Научтруд
Войти

Изменение этоса педагогической профессии в современных социокультурных условиях

Научный труд разместил:
Osip
20 сентября 2020
Автор: Дроботенко Юлия Борисовна

23. Papura A. A. Correlation Between self-confidance and quality of life of adolescents. Nauchnye problemy gumanitarnykh issledovanii, 2010, No 9, pp. 114-122.

24. Papura A. A. Formation of self-confidence among adolescents. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo ped. universiteta, 2010, No 5, pp. 110-114.
25. Kondrat&eva N. P., Eremina E. V. The development of adolescent&s self-confidence in the process of forming communicative competence. Gumanitarnye nauki i obrazovanie, 2014, No 4 (20), pp. 42- 45.
26. Kopteva N. V. Ontological security and self-confidence. Uchenye zapiski ZabGU. Seriya: Pedagogika i psikhologiya, 2011, No 5, pp. 174-181.
27. Lapchik M. P. The pedagogy in terms of e-learning. Nauka o cheloveke: gumanitarnye issledovaniya, 2013, No 2 (12), pp. 77-85.

© К. Ю. Плотников, 2016

Автор статьи - Константин Юрьевич Плотников, кандидат педагогических наук, Центр образования № 47 г. Иркутска, e-mail: zvukimus@mail.ru

Рецензенты:

В. В. Безденежных, кандидат психологических наук, гимназия № 25 г. Иркутска.

Я. В. Безрукова, кандидат технических наук, Центр общего и дополнительного образования Областного государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Иркутской области».

УДК 378.1 Б01 10.17238/188П1998-5320.2016.23.170

Ю. Б. Дроботенко, Омский государственный педагогический университет

ИЗМЕНЕНИЕ ЭТОСА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ В СОВРЕМЕННЫХ

СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ

В статье представлены результаты исследования, раскрывающего сущностные черты этоса педагогической профессии, его структуру и основные изменения, которые происходят в этосе педагогической профессии под влиянием социокультурных процессов современного общества. На основе анализа работ по философии и социологии образования, педагогике автор даёт определение понятию этоса педагогической профессии, описывает модели этоса педагогической профессии и объясняет факторы, влияющие на его развитие и трансформацию. В представленных автором выводах содержится заключение о том, что этос педагогической профессии - это исторически обусловленное явление, детерминированное конкретными социокультурными рамками, достаточно устойчивое к изменениям и обладающее «скрепляющим» свойством, которое задаёт ценностно-нормативные ориентиры профессиональной деятельности педагогов. Результаты проведённого исследования можно использовать для объяснения и прогнозирования изменений в развитии педагогической профессии, изменений в профессионально-педагогических ценностях и нормах, изменений профессиональной идентичности педагогов. Ключевые слова: педагогическая профессия, этос, модели этоса, этос педагогической профессии, профессионально-педагогические ценности и нормы, профессионально-педагогическое сообщество, профессиональная идентичность учителя, изменения, социокультурные условия.

Статья выполнена при финансовой поддержке гранта РГНФ № 16-06-00251

Сегодня не утихают дискуссии, обсуждения, споры по поводу того, что представляет собой учитель в современном мире, каково современное понимание педагогической профессии и что меняется в профессиональной деятельности педагога в условиях складывающейся новой социальной реальности. Выдающийся учёный-математик и мыслитель XX века Н. Н. Моисеев сказал: «Человечество подошло к порогу, за которым нужны и новая нравственность, и новые знания, новый менталитет, новая система ценностей. Создавать их будет учитель... тот, кто создаёт систему формирования, сохранения и развития коллективных знаний, нравственности и памяти народа, передачи всего накопленного следующим поколениям, и всех людей, которые способны внести в мир элементы душевной тревоги за их будущность и будущность своего народа, а в нынешних условиях - и будущность планетарной цивилизации. Именно та нация, которая сегодня сумеет создать более совершенную систему «УЧИТЕЛЬ», сделается лидером XXI века!» [1].

В условиях трансформации традиционных социокультурных ориентиров (норм, ценностей, принципов и т. п.), развития многообразия социокультурных контекстов всё чаще стали говорить о необходимости поиска новых ценностно-смысловых оснований педагогической деятельности и изучения этоса педагогической профессии (В. И. Бакштановский, М. В. Богданова, Н. А. Мартьянова, Е. З. Мирская, О. С. Ситникова, Ю. В. Согомонов и др.).

Этос в переводе с греческого означает «нрав», в переводе с английского - «обычай», «идеал», «стиль жизни». Старейшее значение прилагательного professed означает «посвящённый», «прошедший процедуру посвящения» (Эверетт Хьюз) [2]. Таким образом, представители той или иной профессии - это люди, «посвящённые» в тайны какого-либо мастерства, носители определённого знания, философии, идеи. Исходя из этого, профессионал - это некий идеальный образ представителя той или иной профессии, основным ценностным ориентиром которого является профессиональный долг и общественное благо, а также он наделяется определённым социальным статусом в соответствии с уровнем его признания в определённом профессиональном сообществе.

Первоначальный импульс исследования проблемы этоса профессиональных групп был задан работами, определившими его как сложное социальное и культурное явление, которое невозможно свести ни к морали, ни к стереотипам.

На сегодняшний день понятие этоса не имеет однозначного определения. Говоря об этосе профессии, исследователи соотносят это понятие со стилем, образом жизни какой-либо профессиональной общности, в основу которого положены определённые ценности, моральные ориентиры, этические нормы и т. п. (М. Оссовская). В понятие этоса профессии входит и присущий представителям той или иной профессии стиль мышления, особое отношение к профессиональной деятельности (М. Вебер). Некоторые исследователи определяют этос профессии через систему сложившихся ценностных предпочтений людей, занимающихся той или иной профессиональной деятельностью (М. Шелер, Р. Мертон). Исходя из этого, этос - это своеобразие ценностей и норм, разделяемых представителями той или иной профессии, и формирующее это своеобразие правило.

М. Оссовская убеждена, что термин «этос» применяется к группам, а не к индивидам. Его объём выходит за рамки ценностей, которыми занимается этика [3].

Социологическая концепция этоса (В. И. Бакштановский, Ю. В. Согомонов) включает положения, описывающие основные направления развития этико-прикладного знания, в рамках которого понятием «этос» обозначается промежуточный уровень между нравами и моралью - между сущим и должным. Этос в данной концепции трактуется как реально-должное, выходящее за полюсы стихийного состояния нравов, с одной стороны, строгого порядка идеально-должного - с другой [4].

Описывая этос той или иной профессии, можно констатировать, что её членам присуща склонность решать профессиональные задачи определённым образом, добровольно подчиняться профессионально-нравственным требованиям к поведению, принятым в той или иной профессиональной общности (В. И. Бакштановский, Ю. В. Согомонов).

Этос профессии поддерживает положительные образцы поведения представителей профессиональной группы, является скрепляющим началом для неформальных конвенциальных норм деятельности. Понятие этоса профессии тесно связано с концепцией так называемого «незримого колледжа» (Д. Прайс, Д. Крейн и др.) [5]. Незримый колледж означает совокупность профессионалов в какой-либо области, работающих над одним кругом проблем, как правило, в разных организациях и даже странах. Члены «колледжа» формально не связаны друг с другом, но имеют постоянную «обратную связь», собственные неформальные статусы и роли, принятые в своём кругу нормы и ценности. Данные сообщества имеют устойчивую неформальную структуру и функции. Близким «незримому колледжу» является понятие «воображаемое сообщество» (Б. Андерсон, Т. Б. Щепанская и др.), принадлежность которому определяется профессиональной идентичностью человека и ориентацией на общие символы как маркеры идентичности. Воображаемое сообщество определяется через символы, которые обозначают общность и маркируют идентичность. Эта концепция открывает путь к исследованию «символического конструирования сообщества», т. е. роли разделяемых символов в определении границ сообщества, принадлежности к нему и его стратификации. А. П. Коэн определяет сообщество через ориентацию на общие символы, считая, что реальность сообщества в восприятии людей заключается в их принадлежности к общему полю символов.

Сегодня исследователи пытаются описать профессиональный этос через современное понимание профессии как социального феномена и фактора личностной мотивации. В этих условиях особенно значимым является такое свойство этоса, как удержание нравственно-солидаристических

связей профессиональной общности в ситуации их размывания (Е. Анчел) [6]. Согласно Е. Анчел, этос, в отличие от морали, концентрирует в себе такие нравственные начала, которые не проявляются в повседневной жизни и указывают на потребность человека в надэмпирическом нравственном порядке. Сложившиеся в той или иной профессиональной общности ценности и нормы становятся ориентирами профессиональной деятельности. Ценностные императивы задают профессионально -нравственные ориентиры отношения субъекта профессиональной деятельности к её объекту и результатам; ориентируют их на определённую профессионально-нравственную позицию в отношении результатов деятельности его коллег. Эти императивы «скрепляют» профессиональное сообщество для адекватного осуществления профессиональной деятельности (Р. Мертон). Подмена сложившихся ориентиров, ослабление внимания к ним со стороны профессионального сообщества приводят к деформациям профессии в целом.

В работах В. И. Бакштановского, Ю. В. Согомонова встречаются следующие признаки, характеризующие феномен этоса, которые можно отнести и к этосу профессии:

- этос - ценностный культурный код, элемент нормативно-ценностной системы профессиональных и надпрофессиональных практик, характеризующий реально-должное в таких практиках;

- этос - ориентир и регулятор современных институционализированных практик в координатах «здесь и сейчас»;

- этос выделяет институцию как специфическое социокультурное поле, выступая ресурсом поддержания её идентичности в ситуации самоопределения.

Устанавливая соотношение понятий профессиональной морали и профессионального этоса, следует сказать, что этос относится к верхней границе иерархической структуры феномена морали (имеющего донормативный, нормативно-ценностный, сверхнормативный ярусы), а именно к его донормативному уровню, и отражает добровольное подчинение представителей той или иной профессии профессионально-нравственным требованиям к их поведению. С другой стороны, этос вносит существенные изменения в конфигурацию властных отношений современного общества и предназначен для уменьшения зависимости одного лица от другого, возникающей ввиду различий их общественных функций и профессиональных статусов, для преодоления влияния патерналистских моделей в отношениях между людьми [7].

Р. К. Хорн в качестве существенных характеристик этоса профессиональной группы выделяет следующие: высокие моральные стандарты профессиональной деятельности, альтруистическую ориентацию профессионалов, обязательную качественную подготовку к профессиональной деятельности, непрерывное профессиональное развитие, наличие формального профессионального сообщества, относительную независимость профессионала, статус профессии в обществе. Авторы сходятся во мнении, что этос профессионального сообщества нужно рассматривать в контексте более цельного явления профессиональной морали, где можно выделить рефлективную, рационализированную и кодифицированную части, относящиеся к понятию профессиональной этики, а также стихийную часть, составляющую профессиональный этос (В. И. Бакштановский, Ю. В. Согомонов, О. П. Зубец).

Таким образом, возникнув как комплекс профессиональных норм и ценностей, этос профессии выполняет важные социокультурные функции: формирование групповой и индивидуальной профессиональной идентичности; самоорганизацию профессиональных сообществ; контроль за качеством осуществляемой профессиональной деятельности (О. С. Ситникова).

В зарубежной психолого-педагогической литературе ряд исследований посвящён систематизации идей и представлений об этосе педагогической профессии, а также предложены его модели.

Так, группа немецких учёных (Ю. Баумерт, М. Кантер, М. Маурер-Венгорц, С. Офенбах, С. Форстер-Хайнзер, Х. О. Эрнст) отмечает недостаточность работ, посвящённых описанию понятия этос педагогической профессии, его сущностных характеристик и специфики. С. Форстер-Хайнзер подчёркивает, что этос педагогической профессии описывается сегодня в основном в таких терминах, как «профессиональные принципы», «личностное развитие», «самоконтроль», «нравственные качества», т. е. в контексте теории личности. Всё это, в той или иной степени, связано с уровнем компетенции педагога. Ю. Баумерт говорит, что этос проявляется в компетенции педагога, которая отражает сформированность его личностно-профессиональных качеств и качество полученного образования. Но понятие этоса педагогической профессии, по мнению немецких исследователей, гораздо шире и требует концептуализации и дальнейшего развития. Они выделяют две группы моделей этоса педагогической профессии: первая основывается на понимании этоса как некой

характеристики личности профессионала, проявляющейся в высоком уровне профессионализма, основанного на принципах морали (К. В. Дёринг, Х. Гизеке, Дж. Годланд, К. Сиротник, Р. Содер и др.); вторая представляет этос как сложное иерархическое образование, которое может рассматриваться как на уровне личности профессионала, так и на уровне всего профессионального сообщества (Н. Вехрлин, Т. Кезар, Р. Смит, Г. МакЛафлин, С. Форстер-Хайнзер и др.). Н. Вехрлин подчёркивает, что о сформиро-ванности этоса профессии можно говорить лишь в том случае, если нормы и ценности профессиональной деятельности одобряются и разделяются всем профессиональным сообществом [8].

Обобщая вышесказанное, в качестве основных составляющих этоса педагогической профессии можно выделить профессиональную мораль педагога и профессионально-педагогические ценности и нормы, которые присущи каждому конкретному педагогу и разделяются всем педагогическим сообществом; на уровне личности педагога - профессиональную идентичность педагога; на уровне профессионально-педагогического сообщества - наличие формальной группы или иного профессионально-педагогического образования и сложившийся статус педагогической профессии в обществе.

Представим краткую характеристику каждой из составляющих этоса педагогической профессии.

Профессиональная мораль педагога. В структуре профессиональной морали можно выделить рефлективную, рационализированную и кодифицированную (нормативную) части, относящиеся к понятию профессиональной этики, а также стихийную (конвенциальную, договорную) часть -этос профессии. Современная педагогика представлена следующими морально-этическими категориями: педагогическая справедливость, профессиональный педагогический долг, профессиональная честь и совесть, достоинство, педагогический авторитет, самодисциплина (В. И. Андреев, Д. А. Белухин, А. К. Маркова и др.) [9]. Моральный аспект педагогической профессии предполагает личную ответственность каждого педагога за совершаемые действия. Он свободен в выполнении или нарушении этого морального долга. Как и для чего он использует свои профессиональные знания, умения и навыки, зависит от его профессиональной этики. В большинстве стран мира учителям до сих пор не удалось создать для самих себя с помощью своих профессиональных организаций кодекс профессиональной морали. И в нашей стране вместо чётко сформулированных норм педагогической морали действуют многочисленные ведомственные инструкции и правовые предписания. Моральные нормы, фиксируя правила или модели профессионального поведения в соответствии с нравственными представлениями, образуют некий желательный стандарт, в соблюдении которого заинтересованы профессионально-педагогическое сообщество, а также ученики и их родители.

Следует отметить, что определённая работа в этом направлении всё же ведётся, и в октябре 2014 года был принят Модельный кодекс профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной этики и основных правил поведения, которым рекомендуется руководствоваться педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, независимо от занимаемой ими должности. Кодекс служит основой для формирования взаимоотношений в системе образования, основанных на нормах морали, уважительном отношении к педагогической деятельности в общественном сознании, самоконтроле педагогических работников [10].

Профессионально-педагогические ценности и нормы. Своеобразие профессионально-педагогических ценностей и норм, которые разделяются представителями педагогической профессии, формирует стиль мышления, особое отношение к профессиональной деятельности. Профессионально-педагогические ценности и нормы носят неформальный конвенциальный характер, имеют определённую иерархию, содержательную направленность, занимают своё место в общей системе ценностей. Существует несколько классификаций педагогических ценностей (В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; С. Г. Вершловский и Дж. Хазард; Н. Ю. Гузева и др.). И. Ф. Исаев выстраивает следующую иерархию ценностей:

- социально-педагогические - ценности, которые функционируют в обществе и появляются в общественном сознании. Они представляют собой совокупность идей, представлений, норм, правил, традиций, регламентирующих педагогическую деятельность в рамках общества;

- профессионально-групповые - ценности, представляющие собой совокупность идей, концепций, норм, регулирующих и направляющих педагогическую деятельность в рамках определённых образовательных институтов. Эти ценности выступают ориентирами педагогической деятельности в определённых профессионально-педагогических группах (школа, лицей, колледж, вуз);

- личностно-педагогические - ценности, отражающие цели, мотивы, идеалы, установки и другие мировоззренческие характеристики личности педагога. Эти ценности проявляются в стиле педагогической деятельности, характере взаимоотношений, выстраиваемых педагогом и т. п. [11]

В рамках каждой из этих групп ценностей можно выделить набор конкретных ценностей и норм. Безотносительно какой-либо из обозначенных выше групп, приведём примеры педагогических ценностей: ценность общения с детьми и коллегами, ценность занятия любимым делом, ценность постоянного профессионального совершенствования и личностного развития, ценность творческого характера педагогической деятельности, ценность социальных гарантий для педагогов и др.

Профессиональная идентичность проявляется в осознании себя представителем педагогической профессии и профессионально-педагогического сообщества (Л. Б. Шнейдер). Профессиональная идентичность педагога является интегративным понятием, объединяющим в себе компоненты личностной и социальной идентичности, и отражается в устойчивом отношении к себе как к профессионалу, отношении к педагогической профессии, к членам профессионально-педагогического сообщества. Е. П. Жукова предлагает считать профессиональную идентичность символическим выражением профессионализма и облика профессионала. Профессиональная идентичность - это сложный конструкт, включающий в себя три элемента: когнитивный (знания, представления об особенностях профессионально-педагогического сообщества и осознание себя его членом); аффективный (чувство принадлежности к профессионально-педагогическому сообществу, эмоциональное отношение к месту и позиции в этом сообществе, эмоциональное переживание целостности, эмоционально окрашенный образ «Мы» и т. п.); поведенческий (набор поведенческих реакций, соответствующий представителям педагогической профессии). Л. Б. Шнейдер считает, что определяющими профессиональную идентичность педагога характеристиками выступают позиционность, рефлексивность и ответственность личности, позволяющие педагогу находиться в конгруэнтных отношениях с профессиональной деятельностью и профессионально-педагогическим сообществом. С. А. Дружилов включает в структуру профессиональной идентичности профессионально-важные качества и профессиональные отношения, обеспечивающие принятие профессии как личностно значимой [12].

От сформированности профессионально важных качеств педагога зависят успешность и продуктивность его профессиональной деятельности (В. Д. Шадриков). К таким качествам можно отнести: активность личности, целеустремлённость, уравновешенность, способность не теряться в неординарных ситуациях, обаяние, честность, справедливость, педагогический гуманизм, эрудицию, педагогический такт, толерантность, дисциплинированность, педагогический оптимизм и др. Кроме того, следует включить и такие качества, как требовательность, ответственность, коммуникабельность. По мнению В. А. Мижерикова, М. Н. Ермоленко, данные качества являются доминантными [13].

Формальное профессионально-педагогическое сообщество. Под профессионально-педагогическим сообществом сегодня понимается самопроизвольно возникшая или целенаправленно созданная группа учителей, психологов, членов школьной администрации и т. п., определённым образом институированная (оформленная) или неоформленная, призванная решать те или иные задачи школы (колледжа, вуза и т. п.) и самих членов объединения (М. М. Поташник) [14]. В настоящее время существует большое количество профессионально-педагогических сообществ, как формальных в рамках различных образовательных учреждений (школа, колледж, вуз, учреждения дополнительно образования и др.), так и неформальных (ассоциации, коллегии, сети и т. п.). С развитием информационных технологий появляются виртуальные профессионально-педагогические сообщества. Выделяют несколько типов профессионально-педагогических сообществ, решающих различные проблемы и преследующих определённые цели: сообщества, обеспечивающие решение социально-экономических, правовых и других вопросов педагогов (советы директоров школ, советы ректоров вузов и др.); сообщества, обеспечивающие процесс профессионального развития педагогов (объединения и организации, осуществляющие повышение квалификации, переподготовку кадров и др.); сообщества, помогающие педагогам в самовыражении и презентации профессиональных достижений (объединения, организующие конференции, съезды, конкурсы, мастер-классы и т. п.). Наличие формального профессионально-педагогического сообщества способствует внутригрупповой коммуникации, обмену информацией между педагогами; стимулирует педагогов к демонстрации лучших образцов своей деятельности; помогает педагогам приспосабливаться к меняющимся условиям социальной среды, дестабилизирующим их деятельность; способствует постоянному профессиональному и личностному развитию педагогов; служит механизмом регулирования деятельности педагогов и т. п. [15]

Статус педагогической профессии в обществе. Социальный статус педагогической профессии является основанием упорядочения, формализации, регламентации отношений, а также моти-вационным стимулом для профессиональной деятельности педагогов. Оценка престижа педагогической профессии как интегрального показателя социального статуса в современной России неоднозначна. Можно выделить, по крайней мере, три позиции: научно-теоретическую, оценивающую педагогическую профессию очень высоко; государственную, декларирующую высокую оценку, а фактически достаточно низко оценивающую деятельность педагогов; оценку самих педагогов, которая является стабильно низкой [16]. Основными параметрами, отражающими социальный статус педагога, являются экономическое положение и уровень компетентности. Низкий социальный статус педагогической профессии в России предопределяет её социальную роль, которая характеризуется консервативностью, обусловленной отставанием шаблонов поведения учителей от поведенческих стереотипов обучающихся, их родителей, представителей других профессий. Анализ причин такого положения позволяет сделать следующие заключения: в настоящее время нет единства в отношении общих требований к педагогам; размытость требований приводит к тому, что освоение профессиональных ролей будущими и начинающими педагогами происходит на основе критерия субъектно-сти, что выражается в неоднозначности и неравномерности освоения этих ролей; нередким случаем является принятие профессиональных ролей, которые в современном обществе квалифицируются как устаревшие.

Интересным представляется видение этоса педагогической профессии Академией Учителей Сингапура (Academy of Singapore Teachers) [17]. Согласно данной точке зрения, этос педагогической профессии включает такие составляющие, как:

- философия образования (доктрина) - составляет ядро ценностей и принципов педагогической профессии, служит основой профессиональной деятельности;

- ожидаемые результаты образования - обозначают цели для всего педагогического сообщества, формируют образовательную политику, являются основой разработки учебных программ;

- мировоззрение учителя (его профессиональная картина мира) - способствует интеграции профессиональной мотивации с теми профессиональными позициями (ролями), которые осваивает учитель в процессе своей профессиональной деятельности. Такая интеграция ведёт учителя к профессиональному мастерству;

- обязательства учителя (его профессиональный долг) - подразумевают его соглашение об обеспечении качества осуществляемой им профессиональной деятельности;

- кредо учителя (призвание) - выражается в понимании, принятии «неписаных» истин педагогической профессии, которые сложились на протяжении всего времени её существования, что служит ориентиром для учителя в выполнении его обязанностей, соблюдении обещания выполнять работу на самом высоком уровне.

Последнее время среди философов, социологов, педагогов участились дискуссии о том, как меняется этос современной профессии, в том числе и педагогической, какова динамика его развития, каковы риски таких изменений и предполагаемые социальные эффекты. Все исследователи сходятся во мнении, что структура этоса ненормативна, неформальна, имеет ценностную основу, а следовательно, более устойчива, чем нормативная, и труднее поддаётся изменениям. Встаёт очевидный вопрос: «Что меняется в этосе педагогической профессии и меняется ли вообще?».

М. Шелер выделяет фактический и господствующий этосы, но скорее речь идёт о слоях этоса. Фактический слой этоса содержит правила «предпочтения одних ценностей и небрежения другими», формирует структуру и содержание мировоззрения человека или группы, понимание ими мира, волю к обладанию вещами (к самоотдаче их или владению ими) [3]. Господствующий слой этоса содержит «нормирующиеся» представления, ценности, соотносящиеся с представлениями и ценностями «личностного образца», которые на определённом историческом этапе выработала социальная общность (группа, профессиональное сообщество, класс, общество, эпоха). Как правило, «личностные образцы» интуитивно схватывают, представляют и развивают одарённые харизмой «вожди» этой общности, лидеры её основных групп. Большая часть граждан, «масса», перенимает их у «вождей» путём непроизвольного и сознательного подражания.

Говоря об этосе педагогической профессии в России, можно сказать, что его фактический слой достаточно крепок, устойчив за счёт традиционных представлений (как самих педагогов, так и общественности) о процессе обучения и воспитания подрастающего поколения. Но ряд набирающих силу явлений, а именно: мощный процесс информатизации и технологизации образования

и общества в целом; коммерциализация образования, превращение образования в сферу услуг; усложнение педагогической деятельности и, как следствие, интенсификация труда педагогов; усиление формальной стороны педагогической деятельности (отчёты, планы, журналы и т. п.) привели к появлению в господствующем слое этоса педагогической профессии иных «личностных образцов», демонстрирующих успешных, конкурентоспособных, предприимчивых представителей педагогической профессии. Смена целевых установок в профессиональной деятельности обусловила сдвиг в сторону прагматической ориентации педагогов. Нарастающее влияние на ценности и нормы педагогической деятельности ценностей её организации запустило механизм их перестановки, перегруппировки, установления иной иерархичности и приоритетности. В условиях повышения значимости конкурентоспособности педагогов (В. И. Андреев, Н. В. Борисова, Ю. О. Валитова, Б. Д. Парыгин и др.), их способности к участию в конкуренции, наблюдаются изменения в следующих взаимосвязях: ценностное отношение учитель -ученик (отношение к ученику как клиенту); ценностное отношение учитель - творчество, инновации (отношение к творчеству как источнику материальной выгоды); ценностное отношение учитель - профессия, восприятие её как миссии, призвания, предназначения (отношение к работе как к возможности приобрести определённый социальный статус, определённое социальное положение).

Предполагается, что обозначенные направления изменений в этосе педагогической профессии будут развиваться дальше. Согласно «Атласу новых профессий», который был составлен и представлен Московской школой управления «Сколково» и Агентством стратегических инициатив в начале 2014 г., в сфере образования к 2030 году ожидается появление ряда новых профессий: модератор, тьютор, организатор проектного обучения, координатор образовательной онлайн-платформы, ментор стартапов, игромастер, игропедагог, разработчик образовательных траекторий, тренер по майнд-фитнесу, разработчик инструментов обучения состояниям сознания [18].

Исходя из этого, можно предположить, что востребованными на рынке труда будут такие виды компетенций у педагогов, как менеджерские и организаторские компетенции, предпринимательские компетенции, информационные и технические компетенции, аниматорские компетенции, психологические компетенции, смарт-компетенции (компетенции, связанные с управлением сознанием). Основой таких компетенций являются целеустремлённость и инициативность, способность быть лидером, деловитость, коммуникабельность и презентативные умения, мобильность и способность к риску, стрессоустойчивость и эмоциональная устойчивость, самодисциплина и др.

Таким образом, подводя итог теоретическому исследованию феномена этоса педагогической профессии, хотелось бы представить следующие заключения:

1. Этос педагогической профессии исторически обусловлен и существует всегда в конкретных социокультурных рамках. Этос педагогической профессии - это феномен, занимающий промежуточный уровень между нравами и идеалами, которые выражаются в тех ценностях и значениях, которые разделяются педагогами. В этой связи можно говорить о развитии этоса или о «сворачивании» этоса до уровня нравов.
2. Усиление значимости этоса педагогической профессии, актуализация вопросов этоса педагогической профессии в профессионально-педагогическом сообществе, повышенный интерес исследователей из разных областей знаний объясняются ситуацией дестабилизации социального порядка, вызванной глубинными социальными изменениями. На сегодняшний день исследования это-са педагогической профессии носят преимущественно поисковый характер, когда социальные связи и отношения, составляющие его предмет, являются во многом латентными (скрытыми, неочевидными, невидимыми), проявляясь лишь через некоторые опосредованные характеристики объекта (этоса педагогической профессии) - демонстрируемые морально-этические нормы педагогической деятельности, ценности педагогической деятельности, характеристики взаимоотношений внутри профессионально-педагогического сообщества и др.
3. Этос педагогической профессии является механизмом нормативно-ценностной регуляции и поддержки осуществляемой педагогами профессиональной деятельности. Этос задаёт ценностно-нормативные ориентиры педагогической деятельности в ситуации «здесь и сейчас» (П. Бергер, Т. Лукман). Этос способствует ориентации педагогической профессии на её предназначение в обществе и побуждает педагогов к «самовозложению» ответственности за её результаты. В этосе содержится «скрепляющее» профессионально-педагогическое сообщество свойство - поддерживать профессионально-педагогическую деятельность как социальную практику в соответствии с её предназначением в обществе.
4. Этос педагогической профессии обозначает «контуры ценностных ориентацию» педагогов, оформляя «сознание» профессионально-педагогического сообщества (С. П. Парамонов). Проявлением сформированности этоса педагогической профессии является репрезентативность норм, ценностей и т. п., разделяемых и одобряемых профессионально-педагогическим сообществом. Этос является ресурсом поддержания идентичности профессионально-педагогического сообщества в ситуациях его развития и самоопределения. Этос характеризует отношения связанности: формы (способа существования профессионально-педагогического сообщества), способа деятельности (педагогическая деятельность) и стиля мышления (педагогическое мышление).
5. Этос педагогической профессии достаточно устойчив к изменениям, происходящим в обществе, это «прививка, когда состав вакцины меняется, становится более совершенным, но её суть и назначение остаётся всегда одинаковой». С другой стороны, этос формирует ценности, нормы и принципы избирательного восприятия педагогической реальности, которые способны не только подтвердить или укрепить эту реальность, но и трансформировать её. Так, например, появление новых «личностных образцов» педагогической деятельности, демонстрирующих успешных, конкурентоспособных, предприимчивых представителей педагогической профессии, перестраивает иерархию ценностей, норм и принципов педагогической деятельности. Сегодня наблюдается сдвиг в сторону прагматической ориентации педагогов. Таким образом, этос участвует в построении возможного будущего педагогической профессии, конструируя это будущее через нормирование новых образцов педагогической деятельности и ценностных ориентаций педагогов.

Библиографический список

1. Моисеев, Н. Н. Система «УЧИТЕЛЬ» и современная экологическая обстановка. - Режим доступа: http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=813
2. Хьюз, Э. Социальная роль и разделение труда // Социологические исследования. - 2009. - № 8. - С. 46-52.
3. Богданова, М. В. Этос современного отечественного университета (как возможна социология этоса) : научная монография / отв. ред. В. И. Бакштановский. - Тюмень : НИИ прикладной этики ТюмГНГУ, 2010. - 220 с.
4. Бакштановский, В. И. Этос / Этика. Энциклопедический словарь / под ред. Р. Г. Апресяна, А. А. Гусейнова. - М. : Гардарики, 2001. - С. 600; Они же: Введение в прикладную этику : монография. - Тюмень : НИИ прикладной этики ТюмГНГУ, 2006.
5. Этика науки. Ведомости. Вып. 18 / под ред. В. И. Бакштановского, Н. Н. Карнаухова. - Тюмень : НИИ ПЭ, 2001. - 244 с.
6. Анчел, Е. Этос и история. - М. : Прогресс, 1988. - С. 4.
7. Бакштановский, В. И. Введение в прикладную этику : монография / В. И. Бакштановский, Ю. В. Со-гомонов. - Тюмень : НИИ прикладной этики ТюмГНГУ, 2006. - 392 с.
8. Forster-Heinzer S. Against All Odds. An Empirical Study about the Situative Pedagogical Ethos of Vocational Trainers. Publisher: Sense Publishers. - 2015.
9. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков; под ред. Н. М. Борытко. - М. : Издательский центр «Академия», 2007. - 496 с.
10. Модельный кодекс профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность. - Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/4517
11& Исаев, И. Ф. Становление и развитие профессионально-педагогической культуры в условиях непрерывного образования : коллективная монография / под ред. И. Ф. Исаева. - Белгород - Ст. Оскол - СОФ БелГУ. - 2008.
12. Шакурова, А. В. Профессиональная идентичность учителей как субъектов трудового поведения. -Н. Новгород : НИСОЦ, 2014.
13. Мижериков, В. А. Введение в педагогическую деятельность : учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Мижериков, М. Н. Ермоленко. - М. : Педагогическое общество России, 2002. - 268 с.
14. Профессиональные объединения педагогов / под ред. М. М. Поташника. - М. : Педагогическое общество России, 2002. - 144 с.
15. Введенский, В. Н. Развитие профессионально-педагогического образования через педагогические сообщества // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2013. - № 11. - С. 21-27.
16. Введенский, В. Н. Развитие педагогической профессии как социального института: теория, методология, практика : монография. - СПб : ИОВ РАО, 2004. - 230 с.
17. Ethos of the Teaching Profession - http://www.academyofsingaporeteachers.moe.gov.sg/professional-excellence/ethos-of-the-teaching-profession
18. Атлас новых профессий / Агентство стратегических инициатив. Сколково. - Москва, 2014. -http://atlas100.ru/

Y. B. Drobotenko, Omsk State Pedagogical University THE ALTERATION OF THE ETHOS OF TEACHING PROFESSION IN MODERN

SOCIOCULTURAL CONDITIONS

The article presents the results of the research showing the characteristic features of the ethos of teaching profession, its structure and the main changes that going on in the ethos of teaching profession in the sociocul-tural context of modern society. Presenting the analysis of studies from such fields of knowledge as philosophy of education, sociology of education and pedagogy, the author clarifies the notion of the ethos of teaching profession, describes the models of the ethos of teaching profession and considers the factors that influence on its development and transformation. The results and research findings presented by the author contain a conclusion that the ethos of teaching profession is a historically conditioned phenomenon developing within the framework of certain sociocultural context and is rather resistant to changes. The ethos of teaching profession has a "binding" feature that determines values and norms of teachers& professional activity. The research outcomes can be used for explaining and predicting changes in teaching profession development, changes in professional pedagogical values and norms, changes in teachers professional identity.

References

1. Moiseev N. N. Sistema «UChlTEL&&» i sovremennaya ekologicheskaya obstanovka [The "TEACHER" system and the current environmental situation]. Available at http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=813
2. Kh&yuz E. Social role and division of labour. Sotsiologicheskie issledovaniya, 2009, No. 8, pp. 46-52.
3. Bogdanova M. V. Etos sovremennogo otechestvennogo universiteta (kak vozmozhna sotsiologiya etosa) [The ethos of the modern domestic University (as a possible sociology of ethos)] Scientific monograph ed. by Bakshtanovskiy V. I. Tyumen, Institute of applied ethics TyumGNGU Publ., 2010, 220 p.
4. Bakshtanovskiy V. I. Ethos. Etika. Entsiklopedicheskiy slovar&. Ed. by Apresyana R. G., Guseynova A. A. Moscow, Gardariki Publ., 2001, p. 600.
5. The ethics of science. Vedomosti. Issue 18, ed. by Bakshtanovskiy V. I., Karnaukhova N. N. Tyumen, NII PE Publ., 2001, 244 p.
6. Anchel E. Etos i istoriya [Ethos and history]. Moscow, Progress Publ., 1988, p. 4.
7. Bakshtanovskiy V. I., Sogomonov Yu. V. Vvedenie v prikladnuyu etiku [Introduction to applied ethics], Tyumen, Institute of applied ethics TyumGNGU Publ, 2006, 392 p.
8. Forster-Heinzer S. Against All Odds. An Empirical Study about the Situative Pedagogical Ethos of Vocational Trainers. Sense Publishers, 2015.
9. Borytko N. M., Solovtsova I. A., Baybakov A. M. Pedagogika [Pedagogy]. Moscow, Academia Publ., 2007, 496 p.
10. Model&nyy kodeks professional&noy etiki pedagogicheskikh rabotnikov organizatsiy, osushchestvlyayushchikh obrazovatel&nuyu deyatel&nost& [Professional ethics model code of pedagogical employees of organizations engaged in educational activities]. Available at http://минобрнауки.рф/документы/4517
11. Isaev I. F. Stanovlenie i razvitie professional&no-pedagogicheskoy kul&tury v usloviyakh nepreryvnogo obrazovaniya [The formation and development of professional and pedagogical culture in the context of lifelong education]. Collective monograph ed. by Isaev I. F. Belgorod, Stary Oskol, SOF BelGU Publ., 2008.
12. Shakurova A. V. Professional&naya identichnost& uchiteley kak sub"ektov trudovogo povedeniya [Professional identity of teachers as subjects of labor behavior]. N. Novgorod, NISOTs Publ., 2014.
13. Mizherikov V. A., Ermolenko M. N. Vvedenie v pedagogicheskuyu deyatel&nost& [Introduction in pedagogical activity]. Moscow, Pedagogical society of Russia Publ., 2002, 268 p.
14. Professional&nye ob"edineniya pedagogov [Professional Association of Teachers] ed. by Potashnik M. M. Moscow, Pedagogical society of Russia Publ., 2002, 144 p.
15. Vvedenskiy V. N. The development of professional-pedagogical education with the aid of pedagogical community. Professional&noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom, 2013, No. 11, pp. 21-27.
16. Vvedenskiy V. N. Razvitie pedagogicheskoy professii kak sotsial&nogo instituta: teoriya, metodologiya, praktika [The development of the teaching profession as a social institution: theory, methodology, practice]. SPb, iOv RAO Publ., 2004, 230 p.
17. Ethos of the Teaching Profession. Available at http://www.academyofsingaporeteachers. moe.gov.sg/professional-excellence/ethos-of-the-teaching-profession
18. Atlas of new professions. Agentstvo strategicheskikh initsiativ. Skolkovo, Moscow, 2014, available at http://atlas100.ru/

© Ю. Б. Дроботенко, 2016

Автор статьи - Юлия Борисовна Дроботенко, кандидат педагогических наук, доцент, Омский государственный педагогический университет, e-mail: drobotenko@omgpu.ru

Рецензенты:

С. Н. Голерова, кандидат педагогических наук, доцент, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского.

Н. В. Чекалева, доктор педагогических наук, профессор, Омский государственный педагогический университет.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ teaching profession ЭТОС ethos МОДЕЛИ ЭТОСА ЭТОС ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ ethos of teaching profession ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ И НОРМЫ professional pedagogical values and norms ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО
Другие работы в данной теме: