, на каждом из уровней развития личности: физическом, творческом, межличностном, социальном, принципиальном и универсальном (по В.В. Вульфу [6]) у человека может существовать устойчивая поведенческая доминанта, которая определяется, например, половой принадлежностью или возрастными особенностями. Тем не менее, целесообразно говорить о принадлежности человека к той или иной категории, которая в обобщенной форме определяется направленностью личности на созидание, потребление или разрушение.

Сам термин направленность личности определяет динамику процессов развития личности, которая может быть стихийной или управляемой. Воспитание предполагает формирование управляемого процесса. Следовательно, целью воспитания является обучение (научение) человека управлению динамикой развития своей личности. Таким образом, воспитательная функция в своей основе содержит управленческий аспект.

Так кого воспитывает сегодня наша школа: созидателей, потребителей или разрушителей? И кого являют сегодня сами воспитатели — учителя? Может ли учитель — потребитель или учитель — разрушитель сформировать ученика — созидателя, если учесть, что самый лучший и действенный метод воспитания — это личный пример? Чтобы научить человека управлять своим поведением, эмоциями, мыслями, знаниями, учителю необходимо самому обладать соответствующими управленческими знаниями и навыками. И если психология изучает законы развития психики человека, то педагогика обязана применять законы управления развитием психики человека [11]. Стержнем образовательного процесса является процесс самосовершенствования личности.

В середине 70-х годов прошлого столетия мировым образовательным сообществом была сформулирована новая образовательная парадигма — «образование через всю жизнь». Образовательная система должна быть способной обеспечивать постоянно возрастающие требования к профессиональной компетентности и компетенциям специалистов. Для российского государства и общества непрерывное образование становится стратегической целью по обеспечению благоприятных условий общего и профессионального образования и развития человека.

Непрерывное образование должно обладать определёнными качествами: быть всеохватывающим по полноте, индивидуализированным по времени, темпам и направленности, предоставлять каждому право и возможности реализации собственной программы в течение всей жизни. Основой и целью учебного процесса в равной мере являются и усвоение знаний, и овладение способами этого усвоения, развитие познавательных сил и творческого потенциала личности [12].

Иерархия приоритетов в российской системе образования выглядит следующим образом:

— воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободы личности;

— формирование навыков самообразования и самореализации личности;

— непрерывное образование в течение всей жизни человека;

— систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники, технологий и т.д. [13].

В этой последовательности на первом месте стоит всё та же ключевая задача: служения добру — служение родине. Вторая позиция отвечает за формирование психических механизмов гармоничного развития личности, без которых человек не может проявляться в своей жизнедеятельности не только как созидатель, но и как потребитель. В золотой пропорции, применительно к социальным категориям направленности личностей, наибольший процент (65%) должны составлять именно потребители, потому, что их задача заключается в выстраивании баланса сил созидания и разрушения [10, 14, 15], спроса и предложения. Своей деятельностью они призваны уравновешивать динамику жизнедеятельности, придавая системе симметрию. Они обеспечивают системе стабильность, устойчивость, инерцию и консерватизм.

Без грамотного подхода к решению задач двух верхних уровней, результаты деятельности всей системы образования становятся малоэффективными. Начиная с 90-х годов большое количество специалистов стремятся уехать из России в другие страны за лучшей жизнью. Многие молодые люди встраиваются в ряды разрушителей, промышляя

мошенничеством, воровством, разбоем. Механизмы социального сдерживания при декларируемой ориентации общества на извлечение прибыли любыми средствами, оказываются малорезультативными.

Переход к непрерывному образованию увеличивает продолжительность и усиливает значимость этапов самообразования в общей системе обучения. Актуализируется задача формирования навыков самостоятельной познавательной и практической деятельности обучаемых. Системой образования ведутся активные попытки создания новых методов преподавания, которые сформируют среду обучения, ориентированную на самостоятельную работу, развитие творческих способностей учащихся. Предполагается, что значимую роль в интеграции методов, организационных форм и средств обучения, начиная со школьного звена, должны сыграть новые информационные и коммуникационные технологии. Считается, что их внедрение обеспечит модернизацию отечественного образования и создаст основу для самообразования людей [12, 13].

К сожалению, педагогическая практика показывает обратное. Получив доступ к информационным ресурсам, учащиеся, чаще всего оказываются не в состоянии правильно работать с информацией. Незрелость личности, неразвитость способности к целостному мышлению, несформи-рованность критериев отбора информации затягивают молодых людей в информационные ловушки. Результатом становится искажение ценностных ориентиров, неразборчивость в потреблении информации, погружения в фобии и разного рода зависимости, которые искажают развитие личности. Дистанционное обучение для незрелой личности принесёт больше вреда, чем пользы, так как обособленность в получении знаний формирует обособленность мировосприятия и как следствие, эгоцентричное мышление.

Следующим несостоятельным подходом в образовании является установка на обретение конкурентоспособности учащегося в процессе обучения. Вместо формирования единого поля знаний, утверждается его обособление с установкой позиций доминирования, которые учащиеся выносят во взрослую жизнь. У людей формируется хрема-тическое сознание [16], которое рассматривается как мировоззренческая структура личности и соответствующая ей психическая познавательно-экспертная деятельность, обеспечивающие целенаправленное отражение внешнего и внутреннего мира с функцией личного обогащения, контроля и власти, исключая духовно-нравственные природосо-образные ценности и смыслы в мыследеятельности. В дальнейшем они будут создавать в социуме модели личного превосходства.

Общеучебные умения и навыки в материалах ФГОС [17] рассматриваются как универсальные способы получения и применения знаний для многих школьных предметов (в отличие от предметных умений, которые являются специфическими для той или иной учебной дисциплины). В тоже время в новых стандартах общего среднего образования общеучебные умения и навыки (ОУН) выделены в отдельный компонент достижений школьников и по существу оторваны от предметных результатов обучения. Это создаёт прецедент к тому, что ОУН фактически останутся вне поля зрения учителей и не станут значимым ориентиром при выборе ими методики обучения по конкретному предмету. Для формирования ОУН разрабатываются специальные методы. Но эта «специализация» и

становится основным препятствием. ОУН не работают на формирование целостности образовательного процесса.

В середине 90-х годов была создана система «Ноосферного образования» [7], положившая начало ноосферной педагогике, т.е. здоровьесберегающей, природосообразной педагогике, отвечающей принципу интеллектуальной потенциальной безопасности. Она способна обеспечить целостность педагогического процесса, одновременно формируя ОУН и предметные умения, которые получают дальнейшее развитие на всех этапах обучения во всех звеньях образовательной системы, включая поствузовское и корпоративное обучение [18].

Процесс обучения в этой системе личностно ориентирован на каждого ученика, на его индивидуальный опыт и способности. Главным педагогическим приёмом оказывается предоставление ученику возможности формировать в себе самом комфортную зону мышления, возможности формировать в себе самом комфортную зону мышления, чувствования и деятельности, так как это является важнейшим условием процесса самоорганизации внутреннего мира человека. Он учится понимать свои чувства, управлять своими эмоциями, мыслями, поступками и результатами деятельности. Именно этот процесс обеспечивает гармоничное становление его личности.

Личность рождается внутренней работой человека. Управляющие воздействия педагогом извне призваны инициировать процессы внутреннего роста и трансформации личностного мира учащегося. Учащийся получает внешнее управляющее воздействие со стороны учителя. Любое воздействие обязательно вызовет ответную реакцию [20, 21], которая может(!) перейти в собственное внутреннее управляющее воздействие. Если ученик,

организует внутри себя ответный управляющий импульс, то он становится сам для себя субъектом управления, то есть запускается процесс самоорганизации. Механизм и последовательность запуска этих процессов рассматривается нами ниже.

Учащийся получает двухстороннее внешне-внутреннее управляющее воздействие. Одно от учителя, другое от себя самого. При этом внутренний импульс у учащегося носит восходящий (творящее-созидающий) характер [9,10], а внешний от учителя — стимулирующий. Самоуправление имеет приоритетный характер.

Внутренний импульс представляет собой энергетический ответ всех внутренних подсистем организма человека. Если внешнее воздействие вызывает гармоничную согласованную ответную реакцию человека (ему приятно), степень его гармонии увеличивается благодаря механизму волнового резонанса [21]. Тогда человек получает избыток энергии, позволяющий использовать его на процесс ответной деятельности (например, обучения). Избыточный энергетический импульс составляет основу мотивации [19,20].

В психофизиологии известно понятие оптимального функционального состояния [22]. Это состояние, при котором любая деятельность достигает наибольшего результата при наименьших затратах. Такое состояние можно назвать гармоничным или комфортным для человека. Оно является необходимым стартовым условием для возможности возникновения внутреннего управляющего (самоорганизующегося) воздействия. (Иначе возникший внутренний энергетический импульс будет расходоваться на приведение системы в оптимальное состояние). Если образовавшийся внутренний импульс превосходит внешний, система человека получает за счёт внутренних ресурсов возможность перехода на качественно новый эволюционный уровень развития.

Если внешний импульс превосходит полученный ответной реакцией внутренний импульс, то процесс может проистекать двояко. При увеличении согласования протекания внутренних процессов (гармонизации) идёт накопление внутренней энергии. В какой-то момент её количество становится больше внешнего импульса и происходит квантовый переход системы на новый уровень. Таким образом можно характеризовать механизм процесса обучаемости личности.

При уменьшении согласования протекания внутренних процессов (хаотизация) идёт уменьшение внутренней энергии. Потеря энергии может приводить к разрушению или деградации как системы организма человека в целом, так и отдельных её подсистем (органов) и создаётся предрасположенность к появлению деструкции (болезни) физической, психической или социальной. Это может привести к противодействию системы «ученик» (ребёнок, подчинённый) к внешнему управляющему воздействию учителя (родителя, начальника, общества).

Так как статистика состояния здоровья школьников, начиная с 1995 года показывает, что только 20% детей приходит здоровыми в школу, а при выпуске из школы, практически каждый школьник имеет от одного до двух хронических заболеваний [12]), образовательная система должна строиться на принципах природо-сообразности. Это становится осью новой парадигмы: «образование через всю жизнь». Учащиеся должны получать и овладевать навыками самоуправления, которые имеют приоритет в решении других образовательных задач. Законы гармонии определяют количественные и качественные характеристики учебной информации в «системе человек», которые обеспечивают формирование гармоничной стрессоустойчивой личности, направленной на созидание.

Учитель на занятии может допустить не более 5% информации, содержащей негатив, иначе велика вероятность запуска процесса хаотизации (рассогласования) внутренних процессов в организме учащихся. Несоблюдение законов гармонии приводит к тому, что большинство школьников имеют какие-либо хронические заболевания [23, 24, 25, 26].

Особенность природосооб-разной (ноосферной) педагогики заключатся в том, что методика преподавания позволяет организовать процесс обучения, одновременно задействуя все уровни развития личности [18, 23]. Учащиеся наряду с учебной информацией овладевают общеучебными умениями и навыками, которые, закрепляясь и обогащаясь на каждом уровне развития личности, формируются в систему самоорганизации и самоуправления, в то, что в обобщённом виде можно назвать процессом самосовершенствования. Как только механизмы самоуправления осваиваются человеком, у него возникает потребность в постоянном внутреннем росте. Он становится мотивирован на самосовершенствование.

Ноосферная педагогика, в основе которой лежат при-родосообразные подходы, организует образовательный процесс так, чтобы на каждом уровне развития личности сформировалось или позитивно подкрепилось определённое качество личности благодаря той предметной учебной информации, которая оказывается в фокусе внимания на любом уроке. Рассмотрим эти качества подробнее, в той последовательности в которой они формируются.

На физическом уровне развития личности в фокусе

внимания природосообразной (ноосферной) образовательной методики оказывается самочувствие учащегося. Под самочувствием понимается ощущение психологической и физиологической комфортности внутреннего состояния человека. То есть, он не должен испытывать болевых ощущений или недомогания, страхов перед занятием или перед учителем. Если это условие не выполняется, ребёнок будет постоянно ощущать над собой насилие в школе (! по 6—8 часов в день). Он будет страдать и болеть от этого или искать формы и методы противодействия. Сюда относятся и вопросы элементарной этики. Например, когда ученику позволяется, не отвлекая внимания остальных детей, потихоньку выйти без спроса (расспроса, допроса) в туалет или куда-то ещё по важной для него причине. На этом уровне должны учитываться вопросы тактильного, слухового, зрительного, обонятельного и пространственного комфорта, так как они могут вызывать у учащихся напряжение, отвлекающее от занятия, рассеивающее энергию внимания и понимания. А при постоянном напряжении может быть нанесён ущерб здоровью [25, 27]. Склонность к жалобам, страданиям, поискам во всём негатива психологи относят к психотипическим качествам личности. Они могут получать своё закрепление у ребёнка в школе во время учебного процесса, который не отвечает условиям природосообразности. На физическом уровне формируется модель материальной мотивации, в том числе к процессу обучения. В школе применяется система оценки знаний. На личностном (творческом) уровне развития личности в фокусе внимания учителя оказываются такие важные вопросы как самолюбие, самоактуализация, самоутверждение. Под самолюбием

понимается эмоциональное отношение, отражающее оценку человеком самого себя. Самолюбие оказывается наиболее мощным энергетическим побудителем к деятельности. Учителю важно понимать, что любая деятельность ребёнка будет проекцией на его личность. Поэтому образовательный процесс должен быть построен таким образом, чтобы у ученика сложилась убеждённость: «У меня получилось!».

Самоактуализация как стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личных возможностей требует от учителя индивидуального подхода к ученикам с позиций разных модальностей работы с информацией [23, 28]. Наилучшим показателем работы учителя будет формирование у ученика возможности одинаково продуктивно работать со всеми каналами восприятия информации так, чтобы она становилась знанием, основанным на личном опыте. Такой тип работы с информацией называется универсным, и рассматривается как способность творческой переработки информации с созидательным результатом [28].

Самоутверждение рассматривается как фундаментальная потребность человека в самовыражении и самораскрытии. Самоутверждение формируется на основе позитивной обратной связи. К убеждённости «У меня получилось!» прибавляется ощущение принятия другими людьми своих результатов: «Все видели, что у меня получилось!» Закладываются основы самоуважения и уважения к личности со стороны других людей.

На межличностном уровне развития личности в фокусе внимания оказывается формирование способности к самообязательству. Самообязательство представляет собой желание личности по своему внутреннему убеждению взять на себя ответственность перед

собой, перед другим человеком, обществом, коллективом. «Я это сделаю (выучу, напишу, расскажу)». Хорошо, даже если это делается для мамы или на спор с друзьями, или чтобы что-то доказать самому себе. Часто, начинаемая какая-то работа за компанию, за возможность позитивного взаимодействия и общения с кем-то, обретает самодостаточный смысл и приводит человека к пониманию нового качества своего отношения к своей деятельности. Например, вдруг осознаётся любовь к решению примеров, чистописанию, заучиванию стихов, чтению. Желание оказать помощь другому человеку особенно плодотворна, если она касается помощи в учёбе, когда учащийся сам включается в поиски новых форм работы с учебной информацией.

На социальном уровне развития личности природосооб-разная методика преподавания стимулирует формирование у учащихся способность к коллективному самоопределению. Это избирательная форма отношения личности к воздействиям конкретной группы, выражающееся в принятии индивидом одних и отвержении других групповых воздействий. На этом уровне формируется такое качество как самоидентификация — осознание человеком своего членства в группе. В учебной деятельности происходит формирование группового поля знаний. Внешние импульсы участников группы, воздействующие друг на друга, складываются. Если учащийся становится активным участником процесса, то степень гармонизации личности возрастает во много раз. Учебная информация, получающая такой энергетический импульс, становится мульти-вариативной. Это закладывает основу формирования творческой среды взаимодействия участников группы, как между собой, так и с новым качеством информации.

На принципиальном уровне развития личности у учащихся формируется способность личности к самооценке и самоосмыслению. Самооценка предполагает оценку личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Это важный показатель степени гармонии личности как адекватного восприятия себя. Заниженная самооценка будет являться основой внутреннего конфликта личности, а завышенная самооценка станет источником конфликтов между личностью и внешним миром. Например, у людей с заниженной самооценкой удачи будут зависеть от других людей, а в неудачах он будет винить себя, тогда как у людей с завышенной самооценкой все удачи будут его заслугой, а в промах будут виноваты другие. Очень часто самооценка формируется как неизменный принцип, которым человек руководствуется на протяжении всей жизни.

Правильный подход к формированию самооценки основывается на ситуативном анализе. Оценивая ситуацию по степени согласованности внутренних процессов с внешними, человек принимает решение о том, необходимо ли ему подстраиваться под внешние обстоятельства или необходимо внешние обстоятельства подстраивать под себя, или вообще необходимо избежать какой-то ситуации. То есть самооценка должна представлять собой динамический принцип адаптивности.

Под самоосмыслением понимается активность, направленная на создание ведущих мотивов и координации всей личности в целом. Формируются принципиальные установки, которыми человек будет руководствоваться в своей деятельности. Иногда они принимают примитивные формы лени, упрямства или извращенные формы агрессии, противоречивости, бунтарства.

Скажется ли это на результатах обучения? Обязательно! И на результатах жизнедеятельности в будущем тоже.

На универсальном уровне развития личности у учащихся начинается становление навыков самобъективности и самотрансценденции. Самообъективность понимается как способность человека к объективному познанию самого себя, признанию своих сильных и слабых сторон. Самообъективность становится возможной, когда сформирована адекватная самооценка, на основе которой формируется понимание нужности и полезности каких-либо действий в отношении себя.

Самотрансценденция характеризует выход личности за «свои пределы» понимания чего-либо к другому человеку или смыслу. Человек может понять, но главное принять позиции другого, даже если они противоречат его собственным интересам. Формируется понимание нужности и полезности каких-либо действий в отношении других людей. Здесь рассматривается понятие, когда полезные действия в отношении других людей могут наносить ущерб интересам индивидуума. Только на этом уровне у личности появляется возможность преодолеть социальную модель превосходства и создать модель социального паритета и неравнозначного (иерархически соподчинённого) единства.

На управленческом уровне развития личности у учащихся формируются такие качества как самостоятельность, самоэффективность и самолидерство. Под самостоятельностью понимается обобщенное свойство активной работы мысли, чувств и воли. Например, домашние задания задаются с первого — второго класса. Предполагается, что учащийся будет выполнять их самостоятельно. Если в советское время около 60% детей и подростков могли с этим справиться, то в настоящее время эта цифра сократилась до 10%. Остальные учащиеся привлекают к процессу других людей (родителей, друзей), списывают, подделывают работы, пропускают занятия.

Самоэффективность представляет собой убеждённость индивидуума в том, что он может управлять своим поведением так, чтобы оно являлось результативным. Человек оказывается способным ставить цели и принимать управленческие решения, позволяющие их достигать. В какой-то момент этот опыт позволяет личности определиться со своим предназначением в жизни. Человек соотносит свою деятельность с полезностью, которая определяется им как мера служения добру. Суть этого процесса в полной мере раскрывают слова Марка Аврелия: «Я сделал что-нибудь для общего блага? Следовательно, я принес пользу самому себе».

Самолидерство формируется у человека как совокупность индивидуальных навыков по управлению своими поведением, мышлением, эмоциями. Высокая степень гармонии формирует у личности харизму, исходящей от личности притягательности, когда человек остаётся верен самому себе и искренен при этом по отношению к другим.

Потенциальный уровень развития личности, его называют также уровнем «высшего потенциала», интегрирует все полученные умения и навыки процессом самосовершенствования, который реализует движение сознания личности «по вертикали» к своему «высшему Я». Этот процесс раскрывается в личности свойством пассио-нарности, способности к формированию внутреннего избытка энергии, которую он может выдавать в виде целенаправленной работы по видоизменению окружающей среды.

Пассионарий представляет собой наиболее активного

субъекта общественного развития созидательного типа — изобретателя, первооткрывателя, основателя чего-либо (вплоть до нового этноса), способствующего накоплению и преобразованию энергии общественной жизни и рационализации её уклада. Согласно золотой пропорции таких людей в обществе должно быть порядка 30%, чтобы обеспечивать устойчивое развитие человечества. Многие исследователи считают пассионарность врождённой способностью человека к производству избыточной энергии. Пассионарии рассматриваются как люди нового склада в популяции, которые создают идеологии и дают мощный импульс развитию общества.

Существует мнение, что пассионарии ломают сложившийся уклад жизни, из-за чего вступают в конфликт с обществом. Избыток энергии, который обеспечивает личности доминирование, предназначен для толчка к новому этапу развития общества. Если он приносит разрушение, это говорит о низкой степени гармонии личности, имеющий возможность получать энергетический избыток как врождённое в качество. Мать Тереза являет собой пример пассионария, тогда как Гитлер — представляет собой яркий пример разрушителя.

Высокая степень гармонии личности может быть заложена в человеке изначально, как врожденная доминанта (дети гармоничнее взрослых). Важно, чтобы в процессе воспитания и обучения человек находился в гармоничной среде, помогающей ему формировать волевую компоненту и ведущие принципы созидания. В ноосферной педагогике природосообразный метод позволяет преподавать любую учебную дисциплину, начиная с дошкольных занятий, и далее последовательно в каждом школьном и вузовском звене, таким образом, что картина

знаний формируется у каждого учащегося, опираясь на его личностный опыт и на индивидуальные психологические механизмы самосовершенствования, которые становятся основой общеучебных умений и навыков [21].

Когда работа с информацией в учебном процессе перетекает с одного уровня развития личности на другой, не просто ученик становится другим. Становится другой сама учебная информация, получающая новые качества, привносимые в неё личностью ученика. Информация становится с одной стороны его как бы его собственностью. А со второй стороны — она объединяет его с другими людьми, вписывая человека в информационный континуум. Формируется целостное поле знаний — ноосфера. Не случайно В.И. Вернадский именно научную мысль представлял геологической силой [29].

Ноосфреная педагогика выстраивает взаимодействие с учащимися не с позиции того, какой предмет изучается и какой сложности рассматривается учебная информация, а с позиции развития человека благодаря этой информации. На каждом уровне развития личности эта информация осваивается каким-то уникальным для конкретного человека образом. Он осознаёт и контролирует этот процесс благодаря включению в свою деятельность механизмов самоуправления, тех самых ОУН, которые станут его достоянием на всю жизнь. Освоение информации на одном уровне предопределяет готовность человека к её усвоению на следующем. Это явление аналогично энтропийным самосборкам [4], которые при использовании природосообразной методики в процессе преподавания учебных дисциплин приобретают восходящий каскадный эффект, когда одно тянет за собой и формирует другое.

Готовность и способность к правильному, гармоничному взаимодействию с учебной информацией определяет степень заинтересованности, мотивированности учащегося к процессу обучения, когда любое занятие воспринимается человеком как этап самосовершенствования, удовлетворяющий его потребность в духовном возвышении [9]. Полученные человеком навыки самоуправления и самосовершенствования позволят ему выстраивать согласованные процессы с внешней средой и всеми подсистемами общественной жизнедеятельности. Ноосферная педагогика, реализуя в образовательном процессе законы гармонии, формирует основу устойчивого развития общества — гармоничную личность.

В заключение коротко сформулируем основные результаты, изложенные в статье:

От рождения каждая личность обладает некоторым врожденным потенциалом личностных качеств, которые будут раскрываться в процессах воспитания и обучения, обеспечивающих условия для формирования направленности личности как созидателя или как потребителя. Школа как социальный институт отвечает за создание таких условий.

Устойчивость развития общества возможна, только в случае, если соотношение категорий разных направленностей личности соответствует золотой пропорции: 30% — созидателей, 65% — потребителей, 5% (!) — разрушителей [8, 10]. Таким образом, в образовательной системе должны быть созданы и внедрены методики преподавания учебных дисциплин, которые обеспечивают такие условия для формирования направленности личности.

Ноосферный подход не разделяет образовательную и воспитательную компоненту в образовательном процессе, а интегрирует их так, чтобы

общеучебные умения и навыки формировались на основе усвоения предметного учебного материала системно, на все уровнях развития личности: физическом, творческом, межличностном, социальном, принципиальном, универсальном, управленческом и потенциальном. Это позволяет организовать самозапуск и самоорганизацию процессов формирования личности так, чтобы на основе своего личного опыта учащийся мог усваивать учебную информацию, раскрывая свои врождённые качества и приобретая недостающие качества из группового поля, которое создаётся в ходе занятия.

Природосообразная методика преподавания учебных дисциплин, позволяет человеку, осваивая механизмы самоуправления каждого предыдущего уровня развития личности, получить доступ к формированию и закреплению процессов последующего уровня. Таким образом, у учащегося на каждом уровне формируются модели мотивации, которые формируют у него потребность в постоянном внутреннем росте. Он становится энергетически обеспечен и информационно мотивирован на самосовершенствование. У личности закладывается системно сформированная мотивация для реализации парадигмы непрерывности образования, которую можно определить как первичную функцию созидания — самосовершенство -вание личности.

Осваивая каждый уровень развития личности и овладевая процессами самоуправления, реализованных в моделях мотивации, человек получает умения и навыки гармонизации собственного «Я», которые он затем может применять, реализуя свою потребность быть счастливым.

Литература

1. Астафьев Б.А. Теория творения и Генетического единства мира. М.: 2010.
2. Астафьев Б.А. Духовный щит земли и человечества. М.: ИПЛ, 2017.
3. Маслова Н.В. Всеобщие Законы Мира. М.: институт Холодинамики, 2006.
4. Антоненко Н.В., Ульянова М.В. Эмерджен-тное управление. М.: Институт Холодинамики, 2010. 60 с.
5. Психологический словарь. Р-на-Дону: 2005.
6. Вульф В. «Холодинамика». Ассоциация Холодинамики, 1995.
7. Маслова Н.В. Ноосферное образование. М.: ООО «Традиция». 2016. 197 с.
8. Ульянова М.В. Периодическая система общих законов управления. М.: институт Холодинамики, 2010. 25 с.
9. Антоненко Н.В. Периодическая система специальных законов развития психики человека. М.: Экон-информ, 2007. 45 с.
10. Материалы сайта URL: http:// www.1sentybry.ru
11. Материалы сайта URL: Ped-sovet.ru
12. Ульянова М.В. Золотая пропорция в аспекте безопасности предпринимательской деятельности в условиях рыночных отношений. // сб. МИПП, Москва, 2006. 5 с.
13. Антоненко Н.В., Маслова Н.В. Хремати-ческое сознание: нейрофизиологический аспект. Электронное научное издание «Устойчивое инновационное развитие: проектирование и управление» том 9 № 1 (18), 2013, ст. 3 URL: www.rypravlenie.ru
14. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты. URL: Ы±р://минобр-науки.рф

References

1. Astafev B.A. Teoriya tvoreniya i Genet-icheskogo edinstva mira. Moscow: 2010. (In Russ)
2. Astafev B.A. Dukhovnyy shchit zemli i chelovechestva. Moscow: IPL, 2017. (In Russ)
3. Maslova N.V. Vseobshchie Zakony Mira. Moscow: institut Kholodinamiki, 2006. (In Russ)
4. Antonenko N.V., Ul&yanova M.V. Emer-dzhentnoe upravlenie. Moscow: Institut Kholodinamiki, 2010. 60 p. (In Russ)
5. Psikhologicheskiy slovar&. Rostov-na-Donu: 2005. (In Russ)
6. Vul&f V. «Kholodinamika». Assotsiatsiya Kholodinamiki, 1995. (In Russ)
7. Maslova N.V. Noosfernoe obrazovanie. Moscow: OOO «Traditsiya». 2016. 197 p. (In Russ)
8. Ul&yanova M.V. Periodicheskaya sistema ob-shchikh zakonov upravleniya. Moscow: in-stitut Kholodinamiki, 2010. 25 p. (In Russ)
9. Antonenko N.V. Periodicheskaya sistema spetsial&nykh zakonov razvitiya psikhiki cheloveka. Moscow: Ekon-inform, 2007. 45 p. (In Russ)
10. Materialy sayta URL: http://www.1sentybry. ru (In Russ)
11. Materialy sayta URL: Ped-sovet.ru (In Russ)
12. Ul&yanova M.V. Zolotaya proportsi-ya v aspekte bezopasnosti predprinima-tel&skoy deyatel&nosti v usloviyakh rynochnykh otnosheniy. sb. MIPP, Moskva, 2006. 5 p. (In Russ)
13. Antonenko N.V., Maslova N.V. Khremat-icheskoe soznanie: neyrofiziologi-cheskiy aspekt. Elektronnoe nauchnoe izdanie «Ustoychivoe in-novatsionnoe razvitie: proektirovanie i upravlenie» Vol. 9 No. 1 (18). 2013. 3 p. URL: www.rypravle-nie.ru (In Russ)
14. Federal&nye Gosudarstvennye Obrazova-tel&nye Standarty. URL: http://minobrnauki.rf (In Russ)
15. Антоненко Н.В. О состоянии образования в мире и в России. // сб. Образование и законы Мира, М.: 2007, 3 с.
16. Павлов И.П. Избранные произведения. М.: АН СССР, 1949.
17. Сеченов И.М. Элементы мысли. СПб.: Питер, 2001.
18. Гаряев П.П. Волновой генетический код. М., 2010.
19. Александров Ю.И. Основы психофизиологии: Учебник. М.: ИНФРА-М, 1997.
20. Антоненко Н.В., Ульянова М.В. Педагогика ноосферного развития. М.: Севастополь: 2012, 220 с.
21. Брайко Л.И. Периодическая система специальных законов здоровьесбережения и здоро-вьеразвития. Киев — Ялта: Фиолет, 2012.
22. Гончаренко М.С., Маслова Н.В., Куликова Н.Г. Ноосферное образование — ключ к здоровью. Москва — Харьков: институт Холодина-мики, 2011. 124 с.
23. Давыдовская Н.А. Психологические и медицинские основы здоровье сберегающего и природосообразного метода преподавания. Ал-маты, 2010.
24. Антоненко Н.В., Ульянова М.В. Восстановительная гимнастика для нервных клеток (рост, развитие и восстановление нервных клеток в процессе обучения) М.: Амрита-Русь, 2016. 80 с.
25. Антоненко Н.В., Ульянова М.В. Управленческий потенциал воспитания. М.: институт Хо-лодинамики, 2011. 72 с.
26. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. М: Наука, 1991.

Сведения об авторе

Марина Владимировна Ульянова

Д.филос.н, ректор

Институт «Холодинамики», Москва, Россия Эл. почта: marvla@rambler.ru Тел.: (916) 974-66-40

15. Antonenko N.V. O sostoyanii obrazovaniya v mire i v Rossii. sb. Obrazo-vanie i zakony Mira, Moscow: 2007. 3 p. (In Russ)
16. Pavlov I.P. Izbrannye proizvedeniya. Moscow: AN SSSR, 1949 (In Russ)
17. Sechenov I.M. Elementy mysli. Saint-Petersburg: Piter, 2001. (In Russ)
18. Garyaev P.P. Volnovoy geneticheskiy kod. M., 2010. (In Russ)
19. Aleksandrov Yu.I. Osnovy psikhofiziologii: Uchebnik. Moscow: INFRA-M, 1997. (In Russ)
20. Antonenko N.V, Ul&yanova M.V. Pedagogika noosfernogo razvitiya. Moscow: Se-vastopol&. 2012, 220 p. (In Russ)
21. Brayko L.I. Periodicheskaya sistema spetsial&nykh zakonov zdorov&esbere-zheniya i zdorov&erazvitiya. Kiev — Yalta: Fiolet, 2012. (In Russ)
22. Goncharenko M.S., Maslova N.V, Kulikova N.G. Noosfernoe obrazovanie — klyuch k zdorov&yu. Moskva — Khar&kov: institut Kholodinamiki, 2011. 124 p. (In Russ)
23. Davydovskaya N.A. Psikhologicheskie i med-itsinskie osnovy zdorov&e sbere-gayushchego i pri-rodosoobraznogo metoda prepodavaniya. Almaty, 2010 (In Russ)
24. Antonenko N.V, Ul&yanova M.V. Vosstano-vitel&naya gimnastika dlya nervnykh kletok (rost, razvitie i vosstanovlenie nervnykh kletok v protsesse obucheni-ya) Moscow: Amri-ta-Rus&, 2016. 80 p. (In Russ)
25. Antonenko N.V, Ul&yanova M.V. Uprav-lencheskiy potentsial vospitaniya. Moscow: institut Kholodinamiki, 2011. 72 p. (In Russ)
26. Vernadskiy V.I. Nauchnaya mysl& kak plan-etarnoe yavlenie. Moscow: Nauka, 1991. (In Russ)

Information about the author

Marina V. Ulyanova

Dr. Sci. (Philos.), rector Institute «Holodinamics», Москва, Россия E-mail: marvla@rambler.ru Tel.: (916) 974-66-40

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ПОТЕНЦИАЛ ГАРМОНИИ ЛИЧНОСТИ ЗОЛОТАЯ ПРОПОРЦИЯ ЗАКОНЫ ГАРМОНИИ СОЗИДАТЕЛЬ ПОТРЕБИТЕЛЬ РАЗРУШИТЕЛЬ НООСФЕРНАЯ ПЕДАГОГИКА ПРИРОДОСООБРАЗНАЯ МЕТОДИКА ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