Научтруд
Войти

Теоретические основы формирования готовности учителей к творческой деятельности в школе

Научный труд разместил:
Kegrinn
20 сентября 2020
Автор: Азизов А.А.

13.00.00.илм^0и ПЕДАГОГИ 1З.ОО.ОО.ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ I3.OO.OO.PEDAGOGICAL SCIENCES

13Ж01ЛЕДАГОГИКАИ УМУМЙ, ТАЪРИХИ ПЕДАГОГИКА ВА МАОРИФ 13.00.01.ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ 13.00.01.GENERAL PEDAGOGICS, THE HISTORY OF PEDAGOGICS AND

УДК 373.7 А.А.АЗИЗОВ

ББК 74.200 М.А.ДАДОБОЕВА

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ

Говоря о человеке как уникальном и неповторимом в своем роде индивидууме, необходимо в числе прочих его достоинств говорить о его постоянной и неразрывной связи с творчеством. Творчество как философская категория содержит в себе новый взгляд на что-либо, новый подход к решению чего-либо, иными словами, предполагает и выражает собой мотивированную готовность человека к отказу от устоявшихся норм и стереотипов, способность к восприятию и мышлению, т.е. готовность к самоизменению. Творческая деятельность непременно привносит в мир что-то новое; претворение в жизнь этого действа и является творческим актом. Творчество по своей исторической сути представляет собой эволюционный процесс, в котором осуществляется плавный переход от предшествующих форм деятельности к последующим. Под словом «творчество»,происходящим от слова «творить», в общеизвестном смысле принято понимать поиск, изобретение или создание нечто такого, чего не было в прошлом опыте человечества. В этом контексте педагогическое творчество следует понимать как постоянный поиск новых форм, методов, средств и приемов в учебной деятельности, это умение найти тот ключ, который открыл дорогу учащимся в научный мир, к познанию природных явлений, бережному отношению к культуре, национальному богатству, доброте и любви, терпимости друг к другу и т.п.Понятия «творчество», «творческая личность», «творческий учитель», «творческий ученик» неоднозначно трактуются в современной научной литературе, в частности, в философии, социологии, психологии и педагогике. У ученых отсутствует общепринятое, единое мнение о творчестве, как в широком смысле, так и на междисциплинарном уровне.

В современном философском словаре творчество рассматривается как «деятельность человека, созидающая новые объекты и качества, схемы поведения и общения, новые образы и знания» (5,529).

В ней наиболее полно исследуется творчество в связи с категорией деятельности. В этом плане выделяются следующие трактовки: многие авторы утверждают, что всякий труд есть творчество, исходя из понимания, того, что целенаправленная человеческая деятельность, труд составляют сущность человека; другие авторы полагают, что творчество представляет собой духовное производство; некоторые исследователи интерпретируют понятие творчества как оригинальность, нужно отметить, что речь здесь идет об одной из характеристик творческой деятельности.

«Творчество - высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека. Творчество оценивается по его социальной значимости и оригинальности (новизне)» (4,215). «Творчество - это специфически человеческая деятельность, принципиально новая, преобразующая действительность» (2,144).

У современной западной философии к настоящему времени сформировался весьма оригинальный взгляд на творчество, согласно которому «творчество есть поиск вдохновения и результат вдохновения. Вдохновение же возникает в момент «встречи» с трансценденцией. Стало быть, творческий процесс можно представить в виде пути к трансценденции и обратно. В начале этого пути творец культуры стремится отрешиться от суеты мирских впечатлений и всецело сконцентрироваться на активном ожидании вдохновения, достичь настроенности на «встречу» с трансценденцией. Это, так сказать, муки творчества первого рода. Как только «встреча» с трансценденцией произошла, - на какой-то миг, в виде вспышки, в виде озарения, — начинаются муки творчества второго рода: попытки выразить, передать, сообщить открывшееся в откровении. На обратном пути творец культуры движется, таким образом-от трансценденции к

современному, здесь и сейчас существующему реципиенту культуры, к тому, кто воспримет, поймет, оценит. Перед человеком - творцом встает, как кажется, совершенно неразрешимая задача. Он желает сообщить открывшееся в откровении другим, следовательно, он должен сделать это на понятном другим языке. Но открывшееся в откровении - глубоко индивидуально, предназначено только ему одному и только ему одному вполне понятно» (1,63).

