Научтруд
Войти

Развитие критического мышления у студентов педагогического вуза при работе с аудиотекстом на занятиях по иностранному языку

Научный труд разместил:
Tygranaya
20 сентября 2020
Автор: Белякова Елена Андреевна

УДК 372.881.111.1

Е. А. Белякова

Развитие критического мышления у студентов педагогического вуза при работе с аудиотекстом

на занятиях по иностранному языку

В статье описываются новые требования к учителю иностранного языка согласно профессиональному стандарту педагога. Исходя из данных требований сделан вывод о необходимости формирования у студентов педагогического вуза критического мышления. Особое внимание уделяется трем фазам развития критического мышления (вызова, реализации смысла и рефлексии или размышления), которые соотносятся с тремя этапами работы с аудиотекстом (до прослушивания, во время прослушивания и после прослушивания). Для каждого этапа предлагаются приемы развития критического мышления у студентов при обучении их аудированию на занятиях по дисциплине «Практический курс иностранного языка». Предлагаются такие приемы, как «таблица-ЗХУ», «тонкие и толстые вопросы», «ключевые слова», «дерево предсказаний», «инсерт», «дневник», «ромашка Блума», «написание стихов», «письмо по кругу», «эссе». Для каждого приема приводятся рекомендации для преподавателя по их использованию на занятиях по иностранному языку. В конце статьи сделан вывод о важности использования перечисленных выше приемов развития критического мышления, так как они способствуют подготовке студентов к будущей профессиональной деятельности.

Ye. A. Belyakova

Development of Critical Thinking of Students of the Pedagogical Higher Education Institution during Work with the Audiotext at Foreign Language Classes

The article describes new requirements to a foreign language teacher according to the professional standard of a teacher. Based on these requirements, there was made a conclusion about the necessity of pedagogical University students& critical thinking development. Special attention is paid to the three phases of critical thinking development (evocation, realization of meaning, reflection) which correlate with the three stages of teaching listening (before listening, while listening, after listening). The techniques of critical thinking development which can be used while teaching students to listen at the lessons of English are suggested for each phase. Such techniques as "the table "knew-want to learn-have learnt", "thin and thick questions", "key words", "prediction tree", "insert", "journal", "Bloom&s camomile", "writing poems", "circle letter", "essay" are described. The recommendations for teachers how to use each technique at English lessons are proposed. At the end of the article the conclusion about the importance of critical thinking developing techniques is made as they contribute to students& training for the future professional activity.

Согласно проекту профессионального стандарта педагога, важными профессиональными качествами, которые учитель должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становятся умение учиться, готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений. Введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки в педагогических вузах.

Следовательно, на занятиях по дисциплине «Практический курс иностранного языка» с будущими учителями иностранного языка необходимо создавать условия для формирования личности, способной самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на

© Белякова Е. А., 2014

практике для решения проблем, генерировать новые идеи, творчески мыслить, грамотно работать с информацией, формулировать аргументированные выводы и на их основе выявлять и решать новые проблемы - самостоятельно критически мыслить.

Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы, что предполагает постановку перед собой вопросов, осуществление планомерного поиска ответов, выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами [6]. Чтобы научить студентов думать критически при формировании у них умений аудирования, предлагается использовать технологию развития критического мышления, в рамках которой работе с иноРазвитие критического мышления у студентов педагогического вуза при работе с аудиотекстом на занятиях по иностранному языку

язычным аудиотекстом осуществляется в 3 этапа: фаза вызова (evocation), фаза реализации смысла (realization of meaning), фаза рефлексии или размышления (reflection) [5]. Данные фазы соотносятся с традиционными этапами обучения аудированию: до прослушивания, во время прослушивания и после прослушивания. Рассмотрим их более подробно.

Во время фазы вызова происходит актуализация и анализ имеющихся у студентов знаний по изучаемой теме, мотивация студентов, структурирование процесса дальнейшего изучения материала. Для достижения поставленных целей используются следующие приемы: «таблица-ЗХУ», «тонкие и толстые вопросы», «ключевые слова», «дерево предсказаний» [5].

«Таблица-ЗХУ» (знаю - хочу знать - узнал). Студенты индивидуально или в парах фиксируют все, что им известно по теме аудиотекста, и формулируют вопросы, ответы на которые они хотели бы получить в ходе прослушивания. После аудирования происходит соотнесение услышанной информации с той, что у них была в начале занятия.

«Тонкие и толстые вопросы». Студентам предлагается сформулировать вопросы к содержанию аудиотекста в форме «тонких» и «толстых» вопросов. Далее преподаватель записывает на доске ряд вопросов и просит студентов попробовать на них ответить, аргументируя свои предположения. По ходу работы с таблицей в левую колонку записываются вопросы, требующие простого односложного ответа - «тонкие». В правой колонке записываются вопросы, требующие подробного, развернутого ответа; либо вопросы, на которые они сами пока не могут ответить, но хотели бы найти на них ответы - «толстые».

«Ключевые слова». Преподаватель выбирает из текста 4-5 ключевых слов или фраз и выписывает их на доску. Студенты в ходе индивидуальной, парной или групповой работы составляют краткую трактовку этих терминов, расставляют их в определенной последовательности и составляют рассказ, используя их. Затем, на стадии осмысления ищут подтверждение своим предположениям, расширяя материал [1].

«Дерево предсказаний». Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии рассказа или повествования. Ствол дерева - тема, ветви - предположения, листья -обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения [3].

Фаза осмысления содержания содержит поиск стратегий решения поставленной проблемы, теоретическую и практическую работу. Во время прослушивания аудиотекста студенты получают новую информацию, ее осмысляют, соотносят новую информацию с собственными знаниями [5].

Авторы педагогической технологии развития критического мышления отмечают, что в процессе реализации смысловой стадии главная задача состоит в том, чтобы поддерживать активность студентов, их интерес и инерцию движения, созданную во время фазы вызова. Для этого на занятиях можно использовать следующие приемы: «инсерт», «дневник», «ромашка Блума» [6].

«Инсерт». Во время аудирования студенты заполняют таблицу с такими заколовками граф, как «уже знал», «новое», «думал иначе», «не понятно, есть вопросы». После прослушивания ау-диотекста происходит обсуждение заполненных таблиц.

«Дневник». Данный прием дает возможность студентам увязать содержание текста со своим личным опытом. В левой части двойного дневника они записывают те моменты из аудиотекста, которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания, ассоциации, озадачили их, вызвали протест или, наоборот, восторг, удивление. Справа они должны дать комментарий о том, что заставило записать именно эту цитату.

«Ромашка Блума». Этот прием помогает развить навыки ответа на разные типы вопросов. Отвечая на простые вопросы, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию. Целью уточняющих вопросов является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Интерпретационные (объясняющие) вопросы обычно начинаются со слова «Почему?». Творческие вопросы содержат частицу «бы», элементы условности, предположения, прогноза. Оценочные вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. Практические вопросы являются связующим звеном между теоретически существующей проблемой и вариантами ее решения в жизни [2].

Во время фазы рефлексии или размышления студент формирует личностное отношение к услышанному и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. На данном этапе происходит выражение новых идей и информации собственными словами, целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем, выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблемати-зация (новый «вызов»). После прослушивания текста преподаватель предлагает студентам следующие приемы: «написание стихов», письмо по кругу, эссе [5].

Написание стихов помогает развивать у студентов умения творческой и рефлексивной письменной речи. Когда предлагается задание на составление стиха, необходимо выбрать его тип и объяснить студентам структуру стиха.

Синквейн - это стих из пяти строк, который требует синтеза информации и материалов в немногословное выражение по той или иной теме. Структура синквейна: первая строка - одно слово, описывающее тему (обычно существительное); вторая - два слова, описывающие тему (обычно два прилагательных); третья - три слова, выражающие действие по теме (обычно три глагола); четвертая - фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме; последняя строка - одно слово (обычно синоним слова из первой строки), которое еще раз подчеркивает сущность темы.

Диаманта - стихотворная форма из семи строк. Ее написание способствует расширению активного и пассивного словарного запаса студентов.

Структура диаманты: первая и седьмая строки - существительные-антонимы; вторая - два прилагательных к первому существительному; третья - три глагола к первому существительному; четвертая - два словосочетания с существительными; пятая - три глагола ко второму существительному; шестая - два прилагательных ко второму существительному.

Хокку, или хайку сформирует способность к лаконичному изложению мыслей. В первой строке пять слогов, во второй - семь, и в третьей -пять. Соблюдение данной слоговой формулы часто вызывает у студентов затруднения. Для снятия данной трудности преподаватель может дать студентам алгоритм написания, согласно которому первыми двумя строчками описывается некое явление, а третьей строчкой подводится какой-то итог сказанному, часто неожиданный.

Студентам дается от 5 до 7 минут, чтобы написать стихотворение. Эффективный способ организации работы - это работа в парах.

Письмо по кругу. Такое письмо пишется коллективно. Каждый член записывает несколько

предложений на заданную тему, затем передает тетрадь другому студенту, который должен продолжить его размышления, тетради передаются до тех пор, пока каждая тетрадь не вернется к своему хозяину.

Эссе. После прослушивания и общего обсуждения аудиотекста студентам предлагается организовать свои мысли с помощью эссе. Эссе - это свободное письмо на заданную тему, которое должно отличаться самостоятельностью, проявлением индивидуальности, дискуссионностью, оригинальностью решения проблемы, аргументированностью. Эссе может быть пятиминутным, десятиминутным или более продолжительным и трудоемким сочинением [1].

Рассмотрев некоторые приемы развития критического мышления у студентов при обучении их аудированию на занятиях по иностранному языку, можно сделать вывод, что эти приемы способны сформировать у студентов педагогического вуза умения работы с разнообразными типами информации, интерпретации и оценки информационного сообщения. Студенты учатся выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику, но и представления собеседника. Критически мыслящие студенты способны принимать многополярность окружающего мира, возможность сосуществования разнообразных точек зрения, что воспитывает в них толерантность, умеют работать в коллективе, способны отказаться от предубеждений [4].

Таким образом, использование элементов технологии критического мышления в преподавании иностранного языка позволяет решить разнообразные образовательные, воспитательные и развивающие задачи. Участие в различных видах деятельности на занятиях в вузе подготовит их к осуществлению будущей собственной педагогической деятельности, поможет им стать профессиональным организатором самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся школы, что является современным неотъемлемым требованием к учителю согласно профессиональному стандарту педагога.

Библиографический список

1. Галактионова, Т.Г. От самопознания к самореализации: персонал-технология образовательной деятельности [Текст] / Т.Г. Галактионова. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1999. -156 с.

Развитие критического мышления у студентов педагогического вуза при работе с аудиотекстом на занятиях по иностранному языку

2. Загашев, И.О. Умение задавать вопросы [Текст] / И.О. Загашев // Перемена. - 2001. - №4. - С. 12 - 13
3. Загашев, И.О. Критическое мышление: технология развития [Текст] / И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек. - СПб.: Издательство «Альянс», 2003. - 184 с.
4. Заир-Бек, С.И. Технология РКМЧП: базовые принципы [Текст] / С.И. Заир-Бек. - Новгород, 2001. -215 с.
5. Стил, Дж. Основы критического мышления [Текст] / Дж. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл. - М.: Открытое общество, 1997. - 53 с.
6. Темпл, Ч. Как учатся дети: свод основ [Текст] / Ч. Темпл, К. Мередит, Дж. Стил. - М.: Открытое общество, 1997. - 51 с.

Bibliograficheskij spisok

1. Galaktionova, T.G. Ot samopoznaniya k samorea-lizatsii: personal-tekhnologiya obrazovatel&noj deya-tel&nosti [Tekst] / T.G. Galaktionova. - SPb.: Insti-tut spetsial&noj pedagogiki i psikhologii, 1999. - 156 s.
2. Zagashev, I.O. Umenie zadavat& voprosy [Tekst] / I.O. Zagashev // Peremena. - 2001. - №4. - S. 12 - 13
3. Zagashev, I.O. Kriticheskoe myshlenie: tekhno-logiya razvitiya [Tekst] / I.O. Zagashev, S.I. Zair-Bek. -SPb.: Izdatel&stvo «Al&yans», 2003. - 184 s.
4. Zair-Bek, S.I. Tekhnologiya RKMCHP: bazovye printsipy [Tekst] / S.I. Zair-Bek. - Novgorod, 2001. - 215 s.
5. Stil, Dzh. Osnovy kriticheskogo myshleniya [Tekst] / Dzh. Stil, K. Meredit, CH. Templ. - M.: Ot-krytoe ob-shhestvo, 1997. - 53 s.
6. Templ, CH. Kak uchatsya deti: svod osnov [Tekst] / CH. Templ, K. Meredit, Dzh. Stil. - M.: Otkrytoe ob-shhestvo, 1997. - 51 s.
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ СТУДЕНТ ВОПРОС ТЕКСТ ИНФОРМАЦИЯ ФАЗА ПРОСЛУШИВАНИЕ ПРИЕМ РАЗВИТИЕ
Другие работы в данной теме: