Научтруд
Войти

Иоанн Павел II и СССР: стратегия взаимодействия с коммунистическими режимами

Научный труд разместил:
Isaak
30 мая 2020
Автор: указан в статье

И.А. Хихля

Список источников и литературы

1. Beer S. H. Modern British politics. A study of parties and pressure groups. L., 1989.
2. Foote G. The Labour party’s political thought: a history. L., 1985.
3. Newfabian essays / R. H. S. Crossman. L., 1952.
4. Crossman R. H. S. Towards a philosophy of socialism // New fabian essays. L., 1952.
5. Strachey J. Tasks and achievement of British labour // Ibid. L., 1952.
6. Crosland C. A. R. The transition from capitalism // Ibid. L., 1952.
7. DelE. A strange eventful history: democratic socialism in Britain. L., 1999.

Об авторе

И. А. Хихля — асп., РГУ им И. Канта.

УДК 940.55 (456.31)

Ю. А. Виноградова

ИОАНН ПАВЕЛ II И СССР:

СТРАТЕГИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С КОММУНИСТИЧЕСКИМИ РЕЖИМАМИ

Рассматривается изменение стратегии взаимодействия Ватикана с коммунистическими режимами в 1970—80-е гг. на примере СССР.

The publication is devoted to a change of Vatican strategy regarding communist regimes: a case of the USSR in 1970-1980.

Со времен понтификата Пия XI (1922—1939) для римских пап была характерна активная позиция в борьбе с коммунизмом. Под угрозой отлучения от церкви католикам запрещалось сотрудничать с коммунистами в любой форме. Была даже провозглашена идея «антикоммунистического крестового похода» [1; 21, с. 223—224]. Ситуация несколько изменилась в период понтификата Иоанна XXIII (1958—1963). Он был известен более терпимым отношением к СССР, что нашло отражение в его энцикликах, а также в документах II Ватиканского собора (1962— 1965) и принятой им конституции [2—4]. В числе прочего, Иоанн XXIII в своей энциклике “Pasem in terris” разрешил католикам сотрудничать с коммунистами в вопросах борьбы за мир, по проблемам социальноэкономического развития и общественных отношений.

Иоанн Павел II продолжил дело, начатое его предшественником. В 1981 г. вышла его энциклика “Laborem exercens”, в которой был высказан почти марксистский тезис о преобразующей роли труда и необходимости изменить положение рабочего класса в мире к лучшему, что с настороженностью было воспринято в Советском Союзе из-за растущей популярностью нового папы [9; 17, p. 3; 21, с. 226; 22, с. 198—201].

Уважительное отношение к русскому народу, его традициям и культуре, признание его роли в победе во Второй мировой войне сочеталось

у Иоанна Павла II с безусловным осуждением господствующей в СССР системы [10, s. 131; 12]. Папа противопоставлял коммунистический режим народу как нечто ему чужеродное, при этом главным мотивом критики было отношение к правам человека. В то же время папа призывал смягчить критику милитаризации Советского Союза, так как считал, что страны, подвергшиеся агрессии, имеют право заботиться о своей обороне [5; 16, s. 40; 7]. Папа отвергал любые крайние экономические и политические модели — и «реальный социализм», и «дикий капитализм». Он противопоставлял их социально ориентированной демократии, единственно справедливой, на его взгляд, форме правления [18].

Отношение папы к Советскому Союзу и советскому народу было неоднозначным также ввиду той роли, которая отводилась Западом полякам в борьбе с коммунизмом. Понимая, что такая миссия может принести лишения его народу, принадлежность к которому он всегда подчеркивал, понтифик избегал противопоставления Запада Востоку. Это нашло отражение в возрожденной им концепции особой миссии славян, возникшей еще в XIX в. [6; 11; 19]. С другой стороны, высказанные в энциклике “Slavorum apostolic” идеи не способствовали примирению двух крупнейших христианских церквей, так как предполагали возможность их соединения по образцу создания греко-католической церкви.

Демонстрируя желание наладить личные контакты с советскими руководителями и посетить Москву с официальным визитом, папа стремился добиться расположения Москвы. Он назначил государственным секретарем Агостино Касароли, творца «восточной политики» Ватикана, выступавшего за сближение с СССР. Касароли был тем человеком, благодаря которому Ватикан в 1975 г. присоединился к Заключительному акту Хельсинкских соглашений, закреплявших послевоенные границы [23, с. 458—460].

Иллюзии советских руководителей относительно возможности влияния и даже давления на папу вскоре развеялись. А он добился значительных уступок для католической церкви в СССР. Выл увеличен прием в семинарии, епископам разрешили ездить в Рим, заполнились вакантные должности высшего клира и впервые за время существования СССР был назначен кардинал. С 1982 г. прекратилась критика папы в советских средствах массовой информации. Иоанну Павлу II тем самым удалось достичь того, что не смогли сделать его предшественники.

Интересен сюжет о контактах понтифика с академиком А. Д. Сахаровым, которому папа неоднократно оказывал моральную поддержку, а позже добился разрешения на выезд за рубеж [13—15].

В 1988 г. в СССР отмечалось тысячелетие христианства на Руси. Советское руководство решило свести празднование к нескольким формальным торжествам, и в том, что юбилей все-таки вызвал широкий международный резонанс, немалую роль сыграли послания, проповеди, обращения понтифика [8]. Несмотря на явное желание Иоанна Павла II лично участвовать в юбилейных торжествах в Москве, в этом ему было отказано, так как на проходивших переговорах о визите Ватикан настаивал на включении в программу встречи с представителями католиков и униатов, что оказалось неприемлемым [23, с. 462].

73

Ю.А. Виноградова

74

Официальную делегацию Ватикана в Москве в итоге возглавил Каса-роли.

