Научтруд
Войти

Благотворительные организации города Грозного в социокультурном пространстве России во 2-й половине ХIХ - начале ХХ века

Автор: указан в статье

УДК 947.081 (471.6)

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ГОРОДА ГРОЗНОГО В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИИ ВО 2-й ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX века

© 2010 г. Б.В. Туаева

Владикавказский институт управления, Vladikavkaz Institute of Management,

ул. Бородинская, 14, г. Владикавказ, 362027, Borodinskaya St., 14, Vladikavkaz, 362027,

viu-online@mail. ru viu-online@mail. ru

Рассматривается деятельность благотворительных и культурно-просветительских обществ на Северном Кавказе во второй половине XIX - начале XX века на примере города Грозного. Отражены мотивация и актуальность функционирования добровольных организаций; раскрывается их роль и место в становлении городского социокультурного ландшафта.

This article dissects the activity of charitable, cultural and educational organizations in the North Caucasian region in the 2nd half of the XIXth - the beginning of the XXth centuries in town Grozny. The article reflects the motivation and the urgency of the functioning of the voluntary organizations; it reveals the voluntary organizations& part and place in social and cultural areas.

Сегодня проблемы урбанизации интересуют всех, ведь трудно указать другую область знания, где бы столь велик был разброс взглядов, мнений и концепций не только о путях формирования градообразова-тельных процессов, но даже в оценке существующих тенденций; при этом сохраняются актуальность и важность задач прогнозирования и управления ими.

С самого начала процесса градоообразования на Северном Кавказе шло формирование многонациональных поселений, где должны были проживать люди различных этнических групп, разного социального уровня, вероисповедания. Образование системы городов-крепостей позволило Российскому правительству участвовать в формировании городского народонаселения. Начало промышленного развития Северного Кавказа, рост торговых и торгово-промышленных центров способствовали притоку населения в города. Мигранты ломали сложившуюся структуру населения города; горожане вовлекалось в торгово-промышленную деятельность и все более теряли сословный облик. Так, крестьянин, становясь городским жителем, превращался в промышленного рабочего или служащего, предпринимателя. Дворяне же выступали не только как высшие чиновники, администраторы, но и как владельцы недвижимостью, рантье. В городском пространстве интенсивно шел процесс классобразования, размывавший сословные ограничения. Формирование социокультурного ландшафта северокавказских городов также отличалось рядом характеристик, обусловленных не столько сословным, сколько этническим и конфессиональным разнообразием. Капиталистическое развитие и урбанизацион-ные процессы привели к модернизации общественно-культурной среды, активной составляющей которой была деятельность добровольных общественных, благотворительных и культурно-просветительских организаций. Их появление в пореформенной России было закономерным явлением, поскольку государственная власть отдала на откуп общественности некоторые сферы социальной и культурной жизни.

Возрождение благотворительности в современной России актуализирует научное познание и теоретическое осмысление богатейшего исторического опыта. Проблема привлекает внимание историков, социологов, психологов, культурологов и других специалистов, которые ставят вопрос о необходимости формирования нового научного направления, связанного с междисциплинарным изучением прошлого и настоящего благотворительности - ее исторических традиций, современных форм и перспектив развития.

Немногочисленные исследования молодых северокавказских городов, в частности Грозного, посвящены в основном истории формирования городских поселений, экономическим и политическим аспектам. Среди них выделяются исторические очерки «Город Грозный», где авторы исследуют историю основания крепости Грозной, анализируют причины и последствия миграционных потоков и формирования городской культурно-общественной среды [1]. Краткий обзор культуры, экономики и социальной сферы до-

революционного Грозного содержится в работах Н.Ш. Шабаньянца, Н.П. Гриценко, Л.В. Куприяновой, а также в коллективном труде «История народов Северного Кавказа (конец XVIII века - 1917 год)» [2].

Значительную источниковую базу нашего исследования составили архивные документы, на основе которых сделаны выводы и обобщения. Основная часть материалов по истории и культуре городов Терской области, в состав которой входил и город Грозный, хранится в различных фондах Центрального государственного архива Республики Северная Осетия-Алания. В фонде «Терское областное правление по обществам и союзам» отложились уставы, отчеты, протоколы заседаний различных культурно-просветительских, научных, благотворительных, национальных, спортивных и других обществ, сословных клубов, профессиональных сообществ. Отчеты попечительских советов по состоянию отдельных учебных заведений, национальных школ и библиотек содержат информацию об образовании, общественной жизни, культурно-просветительской деятельности интеллигенции Владикавказа, Грозного, Кизляра, Пятигорска, Кисловодска, Георгиевска, Хасав-Юрта.

Крепость Грозная с начала XIX в. играла важную роль для чеченцев, гребенских казаков и западных кумыков. Первый камень в её основание был заложен 10 июня 1818 г. Она создавалась в сложных политических условиях: левый фланг Кавказской линии, проходивший по Тереку, потерял свое первоначальное значение; восстания в Кабарде, Осетии делали торговый путь Центральный Кавказ - Закавказье небезопасным. Чтобы продвинуться дальше в предгорье Кавказа и обезопасить дорогу Владикавказ - Тифлис, правительство решило создать новую линию укреплений, главным образом по р. Сунже [3]. Вокруг крепости стали возникать поселения, которые послужили основой будущего города. Грозная постепенно превращалась для горцев, а затем для казаков в административный и экономический центр. Сюда они везли продукты своего хозяйства и изделия ремесла, покупали соль, промышленные товары, участвовали в межэтническом диалоге и приобщались к общероссийской культуре.

30 декабря 1869 г. крепость переименовывается в город Грозный. С этого момента он становится центром Грозненского округа, входившего в состав Терской области. Но жителям Грозного пришлось ждать еще год, прежде чем был официально подтвержден статус города. Указ был опубликован в начале февраля 1870 г., с 1 января 1871 г. вводилось новое административное устройство Терской области [1, с. 40].

Грозный, которому с открытием в его окрестностях нефти многие пророчили небывалый расцвет, долгое время влачил жалкое существование и был беднее всех городов Терской области. Большая часть доходов от нефтеперерабатывающей промышленности шла Терскому казачьему войску, которое считалось владельцем земель возле Грозного. Однако рост численности горожан в конце XIX - начале XX в. все же был значительным. В 1871 г. населении горо-

да составляло 4 000 чел., в 1875 г. - 9 000, в 1897 г. -15 564 чел.; в предреволюционный период - 45 000 (из них 3 000 чеченцев) [1].

Этнический состав Грозного в основном был сформирован русскими и горцами, среди последних доминировали чеченцы. Городские сословия представляли крестьяне, российские и иностранные промышленники, военные, купцы, духовенство и проч. Важную роль в культурном развитии в изучаемый период играла местная интеллигенция, численность которой постоянно возрастала. Самым многочисленным ее отрядом было учительство, затем - чиновники административных учреждений, врачи, адвокаты, инженеры, офицеры.

По инициативе интеллигенции со второй половины XIX в. во всех городах Северного Кавказа создавались и функционировали культурно-просветительские, научно-любительские, профессиональные и благотворительные общества. Культурно-просветительские общества были либо подведомственны правительству, т.е. созданы по его инициативе и иногда даже наделены правительственными функциями, либо образованы благодаря социальной активности людей и прошли процедуру организованного оформления в государственных органах.

По данным на 1917 г. в Терской области насчитывалось 74 различных общества. Культурно-просветительскую и благотворительную деятельность в деле образования вели Грозненское общество вспомоществования учащимся, Общество попечения о сиротах и бедных детях города Грозного, Общество призрения сирот и бесприютных девочек, учрежденное в память 300-летия царствования Дома Романовых, Грозненская общественная библиотека [4].

С 1904 по 1908 г. в Грозном возникают сразу несколько благотворительных обществ. Среди них: Общество вспомоществования нуждающимся учащимся Грозненского двухклассного железнодорожного училища, Общество попечения о сиротах и бедных детях города Грозного, Общество вспомоществования учащимся города Грозного и ст. Грозненской.

Целью Общества вспомоществования учащимся города Грозного и ст. Грозненской было «попечение о недостаточных учащихся» данного района. В Уставе оговаривалось, что помощь может быть оказана и тем, кто «для продолжения образования поступают в другие учебные заведения, не входящие в район деятельности Общества» [5, л.7]. Общество образовалось в 1904 г. и просуществовало долгое время, несмотря на то, что в 1906 г. ему было отказано в официальной регистрации. В постановлении Терского областного присутствия отмечалось: «29 декабря 1906 года... имело суждение по поводу заявления членов Правления Грозненского Общества вспомоществования учащимся о внесении Устава в реестр Областного по делам об обществах Присутствия. постановило. ввиду несоблюдения требований (Правил) в регистрации отказать.».

И все же члены Общества продолжили свою деятельность. Они оказывали большую поддержку бедным ученикам. Помощь выражалась различными благотворительными акциями: «а) взносом платы за обучение; б) бесплатной выдачей книг и учебных пособий и продажей таковых ученикам по удешевленной цене; в) снабжением одеждой, пищей, приютом неимущих, если они не могут приобретать их собственным трудом; г) содействием и приисканием нуждающимся занятий; д) снабжением бедных больных медицинскими пособиями. ж) учреждением и открытием для бедных учеников столовых, дешевых квартир, общежитий, склада учебных книг и пособий. з) устройством и содержанием читален и библиотек» [5, л. 7 об.].

Общество сумело охватить и оказать помощь не только большому количеству образовательных учреждений, но и учащимся. В списках о выданных пособиях фигурировали реальное училище и женская гимназия, Пушкинское училище и Мариинское женское училище, горская и ремесленная школы, станичное и железнодорожное училища, стипендиаты и учащиеся вне Грозного и многие другие. В таблице приводятся общие сведения о выданных Обществом денежных и материальных взносах за пять лет (с 1904 по 1909 г.).

Финансовый отчет о деятельности Грозненского общества вспомоществования учащимся

1904 - 1909 гг. [6]

Образовательные учреждения Пособие взносом платы за право учения, выдачей одежды, обуви и другие пособия, р.

Реальное училище 1 998, 53

Женская гимназия 2 050, 17

Пушкинское училище 1 121, 75

Мариинское (бывшее двухклассное женское) училище 667, 45

Горская школа 201, 50

Ремесленная школа 327, 25

Станичное училище 265, 12

Железнодорожное училище 49, 00

Другие школы 186, 30

Учащиеся вне Грозного 130, 90

Стипендиаты 685, 00

Субсидии школам 1 005,27

Всего 9 047,14

Цифры свидетельствуют о неоценимом вкладе в дело образования данного Общества. Средства изыскивались различными способами: доходы «от капиталов и имуществ Общества; членских взносов; пожертвований членов Общества и посторонних лиц, а также различных учреждений, как деньгами, так и вещами; отказом по духовным завещаниям; доходов с устраиваемых... драматических представлений, литературных чтений, публичных лекций, концертов и т.п.» [5, л. 15 об.].

3 октября 1906 г. было зарегистрировано Общество попечения о сиротах и бедных детях города Грозного. Оно считало нужным «оказывать всякого рода помощь сиротам и детям бедных родителей всех сословий и вероисповеданий в районе г. Грозного и прилегающих к нему нефтяных промыслов» [7, л. 2]. Для достижения этой задачи Общество, по мере возрастания средств, могло устраивать «.первоначальную школу, мастерские с преобразованием. в профессиональную школу или же помещать детей в существующие школы и частные мастерские» [7, л. 20].

Общество попечения о сиротах и бедных детях на первом собрании избрало комитет, включающий председателя, восемь членов и четыре кандидата, секретаря, казначея. Председателя, казначея и секретаря члены комитета выбирали «ежегодно из своей среды и из лиц обоего пола». Средства Общества попечения должны были «образовываться из ежегодных или единовременных членских взносов; из пожертвований деньгами, вещами, всякими предметами.; из доходов с устраиваемых. спектаклей, концертов, базаров, публичных лекций и кружечного сбора» [7, л. 20 об.].