Изучению психологических проблем творчества посвятили свои исследования многие ученые.

Одним из первых ученых, начавших научные исследования творчества, является Ф.Гальтон (6). Его работы посвящены изучению интеллектуальной одаренности, которую он оценивает на основе измерения коэффициента интеллекта.

Р. Муни (7,331), в свою очередь, выделяет четыре основных подхода к творчеству, в зависимости от того, какой из четырех аспектов проблемы выходит на первый план: среда, в которой осуществляется творчество; творческий продукт; творческий процесс; творческая личность.

Примерно на таких же позициях строятся размышления Л.Термена (8,321), исследовавшего различия между детьми с высоким и низким коэффициентом интеллекта. Говоря об одаренности и интеллекте уместно отметить, что вплоть до середины 20-го века эти два понятия отождествлялись и измерялись с помощью коэффициента интеллекта. Научное понимание того, что между этими двумя понятиями существуют различия пришло позднее. В частности, Е.П.Торранс отмечал: «Если бы определяли детей как одаренных на основе тестов на интеллект, мы бы отсеяли 70 процентов наиболее творческих. Это процентное соотношение верно независимо от того, каким измерением интеллекта мы пользуемся и какой образовательный уровень мы исследуем от детского сада до средней школы» (9).

После того как была выдвинута идея о том, что творчество по своей природе отлично от интеллекта, интерес к экспериментальным исследованиям творчества существенно усилился и количество таких исследований значительно возросло. В результате этого, согласно мнению историков психологии, начались серьезные экспериментальные исследования в области психологии творчества, основоположником которых считают Дж.П.Гильфорда, выдвинувшего концепцию дивергентного мышления. Естественно, что разные авторы определяют способность к творчеству по-своему. Однако во всех этих подходах к проблеме есть общее: способность к творчеству они определяют, как способность создавать нечто новое, оригинальное. В последние годы в исследованиях появился новый термин - «креативность», который связан с понятием «творчество». Он введен в практику американским психологом Дж. П.Гильфордом и дословно переводится как «творческость», что несколько отличает его от общепринятого термина «творчество». Психологический анализ процесса творчества и творческих индивидов свидетельствует о необходимости различать первичную и вторичную креативность. Известно, что творческий процесс состоит из фазы вдохновения и фазы разработки. Поэтому фазе вдохновения соответствует первичная креативность, а фазе разработки - вторичная. Эта последняя требует не только творческой способности как таковой, но во многом опирается также на простую тяжелую работу, на дисциплину педагога, тратящего порой много времени на овладение тем, что он видит. Из вышеизложенного вытекает, что психологи дают разные определения понятия творчества. В частности, Ф. Гальтон ставил творчество в прямой зависимости от интеллектуальной одаренности, а Дж.П.Гильфорд определил творчество, как способность создавать нечто новое, оригинальное.

Однако, как мы считаем, никто из психологов должного внимания не обращал на побудительные мотивы творчества, т.е. на полет мыслей, идей, воображения и т.п. Вследствие этого, творчество в их исследованиях представляется конечным продуктом деятельности человека. Говоря о необходимости исследовать побудительные мотивы творчества, мы затрагиваем проблему высокой степени сложности. Психологический анализ творческой деятельности подтверждает ее огромную сложность. Причем усложнение происходит не сразу, не сиюминутно, а последовательно, в медленном темпе. В этом эволюционном движении элементарные и простые формы перерастают в более сложные. Каждая возрастная ступень имеет свое собственное выражение, и каждому периоду взросления человека соответствует своя форма творчества. В этом аспекте следует говорить об объективном и субъективном творчестве. Объективное творчество заключается в создании чего-либо принципиально нового продукта, имеющего общественно значимую ценность (произведения искусства, изделия народных промыслов и т.д.). А субъективное творчество заключается в том, как и какими способами, конкретный субъект овладевает новыми для него (но известными и уже ранее применяемыми) методами решения творческой задачи. Школьник в процессе своей деятельности, в частности учебной, проявляет творческую активность в поисках способа нового для него действия, в

овладении этим способом, в поисках метода или способа решения незнакомых задач, и в этом проявляется его субъективное творчество, если только его деятельность не носит чисто репродуктивный характер.

Творчество является важнейшим элементом культурной и созидательной деятельности человечества. Продуктивная деятельность человека в различных сферах требует четкого разделения творчества на социальное творчество и профессиональное творчество. Социальное творчество представляет собой высшую форму творческой деятельности, направленную на преобразование существующих форм социальных отношений и общественной жизни и создание качественно новых, иных форм. Его субъектами выступают народные массы, классы, социальные общности и группы, а также отдельные личности. Характер и формы социального творчества исторически обусловлены, поэтому созидательная энергия масс не всегда находит пути сознательной, свободной реализации, творческие устремления людей подавляются и подчиняются господствующей в обществе идеологии. На отдельных этапах истории социальная активность выражалась в классовой борьбе, результатом которой оказывалась революция. В связи с этим представляется важным создание условий для реализации и развития творческих способностей широких слоев населения.

Создание условий, в которых способности к созиданию могут быть реализованы всеми слоями населения, и перестают быть привилегией избранных - важнейшая необходимость продуктивной человеческой жизнедеятельности, ибо в ней заключена движущая сила творческого прогресса, и, именно, она является источником активности людей и каждой личности в отдельности. Творческая деятельность покрывает существующие потребности и интересы, определяет глубину и сложность решаемых задач. Благодаря ей возникают новые общественные интересы, цели и задачи, решение которых требуют нестандартного подхода, повышается активность людей. Исходя из этого, можно заключить, что достижение высокого уровня социальной активности обеспечивается творческой активностью людей, и, в этом смысле их можно отождествить. В тех случаях, когда проявления социальной активности приводят к появлению чего-либо нового, она приближается к уровню творческой активности, которая, в свою очередь, также направлена на создание чего-либо нового, прогрессивного и находит свое проявление в решении принципиально новых задач. Она приводит к развитию всех потенциальных способностей и талантов человека. В совокупности это позволяет заключить, что социальное творчество и есть высший, творческий уровень социальной активности, находящей свое отражение во всех сферах деятельности людей, включая и педагогическую деятельность. Настоящее время характеризуется все более возрастающими требованиями к будущим учителям и настоятельно требует повышения качества их практической и теоретической подготовки. Все те, кто выбрал для себя профессию педагога, возлагают на себя большую ответственность за обучение и воспитание подрастающего поколения, и, одновременно с этим, отвечают перед обществом за себя, за свою профессиональную подготовку, за свое право называться Педагогом, Учителем, Воспитателем. Поэтому вполне закономерно, чтобы будущие учителя на занятиях в лице своих преподавателей видели образцы подлинного педагогического мастерства и примеры заботливого отношения педагогов к студентам, вдумчиво относились к их успехам и неудачам при изучении программного материала. Подготовка будущих учителей общеобразовательных школ к творческой деятельности является одним из эффективных средств повышения качества знания, умения и навыков в их будущей педагогической практике. Профессия педагога, в отличие от других, имеет свои специфические требования. Сегодня педагогические вузы, набирая абитуриентов, проводят тестирование лишь на предметную успеваемость, и не выявляют задатки того или иного студента на предмет его профессиональной пригодности. И это ставит перед преподавателем вуза дополнительную задачу по ликвидации этого пробела в ходе самого обучения и воспитания студентов. При анонимном анкетировании студентов второго курса и в ходе доверительных бесед с ними было установлено, что 27% общего числа анкетируемых признали свой выбор ошибочным. 82% не планируют после окончания вуза работать по специальности. 12% второкурсников признали, что педагогическую специальность выбрали случайно. Находясь на втором году обучения, большинство из них имеют лишь самые поверхностные представления о специфике учительской профессии. Анализ анкет продемонстрировал, что студенты не могут ответить на такие элементарные вопросы, как: «Что такое творчество? Как Вы понимаете термин «педагогическое творчество»? По каким критериям Вы определяете творческую личность?».

Неудивительно, что при такой подготовке студентов невозможнорассчитывать на приход на работу в школыярких, творческих и неординарных личностей. С другой стороны, в ответах студентов второго курса отсутствуют положительные воспоминания об учителях-личностях, чей

педагогический дар мог бы служить для них образцом для подражания и которые смогли бы развить у них творческие задатки. Анализируя возможности готовности студентов-выпускников к творческому, исследовательскому решению различных педагогических задач, мы пришли к выводу, что учебные программы педагогических вузов не предполагают целенаправленную подготовку студентов к творческой деятельности, слабо развита и методика организации студентов к педагогическому творчеству. На практике в основу творческой деятельности будущих учителей заложена подготовка их к научно-теоретическим аспектам педагогики. Такой подход позволяет заложить фундамент репродуктивной деятельности будущих учителей для дальнейшего продуцирования. Учитывая, что вышеупомянутое анкетирование студентов-второкурсников выявило серьезные пробелы в усвоении понятий, связанных с творчеством, нами создана модель (см. Раздел 2), позволяющая, по нашему мнению, ликвидировать пробелы в знаниях. Помимо этого нами создана модель ориентации будущих учителей на гуманистическую модель образования в современной школе, позволившая выяснить, что 92% студентов-выпускников не могут однозначно ответить на вопрос: «Что такое гуманистическое образование?», а ответы на вопрос: «Что такое оптимальное педагогическое общение между учителем и обучаемым?», выявили, что 68% студентов второго курса затруднились правильно ответить на данный вопрос.

Нами создана модель для снятия блокирующих коммуникативных аффектов у студентов, ее цель - создание оптимального педагогического общения на уроке.

В ходе исследования выяснилось, что 87% студентов второго курса часто допускают лексические ошибки. 28% студентов третьего курса отрицательно относятся к позитивной критике со стороны учащихся школ. При прохождении практики 68% студентов третьего и четвертого курсов игнорируют необходимость морального поощрения учащихся за активное участие на уроке. Также нами было установлено, что студенты второго курса плохо представляют себе, как побуждать учащихся к активному взаимодействию с учителем на уроке. Для выявления творческих потенциалов у студентов нами для достижения этой цели предложен следующий тест:

1. Считаете ли Вы, что окружающий вас мир может быть улучшен? а) да; б) нет; в) да, но только кое в чем.
2. Думаете ли Вы, что сами сможете участвовать в значительных изменениях окружающего мира?

а) да, в большинстве случаев; б) нет; в) да, в некоторых случаях.

3. Считаете ли Вы, что некоторые из Ваших идей принесут значительный прогресс в той сфере деятельности, которую Вы выберите? а) да; б) откуда у меня могут быть такие идеи? в) может быть, и не значительный прогресс, но кое-какой успех возможен.
4. Считаете ли Вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что-то принципиально изменить? а) да, наверняка; б) очень маловероятно; в) может быть.
5. Когда Вы решаете что-то сделать, уверены ли в том, что дело получится? а) конечно; б) часто охватывают сомнения, смогу ли сделать; в) чаще уверен, чем не уверен.
6. Возникает ли у Вас желание заняться каким-то неизвестным для Вас делом, таким делом, в котором в данный момент Вы некомпетентны, его абсолютно не знаете? а) да, всякое неизвестное меня привлекает; б) нет; в) все зависит от самого дела и обстоятельств.
7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли Вы желание добиться в нем совершенства? а) да; б) что получится, то и хорошо; в) если это не очень трудно, то да.
8. Если дело, которое Вы не знаете, Вам нравится, хотите ли Вы знать о нем все? а) да; б) нет, надо учиться самому основному; в) нет, я только удовлетворю свое любопытство.
9. Когда Вы терпите неудачу, то: а) какое-то время упорствуете, даже вопреки здравому смыслу;

б) сразу махнете рукой на эту затею, как только поймете ее нереальность; в) продолжаете делать свое дело, пока здравый смысл не покажет непреодолимость препятствий.

10.Профессию надо выбирать, исходя из: а) своих возможностей и перспектив для себя; б) стабильности, значимости, нужности профессии, потребности в ней; в) престижа и преимуществ, которые она обеспечит.
11. Путешествуя, могли бы Вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли? а) да; б) нет; в) если место понравилось и запомнилось, то да.
12. Можете ли Вы вспомнить сразу же после беседы все, что на ней говорилось? а) да; б) нет; в) вспомню все, что мне интересно.
13.Когда Вы слышите слово на незнакомом языке, можете ли Вы повторить его по слогам без ошибок, даже не зная его значения? а) да; б) нет; в) повторю, но не совсем правильно.
14.В свободное время Вы предпочитаете: а) оставаться наедине, поразмыслить; б) находиться в компании; в) мне безразлично, буду ли я один или в компании.
15.Вы занимаетесь каким-то делом. Вы решаете прекратить его только когда: а) дело закончено и кажется Вам отлично выполненным; б) Вы более или менее довольны сделанным; в) дело кажется сделанным, хотя его еще можно делать лучше. Но зачем?
16.Когда Вы один, Вы: а) любите мечтать о каких-то вещах, может быть, и абстрактных; б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие; в) иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с Вашими делами.
17.Когда какая-то идея захватывает Вас, то Вы станете думать о ней: а) независимо от того, где и с кем Вы находитесь; б) только наедине; в) только там, где есть тишина.
18.Когда Вы отстаиваете какую-то идею, Вы: а) можете отказаться от нее, если аргументы оппонентов покажутся Вам убедительными; б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выдвигались; в) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.

Подсчет баллов: за ответ а) начисляется 3 балла, за ответ б) -2 балла, за ответ в) - 1 балл. Подведение итогов тестирования выявило, что лишь 1,3% студентов набрали 48 и более баллов, подтвердившие наличие у них серьезной подготовки, значительного творческого потенциала, предоставившего им богатый выбор творческих возможностей. Оставшиеся 98,7% студентов, набравшие менее 48 баллов, имеют определенные барьеры в творческом мышлении, из которых самый опасный барьер - это страх, особенно усиливающийся у студентов, ориентированных на обязательный успех. Предположение возможной неудачи сковывает их воображение, являющееся основой любой творческой деятельности. Они могут испытывать и другой вид страха - страх общественного осуждения или, по-другому, социальный страх. Такие студенты должны быть подготовлены к тому, что появление любой новой идеи неизбежно проходит через этапы неожиданности, удивления, непризнания или осуждения окружающими. Необходимо в ходе обучения искоренять из их сознания боязнь осуждения за новое, необычное. Подобное поведение, взгляды, чувства сковывают творческую активность, уничтожают творческую личность.Они должны научиться спокойно, без внутреннего содрогания воспринимать возможную негативную реакцию со стороны и продолжать намеченное дело. Освоив такое отношение к любому новому делу или новой идее, будущие учителя смогут перенести свой личный опыт творческой деятельности в школу

Учитывая, что педагогические умения студентов-выпускников развиты в недостаточной степени, многие из них повторяют, копируют ошибки своих вузовских наставников и учат учащихся всему тому, чему их научили во время учебы в вузе, а, именно, работают в отрыве от научно-педагогических требований к современному учителю по формированию готовности к творческой деятельности.

Это привело нас к созданию системно-функциональной модели деятельности педагога вуза по формированию готовности к творческой деятельности у студентов, в которой мы определили четыре группы педагогических приемов обучения, оказывающих важное влияние на педагогическое творчество учителя (см. Раздел 2).

Для определения уровней деятельности педагога вуза по формированию готовности к творческой деятельности у студентов, нами изучены и проанализированы занятия (лекции, семинарско-практические занятия), более чем 30 преподавателей Худжандского государственного университета им. академика Б.Гафурова.

В исследовательских целях мы выяснили и определили в % соотношении эти уровни, за основу взяли критерии из системно-функциональной модели деятельности педагога по формированию готовности к творческой деятельности у студентов. Анализ полученных результатов позволил нам сделать вывод о том, что подготовка будущих учителей в педагогическом вузе осуществляется на удовлетворительном, среднем уровне и позволяет развивать у студентов конструктивные, организационные, коммуникативно-стимулирующие, информационно-обучающие умения, иными словами, умения, которые имеют значение для организации совместной творческой деятельности студентов в процессе их профессиональной подготовки. В результате обработки полученных данных по конструктивным функциям раскрытия практической, научной, социальной, мировоззренческой значимости содержания знаний по предмету, обсуждения и разъяснения целей предстоящей совместной учебной деятельности высокий уровень получили лишь 1,2 %. При таком низком показателе естественным становится вопрос о необходимости внесения изменений в процесс обучения. Преподавателю вуза при подготовке студентов к творческой деятельности, по нашему мнению, необходимо больше внимания обращать на следующие моменты:

1) при взаимодействии со студентами акцент ставить на специфические особенности изучаемого предмета, выделяя его творческую составляющую;
2) ориентировать студентов на мотивированное, осознанное и глубокое изучение педагогических дисциплин;
3) осознавать значимость теоретической и практической направленности обучения при формировании готовности к творческой деятельности у студентов.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Батышев, С.Я. Основы педагогической деятельности наставника /С.Я. Батышев, д. чл. АПН СССР - М.: Знание, 1977.-63 с.
2.Волков, И.П. Приобщение школьников к творчеству: Из опыта работы/И.П.Волков. - М.: Просвещение, 1982.-144 с.
3.Дадобоева, М.А.Педагогическое условия подготовки будущих учителей к творческой деятельности в школе / М.А.Дадобоева.- Душанбе.- 2010.-165с.
4.Педагогическая энциклопедия: В 4 т.- М.: Сов. Энциклопедия, 1968. Т.- 4.-215с.
5.Современный философский словарь/Под ред.В.Е.Кемерова.-М.:Одиссей, 1996.-529с.
6.Galton, F. Hereditary genius.An inquire into its laws and consequences. 2- ded.- L., N.Y.: Macmillan, 1892.
7.Mooney, R.L. A conceptual model for integrating for approaches to the identification of creative talent/ R.L.Mooney//Scientific creativity: its recognition and development/ Taylor C.W., Barron F. (Eds.) - N.Y.: Wiley, 1963.-P.331-340.
8.Terman, L.M. The discovery of Encouragement of Exceptional Talent/ L.M. Terman // The Amer. Psychologist.1954. V.9.221-230.
9.Torrance, E.P. The Nature of Creativity as Manifest in its Testing / E.P. Torrance// The Nature of Creativity/ Sternberg R.J. (Ed.).- Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1988.P.32-75.

REFERENCES:

1.Batyshev,S.Ya. The Grounds of Pedagogical Activity of a Tutor /S.Ya. Batyshev, real member of the USSR Academy of Pedagogical Sciences (APS). - M.: Knowledge, 1977. - 63 p.
2.Volkov, I.P. Introduction of Schoolchildren into Creativity: from the Work experience. - M.: Enlightenment, 1982. - 144 p.
3.Dadoboeva,M.A.Pedagogical Conditions Targeted at Preparation of Future Teachers for Creative Activity at School/Dadoboeva M.A.-Dushanbe, 2010.-165 p.
4.Pedagogical Encyclopedia. In 4 volumes. - M.: Soviet Encyclopedia, 1968. - V.4. - 215 p.
5.Modern Philosophical Dictionary / Under the editorship of V.Ye. Kemerov. - M.: Odyssey, 1996. - 529 p.
6.Galton,F. Hereditary Genius. An Inquire into its Laws and Consequences. The 2-nd edition.- L., N.Y.: Macmillan, 1892.
7.Mooney, R.L. A Conceptual Model for Integrating for Approaches to the Identification of Creative Talent/R.L.Mooney//Scientific Creativity: its Recognition and Development/ Taylor C.W., Barron F. (Eds.) - N.Y.: Wiley, 1963. -Р. 331 - 340.
8.Terman, L.M. The Discovery of Encouragement of Exceptional Talent/L.M.Terman//The Amer. Psychologist. 1954. - V.9. - Р. 221 - 230.
9.Torrance, E.P. The Nature of Creativity as Manifest in its Testing/E.P.Torrance//The Nature of Creativity/ Sternberg R.J. (Ed.). - Cambridge: Cambridge University Press, 1988. - Р. 32-75.

Асощои назариявии ташаккули омодагии муаллимони оянда ба фаъолияти эцодй дар мактаб

Вожа^ои калидй: эцодиёт, шахсияти эцодкор, муаллими эцодкор, раванди иэцодй, муаллими

оянда, таулили психологи, касби омузгор Тайёрии ояндаи муаллимони муассисауои таълимй ба фаъолияти эцодй яке аз воситауои самараноки баланд бардоштани сифати дониш, мауорат ва малака дар тацрибаи педагогии ояндаи онуо ба уисоб меравад.

