Научтруд
Войти

Хореографический тренаж: сущность понятия и значение в физическом воспитании бакалавров по направлению подготовки «Хореографическое Искусство»

Научный труд разместил:
Kaanbam
20 сентября 2020
Автор: Сабанцева Татьяна Виталиевна

УДК 793.3 Б01 10.17238^^998-5320.2017.29.157

Т. В. Сабанцева,

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЙ ТРЕНАЖ: СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ И ЗНАЧЕНИЕ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО»

Предпринята попытка анализа специальной литературы для определения понятия «хореографический тренаж», его структуры, основных целей и задач. Даётся подробная характеристика методов использования средств хореографического тренажа в образовательном процессе студентов по направлению подготовки «хореографическое искусство». Описана современная структурная модель физического воспитания студентов хореографических отделений.

Введение. В современном художественном образовании на всех уровнях подготовки (ДШИ, ссузы, вузы) происходят кардинальные изменения, что влечёт за собой новые требования к преподаванию различных дисциплин, к пересмотру учебных планов согласно вновь вводимым ФГОС. Так, изменения и коснулись системы высшего образования в области хореографического искусства. Неизменным остаётся только то, что одним из основных условий хореографического образования студентов-хореографов является наличие в учебном процессе комплекса специальных профильных дисциплин: классический танец, народно-сценический танец, современные направления хореографии и историко-бытовой танец. Но система физического воспитания студентов-хореографов была модернизирована и рекомендовано использование средств «хореографического тренажа» как основных для воспитания и совершенствования профессионально-значимых физических качеств. В современной системе высшего образования данный вопрос является нерешённым и поэтому обсуждение сложившейся ситуации является наиболее актуальной.

Но на сегодняшний день в хореографии отмечаются изменения, связанные с обогащением танцевальных композиций и использованием в них элементов гимнастики и акробатики. Специфика современного танца заключается в расширении хореографических движений. В последние годы в России свои хореографические номера поставили многие известные западные хореографы - У. Форсайт, Дж. Ноймайер, Н. Гелбер, а также вырос интерес к современной хореографии в постановках А. Ратманского, Б. Эйфмана. Работы этих хореографов отличаются сложными поддержками, прыжками в различные позы и специфичностью хореографических движений. В связи с этим изменилась танцевальная лексика. Так, в современных хореографических композициях, по мнению М. И. Оси-повой [21], прыжки становятся более силовыми, приближенными к спорту и требуют изменения техники исполнения, а следовательно, и методики овладения этой техникой.

По мнению М. В. Климовой [14], современный танец является синтезом различных жанров современной хореографии, спортивных элементов, актёрского мастерства и требует от танцоров высокого уровня физической подготовленности.

И. Г. Сосина [23] отмечает то, что исполнение современных танцевальных композиций требует от танцора развития ряда психомоторных качеств: подвижности (гибкости) в различных отделах тела, ног, рук (особенно в тазобедренных суставах), координации, прыгучести, устойчивости статического и динамического равновесия, мышечной силы и физической выносливости, двигательной памяти, ритмичности.

Таким образом, хореографический тренаж необходимо использовать в физическом воспитании студентов-хореографов как средство совершенствования уровня специальной физической подготовки.

Исходя из всего вышеизложенного, возникает проблема определения структуры хореографического тренажа, его содержания и методов использования средств для совершенствования профессионально-значимых физических качеств студентов хореографических отделений.

Первоначально определимся, что же такое хореографический тренаж. В специальной литературе в области хореографии нами не обнаружено однозначного определения понятия «хореографический

тренаж». В. Э. Мориц [18] в своих исследованиях характеризует классический тренаж, подразумевая под ним движения, преследующие тренировочные задачи, и, движения, разучиваемые с целью тренировки, и потому они являются элементами сценического танца. Целью классического тренажа, по мнению В. Э. Мориц, является развитие навыков, без которых невозможно овладение техникой танца, то есть выворотности и устойчивости. Таким образом, хореографический тренаж - это система тренировочных упражнений, основанных на основных видах хореографии (народный, классический, современный, историко-бытовой танцы). По определению А. Я. Вагановой [7], основную роль в подготовке студентов-хореографов играет классический танец, который «...обеспечивает воспитание тела в движении, которое может служить подспорьем в любом танцевальном решении». Классический танец (от лат. сЫъъгсиъ - образцовый) является основополагающей дисциплиной в подготовке студента-хореографа. Чтобы овладеть высоким исполнительским мастерством классического танца, необходимо познать и усвоить его природу, его средства выражения, его школу» [4, 7, 16, 18 и др.].

Школа классического танца - основа основ систематического, последовательного, методического обучения профессии студента-хореографа. По мнению Г. А. Безуглой, сегодня лексика классического танца представляет собой многомерный комплекс элементов сценического танца, сформированный преемственной пластически изустной традицией и обогащённый творчеством выдающихся балетмейстеров прошлого [5].

По мнению А. Я. Вагановой [7], классическая хореография является, прежде всего, уникальным комплексом движений, направленных на всестороннее развитие тела занимающихся: силы ног, рук, спины, гибкости суставов, эластичности мышц, устойчивости (апломба), координации, культуры движений. Использование отдельных упражнений классической хореографии здесь нецелесообразно, поскольку не производит должного эффекта. Например, известно, что в учебно-тренировочный процесс художественных гимнастов, а также фигуристов введены уроки классической хореографии, на которые тренеры предпочитают приглашать профессиональных хореографов [23, 26].

А. А. Асылмуратова подтверждает, что методика Вагановой - такой фундамент, что на нём можно построить «дом» любого стиля, от классики до модерна [2]. По её словам, «.ныне педагогический метод Вагановой стал ведущим и основополагающим методом всей русской хореографической школы.» [7].

Урок классического танца - это гармоничное воспитание пластики тела, позволяющее осваивать движения любых танцев; он определяет фундаментальную роль этого предмета в обучении [7, 9, 18].

Сегодня развитие хореографического искусства шагнуло на новый, более высокий уровень развития; требования к профессиональным данным студентов-хореографов, соответственно, возросли. Один из исследователей классической хореографии, Н. И. Тарасов, в своих трудах утверждал, что «.профессиональные качества учащихся слагаются из внешних данных: телосложение, пропорциональная стройность фигуры, рост; психофизических данных: внимание, память, воля, активность, ловкость (свободная и точная координация движений), мышечная сила, гибкость и выносливость всего двигательного аппарата.» [25].

Н. П. Базарова и В. П. Мей [20] определяют непременные условия для постижения классического танца: выворотность ног, большой танцевальный шаг, гибкость, устойчивость, вращение, лёгкий и высокий прыжок, свободное и пластическое владение руками, чёткая координация движений и, наконец, выносливость и сила. По мнению авторов, достичь всех этих качеств поможет выполнение ежедневно классического тренажа.

Как учебная дисциплина классический танец - строго структурированная система движений, которую можно освоить только «от простого к сложному», с ежедневным (системным) повторением и закреплением ранее пройденного и последовательно усложняющимся звеном в системе всего курса обучения. Повторяемость движений является доминирующим фактором всего учебного процесса [4, 7, 12].

По мнению многих авторов [4, 5, 7, 9, 12 и др.], обучение классическому танцу должно начинаться с экзерсиса, который, как и в художественной гимнастике, формирует «школу движений», то есть постановку корпуса, рук и головы, общую координацию движений, развивает силу и подвижность в суставах.

Традиционно урок классической хореографии в женском классе состоит из четырёх частей: 1) экзерсис у станка; 2) экзерсис на середине; 3) прыжковая подготовка; 4) занятия на пуантах («пальцевая» техника). Именно такой структуры урока придерживаются педагоги в хореографических

училищах и балетных труппах. Для извлечения максимальной пользы от классического тренажа артистки балета повторяют все перечисленные разделы ежедневно [7, 9, 16].

Одной из профилирующих дисциплин в системе подготовки студентов хореографических отделений является народный танец. По мнению А. В. Лопухова, А. В. Ширяева и А. И. Бочарова [17], проходя курс народного танца, учащийся тренирует всё своё тело, расширяет диапазон своих технических возможностей. Исследователи в данной области [10, 15, 17] отмечают, что содержание «народного» тренажа насыщено многообразием координационных движений рук, ног, головы и корпуса.

