Научтруд
Войти

Православное читателеведение (опыт культурно-образовательной деятельности епархий Западной Сибири на рубеже XIX-XX веков)

Научный труд разместил:
Yuliy
30 мая 2020
Автор: указан в статье

М. Н. Злыгостева

ПРАВОСЛАВНОЕ ЧИТАТЕЛЕВЕДЕНИЕ (ОПЫТ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕПАРХИЙ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВЕКОВ)

Работа представлена кафедрой лингвистического образования Института развития образования Омской области. Научный руководитель - доктор филологических наук, профессор К. И. Шарафадина

Статья посвящена одной их актуальных тем книговедения Сибири - культурно-просветительской деятельности Русской Православной Церкви. Автор анализирует, каким образом формировалась читательская культура и расширялся читательский кругозор в трех епархиях Западной Сибири на рубеже XIX-XX вв., как церковь организовывала образовательный процесс, воскресные чтения для народа, как формировались фонды церковных библиотек. Освещена издательская деятельность церкви в Томской, Тобольской, Омской епархиях.

M. Zlygosteva

ORTHODOX READER STUDY (THE EXPERIENCE OF THE CULTURAL AND EDUCATIONAL ACTIVITIES OF THE WESTERN SIBERIAN EPARCHIES

AT THE TURN OF THE 20th CENTURY

The article is devoted to one of the topical fields of Siberian bibliology - cultural and educational activities of the Russian Orthodox Church. The author analyses the ways of forming the book culture and broadening readers& outlook in the three eparchies of Western Siberia at the end of the 19th and the beginning of the 20th centuries. The article describes how the church organised people&s education, Sunday readings, how church libraries were supplied with books. Publishing activities of the Church in Tomsk, Tobolsk and Omsk eparchies are elucidated. The work is intended for bibliologists, philologists, theologians and all those who are interested in the book culture.

В контексте общенационального возрождения традиций православной культуры на рубеже ХХ-ХХ1 вв. существенно возрос интерес науки к проблемам культурно-просветительской деятельности Русской Православной Церкви (РПЦ) в разные периоды ее истории и в отдельных регионах. Сегодня в поле зрения ученых - печатная продукция РПЦ, пути ее распространения, реконструкция и анализ фондов церковных, семинарских, епархиальных библиотек.

Интерес к издательской деятельности РПЦ в регионах, в частности в Сибири, про-

явился только в последнее десятилетие, хотя сибирское книговедение развивается как научная область с конца 1970-х - начала 1980-х гг. В этот период появляются комплексные монографии С. А. Пайчадзе [18], [19], В. Н. Волковой [3], посвященные изучению книжного дела Сибири. Историко-книжные исследования 1990-х гг. (В. Н. Алексеев, А. Ю. Бороди-хин [2]) направлены главным образом на изучение старопечатной книги, работы С. Н. Лю-това [11; 12; 1] - военной книги Сибири. Собранные в регионе материалы стали основой для серьезного обобщения картины книгоиз-

дания в Сибири: в 2000-2006 гг. ГПНТБ СО РАН издала коллективную монографию «Очерки истории книжной культуры Сибири и Дальнего Востока» [17], в 2004 г. - «Сводный каталог сибирской и дальневосточной книги. 1790-1917 гг.» [20]. Первым серьезным исследованием религиозной книги (отдельной конфессии) в сибирском регионе стала диссертация омского историка и религиоведа В. Л. Данилова - «Мусульманская книга в Сибири в конце XX - начале XXI века» [5].

В последнее же десятилетие начала изучаться издательская и просветительская деятельность сибирских епархий РПЦ. В книге Д. В. Кацюба [7] анализируется культурно-просветительская роль Алтайской Духовной миссии и ее основателя Макария Глухарева, первого переводчика Библии на язык местных наречий. Г. Ш. Мавлютова [13] оценивает миссионерскую деятельность РПЦ в Северо-Западной Сибири XIX - начала XX вв. В монографии Е. Н. Коноваловой [8] (2004) каталогизированы и описаны периодические и книжные издания Тобольской губернии 1790-1917 гг., в том числе и религиозная печать. Исследования Л. Н. Харченко [32; 33] посвящены истории распространения духовной литературы в Восточной Сибири и Прибайкалье, анализу научной и издательской деятельности православного духовенства Сибири в XVIII - первой половине XX в. В статьях Н. В. Огурцовой [14; 15], Н. В. Елизаровой [6] осмысляется роль церковных библиотек Омской епархии, публикация И. В. Горбовой [4] посвящена оценке культурно-просветительской деятельности организаций РПЦ на территории Омской епархии.

Таким образом, в научной литературе обозначились отдельные аспекты изучения региональной книжной культуры, но общей картины издательско-просветительской деятельности РПЦ в Западной Сибири пока нет. Мало изученным остается вопрос о читательском кругозоре сибиряков, во многом определявшемся религиозно-просветительской деятельностью епархий, с которой, по мнению П. А. Словцова [21], и началось духовное освоение Западной Сибири.

Распространение православия в Сибири, как и вообще в Российской империи, было связано с административным делением территории на епархии. К началу XX в. в Сибирском крае насчитывалось 9 самостоятельных епархий. На территории Западной Сибири функционировало три: Тобольская, Томская, Омская. Деятельность епархиальных управлений не ограничивалась организацией церковной жизни: церковь влияла на жизнь епархии, а зачастую и определяла ее культурные, просветительские, политико-идеологические приоритеты.

Самостоятельная издательская деятельность епархий Западной Сибири началась в 1860-е гг. и продолжалась с разной степенью интенсивности вплоть до 1917 г., после которого легальная издательская деятельность епархий была практически прекращена, второе ее рождение - конец XX в.

По данным третьего тома «Сводного каталога сибирской и дальневосточной книги. 1790-1917 г.г.» за период с 1790 по 1917 г. епархиями Западной Сибири было подготовлено и выпущено 153 издания (Тобольской -50, Томской - 86, Омской - 17), из них больше двух третей изданий приходится на 1890-е-1917 гг.. Очевиден подъем местного религиозного книгоиздания на рубеже XIX-XX вв.

Среди многих насущных вопросов противоречивого времени рубежа XIX-XX вв. в поле зрения православной церкви оставался вечный вопрос «Что читать народу?»: «...особого внимания заслуживает вопрос о том, что читать народу, какую умственную и нравственную пищу предлагать народу? Это вопрос существенно важный и насущный, вопрос, на который нужно обратить внимание и всестороннее внимание, вопрос, для решения которого нужны дружные усилия правительства и всех истинно русских образованных людей» [10, с. 1].

Формирование читательской культуры и расширение читательского кругозора, тесно связанные с реализацией социально-коммуникативной функции книги, осуществлялись в сибирских епархиях целенаправленно и через многообразные, взаимодополняющие друг друга каналы просветительской, образо-

вательной деятельности, книгоиздательской и книгораспространительской практик.

Выделим среди них те, на которые в обозначенный промежуток рубежа эпох РПЦ делала особую ставку:

• открытие церковно-приходских школ и школ грамоты, а при них библиотек для учителей и внеклассного чтения учащихся;

• систематическое размещение библиографической информации на страницах местных периодических и непериодических изданий*;

• внебогослужебные воскресные и праздничные чтения для народа, публикация текстов чтений и бесплатная раздача их народу;

• распространение листков с текстами духовно-назидательного характера;

• продажа книг и периодики религиозного содержания с книжных складов при епархиальных братствах, в Томске доставка и продажа книг через комиссионеров Хозяйственного Управления при Святейшем Синоде В. В. Михайлова, П. И. Макушина.

Целенаправленная культурно-просветительская работа РПЦ включала постоянное внимание к организации образовательной деятельности в регионах. Открытие церков-но-приходских школ и школ грамоты в епархиях Западной Сибири во многом решало проблему ликвидации безграмотности населения. Необходимость такого типа школ была обусловлена экономическими и географическими особенностями, а именно большими расстояниями между населенными пунктами. В частности, «Тобольские епархиальные ведомости» отмечали: «Тобольская епархия принадлежит к числу местностей, где наиболее желательным типом школы должна быть признана церковь-школа, или по крайней мере, - часовня-школа. Население здесь сравнительно редкое, многие приходы раскинуты на очень большие пространства, так что деревни отстоят от приходской церкви далеко: верст 10-15, а нередко 20-40» [26, с. 509].

Важно, что целевой аудиторией обучения в духе религиозной морали было не только взрослое население, но и дети: в семейной преемственности формируются

нравственные устои и передаются традиции православного обихода и общения. Особую роль в такой трансляции религиозного опыта и знаний играет слово веры, устное и печатное.

При церковно-приходских школах открывались библиотеки для внеклассного чтения учеников и учителей, в которые рекомендовалось приобретать «книги преимущественно религиозно-нравственного содержания» [23, с. 130]: Библию, жития святых, учебные часословы, псалтири. В «Список учебных руководств и пособий для цер-ковно-приходских школ» входили книги по Закону Божию, по церковно-славянскому языку, по русскому языку, по церковному пению, по счислению, по чистописанию. Эти издания выписывались в Сибирь из следующих мест: из Хозяйственного Управления при Святейшем Синоде, из частного книжного магазина И. Л. Тузова в Санкт-Петербурге, из Казани от учителя Казанской Учительской семинарии А. Н. Сердобольского, из Киева от преподавателя Киевской Духовной семинарии Г. О. Булашева [22, с. 73-75].

Ценно то, что церковное образование не ограничивалось строго религиозной литературой: в «Примерный список книг для чтения в библиотеках церковно-приходских школ» входили также произведения устного народного творчества и беллетристика, такие как «Сказки и песни об Илье Муромце», произведения В. А. Жуковского («Сказка о Иване Царевиче и сером волке»), А. С. Пушкина («Полтава», «Капитанская дочка»), Н. В. Гоголя («Тарас Бульба»). Рекомендовалась также книга доктора Пефильева «Беседы о здоровье и болезнях» [30, с. 18-20]. Такой круг источников позволяет сделать вывод об особой ориентации церковного просвещения на юных прихожан.

Церковно-приходские школы удовлетворяли читательские потребности не только учеников и учителей. В Тобольске, например, в здании Градо-Тобольской Богоявленской церковно-приходской школы в 1899 г. была открыта библиотека-читальня для широкого круга посетителей, «работающая ежедневно, кроме воскресенья и праздничных дней, с 4 до 7 вечера» [29,

с. 355]. Библиотека-читальня выдавала книги на временное пользование, а также организовывала продажу религиозно-нравственной литературы.

Приоритеты читательского интереса отражают следующие данные из «Отчета епархиального Братства св. великомученика Димитрия Солунского 1903-1904 гг.»: «За отчетное время из Братской читальни было выдано книг: духовного содержания - 420, светского - 986, периодических изданий духовного содержания - 516, светского - 722» [28, с. 64]. Фонды читальни формировались за счет выписки религиозных православных и светских журналов (с книжными приложениями к ним) из издательских центров РПЦ Санкт-Петербурга, Москвы, Киева.

Оригинальным путем движения слова веры к прихожанам стали внебогослужебные воскресные чтения для народа, где «материалом для прочтения служат книги, статьи и брошюры преимущественно религиозно-нравственного содержания, но также и исторического, литературного и общедоступно-научного...» [27, с. 193]. Религиозно-нравственные чтения при Томской Архиерейской церкви включали такие «отделы», как «нравоучительные рассказы, беседы и поучения, рассказы и очерки из отечественной истории, библейские рассказы и очерки, история и объяснение Богослужения и обрядов церкви, беседы на воскресные Евангелия» [31, с. 28].

В Тобольской епархии двухчасовые чтения делились на два «отдела» с учетом степени утомления слушателей: «. В начале, когда внимание слушателей не утомлено, предлагалось чтение догматическое и вообще более серьезного содержания; вторым бывает чтение церковно-исторического и третьим, когда внимание слушателей уже несколько утомится, прочитывается какой-нибудь назидательный рассказ» [25, с. 194].

В Омской епархии чтения носили в первую очередь назидательный характер и включали статьи «вероучительные, нравоучительные, церковно-исторические» [16, с. 21]. Материалом для проведения чтений были следующие издания: «Внебогослужебные собеседования пастыря с пасомыми», издание

Санкт-Петербургского братства Пресвятой Богородицы, «Святитель благочестия», про-тоирея Нордова, «Жития святых», Филарета, архимандрита Черниговского, «Домашняя библиотека с простыми людьми» Поспелова, «Отечественная история в рассказах» С. Е. Рождественского [24, с. 496].

В Томской епархии, «для того чтобы назидание, доставляемое чтением, могло быть дольше и крепче оставаться в сердцах слушателей и чтобы оно распространялось и среди тех, кто не присутствовал на чтении», периодически издавались печатные оттиски внебо-гослужебных бесед (до 1000 экз.), которые бесплатно раздавались народу. Помимо этого, в Томской и Тобольской епархиях после воскресных чтений раздавались так называемые «листки». К примеру, в Томске прихожане получали изданные «Иннокентиевским Епархиальным Братством Трезвости» «листки» с антиалкогольными текстам «Интеллигенция в борьбе с народным пьянством», «Кровавый пир», «С чего начать борьбу с недугом пьянства», «К празднику трезвости», «Политура. Плоды отрезвления» и т. п.

Составители в качестве художественных иллюстраций-аргументов использовали произведения зарубежной классики, например, рассказ Ги де Мопассана «Маленький бочонок» в «Листке № 11» за 1915 г. Члены братства раздавали «листки» после внебогослу-жебных чтений, снабжали ими воинов, уходящих в действующую армию: «. была составлена для солдат 54-го Сибирского полка особая противоалкогольная библиотечка, в которую вошли, между прочим, и издания братства» [9, с. 5].

«Листки» «Тобольского Епархиального Братства Св. великомученика Димитрия Со-лунского» были больше по объему (от 4 до 16 страниц) и разнообразнее по содержанию (по сравнению с «листками» Томского «Ин-нокентиевского Епархиального Братства Трезвости»). Их тематику составляли рассказы о жизни святых («Жизнь и страдания святой преподобно-мученицы Евдокии», «Святой великомученик Евстафий Плакида», «Житие преподобной Марии Египетской»), беседы перед церковными таинствами («Бе-

седа перед исповедью», «О таинстве святого причащения», «О таинстве елеосвящения»), объяснения заповедей Божиих («Заповеди блаженства», «Третья заповедь Закона Бо-жия»), статьи нравственно-педагогического содержания («О христианском воспитании детей», «Об обучении крестьянских девочек грамоте», «О домашнем чтении слова Бо-жия»). Обращает на себя внимание «Листок № 102» за 1895 г. «Что читать народу», где приводятся подтверждения необходимости «книжного просвещения», способного учить добру, воспитывать нравственное и религиозное чувство, формировать навыки ремесел. По утверждению автора «листка», «наш народ жаждет книжного просвещения и сознательно стремится к нему».

Итак, культурно-просветительская деятельность РПЦ, опирающаяся на слово и книгу, реализовывалась через организацию образовательного процесса и открытие цер-ковно-приходских школ, школ грамоты и школ-часовен, развитие местной издательской деятельности, формирование фондов церковных, училищных, семинарских библиотек и читален, организацию внебогослу-жебных чтений для народа, продажу и бес-

платную раздачу местной религиозной книжной, периодической продукции и листков. Мы увидели, насколько продуманно и целенаправленно РПЦ в своей культурно-просветительской и образовательной деятельности рубежа веков использовала чита-теленаправляющие стратегии, смыкая их с церковными и культурно-бытовыми практиками (обучение грамоте и чтению на религиозных текстах, массовизация чтения, публичные «чтения»).

Поскольку звучащее слово было привычным для прихожанина по опыту церковного обихода, то текст, воспринимаемый в форме устного слова, становился авторитетным. Социокультурный сценарий книжного слова в создаваемом церковью культурно-просветительском пространстве принципиально опирался на устный и печатный дискурс, апеллируя к межличностным, публичным, массовым формам коммуникации. Такой подход остро актуален сегодня, когда теоретики книговедения, размышляя над границами понятия «книжная культура», необычайно заинтересованно относятся к реконструкции разнообразных читательских практик, используемых в опыте прошлого.

ПРИМЕЧАНИЕ

*См. об этом: Злыгостева М. Н. Местные и петербургские периодические православные издания в кругозоре читателей Омско-Тарской епархии XX - начала XX в. // Печать и Слово Санкт-Петербурга (Петербургские чтения - 2005): сб. науч. тр. СПб.: Изд-во «Петербургский институт печати», 2006. С. 66-72. Злыгостева М. Н. Информация о петербургских журнальных изданиях в «Омских епархиальных ведомостях» (1906-1910 гг.) // Печать и Слово Санкт-Петербурга (Петербургские чтения -2007): сб. науч. тр. СПб.: Изд-во «Петербургский институт печати», 2008. С. 25-32.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антология истории русской военной книги: сборник оригинальных сочинений и статей Х1Х -начала ХХ века / Сиб. отд-ние Рос. акад. наук, ГПНТБ; сост.: д. ист. н., проф. С. Н. Лютов. Новосибирск: ГПНТБ, 2007. 415 с.
2. Бородихин А. Ю. Редкие рукописные и старопечатные книги малых сибирских хранилищ (Республики Алтай и Хакасия, Приморье): каталог. Новосибирск: редакционно-издательский отдел ГПНТБ СО РАН, 2007. 266 с.
3. Волкова В. Н. Сибирское книгоиздание второй половины XIX века. Новосибирск: ГПНТБ, 1995.239 с.
4. Горбова И. В. Книжная культура на территории Омской епархии (конец XIX - начало XX века) // Библиотековедение. 2002. № 5. С. 58-62.
5. Данилов В. Л. Мусульманская книга в Сибири в конце XX - начале XXI в.: автореф. дис. на со-ис. учен. степ. к. ист. н. Новосибирск, 2005. 22 с.
6. Елизарова Н. В. Роль миссионерских библиотек в распространении православия на территории Омского Приииртышья конца XIX - началаXX в. // Омский научный вестник. 2003. № 4. С. 46-49.
7. Кацюба Д. В. Алтайская духовная миссия: вопросы истории, просвещения, культуры и благотворительности. -Кемеровский госуниверситет, 1998. 156 с.
8. Коновалова Е. Н. Книга Тобольской губернии. 1790-1917 гг. Сводный каталог местных изданий. Новосибирск: ГПНТБ, 2006. 528 с.
9. Краткий отчет о деятельности Иннокентиевского Епархиального братства трезвости за 19131914 гг. Омск: Типография Дома Трудолюбия, 1915. С. 5.
10. Листок Тобольского епархиального братства. 1895. № 102.
11. Лютов С. Н. Книга в русской армии (конец XVII - начало XX в.) Новосибирск: ГПНТБ, 2001. 123 с.
12. Лютов С. Н. Военная книга в России: (вторая половина XIX - начало XX века): автореф. дис. на соис. учен. степ. д. ист. н. М., 2004. 38 с.
13. Мавлютова Г. Ш. Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви в СевероЗападной Сибири (XIX - начало XX в.). Тюмень: Изд-во Тюменского госуниверситета, 2001. 177 с.
14. Огурцова Н. В. Библиотеки духовного ведомства в Омске в конце XIX - начале XX века // Русский вопрос: История и современность. Омск, 2000. С. 93-94.
15. Огурцова Н. В. Система православной религиозной информации на территории Омского Прииртышья в конце XIX - начале XX века // Вестник Омского университета. 1999. Вып. № 3. С. 102-106.
16. Омские епархиальные ведомости. 1908. № 21. Часть неофиц.
17. Очерки истории книжной культуры Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск: ГПНТБ, 2000-2006. Т. 1-5.
18. Пайчадзе С. А. Военная книга в Сибири и на Дальнем Востоке: история издания и социальные функции (1917-1945 гг.). Новосибирск: Изд-во СО РАН, 1998. 160 с.
19. Пайчадзе С. А. Книжное дело на Дальнем Востоке. Дооктябрьский период. Новосибирск: ГПНТБ, 1991. 268 с.
20. Сводный каталог сибирской и дальневосточной книги. 1790-1917 гг.: в 3 т. Новосибирск: ГПНТБ, 2004.
21. Словцов П. А. Историческое обозрение Сибири. СПб.: Типография И. Н. Скороходова, 1886. 364 с.
22. Тобольские епархиальные ведомости. 1890. № 9-10. Отдел офиц. С. 73-75.
23. Тобольские епархиальные ведомости. 1890. №15-16. Отдел офиц. С. 130.
24. Тобольские епархиальные ведомости. 1896. № 22. Отдел неофиц. С. 496.
25. Тобольские епархиальные ведомости. 1896. №22. Отдел неофиц. С. 194.
26. Тобольские епархиальные ведомости. 1896. №23. Отдел неофиц. С. 509.
27. Тобольские епархиальные ведомости. 1896. № 22. Отдел неофиц. С. 193.
28. Тобольские епархиальные ведомости. 1905. № 3. Отдел офиц. С. 64.
29. Тобольские епархиальные ведомости. 1917. № 25. Отдел офиц. С. 355.
30. Томские епархиальные ведомости. 1891. № 18. Отдел офиц. С. 18-20.
31. Томские епархиальные ведомости. 1890. №7. Отдел неофиц. С. 28.
32. Харченко Л. Н. История распространения духовной литературы и духовного просвещения в Прибайкалье в XVII - начале XX в.: автореф. дис. на соис. учен. степ. к. ист. н. Иркутск, 1999. 23 с.
33. Харченко Л. Н. Распространение православной духовной литературы и духовного просвещения в Восточной Сибири (XVIII - первая половина XIX вв.): Очерки истории. Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2001. 208 с.
Научтруд |