Научтруд
Войти

Проблема социальной идентичности будущих педагогов в поликультурной среде вуза

Научный труд разместил:
Kesetkak
20 сентября 2020
Автор: Кубашичева Любовь Нануовна

УДК 378: 316.34 ББК 74.480 К 88

JI.H. Кубашичева

Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и педагогических технологий факультета педагогики и психологии Адыгейского государственного университета; E-mail: kafpedl38@mail.ru

ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОИ СРЕДЕ ВУЗА

( Рецензирована )

Аннотация. В статье раскрывается актуальная проблема подготовки будущих специалистов: развитие социальной идентичности будущего педагога в условиях поликультурной среды вуза. Автор устанавливает сущностную связь между уровнем развития этнической идентичности и социальной идентичности личности будущих педагогов. В статье аргументируется идея национальной специфики социальной идентичности, которая проявляется в мотивации, карьерных ориентациях, характере личности, а также в оценках карьерных перспектив, ценностно-прагматического соответствия человека будущей профессии.

L.N. Kubashicheva

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Pedagogy and Pedagogical Technologies at Faculty of Pedagogy and Psychology, the Adyghe State University; E-mail: kafpedl38@mail.ru

DEVELOPMENT OF SOCIAL IDENTITY OF FUTURE TEACHERS IN THE MULTICULTURAL ENVIRONMENT OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Abstract. The paper reveals the actual problem of training future specialists -the development of the social identity of the future teacher in the conditions of the multicultural environment of the university. The author establishes an essential link between the level of development of ethnic identity and the social identity of future educators. The publication argues the idea of the national specificity of social identity, which manifests itself in motivation, career orientations, the character of the individual, as well as in evaluating career prospects, the value-pragmatic correspondence of the person of the future profession.

В связи с систематизацией и обновлением общегосударственных требований к подготовке специалиста существенно возрастает роль и значение результатов высшего профессионального

образования. Обновление образования непосредственно сказывается на качестве подготовки выпускников: не только на их адаптации к изменениям окружающей среды, на их конкурентоспособность

на рынке труда, но и на творении реальности.

Современное высшее образование определяет в качестве основного ориентира развитие у студентов способности и готовности самостоятельно преобразовывать собственное бытие, что предполагает не только развитие обучающихся посредством повышения их образовательного уровня, но и решает проблемы полноценного бытия и жизнетворчества будущих специалистов. Такая задача совершенствования профессионального образования максимально обостряет вопрос о становлении субъекта собственной деятельности в образовательной среде вуза (С.К. Бондырева, A.A. Вербицкий, В.Я. Ляудис, JI.M. Митина, В.И. Панов, В.В. Рубцов, Д.И. Фельдштейн, В.В. Ясвин и др.).

Высшая школа сейчас стоит перед непростым выбором - найти оптимальные пути своего дальнейшего развития и совершенствования, что отражает глубокую заинтересованность государства в обеспечении и дальнейшем росте духовного потенциала общества. В настоящее время баланс практической целесообразности и нравственной оправданности поведения личности легко разрушается как на уровне индивидуальных приоритетов, так и на уровне социальной нормативности. Это актуализирует проблему изучения соответствия человека профессии в предельном варианте, как насущную в этическом, культурологическом, аксиологическом и психолого-педагогическом смысле. Процесс обострения внимания к проблемам формирования и поддержания межэтнической толерантности в поликультурной среде не простой вопрос. Задача формирования у молодежи правильных ориентиров в такой значимой сфере, как межэтническое общение в поликультурной образовательной и профессиональной среде, стоит с особой остротой. Важным принципом оптимального самоопределения

личности в такой среде является её соответствие профессии, которое существует не только в когнитивной системе индивидуума, но и представляет собой ценностно-прагматическое соответствие, в результате чрезвычайно остро встаёт проблема организации образования в поликультурной среде.

Следовательно, налицо несоответствие потребности социума в специалистах с высоким уровнем социальной идентичности и недостаточной теоретической и практической разработанности способов выявления и становления социальной идентичности будущих педагогов. Социальная идентичность личности сегодня не имеет четко прописанного теоретического конструкта, нет готовых ответов о его структуре, динамике и механизмах. Поиск путей разрешения этих противоречий состоит в необходимости научно-обоснованного построения процесса становления социальной идентичности как ценностно-прагматического соответствия человека и профессии в период вузовской подготовки.