Также следует выделить в системе подготовки студентов хореографических дисциплин и современный танец, который отличается своей школой и техникой исполнения [19]. Как отмечают исследователи данного направления [13, 20, 22 и др.], содержание данной дисциплины отличается многообразием пластических движений, требующих хорошей физической подготовленности от исполнителей.

Историко-бытовой и бальный танец, наряду с классическим и народно-сценическим, являются частью мировой хореографической культуры. «Историко-бытовой и бальный танец» являются обязательной учебной дисциплиной в системе высшего хореографического образования. Особенности изучения данной дисциплины заключаются в сочетании теоретических и практических занятий. В программе предусматривается ознакомление студентов с наиболее важными событиями из жизни данной эпохи, доминирования традиционной народной культуры, с костюмами и украшениями того времени, а также со стилевыми особенностями танцев. Наиболее подробно в программе уделено внимание изучению танцевальной культуры XIX века. XIX век - это эпоха массовых бальных танцев, ритмически живых и естественных. Именно в это время начинается совершенствование и подлинная слава танца. По мнению исследователей в области хореографии [8, 11], данный вид хореографии, прежде всего, направлен на развитие гибкости, устойчивости и координации.

Из подробного анализа средств «хореографического тренажа» следует, что хореографические упражнения, прежде всего, развивают координацию, гибкость и силу ног. Следовательно, хореографический тренаж - это совокупность хореографических упражнений, целенаправленно воздействующих на развитие опорно-двигательного аппарата человека.

Проведём анализ для определения приоритетного соотношения развития физических качеств, значимых в хореографической деятельности. Для этого нами было проведено анкетирование студентов кафедры хореографии ОмГУ им. Ф. М Достоевского (п = 72) и выявлено соотношение приоритетов (рис. 1).

Рис. 1. Приоритетная значимость физических способностей в хореографии

Полученные результаты свидетельствуют о том, что для овладения тем или иным направлением хореографического искусства необходимо совершенствовать следующие физические способности: силовые и координационные способности, гибкость и скоростные способности.

Итак, а теперь рассмотрим современную систему физического воспитания студентов-хореографов (рис. 2). Анализ структурной модели показывает, что определённый комплекс дисциплин в образовательном процессе студентов-хореографов отвечает за физическое воспитание и направлен на совершенствование уровня специально-физической подготовленности. Как утверждает А. С. Алаева [1], в физическом воспитании хореографические упражнения вырабатывают гармоничность движений и поз, пластику и динамику движений, темп и ритм движений, предназначенных для решения задач развития координационных способностей, повышения выносливости, воспитания эстетических качеств. Варьирование танцевальных элементов, прыжков, поворотов и равновесий в их сочетании развивает необходимые физические способности занимающихся.

Рис. 2. Структурная модель физического воспитания студентов-хореографов

Н. Б. Тарасов [24] утверждает, что важнейшими задачами современной хореографии являются не только развитие высокого уровня исполнительского мастерства, но и своевременное определение функционального состояния организма, показателей здоровья и изменений опорно-двигательного аппарата занимающихся танцем детей и подростков, внесение коррекции в образовательный процесс и проведение восстановительных мероприятий.

Анализ специальной литературы и современных исследований в области хореографии показал, что хореографические упражнения целенаправленно воздействуют на совершенствование физических качеств и способностей занимающихся. Необходимо лишь грамотное и дозированное сочетание хореографических упражнений различных танцевальных направлений.

Завершить хотелось бы словами известного балетмейстера и педагога В. Тихомирова [25]: «.танец очень легко может перейти в физкультуру, стоит только лишить его художественной атмосферы, тесно связанной с одухотворённорстью». Современный хореограф М. Бежар [6] говорит: «.был спорт, было кино, было тело и мечта - танец предложит спортивные номера, но он соединит физическую культуру, спортивные достижения с эмоциональным потрясением, люди нуждаются в эмоциях, лиризме».

