Научтруд
Войти

СОЦИАЛЬНОЕ СЛУЖЕНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Автор: Священник Георгий Андрианов

ЦЕРКОВЬ И ВРЕМЯ

УДК: 281.2 + 316.32

DOI: 10.24411/2309-5164-2020-10305

Священник Георгий Андрианов

кандидат богословия, ректор Костромской духовной семинарии E-mail: rector44@mail.ru

Басов Николай Федорович

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной работы Костромской государственный университет E-mail: abba99@yandex.ru

СОЦИАЛЬНОЕ СЛУЖЕНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

В статье раскрывают содержание понятия «социальное служение», анализируются истоки и основные этапы его развития с начала возникновения Русской Православной Церкви и до наших дней. Отмечается, что в новых условиях возросла потребность в оказании социальной помощи неимущим. В связи с этим был востребован потенциал православной церкви, который проявляется в её социальном служении во всех сферах современной жизни человека. Сегодня священник имеет возможность посещать детские учреждения, больницы, воинские части, места заключения, социальные учреждения - быть везде, где требуется поддержка нуждающимся. Это свидетельствует о вступлении Русской Православной Церкви в новый этап своего развития.

Анализируются основные направления современного социального служения русской Православной Церкви, содержания её деятельности по церковной социальной помощи нуждающимся.

Основное внимание уделено анализу организованного социального служения Церкви в наши дни, связанного с деятельностью Синодального отдела по церковной

благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви, образованного 31 января 1991 года.

В своем выступлении 24 июня 2010 г. в Днепропетровске Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил: «Когда мы говорим о развитии социальной работы в Церкви, то многие не знают, что такое социальная работа. А я скажу просто - это добрые дела. Это добрые дела по отношению к прихожанам, к слабым, больным, одиноким, и не только к прихожанам»1.

Русская Православная Церковь с начала своего возникновения занимала значительное место в социальной помощи нуждающимся. Истоки и корни рассматриваемого явления уходят ко временам Крещения Руси (988). Можно отметить, что уже тогда начали складываться два важных направления помощи нуждающимся: монастырское, то есть помощь монастырей, и приходская помощь.

В исторических летописях отмечаются частые экстремальные природные явления, вызывавшие голод, который всегда сопровождался мором - эпидемиями, в результате которых вымирали сотни тысяч людей. Основными очагами призрения нуждающихся становились монастыри. Они содержали богадельные избы, больницы, детские приюты. Сюда стекались увечные, слепые, престарелые, вдовы, сироты. К началу XX в. только в церковно-монастырских богадельнях призревалось около 10 тысяч человек.

Довольно эффективной была приходская деятельность по оказанию помощи нуждающимся. Для сбора средств проводились тарелочные и кружечные сборы, устраивались детские приюты для подкидышей и сирот. Велико было значение приходов и в распространении грамотности.

Общественное мнение прихожан настраивалось на необходимость помощи сироте, вдове, нищему. Людей, которые отказывались от подаяния нуждающемуся, осуждали. «Не творящему милости - суд без милости», - говорили в народе.

Ситуация резко изменилась в 1917 г., когда церковные социальные учреждения перешли в руки государства. Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 г. «О религиозных объединениях» общинам запрещалась благотворительная деятельность вообще. Вне церковных стен деятельность

1 Кирилл, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Выступление перед преподавателями и студентами Днепропетровского национального университета им. Олеся Гончара [Электронный ресурс]. - URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1229202.html (дата обращения 2019-01-25).

духовенства ограничивалась посещением больных и умирающих, на все другое требовалось специальное разрешение местного совета. Таким образом, в советское время помощь нуждающимся осуществлялась лишь на уровне приходов.

Реформирование социально-политической системы, начавшееся в конце 1980-1990-х гг., привело к тому, что миллионы россиян оказались за чертой бедности. Особенно трудно было тяжелобольным, инвалидам, престарелым, сиротам, беженцам и вынужденным переселенцам.

В новых условиях возросла потребность в оказании социальной помощи неимущим. В связи с этим был востребован потенциал и Русской Православной Церкви в данном направлении, что свидетельствовало о ее вступлении в новый этап своего развития. Активизация церковной жизни способствовала возрождению благотворительности и милосердия в России.

Довольно емко и ясно задачи социального служения Церкви сформулировал тогда Святейший Патриарх Алексий II: «Как проявить любовь к ближнему в наше неспокойное время, полное тревоги за бедственное положение народов России, когда население целых регионов страны поставлено в тяжелые условия выживания, когда умножаются страдания и неустроенность многих социальных и возрастных слоев... Ответом на этот вопрос должно быть возрастание уровня социального служения Церкви»1.

В современной литературе понятие «социальное служение» раскрывается как совокупность организованных форм социальной деятельности, заключающихся в актах милосердия, благотворительности, помощи нуждающимся. Кроме того, социальное служение проявляется в виде создания определенных условий для социальной реабилитации нуждающихся членов общества2.

Историческое значение имело принятие на Юбилейном Архиерейском Соборе (Москва, 13-16 августа 2000 г.) документа «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». В нем сформулирована позиция Русской Православной Церкви по отношению к современным общественно значимым проблемам жизни государства и общества. Этот документ - важный ориентир для всех, кто участвует и в социальном служении Церкви.

Потенциал Русской Православной Церкви проявляется в ее социальном служении во всех сферах жизни человека и включает в себя, кроме благотворительности, регулирование семейных отношений прихожан, утешение болеющих, ободрение воинов, утешение содержащихся в местах лишения свободы, поддержка умирающим, крещение, венчание и т. д. Сегодня священник имеет возможность посещать детские учреждения, больницы, воинские части, места заключения - быть везде, где требуется поддержка нуждающимся.

Первые шаги организованного социального служения Церкви в наше время связаны с деятельностью Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви,

1 Алексий II, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Нужна активная деятельность [Электронный ресурс]. - иЯЬ: https://www.eg-online.ru.
2 Решетников О. В. Социальное служение молодежи // Социальная работа с молодежью / под ред. Н. Ф. Басова. - М., 2015. - С. 216.

образованного 31 января 1991 г.1 Это позволило активизировать милосердие и благотворительную деятельность на уровне епархий, монастырей, приходов, братств и сестричеств. Появились детские приюты, хосписы, благотворительные столовые, социальные магазины для малоимущих, опекаются социальные учреждения.

По инициативе Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, руководимого епископом Орехово-Зуевским Пан-телеимоном, с 2010 г. ежегодно проводятся межрегиональные конференции по социальному служению Русской Православной Церкви (I - октябрь 2010 г., Санкт-Петербург; IX - июнь 2018 г., Уфа). Цель проводимых форумов - обобщение опыта, анализ особенностей содержания и форм работы в данном направлении деятельности Православной Церкви.

Итоги социального служения за последнюю четверть века были подведены на V Общецерковном съезде (сентябрь 2015 г.). На этот форум в Москву прибыли 414 представителей 188 епархий из 10 стран мира. Святейший Патриарх Кирилл, выступивший на съезде, сконцентрировал внимание на важнейших направлениях церковного социального служения: сокращение количества абортов и помощь женщинам в трудной жизненной ситуации, работа с инвалидами и создание безбарьерной среды в храмах, профилактика трезвости и помощь наркозависимым и др.

«Церковная социальная работа является неотъемлемой органической частью исповедания веры», - отметил в своем Первосвятительском слове на съезде Святейший Патриарх Кирилл. «Вера без дел мертва, как говорит апостол, и если христианская община не совершает дел милосердия, то значит, и она мертва» - сказал Предстоятель Церкви2.

В речи Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 23 декабря 2009 г. на Епархиальном собрании г. Москвы отмечено, что особое внимание следует время уделять вопросу о подготовке специалистов, способных организовать на приходском уровне полноценную социальную работу. По словам Патриарха, необходимо введение должности социального работника в каждом при-ходе3.

Сегодня социальное служение Русской Православной Церкви охватывает не одну тысячу церковных социальных служб и инициатив. При многих храмах и монастырях возникли и успешно развивают свою деятельность благотворительные столовые, детские приюты, богадельни, патронатные службы. Созданы и действуют десятки сестричеств и братств, основной целью которых является оказание продовольственной, медицинской и другой помощи наименее защищенным категориям населения.

1 Собрание документов Русской Православной Церкви. - Т. 1: Нормативные документы. - М., 2013. - С. 207.
2 Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на пленарном заседании V Общецерковного съезда по социальному служению (сент. 2015 г.) [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.patriarchia.ru/db/text/4210990 (дата обращения 2019-01-25).
3 Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы (23 дек. 2009 г.) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.patriarchia.ru/db/ text/969773 (дата обращения 2019-01-25).

В связи с этим возникла потребность в подготовке квалифицированных кадров для данной сферы деятельности. На заседании Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (2 февраля 2016 г.) Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл акцентировал внимание на вопросе подготовке помощников благочинных и настоятелей в сфере социальной деятельности. Ценный опыт в этом направлении сложился в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете, в котором в 2010 г. на миссионерском факультете было открыто отделение по специальностям «Социальная работа» и «Социальная работа с молодежью». Много сделали по становлению новых направлений подготовки заведующая отделением И. В. Соловьева и заведующая кафедрой социальной работы, кандидат исторических наук, доцент Т. В. Зальцман. Активное содействие развитию отделения оказывает Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви под руководством епископа Орехово-Зуевского Пантелеимона.

Главная цель отделения - подготовка специалистов высокого уровня для работы в церковных организациях, приходах и социально ориентированных православных некоммерческих учреждениях.

В соответствии с Церковным образовательным стандартом о подготовке социальных работников, принятым Высшим Церковным советом 21 июня 2013 г. и одобренным на заседании Священного Синода 16 июля 2013 г., задача церковной социальной работы - не дублировать функции государства, ее главная цель - духовная. В подготовке специалистов социальной сферы необходимо сочетать профессиональные качества с традициями христианского милосердия, сострадания и благотворительности. Таким образом, компонентами профессионализма церковного социального работника являются как теоретические знания из светских гуманитарных наук (социальной работы, психологии), так и богословские знания, а также практические навыки. В соответствии со стандартом, приготовление к социальному служению происходит через духовно-нравственное возрастание и приобретение знаний и имеет своей целью утверждение будущего социального работника в истинах веры, благочестии, а также в овладении им профессиональными навыками, необходимыми для осуществления социальной деятельности1.

В функции приходского социального работника входит составление и постоянное обновление списка нуждающихся в помощи прихожан: одиноких престарелых, тяжелобольных, инвалидов, членов многодетных, неполных и социально неблагополучных семей и других подобных лиц. Приходской социальный работник должен лично знать таких людей и организовывать помощь им, привлекая к этому добровольцев. Помимо этого, он информирует настоятеля прихода о подопечных, нуждающихся в духовном окормлении, и участвует в церковных Таинствах вне стен храма; оказывает помощь священнику в организации посещений подопечных.

На VI Общецерковном съезде по социальному служению (Москва, 4-6 октября 2016 г.) обсуждались вопросы помощи женщинам в кризисной ситу1 Собрание документов Русской Православной Церкви. - Т. 2. - Ч. 1: Деятельность Русской Православной Церкви. - М., 2014. - С. 586-605

ации, профилактики абортов, поддержки семьи, материнства и детства, организации помощи пожилым людям, а также проблема совершенствования подготовки кадров церковному социальному служению.

В Патриаршем послании съезду отмечалось, что из года в год совершенствуется церковная система помощи нуждающимся, должное внимание уделяется профессиональной подготовке и координации деятельности православных социальных работников1.

Естественно, что будущему православному священнику, приходскому социальному работнику важно знать истоки возникновения и развития церковного социального служения, его современное содержание, основные направления и формы. Руководствуясь этим требованием, преподавателями Костромского государственного университета совместно с преподавателями Костромской православной духовной семинарии подготовлено учебное пособие для студентов высших православных духовных учебных заведений, слушателей курсов повышения квалификации, отделений по церковной социальной работе, приходских социальных работников, изданное в 2018 году2. В нем раскрываются основные направления социального служения Русской Православной Церкви, анализируется содержание ее деятельности по церковной социальной помощи престарелым и инвалидам, нуждающимся семьям, военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, а также осужденным. Особое внимание уделено характеристике социальной помощи молодежи, алко- и наркозависимым людям.

Литература

1. Алексий II, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Нужна активная деятельность [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.eg-online.ru
2. Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на пленарном заседании V Общецерковного съезда по социальному служению (сент. 2015 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/ 4210990 (дата обращения 2019-01-25)
3. Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы (23 дек. 2009 г.) [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.patriarchia.ru
4. Кирилл, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Выступление перед преподавателями и студентами Днепропетровского национального университета им. Олеся Гончара [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.patriarchia.ru/db/text/1229202.html (дата обращения 2019-01-25)
1 Кирилл, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Патриаршее послание VI Общественному съезду по социальному служению (Москва, 4-6 окт. 2016 г.) [Электронный ресурс]. -иЯЬ: http://www.patriarchia.ru/db/text/4630511.html (дата обращения 2019-01-25).
2 Социальное служение Русской Православной Церкви : учеб. пособие / под ред. Н. Ф. Басова, священника Георгия Андрианова ; сост. разд. II Н. Ф. Басов. - Кострома : Костромская духовная семинария Костромской епархии Русской Православной Церкви, 2018.
5. Кирилл, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Патриаршее послание VI Общественному съезду по социальному служению (Москва, 4-6 окт. 2016 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.patriarchia.ru
6. Решетников О. В. Социальное служение молодежи // Социальная работа с молодежью / под ред. Н. Ф. Басова. - М., 2015.
7. Собрание документов Русской Православной Церкви. - Т. 1: Нормативные документы. - М., 2013.
8. Собрание документов Русской Православной Церкви. - Т. 2. - Ч. 1: Деятельность Русской Православной Церкви. - М., 2014.
9. Социальное служение Русской Православной Церкви : учеб. пособие / под ред. Н. Ф. Басова, священника Георгия Андрианова ; сост. разд. II Н. Ф. Басов. - Кострома : Костромская духовная семинария Костромской епархии Русской Православной Церкви, 2018.

Priest Georgii Andrianov Georgii V. Andrianov - priest, Ph.D., Rector of the Kostroma Theological Seminary E-mail: rector44@mail.ru Basov Nikolay Fedorovich doctor of pedagogical sciences, professor, Head of the Department of Social Work Kostroma State University E-mail: abba99@yandex.ru

SOCIAL SERVICE OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH: TRADITIONS AND MODERN TIMES

The article reveals the content of the concept of "social service", analyzes the origins and main stages of its development from the early period of the Russian Orthodox Church to the present day. It is noted that nowadays the need for social assistance to the poor has increased. In this regard, the potential of the Orthodox Church is in demand, which is manifested in its social service in all spheres of modern human life. Today, the priest has the opportunity to visit children&s institutions, hospitals, military units, places of detention, social institutions - to be wherever the support of the needy is required. This testifies to the entry of the Russian Orthodox Church into a new stage of its development.

The main directions of the modern social service of the Russian Orthodox Church, the content of its effect on the Church social assistance to the needy are analyzed.

The main attention is paid to the analysis of the organized social service of the Church today, connected with the activities of the Synodal Department for Church charity and social service of the Russian Orthodox Church, established on January 31, 1991.

REFERENCES

1. Aleksiy II, Svyateyshiy Patriarkh Moskovskiy i vseya Rusi. Nuzhna ak-tivnaya deyatel&nost& [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.eg-on-line.ru.
2. Vystupleniye Svyateyshego Patriarkha Kirilla na plenarnom zasedanii V Obshchetserkovnogo s"yezda po sotsial&nomu sluzheniyu (sent. 2015 g.) [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.patriarchia.ru/db/text/ 4210990 (data obrashcheniya 2019-01-25)
3. Doklad Svyateyshego Patriarkha Moskovskogo i vseya Rusi Kirilla na Yeparkhial&nom sobranii g. Moskvy (23 dek. 2009 g.) [Elektronnyy resurs]. -Rezhim dostupa: http://www.patriarchia.ru.
4. Kirill, Svyateyshiy Patriarkh Moskovskiy i vseya Rusi. Vystupleniye pered prepodavatelyami i studentami Dnepropetrovskogo natsional&nogo universiteta im. Olesya Gonchara [Elektronnnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.patriar-chia.ru/db/text/1229202.html (data obrashcheniya 2019-01-25)
5. Kirill, Svyateyshiy Patriarkh Moskovskiy i vseya Rusi. Patriarsheye poslani-ye VI Obshchestvennomu s"yezdu po sotsial&nomu sluzheniyu (Moskva, 4-6 okt. 2016 g.) [Elektronnnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.patriarchia.ru.
6. Reshetnikov O. V. Sotsial&noye sluzheniye molodezhi // Sotsial&naya rabota s molodezh&yu / pod red. N. F. Basova. - M., 2015.
7. Sobraniye dokumentov Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi. - T. 1: Norma-tivnyye dokumenty. - M., 2013.
8. Sobraniye dokumentov Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi. - T. 2. - CH. 1: Deyatel&nost& Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi. - M., 2014.
9. Sotsial&noye sluzheniye Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi : ucheb. posobiye / pod red. N. F. Basova, svyashchennika Georgiya Andrianova ; sost. razd. II N. F. Basov. - Kostroma : Kostromskaya dukhovnaya seminariya Kostromskoy yeparkhii Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi, 2018.
Русская Православная Церковь социальное служение традиции современность направления работы содержание деятельности социальная помощь потенциалы православной церкви социальная жизнь священник
Другие работы в данной теме:
Научтруд |