Научтруд
Войти

Рецензия на книгу: Абрамсон М.Л. Человек итальянского Возрождения: Частная жизнь и культура. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2005. 428 с.

Научный труд разместил:
Yggrius
30 мая 2020
Автор: указан в статье

Абрамсон М.Л. Человек итальянского Возрождения: Частная жизнь и культура. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2005. - 428 с.

Словосочетание «человек Возрождения» сра л же напоминает нам о Лоренцо Медичи, Леонардо да Винчи или Микеланджело. Человек Возрождения - это универсальный творец (художник, архитектор, философ). Он преклоняется перед античной культурой, пытливо вопрошает природу и верит в человеческий разум. Однако может ли один конкретный тип воплощать в себе все грани эпохи, может ли он говорить от лица всех своих современников? Что такое человек Возрождения и чем он отличается от средневекового человека?

За последние десять лет в России была издана целая серия работ по истории Средневековья и раннего Нового времени, в названии которых фигурирует слово «человек»: «Человек в кругу семьи. Очерки по истории частной жизни в Европе до начала Нового времени» (1996), «Человек в мире чувств. Очерки по истории частной жизни в Европе и некоторых странах Азии до начала Нового времени» (2000), «Европейский человек наедине с собой. Очерки о культурно-исторических основаниях и пределах личного с амосознания» (2000) и т.д. Монография М. Л. Абрамсон «Человек итальянского Возрождения. Частная жизнь и культура» продолжает этот ряд. Слово «человек», которое стоит в ее заглавии, отсылает нас к проблеме исторического своеобразия человеческой личности и эволюции форм самосознания индивида в различные эпохи.

Проблематика исследования М.Л. Абрамсон находится на пересечении важнейших историографиче ских тем последних де сятилетий. Интерес к истории человеческого самосознания на переходе от Средних веков к Новому времени ведет свою родо словную от классического тезиса Я. Буркхар дга о рождении европейского индивида современного типа в Италии эпохи Возрождения. Историки-медиевисты часто не соглашаются с этой мыслью и отправляются на поиски истоков новоевропейского индивидуализма в XII в. и даже более ранние эпохи. Вторая группа проблем, которая теснейшим образом связана с дискуссиями вокруг таких сложных понятий, как «индивид» или «личность», - это история автобиографии как формы самоанализа и представления человеческого Я. Исследователи давно оценили эвристический потенциал и богатство автобиографий и записок деятелей итальянского Возрождения, а также обратились к более скудному и сложно-

му для интерпретации материалу Средних веков. Наконец, третий источник вдохновения М. Л. Абрамсон - это история частной жизни. Она убеждает нас в том, что знакомство с миром чувств и эмоций, брачными стратегиями и распределением семейных ролей в обществах прошлого, а также миром материальных предметов, которые окружают человека и организуют культурную среду, в которой он живет, оказывается не менее значимо для понимания исторической специфики конкретной эпохи, чем «большая» история социальных структур, политических форм и военных кампаний.

Монография состоит из двух равных частей. Замыс ел и содержание каждой соответствуют одному из двух элементов подзаголовка книги: частная жизнь и культура. Вторая часть - «От Данте к Альберти» -представляет собой классическую историю итальянской культуры эпохи Возрождения XIV- XV вв. Она начинается с обзора исторических предаю сылок, которые сделали возможным радикальную транс формацию средневекового мира именно на Апеннинском полуострове. Затем перед нами проходит галерея классических типов и героев Реннесан-са: Данте, Петрарка, Леонардо Бруни, Колюччо Салютати, Марсилио Фичино, Леон Баттиста Альберти... Исследовательская программа этой части книги восходит в общих чертах к «Культуре Возрождения в Италии» Я. Буркхардга: разрыв со средневековой концепцией человека и создание новой оптимистической антропологии, идеал всесторонне развитого индивида и ноюе понятие славы, новое понимание истории и идеализация классической древности.

Однако человек Возрождения - это не только созерцатель (фи-лолог философ, поэт или художник), но еще и человек действия: практичный купец либо властолюбивый политик. Первая часть книги, которая посвящена частной жизни флорентийских купцов XIV-XV вв., представляется нам более интересной и новаторской, чем ее продолжение. Она состоит из серии портретов: семейства Строц-ци, Лаппо Сиригатти, Паоло даЧертальдо, Джованни Морелли, Бо-наккорсо Питти. Благодаря их личной переписке, памятным запискам (псогсЦ) и благочестивым поучениям, которые они оставили своим близким и потомкам, мы можем приоткрыть дверь в их частную жизнь, войти в их дом, увидеть их в кругу родных, друзей и соседей. Историка интересуют их представления о семье, супружеских отношениях и любви, восприятие ими старости и смерти, повседневная религиозность и деловая этика купеческого мира ренессансной Флоренции.

М.Л. Абрамсон ставит вопрос о том, насколько каждый из ее героев был оригинален в сво ем поведении, психологии и ценностях, насколько его жизненный путь был исключителен либо ординарен на общем фоне эпохи и той социальной среды, из которой каждый из них вышел. Некоторые из этих людей оставили после себя обширную переписку, другие - дневниковые записи либо сборники практических наставлений. Они писали для себя, для своих родных либо, гораздо реже, для более широкого круга читателей. Они стремились сохранить и передать потомкам свой жизненный опыт и житейскую мудрость, которая была источником их преуспевания и гарантией доброго имени рода. Они были прижимисты, расчетливы, часто скупы на эмоции и в то же время честны в делах и преданны родным (если только не успевали рассориться с ними из-за денег, наследства либо приданого). Ренессансный купец гордится сюим ремеслом, считает его одним из самых почетных в мире занятий и не видит в нем ни малейшей по мехи спасению души. Он полагается в делах на собственный разум. высоко ценит его и в то же время не забывает попросить о помощи у Бога. Автор удачно характернает этот тип купеческого благоче стия как праг-матиче скую религиозность.

Купец в доме, купец в семье, купец наедине с собой. Человек итальянского Возрождения не только творит, размышляет и пишет. Он также занимается торговлей, заботится о преумножении своих капиталов и защите чести рода, женится и торгуется о приданом, устраивает судьбу своих детей и заботится о родственниках. История частной жизни всеща интересна тем, что она изучает человека в сложном переплетении его жизненных связей и показывает многомерность реально сти.

И.Г. Венявкин, М. Р. Майзульс

263
Научтруд |