Научтруд
Войти

Состояние музейного дела в высших учебных заведениях России на рубеже XIX-XX веков

Автор: указан в статье

ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

ВЕСТНИК МГУС №2 (2) / 2007

ния приходится на самостоятельную работу учащегося (освоение и анализ новой информации, её систематизация и апробация).

Содержанием обучения как инвестирования в человеческий капитал могут быть как узкоспециальные профессиональные знания, управленческие и коммерческие навыки, так и корпоративные ценности. Обучение может проходить в форме лекций, семинаров, тренингов, в дистанционной форме, посредством сети Internet, когда обучаемые выполняют задания и проходят тестирование на сайте обучающей организации, после чего по почте получают официальный квалификационный документ.

Из всего вышеизложенного следует вывод, что в современных условиях существования высшей школы РФ научные исследования и их результаты, преподавание и его результаты - это процесс производства новых знаний как экономической ценности. Оставаясь, по сути, гуманитарным процессом, производство новых знаний в целом подчиняется экономическим законам и по организационным признакам может расцениваться как экономическая деятельность. При этом само новое знание может классифицироваться как товар, сам же процесс его создания - это услуга. Дальнейшие характеристики производства новых знаний требуют более глубокого изучения.

Список использованной литературы

1. Лукичёва Л.И., Егорычев Д.Н. Внутрифирменное управление интеллектуальными активами. - М.:

ООО «Омега-Л», 2004.

2. Лукичёва Л.И., Егорычев Д.Н., Вишневецкая Г.И. Эффективное использование интеллектуальной собственности - резерв повышения эффективности управления нематериальными активами предприятия // Научные сообщения. - Вып. 316/2000. - М.: ННЦ ГП - ИГД им. А.А. Скочинского, 2000.
3. Лукичёва Л.И., Егорычев Д.Н., Егорычева Е.В. Управление интеллектуальными активами (научно-практический аспект) // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. - 2004. - № 6.
4. Егорычев Д.Н. Стратегическое управление объектами интеллектуальной собственности (ОИС) в сфере наукоёмких предприятий // Философия. Информация. Управление: Сб. науч. ст. аспир. и доктор. - Вып. 3.

- М.: МИЭТ, 2002.

УДК 930:001.92

Состояние музейного дела в высших учебных заведениях России на рубеже XIX-XX веков

Н.Н. Савченко

ГОУВПО «Московский государственный университет сервиса»

В 80-е гг. XIX в. наблюдается наступление на прогрессивные начинания, возникшие в результате реформ предшествующих десятилетий. Именно эти годы отмечены серией реакционных преобразований, таких, например, как университетский Устав 1884 г.

На рубеже веков в России активно создавались новые вузы. В 1909 г. учрежден Николаевский (Саратовский), 1916 г. - Пермский университеты. Дерптский университет в 1893 г. переименован в Юрьевский. Среди отраслевых вузов - политехнические институты в Москве, Киеве, Варшаве; женский медицинский институт в Петербурге; технологические институты в Томске, Харькове; институт инженеров путей сообщения в Москве; горный институт в Екатеринославле; археологический институт в Москве; коммерческий институт в Киеве и многие другие.

Важным охранным шагом стало принятое в 1905 г. решение об обязательном страховании музейных собраний России - как правительственных, так и частных. Серьезная работа проводилась в стране по упорядочению музейного дела. Ставился вопрос об организации Съезда деятелей по устройству отечественных музеев. В 1912 г. учрежден Предварительный комитет, на заседание которого приглашались представители различных музеев, архивов, церковно-археологичес-

ких комиссий, научных обществ и т.д. Комитет был озабочен привлечением к участию на Съезде представителей возможно всех археологических, полковых и военных, исторических, церковных, художественных и этнографических музеев как правительственных и общественных, так и частных. В связи с тем что эта идея возникла на XV Археологическом съезде (1911 г.), в перечне музеев отводилось место лишь учреждениям гуманитарного направления, однако проблемы являлись для всех музеев России общими. Рассмотрение вопросов планировалось обсудить на музейном съезде в 1915 г. на 9 секциях: по общим вопросам, центральных, местных, церковно-археологических, военных и полковых, художественных, этнографических, специальных при учреждениях и учебных заведениях музеев и т.п. Предполагалось составить список всех музеев, т.к. его отсутствие усложняло координацию деятельности музейного дела. Однако намеченный в дореволюционной России съезд так и не состоялся из-за военных действий в стране (первый и пока последний съезд прошел уже в годы Советской власти в 1930 г). Состоянием музейного дела была обеспокоена общественность.

Одним из лучших музеев не только в России, но и Европе по богатству и разнообразию своих коллекций, особенно минералогических, являлся музей Петербург-

71

ВЕСТНИК МГУС №2 (2) / 2007

ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

ского горного института. Формирование собственных коллекций Горного музея в начале XX в. происходило традиционным путем - через покупки, пожертвования, обмен, экспедиционные сборы. Богатые музейные фонды требовали дельнейшей систематизации. Эту работу выполняли не только научные сотрудники. К ней привлекались студенты.

Геологический кабинет (музейного типа) при Московских высших женских курсах создавался также для обеспечения учебного процесса. В 1904 г отвели отдельное помещение для Музея, в котором разместили петрографические коллекции образцов каменных пород (120 экз.), небольшую коллекцию петрографических шлифов и т.д.

Немногим богаче были минералогические и геологическое собрания, сформированные в Петербургском политехническом институте. Одной из особенностей в постановке преподавания в вузе отмечено стремление с самого начала уделить возможно больше внимания практическим занятиям. Музей располагался в трех комнатах, экспонаты размещались в специально изготовленных добротных и удобных витринах по следующим отделам: 1) систематические коллекции минералов по системе Дж. Дана из 102 образцов 2) коллекция физических свойств минералов - 200 образцов; 3) систематическая коллекция горных пород - 400 образцов;

4) коллекция общих признаков горных пород - 150 образцов; 5) коллекция по динамической геологии - 200 образцов; 6) коллекция по исторической геологии - 750 образцов; 7) коллекция минералов, образующих руды,

- 150 образцов и др.

Однако Россия нуждалась в крупном лесном музее. О необходимости его создания написал в 1914 г. А. Новосельский и предложил соответствующий проект. Он, обеспокоенный прогрессом в промышленном освоении лесных массивов России, сохранением редких пород, считал, что интерес к лесному делу требует учреждения специальных учреждений, в т.ч. музея. Этот проект послужил в дальнейшем ориентиром при создании подобных музеев в стране.

В России стремительно развивалась зоологическая наука. Получила развитие экспериментальная морфология - учение о формировании и строении организма, возникла новая область исследования - механика развития. Новые направления в науке часто создавались и развивались в вузовских музеях, содержавших богатую исследовательскую базу. По богатству материала одним из первых являлся Зоологический музей Варшавского университета, еще в 1869 г. размещенный в отдельном здании.

К числу лучших музеев по постановке работы относился Зоологический музей Московского университета. Его директор, профессор А.П. Богданов (до 1896 г.), сделал все для того, чтобы Музей стал одним из богатейших хранилищ зоологических коллекций России. Этому способствовали многочисленные покупки, сборы в научных экспедициях, организованных ОЛЕАЭ.

На высокий научный уровень поставили работу также зоологические музеи Казанского, Томского (лучшая коллекция зоологических сборов Сибири) и других университетов. Новые формы деятельности (студенческие кружки и выставки) использовал в своей работе музей Юрьевского университета. Студенты не только принимали активное участие о сборе, обработке и систематизации коллекций, но и после каждой экспедиции

достаточно профессионально и научно оформляли специальные выставки (вводилась входная плата в 10 коп.).

Единственным в России стал Музей эволюционной истории, сформировавшийся в Московских высших женских курсах в 1907 г. Его основателем и руководителем вплоть до 1964 г. являлся молодой ученый, впоследствии профессор, доктор биологических наук Александр Федорович Котс. Музей существовал в качестве научного, учебно-вспомогательного и общеобразовательного факторов эволюции учреждения. Формирование фондов осуществлялось традиционным путем в основном через дары.

Музей эволюционной истории стал одним из немногих вузовских дореволюционных музеев, получивших значительное развитие в последующие годы. В настоящее время он располагается в построенном в 1995 г. специальном здании и носит название Государственного Дарвиновского музея.

Ботанические музеи имелись в составе каждого университета, существовали они и в ряде отраслевых вузов. Так, Кабинет ботаники был организован в Варшавском политехническом институте, Петербургском лесном институте.

Анатомический музей Петербургской военно-хирургической академии, признанный лучшим в мире, продолжал активную деятельность. Из Музея практической анатомии выделено около 6 тысяч черепов с аномалиями, оставлены лучшие. В течение трех лет велась кропотливая работа по систематическому размещению препаратов и составлению полного каталога. За этот период все препараты приведены в порядок, установлены по музейным витринам, занумерованы и занесены в опись. Анатомический музей занимал шесть залов и коридор. Предметы размещались по анатомическим системам. Для удобства пользования каждая система снабжалась номерами и этикетками определенного цвета.

Таким образом, музеи естественного направления на рубеже веков получили определенное развитие. По-прежнему наибольшую популярность имели минералогические и геологические музеи, созданные практически во всех вузах. Кроме того, продолжали действовать зоологические, зоотомические, ботанические, сельскохозяйственные, медицинские музеи. Появились новые музеи, не отмеченные в предыдущий период, - почвоведения, антропологии, эволюционной истории.

Бурный подъем промышленности, развитие транспорта и связи оказали влияние на расширение сети технических музеев. Если первоначально в них ставилась задача демонстрации главным образом зарубежных достижений как образцов для создания собственного оборудования, то к началу XX в. в музеях предпочтение стало отдаваться экспонированию отечественных изделий.

Музей Петербургского института инженеров путей сообщения (он числился то при вузе, то при Ведомстве путей сообщения) активно развивался, пользовался успехом у публики. В 1896 г. правительство приняло решение о постройке для Музея отдельного здания в Юсуповском саду. Новая экспозиция отличалась современным оформлением, богатством экспонатов. Она размещалась на втором этаже и включала отделы железных дорог, водных и шоссейных сообщений. Среди наиболее ярких, запоминающихся экспонатов посети-

72

ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

ВЕСТНИК МГУС №2 (2) / 2007

тели отмечали модели мостов из различных городов России, в тч. Петербурга - старого Каменноостровского (сооружен в 1811-1813 гг., проект А.А. Бетанкура); Египетского через Фонтанку и т.д. Эти модели исполнялись в соотношениях 1/56 или 1/24 натуральной величины. Теперь этот Музей носит название Центрального музея железнодорожного транспорта (Санкт-Петербург). Значительная часть дореволюционных экспонатов сохранилась до сегодняшнего дня и по-прежнему демонстрируется в здании, построенном в 1902 г.

Уступал по богатству фондов и экспозиционному построению Железнодорожный музей, созданный в Московском инженерном училище Ведомства путей сообщения (основан в 1896 г). Он активно использовался в учебном процессе вуза. В нем представлялись приборы в натуральную величину.

Достаточно активно продолжалась деятельность Музея Петербургского технологического института. Его экспонаты отражали вновь создаваемые в России и за рубежом технологические образцы в динамике их развития. К концу XIX в. он включал разделы: механика (весы, детали машин), технология дерева (коллекции древних пород из Канады, Тасмании и т.д., инструменты для обработки дерева), технология красильных веществ (модели и станки, коллекция красильных материалов), технология питательных веществ (аппараты и модели, коллекции зернового хлеба, семян, мучных и кормовых растений), геодезия (высотомер Д. Менделеева, горный компас О. Рихтера), металлургия и минералогия, чертежные инструменты, чертежи и фотографии и т.д. Среди поступлений тех лет - коллекция русских и зарубежных изделий из стекла, в основном императорского стекольного завода. В 1891 г. подарены коллекции образцов хлопка с разными стадиями его переработки и набор стеклянных посудных изделий (завод Ю.С. Нечаева-Мальцева).

Создание Музея образцов товаров (иногда его называли Музеем товароведения) ректорат Петербургского Политехнического института поручил Владимиру Александровичу Ковалевскому. В 1904 г. он изучал опыт работы аналогичных музеев, посетив Германию, Францию, Англию, Италию, Австрию. В 1905 г. был командирован для ознакомления с мануфактурами, фабриками и техническими предприятиями Средней России, Кавказа и Туркестана. В Музее демонстрировались коллекции моделей машин и орудий производства, а также многочисленные таблицы и диаграммы. Кстати, такой же Музей товароведения действовал в Киевском коммерческом институте (основан в 1906 г.). В 1883 г. начато формирование Музея строительных материалов в Петербургском институте гражданских инженеров.

В специализированных военных вузах также создавались различные музеи. Так, в Михайловской артиллерийской академии комплектовались собрания моделей русских и зарубежных орудий, лафетов и других артиллерийских предметов. Основа коллекции сформирована Великим князем Михаилом Павловичем и пожертвована после его смерти в Артиллерийскую академию.

Музей Академии художеств активно использовался в учебном процессе. В его экспозициях постоянно занимались студенты, совершенствуясь в своем мастерстве, выполняя копии работ прославленных мастеров.

Расцвет деятельности Музея Центрального училища технического рисования барона А.Л. Штиглица (С.-Петербург) пришелся на конец XIX -начало XX вв. В 1885 г. началось строительство музейного здания. Музей барона А.Л. Штиглица являлся одним из крупнейших собраний прикладного искусства среди европейских музеев, яркой достопримечательностью Петербурга.

Античный зал украшали лепнина и роспись грекоримского стиля. Стены расписаны сюжетами видов местности. В зале экспонировались античные вазы, египетская бронзовая статуя, мелкие золотые вещи, небольшие скульптуры из мрамора и терракоты, вазочки и статуэтки из терракоты, найденные знаменитым археологом Генрихом Шлиманом в его раскопках в Гиссарлыке (Троя, I век греческой культуры). В других залах демонстрировались предметы восточного, главным образом персидского, производства: ковры, ткани, металлические изделия Х-XIV вв., лаковые работы, шпалерные ковры фламандской работы XVI в., а также рисунки выдающихся французских мастеров декоративного и прикладного искусства, в тч. работы Ван Дейка, Рубенса. В одном из залов воспроизводилась отделка французского дамского будуара XVIII

в. с лепной работой и позолотой под стиль рококо. В зале для образцов резьбы по дереву выделялись как наиболее интересные фигурные сани и большая резная кровать (оба XVII в.). Художественные изделия из кованого железа находились также в отдельном зале. В зале русского старинного искусства вдоль стен размещались образцы древнерусских деревянных скамеек, кресел, выставлялись многочисленные старинные русские изразцы и фаянсы. В витринах экспонировались вышивка, кресты, серьги, пуговицы от кафтанов, русская эмаль, образа, цветное стекло, резьба по кости. В небольшой галерее показывались образцы древних тканей. Привлекал внимание посетителей средневековый зал, расписанный в стиле готики. Его окна украшали цветные стекла определенных веков. Среди экспонатов зала - готические шкафы, сундуки, кресла. В витринах - небольшие предметы из железа и дерева. Привлекали внимание любопытные деревянные скульптуры - Богоматерь и святые, церковная утварь. На втором этаже размещалась скульптура основателя Музея и училища А.Л. Штиглица (скульптор М. Антокольский). Венецианский зал был отделан в богатом стиле позднего периода итальянского Возрождения. В нем представлены мебель, рукописи с миниатюрами XV в. и другие экспонаты.

Богатые коллекции музея Штиглица систематизировались, издавались каталоги не только выставок, но и основного фонда. Однако они не отвечали полностью научным требованиям. Так, в 1893 г. был издан каталог предметов стеклянного производства и живописи на стекле. Предваряла его статья по истории производства стекла с древнейших времен. К сожалению, в этом тексте не отражена характеристика конкретного музейного фонда стекла. Указывалось лишь наименование изделия, описание предмета, размеры, место изготовления и какие-то цифры внизу, значение которых неизвестно, т.к. объяснения отсутствовали. Фонды Музея барона А.Л. Штиглица нуждались не только в научной, но и технической обработке. Однако постоянный поток посетителей в какой-то степени снижал эффективность этой работы.

73

ВЕСТНИК МГУС №2 (2) / 2007

ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

В настоящее время Центральное училище технического рисования барона

А.Л. Штиглица именуется Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академией (в годы Советской власти - Ленинградское художественно-промышленное училище им. В. Мухиной). В его составе работает Музей прикладного искусства, истоки которого восходят к дореволюционному прошлому.

Так эффектно начавшаяся деятельность музея Центрального Строгановского училища технического рисования в Москве к концу XIX в. несколько «поблекла» на фоне Музея Центрального училища технического рисования барона Штиглица в Петербурге, однако в ее работе отмечены определенные особенности. В конце XIX в. экспозиция Музея занимали несколько залов. Крупногабаритные экспонаты размещались в центре залов или вдоль стен. На стенах вывешивались гобелены, декоративные панно. Экспонаты демонстрировались в следующих отделах классический, восточный, готический, эпохи возрождения, древнерусский, западноевропейских производств по майолике и керамике, произведения училища. Русский отдел занимал два зала. В первом представлялись образцы старинного литья и резьбы по дереву, мебель XVII-XVI1I вв., шитье золотом, шелком, бусами. Во втором зале размещались копии с царских врат из Новгорода, Суздаля, Ростова и других городов, старинные паникадила и лампады, масонский девятисвечник. В третьем зале размещался восточный отдел. Он включал изделия из Кавказа, Персии, Китая, Индии, Японии. Среди наиболее высокохудожественных и редких изделий - китайская тарелка II века, вазы - большая фарфоровая китайская и индокитайская и другие. В зале античного отдела демонстрировались изделия Египта, Ассирии, Греции. В следующем зале - изделия готической эпохи, прекрасные образцы чеканного и эмалевого производства кельнской работы, церковные столы и стулья. Отдел итальянского и французского возрождения XVI

в. украшали (следующий зал) кровать нюрнбергской работы и шкаф в стиле Франциска I, а также голландская и итальянская мебель, слепки с различных памятников ренессанса. В следующем зале - предметы

XVII-XVIII вв.: португальская кровать, немецкая и голландская мебель, резьба по дереву, старинные французские гобелены, прусский, саксонский и венский фарфор, образцы чеканного художественного дела, венецианское стекло.

Помимо художественных музеев, созданных в отраслевых художественных вузах, активно развивались университетские музеи древностей и художеств (такое название определил устав 1884 г). Наиболее резкий скачок в своем развитии сделал Музей изящных искусств Московского университета, которым с 1882 г. и до конца жизни руководил профессор Иван Владимирович Цветаев (1847-1913 гг). Ни у кого не вызывал сомнения тот факт, что такой огромный даже по нынешним меркам Музей должен принадлежать университету как центру науки, образования, культуры, который, благодаря своим квалифицированным специалистам, мог поставить его деятельность на необходимо высокий уровень. Музей возводился на значительные средства, выделенные государством специально для него, и пожертвования, в которых участвовали многие россияне.

Самой ценной из приобретений Иван Владимирович считал египетскую коллекцию (более 6 тысяч пред-

метов), купленную за 400 тысяч рублей у крупнейшего российского египтолога В.С. Голенищева, который собирал ее в течение 30 лет. Эти и другие многочисленные факты противоречат сложившемуся мнению в годы Советской власти, что университетский Музей основывался как «Музей слепков». В торжественной церемонии принял участие Николай II. Всего в Музее было построено 22 зала, каждый из которых воспроизводил дух той эпохи, к которой относились экспонаты. И немаловажная деталь: залу присваивалось имя, которое пожелал дать даритель (в честь себя, родственников или известных деятелей). Музей изящных искусств имени Александра III пользовался огромной популярностью. В 1913 г. в среднем за месяц через его залы проходило около 17 тысяч человек, групповых осмотров отмечено почти 500. Раз в неделю вход был бесплатным. Музей действовал и для учебных целей: в нем читались лекции, велись практические занятия по истории археологических открытий, истории античного искусства и вазовой живописи. На базе Музея проводились научные исследования.

Чрезвычайного роста Музей древностей и изящных искусств Харьковского университета достиг благодаря профессору Е.К. Редину, который особое значение придавал его пополнению экспонатами по строго выработанному плану. Большое внимание заведующий уделял формированию отдела исторических древностей, куда входили также памятники церковной старины в подлинниках. В Харьковском университете сформировалось одно из лучших нумизматических собраний России. Приоритетное значение уделялось качественному составу коллекции, поэтому многие ранее поступившие материалы определялись и систематизировались заново. Подготовлен новый каталог, который включал:

1) монеты и медали русские и западноевропейские;
2) монеты древнего мира; 3) монеты восточные.

Новое здание получил Музей изящных искусств Новороссийского университета (1902 г). В его просторные залы разместили коллекции (6990 номеров - монеты, медали, живопись, слепки, фотографии, древности). При Музее формировалась библиотека (850 названий книг в 1557 томах). В нем проводились исследования по вопросам искусства, велись учебные занятия.

В конце XIX в. произошло возрождение Нумизматического музея Казанского университета, основная часть коллекций которого ранее была направлена в Петербургский университет. Всего в Музее числилось научно обработанных (систематизированных и каталогизированных) 7880 монет и медалей. Наиболее ценные материалы сформировались в отделе мухамме-данского Востока. В 1902 г. в соответствии с просьбой университета и по указанию Министерства финансов в Музей начали поступать по одному экземпляру все выпускаемые в стране медали (420 экз.) С такими же просьбами обращались и другие музеи, к примеру, Варшавского университета в 1905 г.

По-прежнему среди церковно-археологических музеев России самым крупным являлся Музей Киевской духовной академии. Богатство фондов позволяло осуществлять разнообразную деятельность: учебную, научную, просветительскую. В числе наиболее значительных даров этого периода - коллекция преосвященного Порфирия Успенского.

В начале XX в. деятельность Церковно-археологического музея Киевской духовной академии уже не

74

ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

ВЕСТНИК МГУС №2 (2) / 2007

отличалась особой активностью, характерной для предыдущего периода. В 1901 г Церковно-археологическое общество преобразовано в Церковно-историческое и археологическое. По существу, его функции изменились незначительно. Общество считало своей задачей разработку богословской науки преимущественно со стороны церковно-исторической и археологической, а также сбор, изучение и сохранение памятников церковной древности в стенах Церковно-археологического музея. Музейные фонды являлись базой для проведения научно-исследовательской деятельности и учебного процесса при изучении истории, архитектуры и литургики. Фонды включали предметы церковной древности и истории, религиозному искусству.

К числу музеев исторического профиля относился Музей уголовного права Петербургского университета (1891 г), созданный на основе выставки, организованной к Международному пенитенциарному конгрессу в Петербурге (925 предметов). Музей активно пополнялся: в 1896 г. в фондах насчитывалось 1062 предмета, а в 1902 г. - 1332. В нем демонстрировались модели тюрем, пароходы для перевозки каторжных, золотопромывательные машины, орудия, образцы платья, обуви, гончарных изделий, изготовленных заключенными и т.д. Экспозиция являлась доступной публике, на ее основе проводился учебный процесс, велась исследовательская деятельность, издавались каталоги.

В начале XX в. начали формироваться музеи истории вузов. К слову, это явление стало характерным только для отраслевых вузов, тогда как в университетах такие музеи в дореволюционный период не создавались.

Единственным музеем, созданным усилиями только студентов, стал Музей истории Александровского (бывшего Царскосельского) лицея. Они сами оформляли Музей, проводили собирательскую и экскурсионную работу. Сбор материалов осуществлялся по строго намеченному плану. Лицеисты издавали листовки типографским способом, в которой давалась информация о делах Музея за год. Они выходили всегда в один и тот же день - в день рождения Лицея, 19 октября.

Музей истории создавался также в Петербургском училище правоведения. Музей состоял из трех отделов: 1) имени основателя училища принца Петра Георгиевича Ольденбургского; 2) библиотеки сочинений бывших питомцев училища; 3) собрания разного рода предметов, портретов, документов и рукописей, связанных с историей Училища и с жизнью лиц, в нем служивших.

В данный период активизировалось создание персонифицированных музеев, что являлось фактором признания роли личности в истории и обществе. В дореволюционной России вне вузов существовали музеи, посвященные Петру I, П.И. Чайковскому,

Ф.М. Достоевскому, Л.Н. Толстому и другим известным деятелям. При учебных заведениях организованы музеи писателей А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, композиторов М.И. Глинки, Н.Г. Рубинштейна, А.Г. Рубинштейна, ученых Н.И. Пирогова, Д.И. Менделеева, полководца А.В. Суворова и т.д. Эти музеи в основном были небольшими, их экспозиции занимали один-два зала. Размещались они, как правило, по месту учебы или работы той или иной личности, финансировались на средства государства и являлись доступными публике.

Первый вузовский персонифицированный музей возник в Александровском лицее. Это первый в России музей, посвященный Александру Сергеевичу Пушкину.

Музей, посвященный великому русскому композитору Михаилу Ивановичу Глинке (1804-1857 гг.), был учрежден в Петербургской консерватории. О его создании ходатайствовала сестра музыканта Людмила Ивановна Шестакова, передавшая коллекции нот, автографов, портретов и различных предметов мемориального характера. Эти и другие экспонаты составили основу Музея, который Людмила Ивановна сама приводила в порядок, пыталась систематизировать. В экспозиции она воссоздала интерьер творческой лаборатории композитора.

Музей, посвященный великому русскому хирургу, основоположнику военно-полевой хирургии, профессору и академику Николаю Ивановичу Пирогову

(1810-1881 гг.), открылся в Петербургской военномедицинской (медико-хирургической) академии 26 октября 1897 г. В нем, помимо личных вещей, находились некоторые препараты, изготовленные ученым в период его работы в Академии с 1841 по 1856 гг. Музей Н.И Пирогова пользовался популярностью. В нем не только экспонировались предметы, проводились научные исследования, велись учебные занятия, но и постоянно собирались члены Петербургских медицинских обществ, для которых предусматривались специальные залы и размещалась библиотека.

При Николаевской академии генштаба в 1899 г. был создан музей, посвященный великому русскому полководцу Александру Васильевичу Суворову (1729-1800 гг.).

В Петербургской консерватории существовал еще один персонифицированный музей. Он посвящался основателю Российского музыкального общества и Консерватории Антону Григорьевичу Рубинштейну (1829-1894 гг.). Основу экспозиции составили многочисленные предметы, пожертвованные семьей Рубинштейна, а также музыкальные сочинения, подаренные издателями.

Таким образом, период, предшествовавший 1917 г, можно охарактеризовать как время возникновения самых различных вузовских музеев. Часть ранее основанных музеев в этот период наиболее успешно развивалась; другая часть, предусмотренная Уставом, - создавалась; третья часть возникала за счет научных обществ, как правило, через выставки; четвертая - по инициативе отдельных людей; пятая - стихийно, в силу сложившихся обстоятельств. Эти подходы наиболее ярко проявились именно на рубеже столетий. В первые годы после издания Устава 1884 г. деятельность музеев как бы притормозилась, но уже к середине 90-х гг. положение значительно изменилось к лучшему. На подъем музейного дела в вузах оказали влияние такие крупнейшие ученые, как профессора Д.Н. Анучин, В.И. Вернадский, В.В. Докучаев, С.К. Исаков, А.Ф. Котс, Н.И. Петров, Н.А. Савельев, К.К. Сент-Илер, А.А. Силантьев, А.А. Тихомиров, И.В. Цветаев.

Огромную роль в развитии музейного дела играли научные общества, созданные как при учебных заведениях, так и непосредственно при музеях, которые одной из своих задач считали выявление, сбор и обработку музейных материалов. Эти коллекции поступали в прекрасном состоянии и были полностью систематизированными.

75

ВЕСТНИК МГУС №2 (2) / 2007

ПРАВОВЫЕ И УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ

Хранение научных материалов, имевших значение для специальных работ, являлось одной из главных задач музеев. Важное значение придавалось четкому учету экспонатов. В эти годы повсеместно получили развитие каталоги в виде карточек, значительно облегчавшие работу с коллекциями, увеличилось число опубликованных каталогов. Для вузовских музеев стали строить специальные здания с учетом всех требований, с прекрасной экспозиционной мебелью. Музеи

имели обменный, или дублетный, фонд, в ряде случаев называемый «запасным магазином». Они продолжали обеспечивать необходимыми предметами многие музеи России. На базе вузовских музеев по-прежнему формировались музеи других ведомств. Одной из важнейших функций вузовских музеев оставалась просветительская.

Список использованной литературы

1. Бурлыкина М.И. Университетские музеи дореволюционной России (XVIII - первая четверть XX вв.).

- Сыктывкар, 2006.

2. Государственная музейная политика в России в XVIII-XX вв. / Под ред. С.А. Каспаринской. - М., 1992.
3. Катаев О.А., Вавилов С.В., Редько Г.И. Лесохозяйственный факультет //Известия Санкт-Петербургской лесотехнической академии. - СПб., 1993. - С. 5.
4. Туров С.С. Зоологический музей Московского университета. - М., 1956. - С. 4.
5. Ходецкий В.Г История университетских музеев. - М., 1996.
6. Тарнецкий А. Кафедра и музей нормальной анатомии при Императорской Военно-Медицинской (бывшей Медикохирургической) академии в С.-Петербурге за 100 лет. Исторический очерк. - СПб., 1895.
7. Бурлыкина М.И. Музеи высших учебных заведений дореволюционной России (1724-1917 гг.). - СПб., 2000.
8. Государственная музейная политика в России в XVIII-XX вв. / Под ред. С.А. Каспаринской. - М., 1992.
9. Советский энциклопедический словарь. - М., 1979.
10. История Московского университета. - М., 1955. - Т 2.
11. Редин Е.К. Музей изящных искусств и древностей Харьковского университета. - Харьков, 1904.
12. Ходецкий В.Г. История университетских музеев. - М., 1973.
13. Описание Пушкинского музея Императорского Александровского лицея /Под ред. И.А. Шляпкина. - СПб., 1899.

УДК 351.85

Бизнес-план как инструмент управления музейно-выставочными услугами (теоретический аспект)

Г.П. Камнева

ГОУВПО «Московский государственный университет сервиса»

В современных условиях музейно-выставочный сервис (как и культурный сервис в целом) - это, прежде всего, производственный процесс - производство услуг Поэтому по отношению к музейной и выставочной деятельности возможно и даже желательно применение современного экономического, в первую очередь, маркетингового инструментария.

Большая часть современных музеев России находятся в состоянии системного кризиса. Он вызван комплексом причин, немаловажную роль в котором имеет фактический перевод музеев на частичное самофинансирование. Бюджетное содержание, на 100% покрывавшее нужды советских музеев, после 1991 г. сократилось до минимума. Вместе с тем музеям было разрешено вести самостоятельную экономическую деятельность. Эта ситуация требует применения новых методов управления музейно-выставочной деятельностью, в реальных условиях современной российской социально-экономической ситуации - музейно-выставочным сервисом.

Одним из оптимальных инструментов экономического управления современным государственным му-

зеем и вывода его из финансового кризиса является бизнес-план. Благодаря его жёсткой формальности возможно максимально быстрое составление бизнесплана, учитывающего практически все аспекты деятельности организации (в рассматриваемой ситуации - музея) как для текущей, так и для кризисной ситуации. Для кризисной составление и осуществление бизнес-плана даже более актуально, поскольку позволяет максимально быстро начать работу по выходу из кризиса.

Антикризисное планирование вынуждает рассматривать совокупный эффект инвестиционных решений вместе с результатами финансовых решений. Антикризисное планирование заставляет изучать события, которые могут помешать успеху проводимой деятельности и разрабатывать запасные стратегии (пути).

Составление антикризисного бизнес-плана должно начинаться с анализа причин, повлекших текущий кризис. Фактически их нейтрализация является первой целью составления антикризисного бизнес-плана.

В процессе проведения анализа причин кризиса следует соблюдать следующие правила.

76
Другие работы в данной теме:
Научтруд |