В середине 1980-х гг. в СССР началась перестройка, которую понтифик оценил как полумеру. Тем не менее перемены в СССР позволили во время встречи Иоанна Павла II и М. С. Горбачева в Ватикане 1 декабря 1989 г. установить дипломатические отношения между двумя странами. Тогда же президент СССР пригласил папу совершить ответный визит в Советский Союз, который, впрочем, до сегодняшнего дня не состоялся [20; 24].

Многослойная дипломатическая игра позволила папе избежать открытых столкновений с коммунистами в СССР, сохраняя свои убеждения и образ действий антикоммуниста, одновременно проводить политику Ватикана в борьбе за мир, где его интересы перекликались с интересами Советского Союза, и, исподволь разрушая советскую систему, защищать независимость и религиозные свободы католиков Восточной и Центральной Европы.

Список источников и литературы

1. Pius XI. Divini Redemptoris, 1930 [Electronic resource]. Mode of access: www.vatican.va
2. Joannes XXIII. Mater et Magistra [Electronic resource]. Mode of access: www.vatican.va
3. Joannes XXIII. Pacem in terris, 1963 [Electronic resource]. Mode of access: www.vatican.va
4. Jan XXIII. Przemowlenie na otwarcie II Powszechnego Soboru Watykanskiego II — 11.X.1962 [Electronic resource]. Mode of access: http://forms.opoka.org.pl/angellina
5. Paulus PP. II. Dives in misericordia. O Bozym Milosierdziu. 1980 [Electronic resource]. Mode of access: www.vatican.va
6. Ioannes Paulus II. Slavorum apostolic, 1985 [Electronic resource]. Mode of access: www.vatican.va
7. Message du Pape Jean-Paul II A Monsenior Javier Perez de Cuellar, secretaire general des Nations Unies, 1985 [Electronic resource]. Mode of access: www.vatican.va
8. Joannes Paulus II. Euntes in Mundum Universum, 1988 [Electronic resource]. Mode of access: http://www.newadvent.org/library/index.htmlfdocs
9. Ioannes Paulus II. Laborem exercens. 1981 [Electronic resource]. Mode of access: www.vatican.va
10. Dokumenty z wizyty Papieza Jana Pawla II w Polsce w dniu 2—10 czerwca 1979. Warszawa, 1979.
11. Pellegrinaggio apostolico in Polonia, 1979 [Electronic resource]. Mode of access: www.vatican.va
12. Wywiad z nuncjuszem apostolskim w Polsce [Electronic resource]. Mode of access: http://papiez.pap.com.pl/cgi-bin/index.pl
13. Протокол заседания Политбюро ЦК КПСС от 29 августа 1985 года. Рабочая запись [Electronic resource]. Mode of access: http://www.2nt1.com/archive
14. Докладная записка председателя КГБ В. Чебрикова в ЦК КПСС в отношении Сахарова и Боннэр [Electronic resource]. Mode of access: http://www.2nt1.com/archive
15. КГБ СССР о поездке Боннэр в Италию [Electronic resource]. Mode of access: http://www.2nt1.com/archive
16. Piwowarski W. Prawa czloweka w nauczanii Jana Pawla II // Wi^z. 1984.
17. Luxmoore J. Wojtyla lectures reveal he saw communism as based in misunderstanding // National Catholic Reporter. 1999. 5 Nov.
18. Boktazec J. Jan Pawel II i demokracja [Electronic resource]. Mode of access: http://www.liberator.lbl.pl
19. Ornatowski C. A Christian Athens: The Rhetoric Of Pope John Paul II And The Political Transformation In Poland, 1979—1989 [Electronic resource]. Mode of access: http://www.rohan.sdsu.edu/dept/drwswebb/lore/contents.html
20. Haberman C. Gorbachev Visits Pope at Vatican [Electronic resource]. Mode of access: http://www.nytimes.com/1989/12/02/international/europe/02P0PE.html
21. Ярошевскии Т. М. Социальная доктрина католицизма и проблемы сотрудничества марксистов и верующих в ПНР // Вопросы научного атеизма. 1987. №36.
22. Лебек Э. Тайная история дипломатии Ватикана. М., 2004.
23. ВеигелДж. Иоанн Павел II. М., 2001.
24. Эггерт K. Послесловие к жизни Иоанна Павла II [Electronic resource]. Mode of access: http://news.bbc.co.uk/hi/russian/news/newsid_4229000/4229873.shtm

Об авторе

Ю. А. Виноградова — асп., РГУ им. И. Канта, mkoroleva@bk.ru.

75

УДК 940.55 (44)

А. В. Барсукова

ЕВРОПЕЙСКАЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

ВАЛЕРИ ЖИСКАР Д’ЭСТЭНА: ОБЩИЙ АНАЛИЗ

Анализируется европейская институциональная политика известного французского политического деятеля Валери Жискар д’Эстэна. Статья основана на интервью автора с господином Жискар д ’Эстэном.

The article analyses the European institutional policy of the famous French politician Valery Giscard d’Estaing. The research is based on the data collected during the interview with Mr. Giscard d’Estaing.

Валери Жискар д’Эстэн принадлежит к числу французских политических деятелей, которые играли и продолжают играть важную роль в процессе европейской интеграции. Его основной вклад относится к двум областям: валютной и институциональной, однако именно последняя, по его мнению, является «единственно сложной вещью» [1, p. 245] в строительстве Европы.

Будучи «по сути федералистом» [2], но вынужденный лавировать между голлистской идеей «Европы отечеств» и идеей последователей Р. Шумана о создании «федеральной Европы», Жискар д’Эстэн в 1960-х гг. предложил формулу «мягкой конфедерации» (confederation souple), которая, по сути, представляла собой систему федеративного устройства и позже была описана в программе его партии [3].

Научтруд |