Не менее важные задачи ставило перед собой и Общество вспомоществования нуждающимся учащимся Грозненского двухклассного железнодорожного училища, хотя круг его деятельности и был ограничен: Общество сосредоточило свои усилия на помощи учащимся конкретного учреждения. Но по мере становления могло оказывать помощь уже и тем, кто «...для продолжения образования поступает в другие учебные заведения, не входящие в круг деятельности Общества» [8, л. 5]. Данные приводились с существенной оговоркой, что «помощь может быть оказываема в таком случае лишь единовременно и только таким из оканчивающим курс, которые заслуживают того по их поведению, выдающимся способностям и успехам...» [8, л. 5]. Общество оказывало помощь взносом платы за обучение, выдачей книг и учебных пособий, снабжением одеждой, пищей, приютом, открытием общежития для приезжающих с линии учащихся. Помощь Общества распространялась не только на поддержание материальной стороны учащихся, но и на «удовлетворение их духовных потребностей: устройство ученических экскурсий, детских елок и других разумных и полезных развлечений.» [8, л. 5].

В 1907 г. в Грозном образовалось профессионально-благотворительное общество, объединявшее служащих торгово-промышленных предприятий. Учредителями его выступили «житель Батумской области сел. Смекаловки Николай Гаврилович Кобылев» и «грозненский мещанин Николай Васильевич Б-ов» [9,

л. 3 об.]. Правление Общества находилось в самом Грозном, но круг его деятельности охватывал станицу, заводы и нефтяные промыслы. Оно стремилось помочь действенными акциями: выдачей единовременных пособий, ссуд, пенсий; защитой интересов «малолетних служащих»; оказанием врачебной и юридической помощи и т.п. Для «духовного потребления» предполагалось организовывать танцевальные, музыкальные и литературные вечера, любительские спектакли. На публичные лекции, курсы и чтения планировалось приглашать специалистов.

Средства на свою деятельность Грозненское общество могло получать как со вступительных и годовых членских взносов, так и «из чистой выручки, получаемой от устройства различного рода вечеров, спектаклей, концертов» [9, л. 5 об.].

Немаловажная роль в становлении полиэтничного городского социокультурного ландшафта отводилась и театрально-музыкальному искусству. Особенностью культурной сферы общества северокавказского города было то, что городской театр стал основой появления осетинского, армянского, грузинского, еврейского, кабардинского и других национальных драматических кружков и театральных обществ. Кроме культурного просветительства театральные общества выполняли функцию внутриэтнической коммуникации, удовлетворяя потребности людей в земляческом общении, что было особенно актуально в условиях ино-этнической среды.

Активную культурную и благотворительную практику имело Общество любителей театрального искусства в Грозном. Официальное утверждение его состоялось 6 октября 1877 г., хотя возникло оно несколько раньше. Первые четыре года после утверждения Устава дела общества шли блестяще. Спектакли, даваемые любителями, приносили большие сборы. Доходы с каждым спектаклем, которых иногда давалось по два на одной неделе, заметно возрастали. Со временем встал вопрос о необходимости постоянного помещения под театр. Взяв ссуду в размере 6 тыс. р. «в местном банке» и обязавшись восполнить долг из «послеспектальных сборов», Общество построило кирпичное здание. После утверждения Устава учредители Общества «перенесли свои спектакли в это здание» [10, с. 198].

Но со временем Общество любителей театрального искусства стало получать нарекания со стороны общественности. Имея цели распространения театрального искусства и оказания помощи нуждающимся горожанам, оно не публиковало «своих отчетов в "Терских Ведомостях", как это требуется 11 параграфом Устава». Неизвестными оставались и размеры помощи нуждающимся. Кроме того, театральное Общество являлось крайне изолированным: его членами могли быть лишь люди, помогающие «сценическому делу постоянною игрою на сцене и оказывающие обществу услуги или временным участием на сцене, или материальными пособиями». Однако театральная жизнь Грозного не прекращалась, о чем свидетельствует периодическая печать. В январе 1885 г. был дан спектакль «любите-

лями», «доход составил 160 руб. 50 коп.; расход - 89 руб. 50 коп. Остаток передан для распределения между бедными города...» [11].

Любительские театральные труппы продолжали оказывать благотворительную помощь. Задаче приобщения к культурной жизни отвечали и появившиеся музыкальные общества. Особой популярностью в Грозном пользовалось Общество любителей музыки при Воздвиженском военном клубе. Оно было «весьма невелико». Преобладающим элементом являлось «военное сословие почти всех родов оружия». Несмотря на это в дни концертов собирались полные залы. Так, 22 февраля 1883 г. состоялся очередной вокально-музыкальный концерт «в пользу бедных, организованный по инициативе В.И. К-го». Почти весь «наличный персонал офицеров тех частей войск, которые расположены в слоб. Воздвиженской, был на концерте». Концерт прошел «блестяще» с участием «даровитых» пианисток г-жи К. и Г., певца К. и капельмейстера драгунского Переяславского полка г. Галлерса, игравшего на «редком венгерском инструменте цитра» [10, с. 152 - 154]. Концерт привлек, за полным отсутствием «серьезных развлечений», 87 человек слушателей. Денег было выручено 43 рубля 50 копеек, из них 30 рублей были переданы в пользу бедных. Что касается входного билета, то с согласия всех членов любителей музыки бралась плата в 50 копеек. Этот факт сделал «входную плату доступной.даже для чеченцев и мелких торговцев».

Позднее было образовано Грозненское музыкальное общество. Но оно не успело себя зарекомендовать и дало лишь один вокально-музыкальный концерт. А в 1909 г. произошло еще одно культурное событие -создание Грозненского общества любителей духовного и светского хорового пения. Его устав был официально утвержден начальником Терской области 18 февраля [12, л. 37 - 41]. Учредителями выступали люди, представляющие различные слои населения: настоятель Грозненского собора протоирей И.Г. Попов, Грозненский голова П.Г. Котров, сотник В.Г. Зан-кисов, купец г. Св. Креста Ставропольской губернии Я.П. Чернявский, грозненский купец И.П. Маликов, старший делопроизводитель управления Грозненского округа И.З. Щербаков и др.

При создании Общества духовного и светского хорового пения преследовались цели «улучшить и поддерживать хоровое пение в Грозненском соборе для благополучия церковного Богослужения и для привлечения прихожан к более частому и усердному посещению Богослужения и таким образом способствовать оживлению религиозно-нравственной жизни в приходе», а также «для поддержания и развития русской народной поэзии» [12, л. 37 об.]. Общество состояло из «неограниченного числа лиц обоего пола, всех званий, состояний, вероисповеданий». Члены Общества разделялись на «почетных, действительных и соревнователей». Почетными членами считались лица, сделавшие «значительные пожертвования в пользу Общества», действительными членами - лица,

ежегодно уплачивающие взносы «не менее 3 рублей», пожизненными действительными членами - лица, внесшие единовременно «не менее 60 рублей»; членами-соревнователями - лица, ежегодно уплачивающие «меньше 3-х рублей». Но звание действительного члена могло быть присвоено и без внесения определенной денежной суммы. Это были люди, которые «безвозмездно» содействовали целям Общества, например, медики, принявшие «на себя обязательства бесплатного пользования певческого хора», или лица, принимающие «участие в хоровом пении бесплатно». Средства Общества состояли как из членских взносов, доходов от капиталов, пожертвований, ежемесячной «платы, отпускаемой Грозненским Собором», так и доходов от устраиваемых «драматических представлений, литературных чтений, публичных лекций, концертов и т.п.» [12, л. 38]. Выполняя религиозно-культурную миссию, Общество тем не менее способствовало и просветительскому делу.

Владикавказ как экономический и культурный центр Терской области стал аккумулятором всех новых проявлений общественной жизни. Одной из первых возникших организаций с научной направленностью было Медицинское общество. Еще в 1890 г. журнал «Кавказский календарь» писал об Императорском Кавказском медицинском обществе. Покровителем выступал великий князь Михаил Николаевич. Общество к этому времени насчитывало 474 члена и имело отделы в городах Северного Кавказа [13].

В начале XX в. представители грозненской интеллигенции, объединив свои усилия, образовали свое медицинское общество. Учредителями выступили врачи Рутенберг, Смолевич, Владимиров, Копытко, Поля-пин, Заградский и провизор Тези [14, л. 11 - 14 об.]. Общество ставило широкие задачи: «а) изучение города Грозного Округа в санитарном отношении и составление его медицинской топографии; б) изучение условий, под влиянием которых развиваются и поддерживаются в этом городе эпидемические и другие болезни, с изысканием средств к предупреждению или ограничению их; в) собирание и ученая разработка статистических материалов о болезненности и смертности; д) устройство публичных чтений и издание популярных сочинений, в видах распространения в народе здравых понятий по гигиене.» [14, л. 13]. Для совершенствования профессиональных навыков вводилась практика взаимопосещений или «взаимное друг другу сообщение в заседаниях устно или письменно разных практических наблюдений о характере и ходе господствующих в разное время года болезней и об оказавшемся наиболее успешном способе их лечения, о важнейших операциях». Все новшества в области медицины выносились членами на обсуждение. Общество закупало новые медицинские инструменты, выписывало специальные периодические издания, планировало открыть свою библиотеку-читальню.

Грозненское медицинское общество состояло в основном из представителей врачебных профессий. В Уставе оговаривалось, что «почетными членами» могли быть лица и «не принадлежащие к указанным категори-

ям», но оказавшие услуги «врачебной науке или обществу выдающимися научными трудами или крупными материальными пожертвованиями» [14, л. 13 об.].

Благотворительность на рубеже XIX - XX вв. приобретала значительные масштабы. Правительство выделяло совершенно недостаточные средства на развитие народного образования, здравоохранения и социального обеспечения. Функционирование этих сфер было невозможно без частной благотворительности. В северокавказских городах свою деятельность осуществляли различные благотворительные комитеты и общества. Помимо ежегодных и разовых взносов общества устраивали народные гулянья, любительские спектакли, концерты и другие благотворительные акции с целью поддержать нуждающихся. Городские культурно-просветительские общества были представлены различными национальностями, в их работе участвовала, как правило, русская интеллигенция. Местные власти стремились расширить благотворительную деятельность горожан, привлечь их к решению социальных проблем. С этой целью создавались благотворительные организации, общества попечения о сиротах и бедных детях, приюты для престарелых.

Литература

1. Город Грозный. Популярные очерки истории / сост. А.И. Казаков. Грозный, 1984.
2. Шабаньянц Н.Ш. Город Грозный. Грозный, 1972; Гриценко Н.П. Города Северо-Восточного Кавказа. Ростов н/Д, 1984; Куприянова Л.В. Города Северного Кавказа во второй половине XIX века. М., 1981; История народов Северного Кавказа (конец XVIII века - 1917 год) / отв. ред. А.П. Нароч-ницкий М., 1988.
3. Гриценко Н.П. Указ. соч. С.127
4. Кавказский календарь. Тифлис, 1917. С. 844 - 847.
5. Центральный государственный архив Республики Северная Осетия - Алания (ЦГА РСО - А). Ф. 199. Оп. 1. Д. 15.
6. Там же. Д. 103. Л. 94 - 95.
7. Там же. Д. 21.
8. Там же. Д. 67.
9. Там же. Д. 32.
10. Статьи неофициальной части «Терских ведомостей». Владикавказ, 1883.
11. Терские ведомости. Владикавказ, 1885. № 10.
12. ЦГА РСО - А. Ф. 199. Оп. 1. Д. 85.
13. Кавказский календарь. Тифлис, 1890. С. 239.
14. ЦГА РСО - А. Ф. 199. Оп. 1. Д. 186.

Поступила в редакцию 12 января 2010 г.

Другие работы в данной теме:
Научтруд |