Научтруд
Войти
Сайт продается: mail@nauchtrud.com

Генезис русского либерализма: постановка проблемы

Автор: указан в статье

Константин ШНЕЙДЕР

ГЕНЕЗИС РУССКОГО ЛИБЕРАЛИЗМА: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Существует обширная историография русского либерализма, однако до сих пор очень сложно определить время его появления в отечественной общественной мысли в качестве национально адаптированной концепции. Дискуссии в российской академической среде продолжаются, а разнообразие исследовательских версий по этому вопросу только возрастает.

There is a wide historiography on Russian liberalism, however it is still very difficult to determine the time of its appearance in Russian social thought as a nationally adapted concept. Discussion in the academic sphere is still going on and the number of research hypotheses keeps growing.

ранний русский либерализм, свобода, Просвещение, либеральные реформы, самодержавие; early Russian liberalism, freedom, Enlightenment, liberal reforms, autocracy.

Начальная история русского либерализма является одной из самых мифологизированных и дискуссионных тем в современной отечественной историографии1. Когда и благодаря кому появился первый национально адаптированный вариант русского либерализма? Что представлял собой этот новоявленный идейный конструкт?

Историю русского либерализма нередко начинают с эпохи Екатерины Великой. На первый взгляд этот подход не вызывает сомнений, но, вероятно, нуждается в существенном уточнении. Екатерининский период следует относить к времени формирования благоприятных условий и первых ростков либеральной мысли в России. Особое внимание заслуживает концепция «просвещённого абсолютизма». Совершенно очевидно, что данная конструкция стала результатом перцепции идейно-политического опыта европейского Просвещения. Верховная власть впервые оказалась максимально открытой для восприятия западного теоретического наследия и готовой к политике самоограничения. В итоге — содержательные реформы, ограничившие самодержавный режим, и распространение либерально ориентированных идей среди просвещённой части российского общества. Внутриполитический курс Екатерины Великой можно назвать политикой внутренней европеизации России, постепенным укоренением в российской действительности европейских порядков. Это серьёзно отличает его от сугубо внешнеполитической европеизации Петра I, которая лишь включила Россию в систему европейских международных отношений. Вместе с тем достижения екатерининского времени послужили стимулом к возникновению не более чем среды обитания будущего русского либерализма и не могли привести к появлению национально адаптированной либеральной доктрины.

В эпоху Александра I «просвещённый абсолютизм» преобразовался в определённый стандарт государственной политики и панацею от всех превратностей российской действительности. Появилось большое количество проектов преобразования аппарата управления России, института крепостничества, экономической системы. Постепенно либеральные идеи превратились из модного увлечения Екатерининских времён в эффективное средство реформаторской политики. Однако даже в самых просвещённых кругах русского дво-

ШНЕИДЕР Константин Ильич — к.и.н, доцент кафедры древней и новой истории России Пермского государственного университета

1 См., например: Либерализм в России. — М., 1996; Русский либерализм: исторические судьбы и перспективы : матер. междунар. науч. конференции. — М., 1999; Либеральный консерватизм: история и современность: матер. всерос. науч.- практ. конференции. — М., 2001.

рянства Александровской эпохи либеральные идеи оставались исключительно «чужеродным» и «неадаптивным» к российским условиям инструментом воздействия на статус-кво отечественной исторической традиции. Другими словами, попытки либерализировать существующий режим приводили либо к появлению фантастических прожектов прямого заимствования европейского опыта модернизации (программы декабристов), либо, чаще всего, к стремлению совместить либеральные ценности и государственный патернализм, инновацию и традицию (сторонники реформ в придворном окружении). Не случайно многие реформаторы начала XIX столетия, генетически связанные с концепцией «просвещённого абсолютизма», так и не смогли выйти за её границы. Поэтому и говорить о русском либерализме в период царствования Александра I явно преждевременно.

Поражение декабристов и ужесточение политического режима в Николаевскую эпоху создали благоприятные условия для поиска национальной идентичности в быстро меняющемся мире. История отечественного либерализма обогатилась идеями П.Я. Чаадаева и умеренных западников, которые отдали «просвещённый абсолютизм» на «откуп» правительственной бюрократии и «окунулись» в многообразие классической либеральной мысли. «Кладовые европейского либерализма» стали точкой отсчёта в размышлениях западников и местом поиска дополнительных аргументов в знаменитой дискуссии со славянофилами. Результатом этой работы можно считать формирование либерального направления в русской общественной мысли, что предполагало наличие адекватной среды и видных мыслителей в лице либеральных западников.

Не следует забывать, что феномен западничества был содержательно неоднородным и к нему в равной степени принадлежали А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин и другие мыслители, заложившие в 1840-е гг. основы и радикальной, и либеральной традиции. Что касается умеренных западников, то их идеи составили основу утопического конструкта либерального образца, так как восприятие достижений европейского либерализма не сопровождалось адаптацией к национальным условиям. Либералы-западники в основном позна-

вали западноевропейский опыт, погружаясь в его прошлое и многочисленные нюансы современного этапа развития. Либеральные западники в значительной степени произвольно создавали образ цивилизованного Запада и, думается, что европеец очень бы удивился собственному отражению в зеркале идеализированной русской версии.

Вместе с тем закат Николаевской эпохи стал временем обновления и концептуализации русской либеральной мысли. Вторая половина 1850-х гг. видится наиболее плодотворным этапом в развитии раннего русского либерализма. Богатое теоретическое наследие оставил Т.Н. Грановский, а в роли новых кумиров выступили К.Д. Кавелин и Б.Н. Чичерин, авторы знаменитого «Письма к издателю», подписанного «русский либерал». Определяя свои цели и резко критикуя радикализм Герцена, зарубежного издателя сборника «Голоса из России», в котором и была опубликована эта работа, они писали: «Мы думаем о том, как бы освободить крестьян без потрясений всего общественного организма, мы мечтаем о введении свободы совести в государстве, об от-менении или по крайней мере об ослаблении цензуры. А вы нам толкуете о мечтательных основах социальных обществ, которые едва ли через сотни лет найдут себе приложение, в настоящее же время не имеют для нас решительно никакого практического интереса»1.

Авторы письма, которое стало программным заявлением, впервые причислили себя к либералам, что важно для самоидентификации формировавшегося раннего русского либерализма. Вообще «Письмо к издателю» являлось лишь частью так называемой «рукописной литературы», созданной по предложению Кавелина вместе с Чичериным. Подготовленные ими статьи публиковались за границей в бесцензурных сборниках Герцена «Голоса из России» и по праву считаются «первым открытым выступлением русских либералов». Уже в них отчётливо просматриваются базовые особенности раннего либерализма — апелляция к власти и неприятие демократии в лице русского радикализма. При этом нет никаких серьёзных оснований сомневаться в либеральных

1 Кавелин К.Д., Чичерин Б.Н. Письмо к издателю // Опыт русского либерализма : антология. — М., 1997, стр. 27.

взглядах создателей «рукописной литературы», так как с самого начала в ней прозвучали идеи свободы личности, прогресса, рационализма, отмены крепостного права. Названные же особенности скорее нуждаются в дополнительном объяснении, нежели могут служить поводом для категоричных выводов. Очевидна и методологическая несостоятельность некоторых академических попыток механически сопоставлять исторические пути развития западноевропейского и отечественного либерализма. Скорее всего, мы должны говорить о разных либерализмах, национально адаптированных, в каждом из которых, наряду с инвариантным набором классических ценностей, неизбежно присутствует и определённая специфика.

Существовал немногочисленный, но яркий «второй эшелон» ранних русских либералов, представленный П.В. Анненковым, И.К. Бабстом, В.П. Боткиным, А.В. Дружининым, Е.Ф. Коршем. Они успешно разрабатывали экономические, политические, этические, социокультурные проблемы русского либерализма. В их работах можно без труда обнаружить такие либеральные ценности, как свобода личности, рационализм, вера в прогресс и экономическая свобода.

Многих из них привлекала эстетика буржуазного общества, что легко увидеть в разнообразных путевых заметках, сделанных во время заграничных путешествий. Известный сибарит и глубокий знаток европейского искусства Боткин искренне восхищался британскими «клубами прений», куда люди, по его мнению, приходят «вовсе не с целью говорить речи, а для того, чтобы выпить чаю или грога и послушать других, и часто невольно сами вовлекаются в прения. Вот отчего в Англии нет почвы ни для каких крайних социальных мнений, созревающих только в тесных, одиноких кружках, избегающих противоречий и смотрящих на человеческую природу из узкого окошечка своих ограниченных по-нятий»1. Они видели в современном западном искусстве плодотворное развитие идей эпохи Возрождения, которая, в свою очередь, черпала вдохновение в лучших образцах эллинского и римского мира. Россия же, напротив, согласно либеральным мыслителям, сохраняла генетическую связь

1 Боткин В.П. Приюты для бездомных нищих в Лондоне // Сочинения. - СПб., 1890, т. 1, стр. 323.

с византийской традицией, что препятствовало перенесению акцента на внутреннюю жизнь человека со всеми её бурными страстями.

Уже в 1858 г. острая полемика между Чичериным и Герценом о роли государства, начавшаяся после их личной встречи в Лондоне, расколола либеральную среду и во многом предопределила различия в мировоззрении её мыслителей.

Таким образом, ранний русский либерализм уже в период своего формирования отличался вариативностью, т.е. наличием различных течений внутри себя. Среди них особое внимание следует обратить на «народническое» направление Кавелина и «охранительный» либерализм Чичерина. Именно последний вариант впервые превратил русский либерализм из утопического мыслительного конструкта в полноценную национальную концепцию либерального толка. В 1862 г. Чичерин определил: «Сущность охранительного либерализма состоит в примирении начала свободы с началом власти и закона. В политической жизни лозунг его: либеральные меры и сильная власть...»2.

Таким образом, Чичерин сумел выйти за рамки предшествующей модели «просвещённого абсолютизма» за счёт активного наполнения её классическими либеральными ценностями при сохранении роли государства в качестве гаранта успешных и постепенных действий. В его формуле: «либеральные меры и сильная власть» сосредоточены итоги многолетних интеллектуальных усилий либеральных мыслителей. Ранний русский либерализм как целостный феномен невозможно представить без экономических рассуждений Бабста и Боткина, эстетических взглядов Анненкова и Дружинина, историософии Кавелина. Именно начало 1860-х стало временем формирования русского либерализма в качестве самостоятельной, национально адаптированной либеральной программы.

В этой связи рельефно выделяется проблема изучения специфики отечественного либерализма. Скорее всего, его «нетипич-ность» является результатом мыслительной адаптации к политическим условиям России.

2 Чичерин Б.Н. Различные виды либерализма // Несколько современных вопросов. — М., 1862, стр. 199-200.
Другие работы в данной теме:
Научтруд |