Научтруд
Войти

По тропам истории и перепутьям современности

Научный труд разместил:
Sapabsen
30 мая 2020
Автор: указан в статье

Сергей СУЛЯК

ПО ТРОПАМ ИСТОРИИ И ПЕРЕПУТЬЯМ СОВРЕМЕННОСТИ

21 июня 2009 года исполнилось 60 лет заместителю главного редактора журнала «Русин» Петру Михайловичу Шор-никову. Известен он стал в бурные 90-е годы как депутат парламента, защитник национального равноправия. В прессе и Интернет-публикациях отмечено, что он - историк, политический деятель, публицист. Друзья и коллеги характеризуют его как глубокого исследователя, добросовестного работника, неутомимого организатора, талантливого журналиста, чуткого педагога, любящего мужа, отца и деда, верного друга, остроумного собеседника. Политические оппоненты знают его как жесткого и бескомпромиссного полемиста, лидера нелюбимого ими «Интерфронта». По праву соратника приведу основные факты его биографии.

Родился Петр Шорников в селе Пересечина Оргеевского района Молдавии в семье учителей. Отца, хорошего организатора, перебрасывали по службе в села, где требовалось отладить процесс школьного обучения, и семья несколько раз переезжала из одного села в другое. Петру довелось жить среди молдаван, болгар, гагаузов, в многонациональной русскоязычной среде. В школе учился сначала на молдавском, потом на русском языке. Закончив исторический факультет Кишиневского государственного университета, получил направление в аспирантуру, но от распределения на работу уклоняться не стал. Преподавал в средней школе гагаузского села Конгаз. Редактировал газету «Кишиневский университет», выступал в республиканской печати. Для того, чтобы быть счастливым, говорит юбиляр, нельзя кривить

душой в двух случаях - при выборе профессии и выборе супруги. В обоих случаях сам он не ошибся. В 1977 г. он женился и был по конкурсу принят на работу в Институт истории АН МССР. Здесь, в наиболее продуктивный период существования этого научного учреждения, Шорников сформировался как ученый. Преодолев административные препоны, сам сформулировал тему диссертации. Работал с удовольствием. Защитил диссертацию, в 1986 г. вышла в свет его монография «Промышленность и рабочий класс Молдавской ССР в годы Великой Отечественной войны». За ней последовали другие публикации по истории Молдавии этого периода. Родились и росли трое детей. Но времена мирной «перестройки» подходили к концу. В конце 80-х в стране разразился системный кризис.

Как историк и журналист П.М. Шорников обладал должным политическим кругозором, и по вопросу о том, на чью сторону стать в разгоревшейся в стране политической борьбе, не колебался. Но «демократия по-кишиневски» допускала не только законодательное закрепление национальной дискриминации по языковому принципу, но и избиение неугодных парламентариев и журналистов, поджоги дверей их квартир, шельмование на митингах, в печати, в электронных СМИ, увольнение с работы их родных и близких. Поэтому защищать национальное равноправие брались только люди, способные работать при отсутствии гарантий личной безопасности. П.М. Шорников выступил одним из организаторов Интердвижения «Унитате-Единство», призванного отстоять в Молдавии официальный статус русского языка, то есть за право граждан на нем учиться, пользоваться при обращении в государственные учреждения, получать информацию. Он разработал основные программные документы Движения, принятые на Учредительном съезде в июле 1989 г. В 1990 г. он был избран депутатом парламента и председателем Республиканского Совета «Единства». Входил в руководство депутатской группы «Союз», а в 1995-1996 гг. - в состав Совета соотечественников при российской Государственной Думе. Редактировал газету «Единство». Однако ни известность в обществе, ни депутатский иммунитет не оградили его от гонений. По телефону и лично, в том числе в кулуарах парламента, ему грозили смертью, его дважды избили в присутствии полиции, вынудили уйти из Института истории, а супругу Галину Григорьевну, преподавателя кафедры программирования, уволили из университета.

Тем не менее, П.М. Шорников продолжил свою правозащитную работу. В августе 1989 г., когда в штаб «Единства» поступил негласно подготовленный аппаратом Верховного Совета законопроект о языковом режиме, предусматривавший исключение русского языка из официальной сферы, он опубликовал этот документ и высказался за про-

ведение Республиканской политической забастовки в защиту официального статуса русского языка в Молдавии. В марте 1991 г. «Единство» организовало в Кишиневе и других городах Молдавии проведение референдума СССР. В парламенте П.М. Шорников добивался предоставления республиканского гражданства всем жителям Молдавии, независимо от места рождения, требовал сохранения системы образования с преподаванием на русском языке, создания Департамента национальных отношений, упразднения лингвистической полиции -Департамента языков, отмены аттестации на знание государственного языка. В 1990 г. избранные в парламент деятели «Единства» помогли предотвратить кровопролитие на юге Молдавии, а в 1992 г. способствовали прекращению боевых действий на Днестре.

После выборов 1994 г. П.М. Шорников был избран сопредседателем фракции «Социалистическое единство» и членом Постоянного бюро парламента. Стремясь предотвратить новую волну этнической чистки в государственных учреждениях, Шорников организовал сбор документальных материалов о массовых увольнениях служащих и рабочих, проведенной в Молдавии под языковым предлогом в 1990-1993 гг. Эти сведения, а также данные о свертывании преподавания на русском языке, он предал гласности в серии газетных и научных статей, а в 1997 г. - в книге «Покушение на статус». Очередной раунд национальных гонений удалось сорвать. Шорников участвовал в разработке проекта Конституции Республики Молдова, законопроектов «О гражданстве», «Концепции политики образования в Республике Молдова», «Об образовании», «О правах национальных меньшинств», «Концепции государственной национальной политики Республики Молдова» и других. Добивался присоединения Молдовы к рамочным международным актам о правах человека, национальных, лингвистических и региональных меньшинств. Результаты этой работы и поныне во многом определяют в Молдове отношения между национальными сообществами и государством. Однако нас интересует прежде всего научная деятельность историка.

В 1990 г. в учебных заведениях Молдавии преподавание молдавской истории было заменено курсом «История румын». Это был очередной - после перевода молдавской письменности на латинскую графику и законодательного признания идентичности литературного молдавского и румынского языков - удар по молдавской национальной идентичности. Преподавание этого курса было нацелено на подрыв идеологических основ существующей молдавской государственности. Кроме того, курс «История румын» был построен в обход проблематики, связанной с давним проживанием в Карпато-Днестровских землях, а затем в Молдавском княжестве склавенов, антов, тиверцев,

уличей, русинов. По существу, это была попытка закрепить в общественном сознании пропагандистские клише о русских как «мигрантах» и «оккупантах», чьи интересы не заслуживают уважения. Существовала также угроза ликвидации образования на русском языке. П.М. Шорников организовал разработку концепции университета, независимого от Министерства образования Молдовы. Такой университет был учрежден в Тирасполе в конце 1990 г. П.М. Шорников стал его проректором по науке и организовал научно-исследовательскую лабораторию, в которой вскоре сложилась Приднестровская историческая школа. Но «кишиневские окопы» лидер «Единства» не покинул. В 1993 г. он вместе с группой ученых, руководимых профессором С.С. Будниковым, начал подготовку к созданию Славянского университета в столице Молдовы.

