Научтруд
Войти

ПРОЕКТ «ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ДАЙВИНГ»: ДИЗАЙН, ПРОВЕДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Научный труд разместил:
Yggrus
24 сентября 2020
Автор: Полякова Марина Васильевна

_PEDAGOGICAL SCIENCES / <<Ш1ШЗДЦМ"^©иГМ1>>#2(Щ72),2©2©

Полякова Марина Васильевна кандидат педагогических наук, доцент Российского Государственного профессионально-педагогического университета (РГППУ)

г. Екатеринбург, РФ DOI: 10.24411/2520-6990-2020-12087 ПРОЕКТ «ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ДАЙВИНГ»: ДИЗАЙН, ПРОВЕДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Polyakova М. V.

Associate Professor of Professional Pedagogy, Russian State Vocational and Educational University, Yekaterinburg, Russia,

PROYEKT «ETNOKULTURNYY DAYVING»: DIZAYN, CONDUCT AND RESULTS

Аннотация.

Проект «Этнокультурный дайвинг» был разработан как условный процесс погружения в чужую культуру с целью оптимизации воспитания таких качеств студентов вуза как патриотизм и толерантность. Результатами реализации проекта стали приучение студентов к служению социуму, защита и уход за местом обитания, культивирование коммуникативной компетентности, а также «уход» от формализма воспитывающего обучения в вузе.

Abstract.

The Ethnocultural Diving Project was developed as a conditional process of immersion in foreign culture in order to optimize the education of such qualities of university students as patriotism and tolerance. The results of the project were the teaching of students to serve society, protection and care for the place of obitanand, culti-vatede communicative competence, as well as "departure" from the formalism of education at the university.

Я слышу - я забываю, Я вижу - я запоминаю.

Я делаю - я понимаю. (Китайская пословица)

Введение

Никто не спорит, что патриотизм и толерантность представляют собой социально-одобряемые стереотипы поведения современного человека.

Перед тем, как начать обсуждать пути воспитания патриотизма и толерантности, обозначим тезаурус, используемых при этом понятий.

Таблица 1.

Понятия Определение

Патриот от гр. patriots - земляк, соотечественник. Человек, проникнутый патриотизмом

Патриотизм преданность и любовь к своему отечеству, своему народу

Патриотическое воспитание воспитание патриотических чувств

Гражданин лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей

Гражданское воспитание формирование гражданственности, как интегративного качества личности, позволяющего человеку осуществлять себя юридически, нравственно и политически дееспособным.

Толерантность От лат. tolerantia - терпение 1) иммунологическое состояние организма, при котором он не способен синтезировать антитела в ответ на введение определенного антигена при сохранении иммунной реактивности к другим антигенам. 2) Способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды. 3) Терпимость к чужим чувствам и верованиям.

Культура 1. Совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. 2. То же, что культурность. 5. Высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение.

Культурный 1. см. культура, 2. Находящийся на высоком уровне культуры, соответствующий ему. 3. Относящийся к просветительной, интеллектуальной деятельности

Этнос(ethnos) То же, что нация [от лат. Nacio - народ] - исторически сложившаяся устойчивая общность людей, образующаяся в процессе формирования общности их территории экономических связей, литературного языка, особенностей культуры и духовного облика.

Комментарии к тезаурусу

1. Греческое слово этнос (ethnos) менее распространено, чем латинское слово нация (nacio) и менее политизировано. Термин этнос универсален и нейтрален, и сугубо научен - поэтому и был выбран.
2. Значение понятия патриотическое воспитание весьма «размыто». Не ясно, что конкретно должно быть на выходе и как это измерить. В данном случае было бы полезно считать понятие патриотизм системным, а понятие гражданственность включенным в него. Тогда, можно оттолкнуться от определения гражданского воспитания Георга Кер-шенштейнера - «приучение молодежи служить общине». [5] И определить - патриотическое воспитание - это процесс, который имеет целью приучить население служению социуму, этносу (если хотите - отчизне).
3. Толерантность [лат. tolerantia терпение] терпимость к чужим чувствам и верованиям, т. е. к другому вообще (к полу, возрасту, этносу, языку, образу жизни). Исходя из определения, воспитание толерантности - это процесс, имеющий целью, выработать стереотип толерантного поведения.
4. Культура - это, может быть, самое сложное понятие. Говорят, понятие культура насчитывает около 300 определений. Было выбрано самое простое - культура - это совокупность достижений людей. Тогда культура это - все, что создано человеком.

Теория и рассуждения

Патриотизм и толерантность - социально -одобряемые стереотипы поведения, которые сами по себе они не возникают. Их надо воспитывать и культивировать, что и делается в образовательных учреждениях. Но всегда есть дополнительные пути, которые облегчают достижение желаемого результата.

Порассуждаем на сей предмет. Вид человек разумный современный (Homo sapiens sapiens) очень полиморфичен, т. е. весьма изменчив на уровнях гено- и фенотипов. С помощью полиморфности вид смог осуществить адаптивную радиацию - такой экологический и эволюционный феномен, который не случился с какими-либо другими видами растений и животных (исключая синантропных, т.е. спутников человека) и распространиться из мест своего возникновения (центральной и восточной Африки, зоны Великих африканских разломов, субэкваториального климата и саванн) по всей планете. Проникнув, освоив, и заселив все материки (кроме Антарктиды), все формы рельефа (включая Гималаи и Кордильеры), все климатические пояса

и природные зоны (включая территории, расположенные за полярным кругом), вид очень изменился внутри. Он варьирует фенопитипически, и на некотором генотипическом уровне, конечно то же, адаптируясь к ландашфтам, в которых поселился. Это можно доказать, т. к. еще в 1922 г. Л. С. Берг сформулировал хорономический принцип (закон): «Географический ландшафт воздействует на организмы принудительно, заставляя все особи варьировать в определенном направлении, насколько это допускает организация вида» [1, с. 180]. Что и произошло с представителями вида Homo sapiens s., и - возникли этносы.

Освоить столь разнообразные территории можно только, вырабатывая каждый раз новые, соответствующие вмещающему ландшафту, технологии природопользования. Например, этносы, живущие на территории России, разработали в свое время уникальные способы природопользования в условиях резко континентального климата и вечной мерзлоты, что само по себе является эволюционным достижением, т. к. эти территории по своим температурным условиям не совместимы с человеческой жизнью. Вспомним, что в местах возникновения рода Homo, температура воздуха не падает ниже 20°С весь год.

Поскольку природные условия на планете разнообразны, столь же разнообразны этносы. Например, Л. Н.Гумилев насчитал на территории бывшего СССР по меньшей мере семь суперэтносов [3, с.251]. Отсюда - контакты между ними неизбежны. Межэтнические контакты реализуются через такие стереотипы поведения как патриотизм и толерантность. Патриотизм сохраняет сам этнос. Толерантность обеспечивает мирные и продуктивные межэтнические контакты.

С 1948 года у толерантного поведения есть основания de jure - это Всеобщая декларация прав человека. Процитируем только две первые статьи.

«Статья 1

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.

Статья 2

Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения» [2].

Таким образом, вместе оба феномена (патриотизм и толерантность) осуществляют «сбережение народа» (пользуясь крылатым выражением А. И. Солженицына). Сохраняют max этническое и биологическое разнообразие вида Homo sapiens sapiens и, следовательно, обеспечивают его выживание.

Это de jure, а de facto мы можем иметь совсем другое. Т. Мальтус в 1798 г. пришел к выводу (и доказал), что народонаселение растет в геометрической прогрессии, а средства существования - в арифметической. Отсюда, был сделан вывод, что конкуренция за ресурсы - это естественный процесс. Современные отечественные исследователи, например, настаивают на том, что «... только формируется в настоящее время в русском коммуникативном сознании категория толерантности» [10, с. 99] Понятно, что, воспитывая толерантность, мы не можем взывать к тем чувствам и понятиям, которых еще нет. При этом для русских «характерна этническая терпимость: привычка жить среди других народов, смешиваться и интегрироваться с ними» [9, с. 105]

Следовательно, патриотизму надо учить, а толерантное поведение воспитывать - для этого есть основы. Потому что, как утверждал Песталоцци: «связь человека с другими людьми даже значительнее связи с природой». [10] Для этого процесса не годятся кратчайшие пути учебников (short-cuts). Они полны нейтральной информации, и чужих мыслей, которые не переходят в убеждения, потому что не окрашены личным к ним отношениям.