Вывод. Таким образом, средства хореографического тренажа могут выполнять функцию средств физического воспитания лишь тогда, когда целенаправленно разработаны специальные хореографические упражнения, направленные на совершенствования профессионально-значимых физических способностей. Следовательно, можно сделать вывод, что современная модель организации системы физического воспитания студентов-хореографов, состоящая из комплекса дисциплин различных танцевальных направлений, является наиболее оптимальной и результативной по достижению высоких образовательных результатов.

Библиографический список

1. Алаева А. С. Гимнастика: методика проведения строевых и общеразвивающих упражнений : монография. - Омск: ФГОУ СПО «Омское государственное училище Олимпийского резерва», 2005. - 66 с.
2. Асылмуратова А. А. Методика Вагановой - фундамент для дома любого стиля // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. - 2001. - № 9. - С. 8-10.
3. Бака Р. Региональные особенности формирования физической культуры студентов. - СПб.: Стратегия будущего, 2008. - 140 с.
4. Барышникова Т. К. Азбука хореографии. - СПб.: РЕСПЕКТ : ЛЮКСИ, 1996. - 256 с.
5. Безуглая Г. А., Ковалева Л. В. Единство музыки и хореографии: роль выразительных средств музыки в постижении знаковой образности лексики классического танца // Хореографическое образование на рубеже XXI в. : опыт, проблемы, перспективы развития: материалы и статьи 1-й Всерос. науч-практ. конф. / отв. ред. М. Н. Юрьева. - Тамбов : Першина, 2005. - С. 107-111.
6. Бежар М. Мгновение в жизни другого. - М.: Союзтеатр, 1989. - 237 с.
7. Ваганова А. Я. Основы классического танца. - Л.: Искусство, 2005. - 208 с.
8. Васильева-Рождественская М. В. Историко-бытовой танец : учеб. пособие. - М.: ГИТИС, 2005. - 386 с.
9. Валукин Е. П. Системный подход к обучению мужскому классическому танцу : автореф. дис. .канд. искусствовед. - М.: ГИТИС. 1992. - 243 с.
10. Гусев Г. П. Методика преподавания народного танца : (танцевальные движения и комбинации на середине зала). - М. : ВЛАДОС, 2004. - 207 с.
11. Есаулов И. Г. Устойчивость и координация в хореографии. - Ижевск: Изд-во Удмуртского университета, 1992. - 130 с.
12. Звездочкин В. А. Классический танец. - Ростов н/Д.: Феникс, 2003. - С. 14.
13. Зенина Н. Н. Краткая методика преподавания модерн-джаз танца: для начинающих (1 год обучения, базовый уровень) ; обл. Дом народного творчества Кировский. - Киров, 2007. - 48 с.
14. Климова М. В Содержание и методика подготовки юных танцоров: на примере эстрадно-сценического танца : автореф. дис.. канд. пед. наук. - Белгород, 2009. - 24 с.
15. Климов А. А. Основы русского танца. - М. : Искусство, 1994. - 270 с.
16. Костровицкая В. С. 100 уроков классического танца : (с 1 по 8 кл.) : учеб. пособие [для вузов]. - изд. 3-е, испр. - СПб. [и др.] : Лань : Планета музыки, 2009. - 320 с.
17. Лопухов А. В., Ширяев А. В., Бочаров А. И. Основы характерного танца. - СПб.: Лань, 2010. - 344 с.
18. Мориц В. Э., Тарасов Н. И., Чекрыгин А. И. Методика классического тренажа. - СПб.: Лань, 2009. - 376 с.
19. Никитин В. Ю. Стретчинг в профессиональном обучении хореографии : монография. - М., 2005. - 107 с.
20. Никитин В. Ю. Композиция урока и методика преподавания модерн-джаз танца. - М.: Один из лучших, 2006. - 253 с.
21. Осипова М. И. Профессиональная подготовка будущих артистов балета к исполнению прыжковых движений : автореф. дис. . канд. пед. наук. - СПб. : [б. и.], 2011. - 24 с.
22. Полятков С. С. Основы современного танца. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 80 с.
23. Сосина В. Ю. Хореография в гимнастике. - М.: Искусство, 2009. - 97 с.
24. Тарасова Н. Б. Теория и методика преподавания народно-сценического танца. - СПб. : ИГПУ, 1996. - 45 с.
25. Тарасов Н. И. Основные принципы преподавания классического танца. Сб. Кафедра хореографии ГИТИСа: вчера, сегодня, завтра... - М.: Искусство, 1996. - 156 с.
26. Тихомиров В. Артист. Балетмейстер. Педагог. - М.: Искусство, 1971. - 391 с.
27. Шипилина И. А. Хореография в спорте. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004. - 224 с.