Дарацаи дониши донишцуён-хатмкунандагон ва тайёрии онуо ба уалли масъалауои гуногуни педагоги, тадцицотй, эцодии ощоро таулил намуда, муаллифон ба чунин хулоса расидаанд , ки барномауои таълимии муассисауои олии педагоги барои омодагии донишцуён-муаллимони оянда ба фаъолияти эцодии мацсаднок дар назар дошта нашудааст, методикаи ташкили омодагии донишцуён ба эцодиёти педагоги суст инкишоф ёфтааст.

Дар мацола муаллиф диццати худро ба муаммои додашуда бо пешниуоди илмии асоснок кардашуда оид ба уалли он равона намудааст.

Теоретические основы формирования готовности учителей к творческой деятельности в школе

В статье рассматривается вопрос подготовки будущих учителей общеобразовательных школ к творческой деятельности, которая является одним из эффективных средств повышения качества знания, умения и навыков в их будущей педагогической практике.

Анализируя уровни знаний студентов-выпускников и готовность их к творческому, исследовательскому решению различных педагогических задач, авторы пришли к выводу, что учебные программы педагогических вузов не предполагают целенаправленной подготовки студентов - будущих учителей к творческой деятельности, слабо развита и методика организации подготовки студентов к педагогическому творчеству.

В настоящей статье автор предлагает вниманию свой взгляд на данную проблему с научно обоснованными рекомендациями по ее разрешению.

Theoretical Grounds Targeted at Formation of Future Teachersл Readiness for Creative Activity at School

Preparation of future of comprehensive schools teachers for creative activity is considered to be one of the effective means concerned with elevation of quality in reference to knowledge, habits and abilities in their future pedagogical practice.

Having analyzed the levels of graduate students knowledge and their readiness for creative explorative solution of different pedagogical tasks the author of the article came to the conclusion that the curricula for pedagogical universities dont presuppose targeted training of students bound to be future teachers for creative activity and the methods aimed at an organization of students& preparation for pedagogical creativity are poorly developed, in general.

In her article the author pays attention to the relevant problem and proposes scientifically based recommendations on its solution.

Маълумот дар бораи муаллиф:

Азизов Абдулатиф Абду^алимович, доктори илмуои педагоги,, профессори кафедраи технология ва методикаи таълими они Донишгоуи давлатии Хуцанд ба номи академик Б. Гафуров (Чумуурии Тоцикистон, ш.Хуцанд), E-mail: azizovsher@bk.ru

Дадобоева Мавлуда Абдуца^оровна, номзади илмуои педагоги, досенти кафедраи технология ва усули таълими он, факултети санъати тасвири ва технологияи Донишгоуи давлатии Хуцанд ба номи академик Б.Гафуров (Цумуурии Тоцикистоно, ш.Хуцанд), E-mail: uchzaphgu@mail.ru

Сведения об авторе:

Азизов Абдулатиф Абдухалимович, доктор педагогических наук, профессор кафедры технологии и методики ее преподавания Худжандского государственного университета имени академика Б.Гафурова (Республика Таджикистан, г.Худжанд), E-mail: azizovsher@bk.ru Дадобоева Мавлуда Абдукахоровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии и методики её преподавания факультета изобразительного искусства и технологии Худжандского государственного университета имени академика Б.Гафурова (Республика Таджикистан, г. Худжанд), E-mail: uchzaphgu@mail.ru

Information about the author:

Azizov Abdulatif Abduhalimovich, Doktor of Pedagogy, professor of the Department of technology and methods of teaching under Khujand State University named after academician B.Gafurov (Tajikistan Republic, Khujand), E-mail: azizovsher@bk.ru

Dadoboeva Mavluda Abdukahorovna, candidate of pedagogical sciences, Associate Professor of the department of technology and the methods of its teaching of the faculty of fine art and technology under Khujand State University named after academician B. Gafurov (Tajikistan, Khujand)

ТВОРЧЕСТВО ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ ТВОРЧЕСКИЙ УЧИТЕЛЬ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОФЕССИЯ ПЕДАГОГА creativity creative individual creative teacher