Воспитание патриотизма и толерантности также сложно осуществлять прямыми командами. Конечно, можно настаивать, повторяя, что патриотизм и толерантность - это хорошо. Но для того, чтобы получить настоящий, а не формальный результат, надо, чтобы адресат - человек - был готов эту информацию воспринять. Т. е. людей надо специально готовить. Один из проверенных вариантов - найти общее дело, которое сближает и, заодно, спасает от ненависти к учению, от неприязни к преподавателю и к учебнику. И таким делом может стать метод проектов. Напомним, что метод проектов, согласно У. Х Килпатрику - это «метод планирования целесообразной деятельности в связи с разрешением какого-нибудь учебного задания в реальной жизненной обстановке» [6, с.4]. А функции педагога в методе проектов были определены Э.

Коллингсом так: «Учитель предоставляет учащимся возможность проявлять себя в различных сферах деятельности, способствует свободному самовыражению учеников, оказывает помощь при выполнении проектов» [7, с.30].

Проблема:

Воспитание патриотизма и толерантности -сложный процесс и может иметь отдаленные результаты. А, если осуществлять его посредством метода проектов, создавая условия для «погружения» в этническую и культурную среду своего и других этносов, не возрастет ли его эффективность?

Для решения этой проблемы был разработан проект «Этнокультурный дайвинг». Дайвинг (Англ. «diving», от англ. «to dive» - нырять - просто ныряние) в данном случае - «погружение». «Этнокультурный дайвинг» - условный процесс погружения в свою и чужую культуру.

Принципы проекта: Природосообразность, культуросообразность и толерантность.

Цель преподавателя: создать условия для воспитания таких естественных составляющих личности современного человека как патриотизм и толерантность.

Сверхзадача проекта для преподавателя: оптимизировать воспитание патриотизма и толерантности.

Цель участников проекта - студентов: приобрести в процессе погружения в изучение культуры этносов России устойчивый стереотип патриотического и толерантного поведения.

Сверхзадача проекта для студентов: 1. Приучится служить социуму (отчизне) и 2. Принять универсальность положений Декларации прав человека как основу толерантного поведения.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Проект «Этнокультурный дайвинг»

Проект «Этнокультурный дайвинг» состоит из проектов - исследований, которые выполняют студенты и защит результатов их изысканий. Защиты оформлялись в разные формы: мастер-классы, форсайт-сессии, круглые столы. Были использованы также мозговые штурмы; просмотр и обсуждение видеоматериалов и фильмов; квесты; участие в конкурсах; посещение театральных спектаклей; занятия хатха-йогой; рабочие совещания; беседы в «книжном клубе»; беседы «за жизнь» и пр.

Таблица №2

Этапы проекта «Этнокульту

шыи даивинг»

Этапы проекта Содержание этапа Цель этапа

I. Сбор и обработка информации - составление базы данных. Выработать вариант оптимизации воспитания патриотизма и толерантности.

Параллельный этап. Установление доверительных, субъект-субъектных, отношений между участниками проекта. Создать оптимальные условия для реализации проекта с максимальным выходом - достижением его цели.

II этап. Выбор студентами тем, форм, методов и средств для индивидуальных исследований - для своих проектов Составить календарный план мероприятий проекта.

III этап. Собственно проектная деятельность Приобрести или культивировать навыки самостоятельного исследования. Выполнить проект.

^этап. Защита-представление результатов исследований и проведение мастер-классов «Вызвать к жизни» патриотические чувства и сформировать стереотип толерантного отношения и поведения.

V этап. Сбор и обработка результатов Описать прямые результаты и собрать информацию о побочных эффектах.

VI этап Дискуссия и Заключение Проанализировать, прокомментировать, дать оценку, описать отношение к результатам проекта.

Выполнение проекта

I этап - это всегда сбор информации. Хорошо осуществляется методом беседы. Есть условия эффективности: 1-е условие (очень важное) людей в беседе должно быть 5±2 или 5±4; 2-е условие - надо найти какое-то общее дело, это сближает (что-то простое, но нужное, что делается вместе с преподавателем + маленькая награда по исполнении дела). Так удастся уйти от формальности, скуки, внутреннего отторжения, симуляции понимания и принятия. Задавайте простые вопросы: откуда? что хорошо умеют делать? что читают? чем увлекаются? чем бы хотели заниматься? Активно слушайте.

На 11-м этапе каждому студенту необходимо выбрать - тему для своего проекта. Основа для выбора - принцип природосообразности. При определении тем проектов или мастер-классов полезно применять техники скрытого влияния. В частности - технику «выбор без выбора». Студент, конечно, сам определяет содержание своего исследования, но оно уже задано темой проекта. Преподавателю все равно, какую тему выберет студент. Потому, что студент при этом уже соглашается работать над ней. К условиям выполнения проектов относятся также «отпущенное» время. При этом каждый сам определяет себе «дедлайн». В итоге каждый студент имеет личный вариант проекта (его тему, время, и сам выбирает способы (методы) исследования). Эти условия очень «греют душу», повышают статус студента в его собственных глазах, что является дополнительной мотивацией деятельности. Так не заметно преподаватель управляет аудиторией, соблюдая принцип природосообразности.

Условия выбора тем для личного проекта:

• В рамках личных проектов - изучается мир, в котором мы живем, то, что мы видим каждый день, здесь и сейчас.

• В рамках мастер-классов демонстрируется непосредственный (уже накопленный) опыт - практической деятельности.

• Каждый проект должен заключать в себе анализ собранной информации в педагогическом аспекте. Иными словами, надо развернуто и аргументировано ответить на вопрос: как предмет Вашего исследования используется, или может использоваться для оптимизации педагогического процесса?

III и IV этапы. Выполнение и защита проектов.

1. Самостоятельность выполнения проекта.

Всегда помним, что согласно Сократу «Истинное знание нельзя вложить в сознание ученика извне, оно должно вырасти из глубины его личности и с помощью учителя выйти на свет во всеоружии, как Афина из головы Зевса» [4, с.144].

Очень ценным является то, что студенты работают самостоятельно и связывают выполнение проекта с чем-то для себя приятным. Это развивает такое доверие к собственным силам, позитивное отношение к работе, что обнаруживающиеся затруднения воспринимаются как норма или вызывают азарт. Студенты забывают, что учатся, поэтому знания приходят к ним незаметно, окрашиваясь личными переживаниями и опытом. Кроме этого, они исподволь приучаются выполнять работу до конца, и придумывают, как эффектно описать ее результаты.

2. В процессе выполнения и защиты проекта его автор имеет возможность показать себя в нестандартной ситуации - самоактуализироваться. А самоактуализация, как известно, связана с бытийными ценностями человека, такими как истина, добро, красота и открывается в так называемых

«пиковых переживаниях» (peak-experience), представляющих собой опыт восторга, эстетического наслаждения, сильных положительных эмоций [9, с.9]. Известно, что самоактуализированные люди испытывают чувство общности с другим (нем. Gemeinschaftsgefühl), демократичны, способны распознавать хорошее и плохое [9, с.9], что особенно важно для воспитания патриотизма и толерантности.

Три примера. 1. Проект «Культура соседней страны». Тема мастер-класса - «Педагогические секреты китайской чайной церемонии». Студенты, дополнительно обучающиеся в университете Конфуция, получают специальность, кроме всего прочего, - чайный мастер. Чайные мастера проводили в аудитории для своей группы чайную церемонию и доказывали, что ее участники впадают в, своего рода, медитацию. Они нашли материалы современных исследований, которые доказывают, что медитации значительно облегчают интеллектуальную деятельность, люди легче и лучше учатся.

2. Тема форсайт-сессии: «Формирование экономической активности нации» В ее рамках был проведен мастер-класс - «Как я заработала свои первые деньги». Автор мастер-класса рассказывала, показывала и учила, как изготавливать свадебные украшения - цветы из атласных лент. Результатов было два: 1) каждая участница мастер-класса ушла с самостоятельно сделанной розой в волосах; 2) для всех была составлена «дорожная карта» с названием «Мой бизнес».
3. Тема семинара «Национальное достояние», а тема проекта «Русский хоккей. Педагогические секреты побед». Был сделан обзор истории русского хоккея в ХХ веке. Названы ведущие игроки, знаменитые тренеры (оказывается, эта информация студентам была не известна). Выделены и охарактеризованы методы воспитания сборной команды СССР одним из ее тренеров А. Тарасовым. В презентации использованы кадры из фильма «Легенда 17».

IV этап. Сбор и обработка результатов выполнения проекта

Цель. Описать прямые результаты и собрать информацию о побочных эффектах.

Результаты

В выполнении проекта принятии участие 556 студентов РГППУ следующих институтов: институт лингвистики (ИнЛин), институт психологии (ИПс), институт экономики и управления (ИнЭУ), институт социологии и права (ИСП), машиностроительный институт (МаИ), институт электроэнергетики и информатики (ЭлИн). Учет участников мероприятий происходил с помощью явочных листов. Участники давали отзывы о каждом мероприятии. Все эти документы сохранены.

Прямые результаты

В 2013-2014 учебном году в рамках проекта «Этнокультурный дайвинг» проведено 14 мероприятий:

В 1-м семестре 2013 - 2014 учебного года:

1. Круглый стол «Многонациональная Россия - вчера, сегодня, завтра»;
2. Форсайт-сессия «Педагог - это звучит гордо»;
3. Брифинг «Поле литературы сегодняшнего

дня»;

4. Семинар «Национальное достояние»;
5. Форсайт-сессия «Экономическая активность нации»;
6. Мастер-класс «Скрытые техники управления учебной аудиторией»;
7. Педагогические чтения «ЭКД 2013 - лучшие проекты»

Во 2-м семестре 2013 - 2014 учебного года:

1. Форсайт-сессия «Мировые практики формирования ассертивной личности»;
2. Мастер-класс «Узлы жизни»;
3. Форсайт-сессия «Национальное достояние России»;
4. Мастер-класс «Освобождение от стресса учебы»
5. Форсайт-сессия «Города, где я бывал...»;
6. Круглый стол «Наши корни»;
7. Круглый стол «Проект «Этнокультурный дайвинг» - итоги и перспективы 2013 - 2014 учебного года».

В 1-м семестре 2014 - 2015 учебного года было проведено 8 мероприятий, в которых участвовало 114 студентов РГППУ:

1. Проект «Свободная тема»
2. Проект «Книга»
3. Проект «Грани русской культуры»
4. Проект «Культура соседней страны»
5. Проект «Выход из зоны комфорта»
6. Проект «Универсум музыки»
7. Проект «Малая Родина»
8. Круглый стол «Проект Этнокультурный дайвинг - итоги»

Побочные результаты и эффекты у участников проекта:

• Приобретены (обогащены) умения управления аудиторией;

• Отмечено повышение географической грамотности;

• Отмечено повышение исторической грамотности;

• Приобретены дополнительные навыки эффектной и эффективной презентации собственных достижений;

• Осуществлялось трудовое воспитание;

• Осуществлялось нравственное воспитание;

• Произошел «уход» от формализма воспитывающего обучения.

Цель преподавателя - создать условия для воспитания таких естественных составляющих личности современного человека как патриотизм и толерантность - была достигнута.

Сверхзадача проекта для преподавателя: оптимизировать воспитание патриотизма и толерантности - выполнена.

Цель участников проекта - студентов: приобрести в процессе погружения в изучение культуры этносов России устойчивый стереотип патриотического и толерантного поведения - достигнута.

Сверхзадача для студентов: 1. Приучится служить социуму (отчизне) и 2. Принять универсальность положений Декларации прав человека как основу толерантности - выполнена.

Дискуссия (обсуждение результатов)

Комментарии для преподавателя

• Выполняя проект «Этонокультурный дай-винг», Вам придется работать по 12 часов в сутки.

• Вы будете все время манипулировать аудиторией с помощью разнообразнейших вербальных и невербальных скрытых приемов для того, чтобы преодолеть сопротивление и инерцию аудитории. Не забывайте, что больше только 10-15% - ваши студенты, оставшиеся 60-70% аудитории настроены инертно, 15-20% - негативно. Их лозунг: «Не работать - круто, а работать - стремно, пусть все придет само собой!»

• У студентов колоссальный, более чем 10-летний, опыт сопротивления явного и скрытого. А, как известно, настоящее мастерство педагога обнаруживается тогда, когда его не хотят слушать.

• У большинства студентов «мозги заточены» не на поиск логики в изучаемых процессах, не на поиск причинно-следственных связей, не на составление алгоритма решения проблемы с оптимальными результатами, а на прямую репродукцию.

• Они не приучены работать с удовольствием. Традиционная схема: - аврал - адреналиновый шок - надрыв - истощение - усталость - апатия

- отвержение.

• Студенты в большей массе не приучены к самостоятельности и спрашивают разрешения: «Я не знаю, что выбрать, покажите/помогите мне».

• Студенты в большей массе не приучены к демократии. Удивляются субъект-субъектным отношениям. Довольно быстро пытаются осуществить «пристройку сверху» («.. .если я не раб, то я

- хозяин»).

• Самый оптимальный стиль взаимоотношений авторитарно-демократический с вкраплениями субъект-субъектных отношений минут на 10-15. Всегда помним об иерархии, ибо избыток демократии убивает демократию же.

• При самой небольшой (вербальной) поддержке или показанном примере студенты быстро привыкают и включаются в работу. Начинают придумывать необычные темы, делают собственные открытия, очень веселятся. Если их подхвалить, воодушевляются еще больше. Они очень не избалованы.

• Студенты страдают прокрастинацией, поэтому часто доделывают все в последний момент.

• Вам придется придумывать, как закрепить их успех. Идеальный вариант -- более сложное задание как награда.

• Нужно быть готовым к изменениям в плане проекта в зависимости от внешних и внутренних условий, согласно принципу природосообразности.

• В итоге - вы можете услышать в свой адрес: «Самый лучший преподаватель!»

• Вам придется работать по 12 часов в сутки, и Вам это понравится.

Заключение

Такие педагогические пути оптимизации воспитания патриотизма и толерантности как проектная деятельность высокоэффективны, т. к. преподаватель получает дополнительные рычаги для управления воспитывающим обучением, а студенты - оптимальные условия для культивирования патриотических чувств и толерантного поведения. Происходит приучение к служению социуму, защита и уход за местом обитания, с одной стороны, и соблюдение норм толерантного поведения с другой. Создаются оптимальные условия для культивирования коммуникативной компетентности. Создаются дополнительные условия для обогащения общей эрудиции.

Было получено, по меньшей мере, два дополнительных результата: положительное отношение к предмету - педагогика и «уход» от формализма воспитывающего обучения. Проект хорошо принимался студентами. Проект не имел «побочных эффектов» в виде «невыразимо напряженных, переутомленных и скучающих выражений лиц» [8, с.34].

Проект получил поддержку от комитета РОСМОЛОДЕЖЬ в виде гранта в декабре 2013 г. Был реализован в 2012-2013 и 2013-2014 учебных годах. Отчет составлен, сдан и принят грантодате-лем.

Список литературы

1. Берг Л. С. Номогенез, или Эволюция на основе закономерностей. — Петербург. - Государственное издательство. - 1922. - 306 с. - стр. 180, 181.
2. Всеобщая декларация прав человека. [электронный ресурс]: Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеей ООН от 10 декабря 1948 года (статьи 1, 2) - Режим доступа: https://www.coe.int/ru/web/compass/the-universal-dedaration-of-human-rights-Ml-version-, - Загл. с экрана.
3. Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая степь. - М.- Мысль. - 1988. - 766 с.
4. Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. -М. - 1940. - С.143.
5. Кершенштейнер Г. О воспитании гражданственности. / Пер. Э. Н. Журавской. - Петроград. -Изд-во газеты «Школа и Жизнь». - 1917. - 32 с.
6. Килпатрик, Вильям Хэрд. Метод проектов: Применение целевой установки в педагогическом процессе / В. Х. Кильпатрик, проф. педагогики Учительск. колледжа Колумбийск. ун-та Пер. с 7-го нем. изд. Е. Н. Янжул С предисл. Н. В. Чехова. -Ленинград - Брокгауз-Ефрон - 1925. - 43 с.
7. Коллингс Э. Опыт работы американских школ по способу проектов. - М. - Изд-во Новая Москва. - 1926. - 96 с.
8. Мальтус (Malthus) Томас Роберт / А. П. Су-доплатов // Ломбард - Мезитол. - М. - Советская

энциклопедия. - 1974. - С. 304. - (Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров - 1969 - 1978, т. 15).

9. Маслоу Абрахам «Теория человеческой мотивации» (цитируется по Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб. - Евразия - 1999. - С.77-105 (с сокращ.)
10. Наторп Пауль. Песталоцци: Его жизнь и его идеи. Пер. с нем. М. А. Энгельгардта. - СПб. -1912. - 104 с.
11. Прохоров Ю. Е. Русские: коммуникативное поведение / Ю. Е. Прохоров, И.А. Стернин. - 2-е изд. Испр. и доп. - М. - Флинта. - Наука. - 2006. - 328 с.
проект Этнокультурный дайвинг принципы образования: природосообразности гуманизации метод полисенсорности познания патриотизм. толерантность коммуникативная компетентность. project ethnocultural diving principles of education: naturality humanization polysentsority cognition method