Национальная специфика социальной идентичности проявляется в мотивации, карьерных ори-ентациях, характере личности, удовлетворенности профессиональной деятельностью, оценках своих карьерных перспектив, особенностях эмоционального уровня социальной идентичности, ценностно-прагматическом соответствии

человека и профессии.

Процесс развития социальной идентичности специалистов в образовательной среде вуза состоит в следующем:

- логике поэтапного процесса развития социальной идентичности, которая определяется внутренней динамикой развития личностной и этнической идентичности и внешними условиями организации профессионального образования, соответствующей уровням его сформированное™ относительно

степени осознания соответствия в системе человек - профессия;

- психолого-педагогических условиях развития социальной идентичности будущего специалиста, в которой выделены общие задачи, этапы (мотивационно-побудительный, профессионально-деятельностный и продуктивно-рефлексивный) и содержание деятельности в поликультурной образовательной среде;

- формах, методах, технологиях и особенностях развития социальной идентичности в поликультурной образовательной среде. Эмпирическим путем установлено, что социально-психологический тренинг является более эффективным методом развития социальной, личностной и этнической идентичности в поликультурной образовательной среде по сравнению с традиционным для вузов лекционным методом. Интеграция методов, способов и форм включения студентов разной этнической принадлежности в процесс развития социальной идентичности обеспечивается исторической и национальной ориентацией профессиональной подготовки, созданием профессионально-ориентированных ситуаций разного типа, специально организованной работой по развитию межличностных отношений в студенческих группах.

Процесс развития социальной идентичности в образовательном пространстве вуза определяется нами как функциональная, коммуникативная и личностная адаптивно-преобразовательная активность будущего специалиста в пространстве профессиональных действий, структурирующихся функциональными обязанностями и правами, обусловленная ценностно-прагматическим соответствием человека и профессии, позволяющая человеку чувствовать себя созидателем и занимать определенное место в профессиональном сообществе.

Социальная идентификация - результат активного процесса,

отражающий представления субъекта о себе, об образе «Я - собственном», а не навязанном пути профессионального развития во взаимной связности и взаимообусловленности составляющих его структурных и динамических составляющих.

Следует сказать, что ядром национального характера является этническая самоидентификация, формирование которой зависит от выраженности и интенсивности воздействия на личность реальных компонентов этнического самосознания. А в широком понимании - это не только этническая идентичность и социально-профессиональная структура самоидентификации, определяющаяся утверждениями относительно смысла бытия и определяющая духовный уровень личности, но и уровень развития компетенций будущих педагогов. Идея становления социальной идентичности будущих специалистов в период получения ими высшего профессионального образования базируется на понимании профессиональной деятельности и профессионального служения, системы психолого-педагогических принципов, определяющих содержание подготовки будущего специалиста, описании поэтапного процесса становления и развития социальной идентичности, а также исходном признании поликультурной образовательной среды как обязательного условия формирования «Я» выпускника.

Особенностями образовательного процесса по формированию социальной идентичности будущих педагогов являются творческий, исследовательский и аналитико-проектировочный характер деятельности, направленный на становление личностной и этнической идентичности во всем богатстве значений и смыслов поведенческой активности в поликультурной среде. Основной формой и особенностью формирования социальной идентичности студентов является проектирование и организация

ситуаций продуктивной совместной творческой деятельности во время занятий, что позволяет в учебный план по подготовке будущих учителей и дошкольных работников вводить на всех этапах вузовской подготовки многообразие форм взаимодействий всех участников образовательного процесса.

Развитие социальной идентичности будущих педагогов происходит следующим образом:

1. Актуализация и формирование индивидуально-личностных смыслов жизнедеятельности, их соотнесение с планами организации наличного бытия, построение иерархической системы уровней поведенческой самоорганизации, включающей мотивационно-смысловое отношение ко всем аспектам профессионализации; предметно-практическую ориентацию в профессии.
2. Функционирование рефлексивного плана сознания, развитие образа «Я» по отношению к реальному времени и способности прогнозировать будущее в соответствии с осознанной мотивацией своих действий.
3. Поэтапное формирование социальной идентичности (этапы: мобилизационно-побудительный, профессионально-деятельностный, рефлексивно-продуктивный). Поликультурная образовательная среда вуза содействует процессу становления социальной идентичности и выступает одним из важных средств формирования личностной и этнической идентичности. Основу для формирования составляет начальный этап, связанный с конкретной инициацией проектного построения профессиональной жизнедеятельности, созданием образов профессиональных проекций, изменением отношения личности к своему «Я», трансформацию ее смысловых позиций к будущей профессиональной деятельности.

Находясь в культурнотворче-ском пространстве, индивид учится

самоопределению, выработке жизненной позиции, открытости новых знаний, толерантности. Именно культура, по мнению М.К. Мамар-дашвили, помогает «поставить себя под вопрос», «разобраться, что же именно тебя больше волнует, чему ты рад, на что гневаешься».

Для народной педагогики адыгов важно формирование качества человечности, в смысловом отношении это задача вытеснения, замещения, преобразования, изменения или коррекции разрушительного, агрессивного в человеке, в системе его бытия и заполнения ценностным смыслом. Отдаляясь от соблюдения традиций, обычаев, приближаемся ли мы к общим в ценностном отношении смыслам человеческой жизни, к миру в целом. Отнюдь нет, этнос, сохраняя национальные черты, сохраняя основы собственной культуры, оберегая ценностные ориентиры, пусть не очень заметный, мизерный, но делает свой вклад в мировую культуру.

Об этом образно писал философ-писатель Д. Андреев: «Жажда знаний будет менять свою направленность. Будут разработаны системы воспитания и раскрытия в человеческом существе потенциально заложенных в нём органов духовного зрения, духовного слуха, глубинной памяти...» [1: 50].

Важная составляющая народной педагогики - традиции, по форме проявления они глубоко национальны, но в ходе исторического развития приобретают общечеловеческую ценность. Традициям и обычаям присущи две взаимосвязанные социальные функции: быть средством стабилизации утверждающихся в данном обществе отношений и осуществлять воспроизводство этих отношений в жизни новых поколений путем передачи ценностей воспитания. В традиции наследуется духовность, укрепляется ментальность этноса, отражается национальное самосознание.

Воспитательная система адыгов предполагает приобщение растущего человека к выработанным этносом ценностям и национальным традициям, прикосновение к устойчивым во времени эталонным образцам деятельности и отношений, сложившимся внутри этноса, что не составляет противовес государственной структуре, а являет собой процесс сохранения и воспроизведения существующей в веках собственной педагогической культуры.

Культура, процесс освоения и создания её артефактов есть высшая ценность, побуждающая человека к изменению ценностных ориентаций на уровнях глобальном и локальном в своей реальной жизни. Неоспорим тот факт, что аксиологический компонент культуры определяет особенности духовной жизни общества и культурно-нравственное становление личности. Человек осмысливает, переживает, обретает ценности - смыслы, именно они становятся его достоянием, высшим смыслом жизни, определяя общение, поведение, жизненные позиции, заключающиеся в формировании и трансляции ценностной матрицы культуры, хранении их культурных и этнических особенностей.

Процесс освоения культуры личностью являет собой процесс локализации общественных механизмов, осуществления практической деятельности в достояние индивидуальной жизнедеятельности и, в свою очередь, соответствия последней коллективному опыту и закрепления в нём в виде социально-культурных качеств. Человек изначальный и конечный пункт истории, который в процессе деятельности постоянно сам себя изменяет, созидает и творит среду своего обитания - мир культуры.

Современные исследователи В.Г. Крысько, Т.Г. Стефаненко, Э.Г. Саракуев и др. считают этническую идентичность частью социальной идентичности, в то же время выделяют присущие ей

особенности. Этническая идентичность - это отождествление себя с определённой этнической общностью, при которой собственная индивидуальность связывается с определённой этнокультурной традицией [2]. В любой народной традиции имплицитно заложено понимание зависимости человека от природных сил, что диктует жесткую логику «естественного» воспитания в рамках этногенеза. Именно поэтому в народной педагогике воспитывающее влияние органично вплетено в жизненный уклад, в обряды, в обычаи, которые в обязательном порядке опираются на авторитет рода и старших.

Этническая идентичность -социокультурный и социально-психологический феномен, соединяющий когнитивные и аффективные представления и переживания личности об этнических группах, возникающие в реальных актах взаимодействия со своим и другим этническим сообществом.

Содержание этнической идентификации включает: социальное отношение к нравственным требованиям этноса; преемственность в нравственном развитии; единство моральных убеждений и норм поведения; способность к самоконтролю, последовательность в поведении; культуру этнического мышления; осознание необходимости нравственного самосовершенствования и другие.

Специфические, национально-психологические особенности адыгского этноса: бытование высокого морального авторитета старших по возрасту, особо бережное отношение к фамильно-родовой чести, специфическое традиционное гостеприимство и его системный характер, особенности национального самосознания, региональная идентичность и другие - способствовали сохранению традиционного характера нравственной культуры, ценности которой учитываются и используются ныне в процессе духовного

возрождения молодежи. Система традиций имеет свою структуру, представляющую собой их строение: традиции старшинства, гостеприимства, традиции соседских кровнородственных отношений и взаимоотношений, обычай почтительного отношения к женщине и другие. Эти отношения базируются на принципах гуманизма, справедливости, доброжелательности, взаимопомощи, солидарности. Сущность традиций адыгской этнической нравственной культуры проявляется через выполняемые ими социальные функции, обусловленные потребностями и интересами этноса, самого человека. Целью функционирования традиций этнической нравственной культуры является формирование человечности в человеке, нравственных качеств личности.

В связи с этим необходимо осознать факт о том, что традиционные формы социальной жизни, в том числе традиции этнической нравственной культуры, не уходят в забвение, а сосуществуют, функционируют в современной поликультурной среде.

В полиэтническом обществе наиболее благоприятна для человека би-этническая идентичность, так как она позволяет органично сочетать

разные ракурсы восприятия мира, овладевать богатствами еще одной культуры без ущерба для ценностей собственной. С этой точки зрения интересна попытка выделения этапов личностного роста студентов, взаимодействующих с представителями других культур и получающих социальную поддержку.

Многообразие чувств и суждений проявляется у человека тогда, когда расширяется круг его общения: с другими людьми, взглядами и традициями, далекими и близкими эпохами. На наш взгляд, неслучайно одно из определений С.И. Гессена подтверждает неразрывную связь истории, культуры и народа: «Сказать «исторический народ» это всё равно, что сказать «народ культурный»[3: 31].

Современное понимание социальной идентичности - это не только успешность в данной профессиональной деятельности, но и результат осознанной позиции и ролевого поведения человека в области профессиональной деятельности, это траектория движения бытия человека в соответствии со своими ценностями, этнической культурой, опытом, определяющая динамику и содержание будущей профессиональной жизни.

Примечания:

1. Андреев Д.Л. Роза мира. М.: Иной мир, 1992. С. 29.
2. Стефаненко Т. Этнопсихология: учебник для высших учебных заведений. М., 2000.
3. Гессен С.И. Основы педагогики: введение в прикладную философию. М.: Школа-Пресс, 1995. С. 31.
4. Колесникова И.А. Аксиологическая функция историко-педагогического знания // Аксиологические аспекты историко-педагогического обоснования стратегии развития отечественного образования. М.: Изд-во РАО, 1994.

References:

1. Andreev D.L. Rose of the world. M.: Inoy mir, 1992. P. 29.
2. Stefanenko T. Ethnopsychology: a textbook for higher educational institutions. M., 2000.
3. Hessen S.I. Fundamentals of Pedagogy: An Introduction to Applied Philosophy. M.: School-Press, 1995. P. 31.
4. Kolesnikova I.A. Axiological function of historical and pedagogical knowledge // Axiological aspects of the historical and pedagogical substantiation of the development strategy of the national education. M.: RAO Publishing house, 1994.
ИДЕНТИЧНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ БУДУЩИЕ ПЕДАГОГИ ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ВУЗА НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА iidentity social identity future teachers multicultural environment of the university
Другие работы в данной теме: