Научтруд
Войти

Православное краеведение в высшей школе

Научный труд разместил:
Markell
20 сентября 2020
Автор: Лихоманов Николай Иванович

УДК 930

Епископ Рыбинский и Угличский Вениамин (Н. И. Лихоманов), А. М. Новоторцева

Православное краеведение в высшей школе

Эта статья раскрывает проблему преподавания, возможности и формы знакомства с православным краеведением в высшей школе. В ней обосновывается актуальность и научно-теоретические основы православного краеведения, методологическая основа изучения в советское время сравнивается с современными направлениями и проблематикой. В связи с тем, что в высшей школе православное краеведение как самостоятельная дисциплина не представлена, и у студентов разных факультетов и курсов нет равных возможностей в изучении той или иной краеведческой тематики, необходимо развивать внеаудиторные формы самостоятельной и индивидуально-воспитательной работы со студентами. Наиболее перспективными и эффективными являются пешие походы и поездки по святым местам родного края, организация кружковой и клубной работы, публичных лекций и вечеров памяти, а также возрождение и популяризация духовных традиций вуза.

Bishop Veniamin (N. I. Likhomanov), A. M. Novotortseva

Orthodox Local History in the Higher School

This article reveals a problem of teaching, opportunities and forms of acquaintance with Orthodox local history at the higher school. Urgency and scientific-theoretical fundamentals of Orthodox local history are proved, the methodological basis of studying in the Soviet period is compared with modern trends and problematics. In the higher school Orthodox local history as an independent discipline isn&t presented, and students of different faculties and courses have no equal opportunities in studying of this or that local history subject, it is necessary to develop out-of-class forms of independent and individual and educational work with students. Hikes and trips on the holy sites of the native land, organization of club work, public lectures and memorial evenings, and also revival and promoting of spiritual traditions of higher education institutions are the most perspective and effective.

Вопросы православного краеведения в высшей ратурное краеведение: в 1997 г. А. Г. Прокофьевой была

школе тесно связаны с духовно-нравственным станов- защищена диссертация на соискание ученой степени

лением и развитием личности, особенно современного доктора педагогических наук по теме «Краеведение как

молодого человека. В советское время в нашей стране основной региональный компонент литературного обне принято было вспоминать о том, что история Рос- разования» [9]. Однако до сих пор, несмотря на то, что

сии, а вместе с ней и история ее отдельных территорий интерес к краеведческой тематике, и особенно к ее отна протяжении тысячелетия формировалась под воз- дельным направлениям, значительно усилился (некотодействием православной веры и что без общих знаний рые специалисты даже говорят о своеобразном «ренеспо истории христианства и духовной истории родной сансе»), в современной высшей школе, в отличие от

страны или малой родины невозможно освоение цен- некоторых средних общеобразовательных учреждений,

ностей русской и мировой культуры, понимание цело- нет специального аудиторно изучаемого предмета

стности и преемственности исторического развития. «Православное краеведение».

Таким образом, на современном этапе изучения право- С 2006 г. в школах Подмосковья появилась новая

славного краеведения одинаково важны как теоретиче- учебная дисциплина «Духовное краеведение Подмосские, так и практические аспекты темы. ковья» («История христианской православной культуДолгое время методологической основой развития ры»), на изучение которой отводилось от 34 до 68 чакраеведения в целом и его отдельных видов служила сов, в частности, в учебном плане МАОУ СОШ № 14

марксистско-ленинская философия, формационный городского округа Железнодорожный Московской обподход с его признанием идеи общественного прогрес- ласти для 8 «А» класса объем по данному предмету

са и классово-партийным анализом источниковой ин- был выбран в количестве 35 часов, учебноформации. Советской наукой различались комплексное методический комплекс по учебному курсу «Духовное

и отраслевое краеведение (географическое, этнографи- краеведение Подмосковья» в целом для 8 класса включеское, историческое и др.). Функциональный крите- чал программу, учебник и методическое пособие для 5рий классификации краеведения выделяет, в свою оче- 9 классов, Актуальность внедрения данного предмета

редь, научное, производственное, образовательное (по- была обусловлена социально-педагогической потреб-знавательное) краеведение [12]. Известно также лите© Епископ Рыбинский и Угличский Вениамин (Лихоманов Н. И.), Новоторцева А. М., 2014

ностью в решении задач духовно-нравственного образования школьников [10].

Такие же задачи имеют место и в процессе образования студентов в высшей школе - раньше в курсах «Историческое краеведение» и «История Ярославского края» на историческом факультете для специалитета, а сейчас бакалавриата, в спецкурсах, спецсеминарах и курсах по выбору «История Ярославского края» и «Актуальные проблемы Ярославского краеведения», например, в ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского». В основной образовательной программе высшего профессионального образования ЯГПУ для направления подготовки 033400.62 «Теология» (профиль подготовки «Систематическая теология») для квалификации бакалавр в вариативной части профессионального цикла есть также предмет «История Ярославской епархии» (Б3.В16). Указанные дисциплины ставят во многом общие цели - историко-культурного и духовно-нравственного образования как в системе полного среднего, так и высшего образования, но имеют разную теоретическую и практическую значимость.

Отсутствие у студентов возможности одинаково полно знакомиться с краеведческой проблематикой на разных факультетах, курсах и по разным направлениям подготовки в нашем вузе определяет необходимость популяризации такой предметной области, как краеведение, и, главным образом, одного из его направлений - православногое, или духовного. В связи с этим возникает необходимость, в первую очередь, предпринять теоретическое осмысление развития православного краеведения в целом. Обращение к классификации отраслей научного знания показывает, что православного краеведения в предложенном перечне наук нет, в то время как есть история его развития. По мнению историков, в том числе и профессоров нашего вуза, православное краеведение до сих пор рассматривалось как не вполне самостоятельное междисциплинарное научное знание, что характерно для первоначального этапа развития любой отрасли науки и соответствует ее эмпирическому (опытному) уровню. Об этом, по мнению доктора исторических наук Л. М. Архиповой, наглядно свидетельствует тот факт, что существует несколько сотен сайтов только в русскоязычном интернете, на которых размешены сведения по православному краеведению, а сам термин используется сотни тысяч раз, что свидетельствует о наличии богатого эмпирического материала. В результате, к теоретическим аспектам развития православного краеведения следует отнести не только изучение широкого и разнообразного круга культурных памятников - от письменных и ландшафтных до архитектурных и этнографических, но и, прежде всего, исторического источника, который является главным объектом исследования [2, с. 10-15].

Теоретические и практические вопросы православного краеведения неоднократно обсуждались на научно-практических конференциях в ЯГПУ в 2012-2013 гг. - на международной научной конференции «Духовно-нравственное развитие личности как целевой ориентир современного образования» и на межрегиональной научно-практической конференции «Вопросы православного краеведения в школе и вузе» [3, 5, 6, с. 318320]. Большое внимание участниками обеих конференций уделялось духовно-нравственному воспитанию студентов, молодежи, формированию и развитию ценностных ориентаций будущих учителей как основе становления личности будущего профессионала, в том числе и через осмысление духовной истории родного края. Результаты работы нескольких секций показали, что у православного краеведения есть свой предмет изучения - это духовная жизнь народа во всех ее проявлениях и в полном ее значении как для отдельных регионов страны, так и для России в целом. По мнению Л. М. Архиповой, в научное поле внимания православного краеведения входят разнообразные темы, связанные с ролью православия в развитии духовной культуры Русского государства, со значением православного просвещения, вопросы агиографии, истории и сохранения памятников церковной архитектуры и живописи своей малой родины, современная религиозная ситуация и многое другое [2, с. 10-15].

В 2014 г. возможность реализовать свои научные интересы по духовно-нравственной тематике была предоставлена студентам. Впервые в ЯГПУ в рамках ежегодной научно-практической конференции «День науки в ЯГПУ» работу организовало межфакультетское студенческое научное сообщество. Тему работы определили как «Духовно-нравственное пространство современного педагогического образования». Были организованы пленарное заседание и работа трех междисциплинарных секций под общим названием «Духовно-нравственные аспекты в исследованиях молодых ученых», по итогах которых было решено сделать работу данного студенческого научного сообщества, инициированного «Православным Собранием молодежи» ЯГПУ (сокращенно «ПравСоМол»), ежегодной и опубликовать материалы в «Вестнике СНО». Очевидно, что разработка большинства заявленных студентами тем духовно-нравственного содержания была невозможна без обращения к проблематике православной истории Ярославского края и России в целом.

Свой вклад в научно-исследовательскую работу вуза и в разработку православной краеведческой тематики вносит кафедра «теологии». Результатом многолетнего кропотливого труда стали презентация и выпуск первого тома книги о новомучениках и исповедниках Ярославской земли «Все мы - Христовы. Священнослужители и миряне земли ярославской, пострадавшие за веру православную в гонениях 1918-1953 гг. Краткие биографические сведения». Книга «Все мы - Христовы» дает представление об эпохе через хронологическое перечисление биографических данных жителей ярославских городов и сел, раскрывает исторические события, происходившие на территории области с 1918 по 1953 г. При подготовке книги были использованы материалы Центрального и Ярославского архивов ФСБ России, архива УВД по Ярославской области, архива Ярославской епархии. Для читателей и исследователей открывается обширный фактический материал по истории Ярославской епархии в годы лихолетия, из него становится известно, что в 1922 г в Ярославской области все архиереи подвергались аресту. К 1928 г. было закрыто большинство храмов и монастырей. К октябрю 1937 г. были арестованы почти все священнослужители и активные миряне. К середине прошлого века из 1058 храмов и 78 монастырских церквей службы шли не более чем в 140 храмах [4, 7, с. 285-295].

Кроме научно-теоретического осмысления вопросов православного краеведения и изучения его как самостоятельной учебной дисциплины, в высшей школе существует много форм знакомства с духовной краеведческой тематикой. Так, в некоторых Подмосковных общеобразовательных школах преподавание «Духовного краеведения Подмосковья» началось с организации кружка, затем были созданы отряды «Славяне» и «Наследники». Дети знакомились с историей родного края, совершая поездки и походы по маршрутам духовного краеведения [11]. В настоящее время Министерство образования и науки Российской Федерации и подведомственные ему федеральные государственные бюджетные образовательные учреждения высшего профессионального образования, включая ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, обращают особое внимание на самостоятельную, внеаудиторную работу студентов. Это находит отражение в планировании общей учебной и преподавательской деятельности, в частности, в учебных планах и индивидуальных рабочих учебных программах. В этих важных, определяющих направления учебной работы документах четко обозначилась тенденция на установление равной значимости для учебного процесса аудиторной и внеаудиторной работы студентов в высших профессиональных образовательных учреждениях.

В связи с этим особое значение приобретает правильная организация самостоятельной внеаудиторной и индивидуально-воспитательной работы со студентами, а также поиск новых современных интересных форм знакомства с православной историей родного края. Широкие возможности для этого представляют пешие походы, паломнические поездки и поездки с культурно-познавательными целями, например, во время учебных практик или проведения внеаудиторных университетских мероприятий. Поход - это передвижение организованной группы людей с определенной (например, духовно-просветительской или духовно-нравственной) целью в установленном порядке, среди походов наиболее популярным является туристический поход.

Организация таких походов, а также экскурсионно-познавательных поездок по святым местам родного края для студенческой молодежи, преподавателей и сотрудников педагогического университета - одно из направлений деятельности межфакультетского студенческого сообщества «Православное Собрание молодежи» ЯГПУ. В октябре 2013 г. им был организован двухдневный пеший поход в Исакову пустынь в бывший Рождество-Богородицкий женский монастырь на границе с Вологодской областью, в сентябре 2014 г. -двухдневный поход по местам памяти учеников преподобного Сергия Радонежского в Любимском районе. Студенты впервые познакомились с именами преподобного Геннадия Костромского - Любимоградского чудотворца, посетили Его колодчик в поселке Соколиный, больше узнали о поучительной жизни преподобного Сергия.

Кроме этого, в ЯГПУ несколько лет назад были возрождены традиции, связанные с проведением интересных и важных культурно-просветительских общедоступных мероприятий, одним из которых являются публичные тематические лекции в читальном зале главного здания ЯГПУ. Традиция публичных открытых лекций была заложена еще при основании Демидовского высших наук училища в начале XIX в., затем продолжена в рамках камерального лицея и впоследствии Демидовского юридического лицея, просуществовав, таким образом, до 1917 г. В наше время подобные лекции с приглашением лекторов из педагогического вуза первоначально организовывались на базе областной библиотеки им. Н. А. Некрасова, затем стали проводиться в университете один раз в месяц в читальном зале с использованием специально подготовленных книжных и фотовыставок.

Великая дата 700 лет со дня рождения преподобного Сергия Радонежского дает широкие возможности для знакомства с жизнью и духовными подвигами нашего святого земляка, небесного покровителя учащихся и учащих, как за пределами, так и в стенах педагогического вуза. Так, в юбилейном 2014 г. планируется проведение культурно-просветительского мероприятия - вечера памяти преподобного Сергия. Возобновление духовных традиций вуза, прежде всего проведение молебнов на начало учебного года, показало не только свое воспитательное значение, но и образовательное, просветительское - многие студенты и даже преподаватели, впервые пришедшие на молебен в Актовый зал естественно-географического факультета в 2012 г., мало что знали об истории этого здания - бывшей Ярославской духовной семинарии с домовым храмом в честь святителя Димитрия Ростовского.

Таким образом, развитие православного краеведения как науки и предметной области в высшей школе в настоящее время возможно больше в форме внеаудиторной работы со студентами - в рамках самостоятельной работы (самоподготовки), учебных практик, кружковой или клубной, а также общественной деятельности путем активного взаимодействия епархий и университета в деле духовно-нравственного воспитания и просвещения молодежи. Примером успешного сора-ботничества в 2010 г. были две организованные поездки преподавателей и студентов в Тутаев на встречу патриарха Кирилла в связи с празднованием тысячелетнего юбилея Ярославля и на перенос иконы Спасителя с крестным ходом, а в 2014 г. - поездки по местам памяти преподобного Сергия Радонежского, прежде всего в село Варницы (Троице-Сергиев Варницкий монастырь), Ростов Великий и через Переславль-Залесский в Сергиев Посад в Троице-Сергиеву Лавру.

Библиографический список

1. Анисков, В. Т., Хаиров, А. Р. Православие на Ярославской земле [Текст]. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2003.
2. Архипова, Л. М. Теоретические аспекты развития православного краеведения [Текст] // Вопросы православного краеведения в школе и вузе : материалы межрегиональной научно-практической конференции / под. науч. ред. А. М. Новоторцевой. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2013. -С. 10-15.
3. Вопросы православного краеведения в школе и вузе [Текст]: материалы межрегиональной научно-практической конференции / под. науч. ред. А. М. Новоторцевой. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2013.
4. Все мы - Христовы. Священнослужители и миряне земли Ярославской, пострадавшие в годы гонений за веру православную. 1918-1953. Краткие биографические сведения. Часть I [Текст] / Сост. Еп. Вениамин (Лихоманов), монах Игнатий (Волков), Н. В. Жесткова, И. Г. Менькова. -Ярославль, 2012.
5. Духовно-нравственное развитие личности как целевой ориентир современного образования [Текст] : материалы международной конференции ЯГПУ им. К. Д. Ушинского / науч. ред. С. Г. Макеевой. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2012.
6. Епископ Рыбинский и Угличский Вениамин (Н. И. Лихоманов). К истокам международной научной конференции «Духовно-нравственное развитие личности как целевой ориентир современного образования» [Текст] // Ярославский педагогический вестник. - Т. 2. Психолого-педагогические науки. - 2011. - № 4. - С. 318-320.
7. Епископ Рыбинский и Угличский Вениамин (Н. И. Лихоманов). Репрессии священнослужителей Ярославской области в первые годы после октябрьского переворота [Текст] // Вопросы отечественной и зарубежной истории, политологии, теологии, образования : материалы конференции «Чтения Ушинского». - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2008. - С. 285-295.
8. Епископ Рыбинский и Угличский Вениамин (Н. И. Лихоманов). Специальность «Теология» в помощь учителю «Основ православной культуры» и «Православного краеведения» // Вопросы православного краеведения в школе и вузе: материалы межрегиональной научно-практической конференции / под. науч. ред. А. М. Новоторцевой. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2013. -С. 5-10.
9. В школах Подмосковья будет преподаваться «Духовное краеведение» [Электронный ресурс] // Православие.га
10.Социальная сеть работников образования. Файл материала «Духовное краеведениеЛосх». Методические разработки [Электронный ресурс] // www.prodlenka.org

¡¡.Энциклопедия знаний. Библиотечное краеведение [Электронный ресурс] // Pandia.ru

Bibliograficheskij spisok

1. Aniskov, V. T., Hairov, A. R. Pravoslavie na Jaroslavskoj zemle [Tekst]. - Jaroslavl&: Izd-vo JaGPU, 2003.
2. Arhipova, L. M. Teoreticheskie aspekty razvitija pravoslavnogo kraevedenija [Tekst] // Voprosy pravoslavnogo kraevedenija v shkole i vuze : materialy mezhregional&noj nauchno-prakticheskoj konferencii / pod. nauch. red. A. M. Novotorcevoj. - Jaroslavl&: Izd-vo JaGPU, 2013. - S. 10-15.
3. Voprosy pravoslavnogo kraevedenija v shkole i vuze [Tekst]: materialy mezhregional&noj nauchno-prakticheskoj konferencii / pod. nauch. red. A. M. Novotorcevoj. - Jaroslavl&: Izd-vo JaGPU, 2013.
4. Vse my - Hristovy. Svjashhennosluzhiteli i mirjane zemli Jaroslavskoj, postradavshie v gody gonenij za veru pravoslav-nuju. 1918-1953. Kratkie biograficheskie svedenija. Chast& I [Tekst] / Sost. Ep. Veniamin (Lihomanov), monah Ignatij (Vol-kov), N. V Zhestkova, I. G. Men&kova. - Jaroslavl&, 2012.
5. Duhovno-nravstvennoe razvitie lichnosti kak celevoj ori-entir sovremennogo obrazovanija [Tekst] : materialy mezhdu-narodnoj konferencii JaGPU im. K. D. Ushinskogo / nauch. red. S. G. Makeevoj. - Jaroslavl&: Izd-vo JaGPU, 2012.
6. Episkop Rybinskij i Uglichskij Veniamin (N. I. Lihomanov). K istokam mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii «Du-hovno-nravstvennoe razvitie lichnosti kak celevoj orientir sovremennogo obrazovanija» [Tekst] // Jaroslavskij peda-gogicheskij vestnik. - T. 2. Psihologo-pedagogicheskie nauki. -2011. - № 4. - S. 318-320.
7. Episkop Rybinskij i Uglichskij Veniamin (N. I. Liho-manov). Repressii svjashhennosluzhitelej Jaroslavskoj oblasti v pervye gody posle oktjabr&skogo perevorota [Tekst] // Voprosy otechestvennoj i zarubezhnoj istorii, politologii, teologii, obra-zovanija : materialy konferencii «Chtenija Ushinskogo». - Jaro-slavl&: Izd-vo JaGPU, 2008. - S. 285-295.
8. Episkop Rybinskij i Uglichskij Veniamin (N. I. Liho-manov). Special&nost& «Teologija» v pomoshh& uchitelju «Osnov pravoslavnoj kul&tury» i «Pravoslavnogo kraevedenija» // Vo-prosy pravoslavnogo kraevedenija v shkole i vuze: materialy mezhregional&noj nauchno-prakticheskoj konferencii / pod. nauch. red. A. M. Novotorcevoj. - Jaroslavl&: Izd-vo JaGPU, 2013. - S. 5-10.
9. V shkolah Podmoskov&ja budet prepodavat&sja «Duhov-noe kraevedenie» [Jelektronnyj resurs] // Pravoslavie.ru
11.Social&naja set& rabotnikov obrazovanija. Fajl materiala «Duhovnoe kraevedenie.docx». Metodicheskie razrabotki [Jelektronnyj resurs] // www.prodlenka.org
ПРАВОСЛАВНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ orthodox local history ДУХОВНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ spiritual local history ДУХОВНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ ПОДМОСКОВЬЯ spiritual local history of the moscow region ВЫСШАЯ ШКОЛА higher school ВНЕАУДИТОРНАЯ ФОРМА РАБОТЫ ИНДИВИДУАЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ФОРМА РАБОТЫ
Научтруд |