Изначально входил П.М. Шорников в круг историков (В.Я. Гросул, А.М. Лазарев, И.А. Анцупов, В.Н. Стати, В.И. Царанов, Н.В. Баби-лунга и некоторые другие), решивших бороться против фальсификации истории Молдавии. Лидер «Единства» оказал содействие изданию концептуальных работ В.Я. Гросула, профессора-филолога И.Д. Чобану, академика А.М Лазарева, а также двухтомника И.Э. Левита, посвященного событиям 1917-1918 гг. Сам Шорников выпустил книгу «Цена войны», в которой показал, что политика геноцида, проводимая режимом Иона Антонеску в Молдавии в 1941-1944 гг., была направлена не только против евреев и цыган, но и против других национальных сообществ, начиная с молдаван. Именно на их долю пришлась в годы Великой Отечественной войны большая часть демографических потерь Молдавии. В 1994 г. П.М. Шорников инициировал написание коллективного труда «История Республики Молдова с древнейших времен до наших дней». Перу Петра Михайловича принадлежат три из 17 глав книги, в том числе две последние, посвященные современности. В 1997 г. первый после провозглашения независимости РМ синтез молдавской истории был издан на молдавском и русском языках под редакцией члена-корреспондента Академии наук Молдовы В.И. Царанова. Книга стала в Молдове запретным, но популярным у учителей и преподавателей учебником национальной истории.

В отсутствие научных доводов оппоненты П.М. Шорникова использовали иные аргументы. В 1998 г., по завершении второго депутатского мандата, ему было отказано в восстановлении на работе в академическом Институте истории. Но спрос на специалистов имелся, и он стал проректором частного учебного заведения дистанционного обучения - молдавского отделения Современного гуманитарного университета с аккредитацией в Москве и Оксфорде. Возобновил работу и в

Приднестровском университете. В 2001 г. возвратился на государственную службу - возглавил Управление информации и мониторинга в Департаменте межэтнических отношений. Результаты мониторинга подтверждали лояльное отношение большинства населения к идее придания русскому языку официального статуса, и соответствующая информация направлялась парламенту и правительству. В 2002 г. П.М. Шорников разработал проект «Концепции государственной национальной политики Республики Молдова». В октябре 2003 г. проект, доработанный при участии начальника Департамента Т.П. Млечко и депутатов М.И. Сидорова, В.Н. Стати и И.Ф. Грека, был принят парламентом. Прорумынские национал-радикалы ответили на это кампанией нападок в прессе, а их сторонники в правительстве добились упразднения Управления информации и мониторинга; П.М. Шорников был вынужден из Департамента уйти.

Он преподавал в Приднестровском университете. Как историка его особенно интересовала проблематика молдавской этнокультурной идентичности, история государственной идеи молдаван. Нельзя было признать корректным, что даже молдавские историки-традиционалисты, враждебные румынистам, трактовали историю Молдавии скорее как историю только молдаван. Наличие в княжестве значительного по численности русинского населения, а у русского языка - официального статуса должно было влиять на этнокультурные процессы среди молдаван, подлежало новому осмыслению. Его труд «Молдавская самобытность», изданный в 2007 г. в Тирасполе, стал весомым вкладом в реабилитацию молдавской истории и пополнил аргументацию истори-ков-молдавистов. История Молдавии, показано в книге, не может быть полной и достоверной без учета того обстоятельства, что значительную часть ее населения всегда составляли русские люди. Попутно П.М. Шорников подверг критическому разбору более 40 монографий, учебников и обобщающих работ, написанных с позиций румынизма. Публикация рецензий, в которых вскрывались противоречия, подтасовки и умолчания, допущенные авторами, затрудняла распространение в Молдавии мифологии румынизма. Итог осуществленному им демонтажу исторической концепции румынизма был подведен в 2009 г. в книге «Поля падения: историография молдавской этнополити-ки».

Уже в 90-е годы П.М. Шорников обсуждал с коллегами вопрос о разработке истории русского населения Молдавии. Документацию «Единства» и материалы своего домашнего архива, в которых отразилась общественная борьба за сохранение системы образования, функционирующей на русском языке, он передал в академический Институт национальных меньшинств. Заведующую сектором истории и куль-

туры русского населения Молдовы Т.П. Млечко он убедил подготовить монографию, посвященную этой теме. Исследовательница взялась за работу, и в 1999 г. книга «Быть или не быть? Русский язык в системе образования Республики Молдова», раскрывающая яркую страницу истории русского населения Молдавии и межэтнических отношений в республике, увидела свет. Изыскав тонну бумаги, Шорников оказал содействие также ее изданию. В 2001 г. он инициировал написание коллективной монографии «И... разошлись славяне по земле», в которой был раскрыт преимущественно славянский состав населения Карпато-Днестровского региона в домолдавский период, начиная с VI в. В 2002 г. книга, отредактированная Петром Михайловичем, была издана на спонсорские средства. Но специальные публикации о судьбах русинского населения Молдавского княжества в научном обороте отсутствовали, и попытка устранить другое «белое пятно» истории Молдавии, организовав написание коллективного труда, не удалась.

Изучение этой темы пошло другим путем. Шорников часто публиковался на страницах редактируемой мной газеты «Кишиневский обозреватель», я участвовал в избирательных кампаниях, а на парламентских выборах 1998 г. баллотировался по списку Блока Социалистической партии и Движения «Единство», и мы были хорошо знакомы. Узнав о предпринятых мной поисках архивных документов о моих пред-ках-русинах, прибывших в Бессарабию из Австрийской Буковины в середине XIX в., он убедил меня не ограничиваться жизнеописанием моих дедов и прадедов, а создать нечто большее - историю всех русинов Молдавии. Работа оказалась увлекательной, собранные мной факты и их трактовку мы обсуждали с Петром Михайловичем, часто спорили. Его критика и советы помогли написать книгу быстро и на должном научном уровне. П.М. Шорников выступил ее научным редактором. В 2004 г. монография «Осколки Святой Руси. Очерки этнической истории руснаков Молдавии» увидела свет.

По предложению Шорникова, монографии, посвященные истории русских (великороссов) Бессарабии в XIX в. и в период румынской оккупации 1918-1940 гг., написали его бывшие коллеги по Институту истории А.Ю. Скворцова и Н.В. Абакумова. Пропагандистский тезис о русских гражданах Молдовы как «мигрантах» был доказательно опровергнут. В те же годы П.М. Шорников участвовал в написании коллективных трудов «Вехи молдавской государственности», «Феномен Приднестровья», «История Приднестровской Молдавской Республики», «История и культура гагаузов» и других, популяризировал труды, посвященные истории молдаван, гагаузов, болгар.

Участие в политической борьбе позволило П.М. Шорникову отточить навыки организатора. На рубеже 90-х годов он участвовал в фор-

мировании этнокультурных организаций - Фонда славянской письменности и славянских культур и Русского культурного центра. В 1993 г. он возглавлял Русскую общину российских соотечественников. Хотя национал-радикалы из Министерства юстиции отказали в регистрации общине, возглавляемой «шефом Интерфронта», РОРС успешно действовала до 1996 г. С 1998 г. Петр Михайлович входит в руководство РКЦ и участвует в выпуске его органа - журнала «Русский альбом».

Выход в свет «Осколков Святой Руси» и публикация нами ряда научных и газетных статей о русинах Молдавии показала, что память о своем русинском происхождении, пусть на семейном уровне, хранят десятки тысяч граждан Молдовы - украинцев, русских, молдаван. Презентация книги 9 июня 2004 г., стала первым форумом русинов Молдавии. Идея учредить этнокультурную организацию русинов носилась в воздухе. Регистрация Республиканской общественной организации «Русь» препятствий не встретила. Несколько месяцев спустя мы приступили к выпуску международного исторического журнала «Русин». Петр Михайлович вошел в состав редколлегии журнала, став заместителем главного редактора.

Свое 60-летие Петр Шорников встретил общественным деятелем, успешным исследователем и публицистом, доцентом университета. Как показывает опыт знаменитых историков, именно сейчас вступает он в наиболее продуктивный для ученого возраст, поэтому итоги его деятельности подводить рано. Пожелаем нашему товарищу здоровья, бодрости и новых успехов в его трудах.

Сайт «Русины Молдавии» http://www.rusyn.md

На сайте размещены книга «Осколки Святой Руси. Очерки этнической истории руснаков Молдавии» (pdf), все номера журнала «Русин», а также монографии и статьи по истории и культуре русинов Молдавии.

Научтруд |