T. V. Sabantseva,

Candidate of Pedagogic Sciences, e-mail: sabtv@mail.ru Dostoevsky Omsk State University, 55a Prospekt Mira, Omsk, 644077, Russian Federation

CHOREOGRAPHIC TRAINING: THE CONCEPT ESSENCE AND IMPORTANCE IN PHYSICAL EDUCATION OF BACHELORS OF THE «HOREOGRAPHIC ART» TRAINING

DIRECTION

Attempts are made to analyze specialized literature to define the concept of "choreographic training", its structure, main goals and tasks. It is given a detailed description of the methods of using the means of choreographic training in the educational process of students in the direction of training "choreographic art". The modern structural model of physical education of students of choreographic departments is described.

References

1. Alaeva A. S. Gimnastika: metodika provedenija stroevyh i obshherazvivajushhih uprazhnenij : monografija. [Gymnastics: Methodology for conducting and general development exercises]. Omsk, Omskoe gosudarstvennoe uchilishhe Olimpijskogo rezerva Publ., 2005. 66 P.
2. Asylmuratova A. A. Vaganovas Methodology - the foundation for a house of any style. VestnikAkademii Russkogo baleta im. Vaganovoj A. Ja. 2001. no. 9. 8-10 pp.
3. Baka R. Regional&nye osobennosti formirovanija fizicheskoj kul&tury studentov. [Regional features of formation the physical education of students]. Saint Petersburg, Strategija budushhego Publ., 2008. 140 P.
4. Baryshnikova T. K. Azbuka horeografii. [The ABC of choreography]. Saint Petersburg. : Respect, Luxy Publ., 1996. 256 p.
5. Bezuglaja G. A., Kovaleva L. V. Unity of music and choreography: the share of expressive means of music in comprehending of the significant imagery of the classical dance lexicon. Choreographic education at the turn of the century XIX. : experience, problems, development prospects: materials and articles.1-j Vseros. nauch-prakt. konf. Tambov : Pershina Publ., 2005. 107-111 pp.
6. Bezhar M. Mgnovenie v zhizni drugogo. An instant in anybody&s life. Moscow : Sojuzteatr Publ., 1989. 237 p. (In Russ.).
7. Vaganova A. Ja. Osnovy klassicheskogo tanca. [Fundamental of classical dance]. L: Art Publ., 2005. 208 p. (In Russ.).
8. Vasil&eva-Rozhdestvenskaja M. V. Istoriko-bytovoj tanec. [Historical and everyday dance]. Moscow : GITIS Publ., 2005. 386 p.
9. Valukin E. P. Sistemnyj podhod k obucheniju muzhskomu klassicheskomu tancu. [A systematic approach to training male classical dance]. Avtoref. dis. kand. iskusstvoved. Moscow : GITIS Publ., 1992. 243 p. (In Russ.).
10. Gusev G. P. Metodika prepodavanija narodnogo tanca : tanceval&nye dvizhenija i kombinacii na seredine zala. [Methodology of teaching folk dance]. Moscow : Vlados Publ., 2004. 207 p. (In Russ.).
11. Esaulov I. G. Ustojchivost& i koordinacija v horeografii. [Stability and coordination in choreography]. Izhevsk : Udmurt University Publ., 1992. 130 p. (In Russ.).
12. Zvezdochkin V. A Klassicheskij tanec. [Classical dance]. Rostov-on-Don : Feniks Publ., 2003. 14 p. (In Russ.).
13. Zenina N. N. Kratkaja metodika prepodavanija modern-dzhaz tanca: dlja nachinajushhih (1-god obuchenija, bazovyj uroven&). [Brief methodology of teaching modern jazz dance: for beginners]. Kirov, 2007. 48 p. (In Russ.).
14. Klimova M. V Soderzhanie i metodika podgotovki junyh tancorov: na primere jestradno-scenicheskogo tanca: avtoref. dis. kandid. ped. nauk. [The contents and a technique of training of young dancers: on an example of variety stage dance]. Belgorod, 2009. 24 p. (In Russ.).
15. Klimov A. A. Osnovy russkogo tanca. [Fundamentals of Russian Dance]. Moscow: Iskusstvo Publ., 1994. 270 p. (In Russ.).
16. Kostrovickaja V. S. 100 urokov klassicheskogo tanca. [100 lessons of classical dance]. Saint Petersburg : Lan&, Planeta muzyki Publ., 2009. ed. 3. 320 p. (In Russ.).
17. Lopuhov A. V., Shiijaev A. V., Bocharov A. I. Osnovy harakternogo tanca. [Fundamentals of specific dance]. Saint Petersburg : Lan& Publ., 2010. 344 p. (In Russ.).
18. Moric V. Je., Tarasov N. I., Chekrygin A. I. Metodika klassicheskogo trenazha. [Methods of classical training]. Saint Petersburg: Lan& Publ., 2009. 376 p. (In Russ.).
19. Nikitin V. Ju. Stretching v professional&nom obuchenii horeografii. [Stretching in the professional choreography training]. Moscow, 2005. 107 p. (In Russ.).
20. Nikitin V. Ju. Kompozicija uroka i metodika prepodavanija modern-dzhaz tanca. [The lesson composition and the methods of teaching modern jazz dance]. Moscow : Odin iz luchshih Publ., 2006. 253 р. (In Russ.).
21. Osipova M. I. Professional&naja podgotovka budushhih artistov baleta k ispolneniju pryzhkovyh dvizhenij: avtoref. dis. kand. ped. nauk. [Professional training of future ballet dancers for the performance of jumping movements] . Saint Petersburg, 2011. 24 p.
22. Poljatkov S. S. Osnovy sovremennogo tanca. [Fundamentals of modern dance]. Rostov-on-Don : Feniks Publ., 2006. 80 p. (In Russ.).
23. Sosina V. Ju. Horeografija v gimnastike. [Elements of choreography in gymnastics]. Moscow: Iskusstvo Publ., 2009. 97 p. (In Russ.).
24. Tarasova N. B. Teorija i metodika prepodavanija narodno-scenicheskogo tanca. [Theory and methods of teaching folk-stage dance]. Saint Petersburg: IGPU Publ., 1996. 45 p. (In Russ.).
25. Tarasov N. I. Osnovnye principy prepodavanija klassicheskogo tanca. [Basic principles of teaching classical dance]. Saint Petersburg : GITIS Publ., Moscow : Iskusstvo Publ., 1996. 156 p. (In Russ.).
26. Tihomirov V. Artist. Baletmejster. Pedagog. [The artist. The thoreographer. The teacher]. Moscow: Iskusstvo Publ., 1971. 391 p. (In Russ.).
27. Shipilina I. A. Horeografija v sporte. [Elements of choreography in sport]. Rostov-on-Don : Feniks Publ., 2004. 224 p.

Поступила в редакцию 29.05.2017 © Т. В. Сабанцева, 2017

Автор статьи: Татьяна Виталиевна Сабанцева, кандидат педагогических наук, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, 644077, Омск, пр. Мира, 55а, e-mail: sabtv@mail.ru

Рецензенты:

Н. И. Быкова, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой кино-, фото-, видеотворчества, заместитель декана по научной и международной деятельности, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского.

Т. И. Эпп, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры физвоспитания, Омский государственный педагогический университет.

ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЙ ТРЕНАЖ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА СТУДЕНТ-ХОРЕОГРАФ МОДЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ choreographic training special physical qualities student-choreographer model of physical education
Другие работы в данной теме: