Научтруд
Войти

Церковный раскол в воспоминаниях священника Иркутской епархии

Автор: указан в статье

Серия «Политология. Религиоведение»

2011. № 1 (6). С. 235-246 Онлайн-доступ к журналу: http://isu.ru/izvestia

И З В Е С Т И Я

Иркутского

государственного

университета

УДК 281.93-3(571.53)(003)

Церковный раскол в воспоминаниях священника Иркутской епархии

Е. В. Ильина, О. Т. Базалийская*

ОГКУ «Государственный архив Иркутской области», г. Иркутск

Публикуемый фрагмент дневника-летописи протоиерея Знаменской церкви П. Попова освещает историю возникновения обновленческого направления РПЦ в Иркутской епархии в 1922 г. и описывает взаимоотношения церковнослужителей как традиционной, так и новой церкви.

После победы Октябрьской социалистической революции взаимоотношения государства и церкви принимают соответствующие очертания. Принятый в 1918 г. «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви» и в дальнейшем еще ряд декретов фактически поставили российскую православную церковь вне закона и вне нового советского строя. Но еще больший удар по традиционной церкви нанес внутренний раскол. Созданная в 1922 г. обновленческая доктрина «Живой церкви» на протяжении многих лет негативно влияла на внутрицерковные процессы.

История церковного раскола в 1920-е гг. и образования обновленческого течения в Русской православной церкви стала предметом исследования сравнительно недавно. Однако многие исследователи отмечают скудную источниковедческую базу, так как документы собственно церковного происхождения после 1917 г. сохранились мало, практически не сохранились документы центральных органов обновленческой администрации: Высшего церковного управления, Высшего церковного совета, а также личные архивы лидеров обновленчества [1].

На этом фоне изучение документов, отложившихся в региональных архивах, должно существенно дополнить информационный пробел в изучении истории внутрицерковного раскола РПЦ в 1920-х гг. ХХ в. Региональный аспект данного вопроса мало освещен и только начинает разрабатываться. В исторических трудах, посвященных Иркутской епархии, тема церковного раскола и деятельности епархии в 1920-х гг. освещена, по нашему мнению, недостаточно. Имеется ряд публикаций, прямо или косвенно касающихся этой темы: в научно-популярном издании «Во имя Спаса Нерукотворного

* Текст подготовлен О. Т. Базалийской, коммент. О. Т. Базалийской, Е. В. Ильиной, вступ. статья Е. В.Ильиной.

Образа» (Иркутск, 2008), в материалах конференций, трудах ИГУ и др. научных изданиях Иркутска за последнее время были опубликованы ряд статей, посвященных православной церкви в 1920-1930-е гг. (авторы: Паламарчук А. В., Санников А. П., Смолина И. В.), судьбам репрессированных священнослужителей (авторы: Акулич О. А., Колмаков Ю. П., Терновая И. И.).

Источниковая база современных исследований по истории Иркутской епархии в первое десятилетие советской власти основывается на документах ОГУ «Государственный архив Иркутской области». Фонды церковных учреждений: духовной консистории (после 1920-го - Иркутской духовной епархии Русской православной церкви), канцелярии иркутского архиепископа, документы церквей Иркутской губернии сохранили (лишь частично) документы после 1920-х гг. В достаточном объеме представлены документы архивного фонда «Иркутское Епархиальное церковное управление» (ф. 485, 561 ед. хр., 1918-1933 гг.), который был создан в 1922 г. как орган управления новой церковной администрации обновленческого направления. Он содержит богатый источниковый материал управленческого содержания (циркуляры Сибирского церковного управления и Иркутского епархиального управления (1922 г.); книги протоколов Иркутского епархиального управления, Восточно-Сибирского церковного управления, предсоборного Всесибирского съезда группы белого духовенства «Живая церковь», отчеты о состоянии Якутской, Красноярской, Читинской, Киренской и других епархий обновленческой церкви; дела о взаимоотношениях обновленческой и ортодоксальной церквей Иркутской епархии) и личные дела священнослужителей.

Документы о взаимоотношениях церкви (традиционной и обновленческой) с государством отложились в фондах административных органов Иркутской губернии: Иркутского горисполкома (ф. р-504) и административного отдела Иркутского окрисполкома (ф. р-727).

В фондах Иркутской губернской тюрьмы (ф. р-157) сохранились личные дела священнослужителей, которые подвергались арестам и заключению в Иркутский домзак (Иркутская губернская тюрьма) в 1920-е гг. Среди личных дел реабилитированных, поступивших в последние годы из Иркутской областной прокуратуры (р-2793) в архив, есть и дела священнослужителей, пострадавших от репрессий в 1937-1938 гг.

Отдельные источники сохранились в личных фондах летописца Н. С. Романова и священника Н. А. Пономарева. Среди таких документов выделяется «Дневник настоятеля Иркутской Знаменской церкви (бывшего Иркутского женского Знаменского монастыря) священника Петра Попова. 1922-1927 гг.». Публикуемый фрагмент дневника характеризует начальный этап организации обновленческого движения на территории Иркутской губернии в 1922 г. В дальнейшем мы планируем осуществить полную публикацию дневника настоятеля Знаменской церкви П. Попова.

1 июля с.с. ...- Получена Дух[овным] Комитетом телеграмма организационной группы «Живая Церковь» [2] приблизительно следующего содержания: «Организуйте немедленно «Живую Церковь» на платформе признания

справедливости социальной международной революции, белого епископата, пресвитерского правления, общей кассы. Еп[архиальный] Дух[овный] Комитет отнесся отрицательно к этой телеграмме, решив, что приведенные вопросы подлежат соборному решению, и что не дело церкви вмешиваться в политику.

3 июля с.с. По поводу приговора над архиепископом его присяжным поверенным, г. Домбровским, возбуждено было пред подлежащими властями ходатайство о помиловании. Сегодня получено известие об удовлетворении ходатайства (в том смысле, что дело будет пересмотрено кассационным трибуналом. - Прим. авт.) [3]. Получение известия об удовлетворении ходатайства совпало с днем ангела архиепископа. В соборе по поводу получения известия отслужен молебен. Ходят слухи о намерении некоторых лиц образовать здесь группу «Живая Церковь».

- Церковно-общественные круги живут слухами о разного рода возможностях в связи с образованием здесь «Живой Церкви».

4 и[ю]л[я ] с.с. Вступил в исправление своих обязанностей избранный последним епархиальн[ым] собранием (6-11 и[ю]н[я ]) Епарх[иальный] Дух[овный] Комитет.
6 июля с.с. Получено от Томского Высшего Церк[овного] Управления приказание образовать новое церковное правление из на[личн]ого духовенства и мирян. Приказание было получено епарх[иальным] комитетом.

- Сегодня во «Власти труда» напечатано заявление епарх[иального] комитета и предсъездн[ой] комиссии по вопросу о форме управления в местной церкви.

- Сегодня архиепископа и всех, кто с ним одновременно был судим, перевели в тюрьму [4].

8 июля с.с. В старом соборе состоялось пастырское собрание по вопросу

об отношении к «Живой Церкви». За полезность контакта с ней высказывался прот[оиерей] М. Фивейский [5]. Собрание к определенному решению не пришло. Решение вопроса отложено до воскресенья, до 10 и[ю]л[я].

10 июля с.с. Пастырское собрание в том же соборе. Прот[оиерей] Фи-вейский обстоятельно высказался за необходимость признания Центральной и Сибирской церковной власти с их лозунгами. При голосовании оратор остался одинок. Собрание, после продолжительного обсуждения, пришло к решению управлять своим, только что законно избранным, епархиальным комитетом. Гражданской власти воздавать, конечно, должное в надежде, что она не будет вмешиваться в церковные дела.
12 и[ю]л[я] с.с. В газ[ете ]«Власть труда» помещена оригинальная карикатура с подписью: «Черного кобеля не вымыть добела».
13 и[ю]л[я] с.с. Сегодня получена от Высшего Церк[овного]Управления телеграмма на имя архиепископа Анатолия, каковую телеграмму еп[архиальный] комитет за нахождением архиепископа в тюрьме вскрыл. Телеграммой архиепископ увольняется от управления епархией. Одновременно получена телеграмма протоиереем Фивейским. Содержание последней телеграммы неизвестно.
15 и[ю]л[я] с.с. Состоялось благочинническое собрание духовенства и мирян Градо-Иркут[ского] благочиния. Собрание готово было присоединиться к резолюции пастырского собрания об отношении к «Живой Церкви», но благодаря настояниям отдельных лиц, окончательное разрешение вопроса об отношении благочиния к названой церкви оставлено до 21 и[ю]л[я].

- Содержание телеграммы на имя прот[оиерея] Фивейского тождественно с первой телеграммой (на имя архиепископа).

21 и[ю] л [я]. В 6 часов в Преображенской церкви состоялось продолжение заседания благочиннического собрания, начавшегося 15 июл[я]. Предмет обсуждения собрания: резолюция пастырского собрания об отношении к «Живой Церкви». Резолюция паст[ырского] собр[ания] принята благо-чин[ническим] собранием полностью с некоторыми добавлениями к 3-му пункту резолюции. Духовенство и миряне голосовали весьма дружно. Уклон в сторону «Живой Церкви» выявили прот[оиерей] М. Фивейский и свящ[енник] И. Колодезников [6].
22 и[ю]л[я]. Отцом благочинным получена из тюрьмы от архиепископа, собственноручно им написанная, записка приблизительно следующего содержания: «Смертельно болен. Составьте консилиум. Приобщите» [7]. Когда благочинный прибыл в тюрьму, то там, в камере владыки, был уже священник Казанской церкви о. Адриан Сивцев [8] и причащал болящего архиепископа.

= Получили первые два номера журнала «Живая Церковь», органа нового Высшего Церковного Управления. Цена отдельного номера 500.000 руб.

29 июл[я]. Благочинническое собрание. Предмет занятий - избрание благочинного. Двукратная баллотировка желаемого результата не дала: благочинный не избран. Следующее собрание для той же цели на 8 авг[уста] ст. ст.
1 августа с.с. Епарх[иальный] Духовный Комитет весьма срочно (в 1 ч. дня) собран для обсуждения телеграммы, полученной прот[оиереем] Фивей-ским из Москвы. Содержание телеграммы приблизительно таково: 1) Кто управляет епархией? 2) Какое отношение управляющего органа или лица к Высшему Церковному Управлению? 3) Что сделано в целях информации населения о «Живой Церкви»? 4) Что сделано для подготовки к Поместному Собору?

Вечером состоялось соединенное совещание пред[съездной] ком[иссии] и еп[архиального] комитета. Совещание дало совет прот[оиерею] Фивейско-му послать приблизительно следующий ответ: «Управляется епархия избранным июньским Епарх[иальным] Съездом сего года Дух[овным] Комитетом; Высшее Церк[овное] Упр[авление] будет признано, когда выяснится его каноничность; информация сделана; для избрания депутатов на Помест[ный] Собор предполагается созыв чрезвычайного Епарх[иального] Съезда».

3 авг[уста]. Прот[оиереем] Фивейским сделан в Казанском

Каф[едральном] соборе доклад о «Живой Церкви».

- В местной газете «Власть труда» напечатано об отказе архиепископа от управления Ирк[утской] епархией.

5 авг[уста]. Епархиальным комитетом разослана новая форма поминовения архиепископа, в каковой он поминается только, как заключенный.
7 авг[уста]. В Кафедр [альном] Казанск[ом] соборе [9] вторично сделан доклад о «Живой Церкви». Выступал с докладом прот[оиерей] Н. Попов-Кокоулин [10]. Доклад привлек сравнительно незначительное количество слушателей. Настроение к докладу и докладчику оппозиционное.
9 авг[уста]. Группой православно-верующих ( не «Живая Церковь») устроено в Казанском каф[едральном] соборе в 5 час. вечера собрание по вопросу об отношении к «Живой Церкви». Стечение верующих громадное. Председательствовал священник Иосиф Косцюкевич [11]. С докладами выступали: свящ[енник] И. Косцюкевич, И. С. Климюк [12], свящ[енник] Пав[ел] Милославов [13], Егудин, Удимов, свящ[енник] Мих[аил] Хаинский

[14] и еще два оратора, фамилии коих автору сих строк не удалось установить. Пытался говорить гражданин, назвавшийся «бывшим православным», но собравшаяся публика не дала ему говорить. Резолюция вынесена приблизительно такая: «Выслушав доложенное, выражаем духовенству уважение за его стойкость и заявляем, что мы не с «Живой Церковью», что нам с ней не по пути».

= Среди городских верующих возникло течение об отлучении протоиерея Фивейского от церкви. Согласно слову Спасителя (Мф. 18, 15-17), первые два увещания прот[оиерею] Фивейскому преподаны. Желанного результата увещания не дали. О.Фивейский, после второго увещания выразил однако же пожелание вынести это дело для окончательного решения на пастырское собрание.

16-го авг[уста]. Состоялось благочинническое собрание для избрания благочинного. Избран свящ[енник] Александринской церкви о. Павел Мило-славов. В благочиннический совет избраны: протоиерей Ин[нокентий] Попов

[15], диакон Литвинцев [1б], миряне: Гречнев и Удимов. По вопросу об отношении к прот[оиерею] Фивейскому назначено экстренное пастырское собрание в ближайшее воскресенье.

1S авг[уста]. В ночь на сей день арестован протодьякон Знаменской монастырской церкви Иннокентий Иванович Онисимов. В городе арестованы: священники - Косцюкевич, Милославов, Амвросов [17], Хаинский и миряне -Шушковский [18] и Бельденинов.
21 авг[уста]. Воскресенье. Получены сведения, что коммунальным отд[елом] отбираются у монастыря еще два дома: 1) в котором живет игуменья Рафаила [19] и 2) в котором помещаются огородницы. Домики уютные с некоторыми [20] садиками. Живя в них, можно заниматься огородом.
24 авг[уста] ст.ст. Епархиальн[ым] комитетом распубликована телеграмма о назначении на Иркутскую кафедру Александра Сидоровского, бывшего епископа Киренского Зосимы [21].
31 авг[уста] с.с. Протодьякона сего монастыря Ин[нокентия] Ив[ановича] Онисимова и одновременно с ним арестованных (см. 18 авг[уста]) сегодня перевели из места предварительного заключения («Губ-подвала») в тюрьму. Священник Гр[адо]-Иркут[ской] Александринской церк-

ви Павел Милославов и председатель хозяйственного комитета Гр[адо] - Иркутской] Преображенской церкви Феофан Антонович Шушковский заключены в одиночные камеры.

= Домик, в котором живет игуменья Рафаила, оставлен в ее распоряжение. Вместо этого домика берется дом, в котором жила правящая монастырем игуменья Анатолия. Последняя вчера окончательно перебралась к за-штат[ной] игуменье Рафаиле.

= Отчуждается от монастыря еще привратная келья.

2 сентября ст.ст. Ирк[утским] Еп[архиальным] Комитетом получен нижеследующий документ, который приводится здесь копиально: «В Иркутский Епархиальный Духовный Комитет. Акт. 1/14 сентября 1922 г. Мы, нижеподписавшиеся, заслушали телеграмму Центрального Комитета «Живая Церковь» на имя кафед[рального] протоиерея М. Фивейского: «Ц.К. «Живая Церковь» уполномачивает Вас организовать в Иркутской епархии группу. При наличии группы организуйте епархиальное управление. Работу стройте [на] рядовое духовенство и мирян, сочувствующих обновленческому движению. Информируйте положение. Председатель ЦК протоиерей Красницкий» [22]. Постановили: распоряжение ЦК принять к исполнению и организовать Иркутское Епархиальное управление в составе протоиерея М. Фивейского, протоиерея А. Азлецкого, протоиерея Н. Попова - Кокоулина и священника И. Колодезникова и принять от Духовного Комитета все дела по управлению Иркутской епархией. Подлинное подписали члены группы прогрессивного духовенства и мирян «Живая Церковь»: каф[едральный] прот[оиерей] М. Фи-вейский, протоиерей А. Азлецкий [23], протоиерей Н. Попов - Кокоулин, священник К. Данилов [24], священник И. Колодезников, мирянин Н. Латышев.
3/16 сент[ября]. По поводу изложенного под предыдущим числом еп[архиальным] комитетом нынешний день в 12 ч. созвано совещание комитета и пред[съездной] комиссии. Результатом совещания явилось следующее постановление: «Подчиняясь категорическому требованию - «принять от Духовного Комитета все дела по управлению Иркутской епархией» - группы прогрессивного духовенства и мирян, выделивших из себя Иркутское Епархиальное Управление, полномочия Иркутск[ого] Епархиальн[ого] Ду-ховн[ого] комитета, данные ему Ирк[утским] Епарх[иальным] собранием 11/24 и[ю]н[я] с/г, считать оконченными».
7/20 сентября новое церковное управление вступило в отправление своих обязанностей [25].
1. См.: Каиль М. В. История обновленческого раскола в Смоленской епархии 1920-х гг. в архивных документах и периодике // Отеч. арх. 2010. № 4. С. 57-65.
2. Учредительное собрание обновленческой «Живой церкви» состоялось 29 мая 1922 г. В авг. 1922 г. на съезде «Живой церкви» была принята программа. «Живой церковью» признавалась Советская власть. Руководство «Живой церкви» разослало по всем епархиям циркуляр (текст которого приводит автор дневника), в котором предписывалось немедленно организовать местные группы этой церкви.
3. Далее зачеркнуто - расстрел заменен пятилетним заключением.
4. Анатолий (Каменский Алексей Васильевич) (17.03.1863-20.09.1925). Родился в с. Старо-Мертвищево Бугульминского уезда Самарской губ. в семье крестьянина. 12 июля 1920 г. назначен на Иркутскую кафедру с возведением в сан архиепископа Иркутского и Верхоленского. По распоряжению начальника особого отдела ГПУ 28 апр. 1922 г. Каменский был арестован и препровожден в камеру предварительного заключения. Его обвиняли в связях с бандформированиями Иркутской губ., расхищении и продаже церковного имущества, сокрытии от описи ценных вещей. В состав преступления включили и политическую деятельность Каменского в царской России. Суд над ним проходил с 7 по 11 июля 1922 г. Иркутский губревтрибунал приговорил Каменского к расстрелу. После вынесения приговора он переводится в губернскую тюрьму, где содержится в одиночной камере. В сентябре того же года Каменский подает кассационную жалобу в Сибирский трибунал. Дело передается во ВЦИК, на заседании которого 12 янв. 1923 г. постановили расстрел заменить 10 годами лишения свободы со строгой изоляцией. В февр. 1924 г. Каменский подает в Президиум ВЦИК новое ходатайство о пересмотре своего уголовного дела. Президиум ВЦИК принял постановление остающийся срок лишения свободы считать условным и осужденного Каменского из-под стражи освободить. 6 авг. 1924 г. он был освобожден, псле чего уезжает в Москву. В окт.-дек. 1924 г. - архиепископ Омский. Скончался 20 сент. 1925 г. в алтаре Омской Братской церкви во время всенощного бдения под воскресенье.
5. Фивейский Михаил Александрович (1.11.1859 - ?) - кафедральный про-тоирей, кандидат богословия. Сын псаломщика Нижегородской епархии. 29.11.1885 г. определен учителем русского и церковно-славянского языка в Иркутское духовное училище. С 1887 г. по 10.10.1889 г. был надзирателем за учениками Иркутского духовного училища. По выдержании в 1887 г. дополнительных испытаний Советом академии 7.09.1887 г. удостоен степени кандидата богословия. 6 и 8.09.1889 г. рукоположен во диакона и священника к институтской Александровской церкви.
10.03.1900 г. определен настоятелем и благочинным Иркутского кафедрального собора с увольнением от обязанностей законоучителя Института императора Николая I.
26.03.1900 г. возведен в сан протоиерея. Был участником 5-го епархиального собрания духовенства и мирян Иркутской епархии, подчиняющихся Священному Синоду Российской православной церкви (обновленческой ориентации), 15-17 сент. 1927 г.
6. Колодезников Иосиф Фёдорович (1875- ?). Окончил Иркутскую духовную семинарию по 2-му разряду. В 1896 г. рукоположен в диакона, затем в иерея. Служил в Верхоленском Воскресенском Соборе (ныне Качугский район Иркутской области), затем в Узколугской Троицкой церкви Балаганского уезда Иркутской губ. (ныне Че-ремховский район Иркутской области), с 1897 по 1907 гг. - в Успенской церкви г. Иркутска. В 1920-е гг. уклонился в обновленческий раскол. С 1 дек. 1923 г. постановлением ИЕЦС назначен протоиереем Кафедрального собора. С 1928 г. - в Черем-ховской Богородице-Казанской церкви Иркутской губ.
7. На полях надпись - не проверено.
8. Сивцев Адриан Никандрович (1875 - 16.12.1925). Из духовного звания. В мае 1896 г. окончил Иркутскую духовную семинарию. 27 окт. 1896 г. посвящен во диакона, а 31 окт. того же года - во священника к Боханской миссионерской Проро-ко-Ильинской церкви. Утвержден в должности законоучителя Боханского инородческого училища. Позднее занимал должности заведующего Верхне-Хаюрской школой грамоты, законоучителя Готольского инородческого училища. 20 февр. 1909 г. по личному прошению перемещен из Боханской в Нукутскую миссионерскую Иннокен-тьевскую церковь. Состоял законоучителем Нукутского 2-классного училища, заведующим Тангутской и Нукутской церковно-приходскими школами. С 1910 по 1915

гг. избирался депутатом на Иркутские епархиальные съезды от благочиния миссионерских церквей Балаганского уезда. Состоял членом иркутского братства Св. Иннокентия. 11 янв. 1916 г. назначен настоятелем Градо-Иркутской Богородице-Казанской церкви. В 1921 г. возведен в сан протоиерея. 16 дек. (по старому стилю) 1925 г. скоропостижно скончался.

9. Зачеркнуто - о. Фивейским.
10. Попов-Кокоулин Николай Симеонович (04.10. 1863 - ?). Родился в семье священника Якутской епархии. В 1884 г. окончил курс 3-го класса Иркутской духовной семинарии. 8 окт. 1884 г. определен на должность псаломщика Иркутской Вхо-до-Иерусалимской церкви. 6 июня 1885 г. рукоположен во диакона с определением в Бирюльскую Покровскую церковь Верхоленского уезда Иркутской губ. (ныне Качуг-ский район Иркутской области). В 1887 г. по личному прошению перемещен на службу в Благовещенский Кафедральный собор Камчатской епархии и рукоположен в сан священника. Во время русско-японской войны 1904-1905 гг. состоял священником церквей 20-го и 25-го Восточно-Сибирских стрелковых полков и сводного Харбинского госпиталя. В 1906-1915 гг. служил в Кафедральном соборе и Александ-ринской церкви г. Иркутска. В 1916-1917 гг. был командирован для несения пастырских обязанностей в воинских подразделениях русских войск в Румынии. В 1919 г. определен на должность священника Иркутской Благовещенской церкви. В 1921 г. Патриархом Тихоном награжден саном протоиерея. В 1922-1923 гг. состоял членом Иркутского епархиального церковного совета (обновленческого). Был ответственным редактором газеты «Церковный Вестник».
11. Костюкевич Иосиф Михайлович (19.10.1880 -14.02. 1938). Родился в Минске в семье потомственного почетного гражданина, заштатного диакона. Образование получил сначала в Нерчинском духовном училище, потом в Иркутской духовной семинарии, которую окончил в 1903 г. со званием студента. 01.08.1903 г. рукоположен во диакона. 3.08.1903 г. рукоположен во священника и назначен к Залож-ному миссионерскому стану. С 1917 по 1920 гг. - священник Иркутского кафедрального собора, член епархиального совета и член контрольного совета Иркутского союза. С 1921 по 12.04.1927 гг. - священник иркутской Троицкой церкви, секретарь епископа, ключарь и казначей; священник Троицкой церкви в с. Каменка Иркутского округа. 30 мая 1924 г. арестован Иркутским ГПУ по ст. 69 и 119 УК РСФСР и заключен под стражу в губернскую тюрьму со строгой изоляцией. 5 авг. 1924 г. освобожден. В 1925 г. привлекался по делу нелегального комитета взаимопомощи безработному и сосланному духовенству. 12.04.1927 г. арестован и 01.07. 1927 г. осужден Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ СССР по ст. 58-14, 18 УК РСФСР по групповому «Делу епископа Ираклия (Попова) и духовенства г. Иркутска». Приговор

- 3 года ссылки в Сибирь. Заключение отбывал в Иркутском изоляторе особого назначения, затем в Красноярском округе. Освобожден 08.09.1930 г. В 1938 г. арестован в Иркутске по ст. 38 УК РСФСР и 14.02. 1938 г. расстрелян. 30.07.1992 г. реабилитирован прокуратурой Иркутской области по делу 1927 г.

12. Климюк Иван Севостьянович (1885 - ?). Сын псаломщика Холмской епархии, окончил курс Киевской духовной академии в 1910 г. со степенью кандидата богословия. Епархиальный миссионер, преподаватель Иркутской духовной семинарии. В мае 1920 г. арестован за принадлежность к организации «Союз православных христиан» и препровожден в губернскую тюрьму. Приговором Иркутского губтри-бунала от 30 нояб. 1920 г. был оправдан и освобожден из-под стражи.
13. Милославов Павел Григорьевич (15.12.1892 - ?). Уроженец с. Комаровка Саратовской губ. Из духовного звания. Обучался в Иркутской духовной семинарии, в июне 1913 г. окончил курс по 1-му разряду со званием студента. В авг. 1913 г. назна-

чен священником второго штата к Верхоленскому Воскресенскому собору. 01.09.1913 г. рукоположен во священника. 13 сент. 1922 г. арестован Иркутским губернским отделом ГПУ по ст. 73, 83 ч. 1 УК РСФСР и заключен в губернскую тюрьму. 31 окт. 1922 г. освобожден. В 1923 г. снял сан по собственному заявлению.

14. Хаинский Михаил Иванович (1877-1933). Род. в с. Марковичи Волынской губ., Владимиро-Волынского уезда. С 1904 г. служил священником в г. Опатове и штатным законоучителем Сосновицкого реального училища и, наконец, священником Николо-Иннокентиевской церкви в Иркутске. С 1914 г. законоучитель 2-го Иркутского (бывшего Сосновицкого) реального училища. С 1921 г. - в Николо-Иннокентиевской церкви. В 1923 г.- священник, а с 1926 г. - протоирей этой церкви. 28 авг. 1923 г. арестован Иркутским губотделом ГПУ по ст. 119 УК РСФСР и направлен в губернскую тюрьму. Освобожден 19 окт. 1923 г. 12/25 окт. 1927 г. участвовал в благочинническом собрании в г. Иркутске как представитель от иркутской Ни-коло-Иннокентиевской церкви.
15. Попов Иннокентий Иннокентьевич (05.02.1870 - 14.02.1938). Родился в Иркутске в семье священника. Окончил Казанскую духовную академию в 1895 г. В 1896 г. удостоен степени кандидата богословия и назначен преподавателем философских наук в Иркутскую духовную семинарию. В 1900 г. в связи с принятием сана священника назначен заведующим Иркутской церковно-учительской школой имени В. А. Литвинцева. С 1900 г. - священник Иркутской Преображенской церкви. С 1906 г. -смотритель Иркутского мужского духовного училища. 16 нояб. 1922 г. арестован по ст. 62 УК РСФСР «за участие в контрреволюционной организации» и заключен в Иркутскую губернскую тюрьму. Отбывал ссылку на р. Васюгане в Нарымском крае. 18 мая 1926 г. освобожден и вернулся в Иркутск, где служил священником в Преображенской церкви. В феврале 1933 г. арестован по сфабрикованному обвинению «в организации контрреволюционной группы православного духовенства». 22 авг. 1933 г. освобожден. 12.10.1937 г. арестован и по постановлению «тройки» УНКВД по Иркутской области 14.02.1938 г. расстрелян.
16. Литвинцев Иван Алексеевич (ок. 1886 - ?). Гражданин г. Иркутска. Образование - духовное училище. С 1909 г. - священнослужитель. 6 мая 1922 г. арестован Иркутским ГПУ за агиацию против советской власти и заключен под стражу в губернскую тюрьму. 20 мая 1922 г. освобожден. В 1923 г. - диакон Иркутского Казанского собора. В 1926 г. - протодиакон Иркутского кафедрального собора. В 1927 г. -диакон иркутской Преображенской церкви.
17. Амвросов Иоанн (Иван) Николаевич (1875-1929) - священник. Родился в семье священника. В 1899 г. закончил Иркутскую духовную семинарию. 8 июля 1899 г. рукоположен в сан диакона, а 11 июля 1899 г. - в сан священника к Федоро-Тиронской церкви на ст. Зима Сибирской железной дороги. С 24 июля 1909 г. перемещен по прошению на должность 2-го священника к Иркутской ВходоИерусалимской церкви. Был членом «Общества Св. Иннокентия Иркутского». 17 февр. 1925 г. арестован Иркутским губернским отделом ОГПУ по ст. 119 УК и препровожден в губернскую тюрьму. Освобожден в авг. 1925 г. С июля 1926 г. по 1928 г. отбывал заключение в Соловецком лагере особого назначения (Вишерское отделение). После отбытия срока заключения жил в Тобольске, умер в Ачинске. 13 февр. 1995 г. реабилитирован Прокуратурой Иркутской области.
18. Шушковский Феофан Антонович (ок. 1883 - 14.10.1922). Уроженец с. По-сявга (?) Острожского уезда Волынской губ. Сын священника. Кандидат богословия, окончил Казанскую академию в 1907 г. Определением Учебного комитета при Св. Синоде был назначен учителем греческого языка в Мелицкое духовное училище с 10 окт. 1907 г., затем - наставником русского и церковно-славянского языка в Дедер-

кальской учительской семинарии. С 22 сент. 1909 г. назначен преподавателем русского языка и словесности в Иркутскую церковно-учительскую семинарию. 30 авг.

1922 г. арестован Иркутским губотделом ГПУ по ст. 73 и 83 ч. 1 УК РСФСР. Заключен в губернскую тюрьму, где умер 14 окт. 1922 г.
19. Рафаила (в миру Евстолия Семёновна Хлыновская). Родилась в 1846 г. (?). Из мещан г. Томска. В 1859 г. поступила в Знаменский женский монастырь. В 1890 г. облечена в рясофор ректором семинарии архимандритом Никодимом. Проходила послушание в золотошвейной рукодельной. В 1892 г. назначена и. д. казначеи монастыря. 12 июля 1902 г. архиепископ Иркутский и Верхоленский Тихон поставил настоятельницей монастыря казначею монахиню Евстолию (вместо умершей игуменьи Валентины), возведя ее в сан игуменьи. В янв. 1916 г. игуменья Рафаила ушла на покой.
16 янв. 1929 г. Рафаила вместе с другими монахинями были подвергнуты обыску и аресту. Они обвинялись в том, что в течение 9 лет в секретном порядке хранили знамя «Георгия Победоносца», предназначавшееся от Знаменского монастыря атаману Семёнову. В своем обвинительном заключении Иркутский ОГПУ полагал выслать Рафаилу и других монахинь, проходивших по этому делу, из пределов Иркутского округа. Об исполнении этого наказания в материалах дела № 12320 ничего не сказано. Известно лишь, что игуменья Рафаила умерла в 1933 г.
20. Так в тексте.
21. Зосима (в миру Александр Александрович Сидоровский) (1876 - ?). Родился в г. Кемь Архангельской губ. в семье диакона. 4 июля 1908 г. был назначен заведующим церковно-учительской семинарией в г. Иркутск. Возведен в сан архимандрита и назначен ректором Иркутской духовной семинарии. 9 авг. 1914 г. Зосима рукоположен в Иркутском Казанском соборе в епископа Киренского. С 11 дек. 1915 г. -временный управляющий Иркутской епархией, с 1918 г.- епископ Иркутский. 22 марта 1920 г. арестован Иркутской губчека за контрреволюционную деятельность и заключен в губернскую тюрьму. В заключении добровольно отказался от архиерейского звания и снял с себя монашеский сан. По ходатайству Епархиального совета 8 апр. 1920 г. освобожден. 19 апр. он вновь арестовывается «за погромно-черносотенскую и антисоветскую деятельность в годы гражданской войны» и 28 апр. этапируется в Омск. Позднее примкнул к обновленческому движению, и постановлением «СИБцу» от 1 сент. 1922 г. епископ Александр был назначен управляющим Красноярской епархией с временным подчинением Иркутской епархии. В 1923 г. снял сан и вступил в брак.
22. Протоиерей Владимир Красницкий (1880-1936). После окончания Петербургской духовной академии был назначен священиком в церковь «Союза русского народа» в Санкт-Петербург, членом которого состоял с 1910 г. Неоднократно выступал с обличениями социализма, считался «правым» и «благонадежным» в политическом отношении пастырем. После революции - второй священник КнязеВладимирского собора в Санкт-Петербурге. В начале 1920-х гг. примкнул к «обновленческому» движению, став одним из его лидеров и организатором группы «Живая церковь». В обновленчестве получил титул «протопресвитера». В 1924 г. отошел от активной деятельности в обновленческом движении и пытался примкнуть к Патриаршей Церкви. В том же году вернулся в Петроград на должность настоятеля КнязеВладимирского собора, которую исполнял вплоть до его временного закрытия. После закрытия Владимирского собора стал настоятелем храма св. Иоанна Милостивого. В последние годы являлся единственым священником храма на Серафимовском кладбище.
23. Азлецкий Александр Владимирович (15 июня 1848 - после 1922). По окончании курса в Вологодской духовной семинарии со званием студента отправлен на казенный счет в Киевскую духовную академию, где в 1874 г. окончил курс со степенью кандидата богословия. В 1899 г. архиепископом Иркутским и Верхоленским Тихоном рукоположен во диакона, а затем во священники к Николаевской церкви г. Черемхово Иркутской губ. Состоял законоучителем Черемховской 2-классной школы. В 1900 г. перемещен к Градо-Иркутской Крестовоздвиженской церкви. 14 марта 1905 г. командирован в запасные госпитали № 9 и 10 для исполнения духовных треб и ведения духовно-нравственных бесед с больными и ранеными воинами. Состоял членом епархиального ревизионного комитета, комитета при архиепископе для решения вопросов по церковной реформе, членом ВСОРГО. В 1909 г. избирался депутатом от духовенства в Иркутскую городскую думу. С 1911 г. состоял членом губернской архивной комиссии. 19 марта того же года назначен настоятелем к Проко-пиевской Чудотворской церкви г. Иркутска. 24 октября 1912 г. назначен заведующим и законоучителем открытой им Иркутской Чудотворской церковно-приходской школы. В 1916 г. возведен в сан протоиерея. В 1922 г. вошел в состав Иркутского губернского церковного управления, но вскоре по собственному заявлению был исключен и уехал из Иркутска.
24. Данилов Константин Васильевич (7 мая 1873 - после 1935). Родился в Старом Петергофе Петербургской губ. в семье бухгалтера Петергофского военного госпиталя титулярного советника В. Данилова. В августе 1889 г. по окончании курса в Иркутском духовном училище поступил в Иркутскую духовную семинарию. 6 марта 1896 г. посвящен в стихарь. В июне 1896 г. закончил полный курс наук семинарии с аттестатом 2-го разряда. 20 сент. 1896 г. рукоположен в диакона, 22 сент. того же года - в священника к Иркутской Спасской церкви. С 26 авг. 1896 г. по 1 сент. 1909 г. состоял законоучителем в женском отделении иркутской Вениаминовской церковноприходской школы. В 1896 г. назначен катехизатором на 1897 год. Начиная с 1896 г. более 16 лет состоял постоянным членом-казначеем Иркутского отделения епархиального училищного совета. С 1898 г. по авг. 1904 г. состоял членом Иркутского епархиального свечного комитета. С 1897 г. по 1 окт. 1901 г. состоял законоучителем в женском и мужском отделениях Иркутского Троицкого начального училища. 2 авг.
1923 г. прихожане иркутской Спасской церкви избрали его настоятелем храма. В 1924-1930 гг. был священником при церкви и проживал по ул. Баснинской, 17 (ныне ул. Свердлова), кв. 3. 15-17 сент. 1927 г. был участником 5-го епархиального собрания духовенства и мирян Иркутской епархии, подчиняющихся Св. Синоду Русской православной церкви (обновленческой ориентации).
25. Иркутское епархиальное церковное управление было организовано в Иркутске осенью 1922 г., действовало в рамках обновленческого движения («Живая церковь») в Русской православной церкви, которое возникло в 1922 г., по инициативе ЦК РКП(б) и Государственного Политического управления с целью внести раскол среди священнослужителей и мирян и подорвать позиции патриарха Тихона. В его состав вошли кафедральный протоиерей Михаил Фивейский, протоиереи А. Азлец-кий, И. Колодезников и Н. Попов-Кокоулин. Подчинялось Сибирскому Церковному управлению. Обновленческое движение действовало до 1940-х гг.

Church Schism in Memoirs of the Irkutsk Eparchy Priest

E. V. Ilyina, O. T. Bazaliyskaya

Irkutsk Region State Archie (IRSA), Irkutsk

The editing fragment from the diary-chronicle of the Church of the Holy Sign protopriest P. Popov reveals the origin of the Renovated Church in the Irkutsk Eparchy in 1922. besides it describes the interrelationship of the priests of both Traditional and Renovated Churches.

Ильина Елена Викторовна - начальник отдела информации, публикации и научного использования документов ОГКУ «Государственный архив Иркутской области», Иркутск, e-mail: ogugaio@mail.ru

Ilyina Elena Viktorovna - Chief of the Department of Information, Publishing and Scientific Application of the Documentation, the Irkutsk Region State Archive, Irkutsk, e-mail: ogugaio@mail.ru

Базалийская Ольга Тимофеевна - главный специалист отдела использования информации и информационных технологий ОГКУ «Государственный архив Иркутской области», г. Иркутск, e-mail: ogugaio@mail.ru

Bazaliyskaya Olga Timofeyevna - Main Specialist of the Department of Information and Informational Technology Applying, the Irkutsk Region State Archive, Irkutsk, e-mail: ogugaio@mail.ru

Другие работы в данной теме:
Научтруд |