Научтруд
Войти

Развитие современной российской театральной школы в ситуации модернизации системы высшего образования

Научный труд разместил:
Alfey
20 сентября 2020
Автор: Азеева Ирина Викторовна

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

УДК 378.6

И. В. Азеева

Развитие современной российской театральной школы в ситуации модернизации системы высшего образования

В статье анализируются проблемы воспитания творческой личности в современной высшей театральной школе, вовлеченной в общий процесс реформирования системы образования России. Автор считает необходимым рассматривать систему театрального образования в качестве особой части целостной системы образования России и констатирует отсутствие обеспечения такой необходимости федеральной законодательной базой.

I. V. Azeeva

Development of Modern Russian Drama School in the Situation of Modernization of the Higher Education System

In this article problems of education of the creative person in the modern higher drama school (which is involved in the general process of reforming of the education system of Russia) are analyzed. The author considers it is necessary to regard the system of theatrical education as a special part of a complete education system of Russia. She states the absence of support of the given necessity by the federal legislative basis

Воспитание творческой личности в отечественной образовательной системе в разные периоды становления и развития творческих школ не сопровождалось созданием для этого условий, близких к оптимальным, в лучшем случае можно говорить о наличии благоприятного климата.

Настоящее время не отличается благоприятным климатом для жизни творческих школ в целом и театральной, в частности. Констатируется ситуация глубокого кризиса творческого образования, главной причиной которого творческо-образовательное сообщество полагает отнюдь не истощение творческих образовательных практик и даже не крайне слабое финансирование жизнедеятельности школ, а жесткое вмешательство государства в образовательный процесс, осуществляемый на территории творческих школ с целью его унификации, абсолютного подчинения современной российской образовательной доктрине.

Этого поворота во взаимоотношениях творческих школ и системы образования следовало ожидать, поскольку любая высшая современная государственная творческая школа живет на территории такой институции, как государственное образовательное учреждение (университет, академия, институт). Таким образом, жить необходимо в соответствии с теми аккредитационными, мониторинговыми и прочими требованиями, которые позволяют государству поставить школе диагноз о соответствии государственным образовательным стандартам, об уровне эффективности ее деятельности.

Проблема не в том, что творческие школы не хотят жить по тем законам, которые им вменяются государством. Проблема в том, что они не могут по ним жить, то есть не могут эффективно воспитывать творческую личность, которая в своей профессиональной реализации в полной мере выражает посредством той или иной худо© Азеева И. В., 2013

жественной практики современную эпоху. Полагаю, нет необходимости объяснять, что не хотеть и не мочь - и это не одно и то же.

Систему образования в области искусств, в частности, систему театрального образования в российской системе высшего образования, необходимо рассматривать в качестве составной части, имеющей свои ярко выраженные особенности реализации образовательных программ. На первый взгляд, именно это и гарантирует федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [7], вступивший в силу 1 января 2013 г. Статья 88 вышеназванного ФЗ, носящая название «Особенности реализации образовательных программ в области искусств» в ее окончательной редакции есть результат огромной, сложной и слаженной работы российского творческо-образовательного сообщества, которая сопровождалась откровенным нежеланием различных институций, занимающихся разработкой данного ФЗ, и в первую очередь Министерства образования и науки РФ, понимать и учитывать специфику творческого образования.

Данная статья ФЗ не только констатирует наличие особенностей в реализации учебных программ, но и защищает необходимость интегрированных образовательных программ в области искусств, много внимания уделяет дополнительным предпрофессиональным программам в вышеназванной сфере, прописывает необходимость создания условий для своевременного и широкого выявления одаренных детей. Однако статья, за которую так последовательно и убежденно сражалось творческо-образовательное сообщество, представляющее высшее образование в сфере искусств, мало что меняет в жизни творческих школ. По существу, главным завоеванием стало лишь возвращение в число образовательных программ высшего образования профессиональной ассистентуры-стажировки, что создает условия для воспитания нового поколения педагогов творческих школ. Но и это с большой оговоркой, поскольку молодые педагоги провинциальных творческих вузов, получившие возможность пройти обучение по вышеназванным программам, вряд ли вернутся в свои провинциальные школы. Реализуются программы ассистентуры-стажировки практически исключительно столичными (московскими и петербургскими) вузами. Как известно, творческая личность, формирующаяся в российской действительности, попадая в ситуацию профессионального обучения в столичном вузе, по его окончании в провинцию возвращается крайне редко.

Большой проблемой для творческих школ стала организация научно-исследовательской деятельности, показатели которой в значительной степени влияют на определение степени эффективности деятельности вуза. Не секрет, что на первом плане жизнедеятельности любой творческой школы оказывается художественно-творческая деятельность. Однако результаты этой деятельности, не только направленные на формирование творческой индивидуальности обучающихся, но и в значительной степени определяющие это формирование, принимаются во внимание крайне редко, да и то в порядке исключения (показатели художественно-творческой деятельности учитываются в ходе аккредитаци-онных экспертиз творческих вузов, где в качестве «научных монографий» вузам искусств разрешено позиционировать публично представленные, опубликованные, имеющиеся в виде аудио- и видеозаписи результаты творческой деятельности преподавателей по созданию авторских художе -ственных произведений).

В уставах российских высших театральных школ нет отдельного раздела «научно-исследовательская деятельность» (или «научная деятельность»), но есть единый раздел - «художе -ственно-творческая и научная деятельность», содержание которого свидетельствует о приоритетности первой [6]. Однако в ходе различного рода мониторингов (в том числе и последнего, проводимого Министерством образования и науки России в 2012 г. - Мониторинга деятельности федеральных государственных высших учебных заведений и их филиалов) запрашиваются исключительно результаты научно-исследовательской деятельности, что не позволяет творческим школам во всей полноте представить результаты своей работы. С особой очевидностью об этом свидетельствуют результаты вышеупомянутого мониторинга, одним из показателей которого оказался объем финансовых затрат на научно-исследовательскую деятельность, затраты на художественно-творческую деятельность мониторингом во внимание не принимались.

Можно ли ожидать в ближайшее время существенных изменений в сложившейся ситуации? Скорее нет, чем да, поскольку Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» даже не оперирует таким понятием, как «художе -ственно-творческая деятельность», не говоря о еще более сложном и весьма дискуссионном понятии «научно-творческая деятельность» (однако этот же закон оперирует не менее сложным понятием «научно-техническая деятельность»).

Вузы искусств, в полной мере понимая сложность своего положения в процессе реформирования российского высшего образования, с одной стороны, отчетливо заявляют о необходимости введения особых критериев оценки их деятельности, с другой - пытаются соответствовать предъявляемым к ним сегодня мониторинговым требованиям. Однако если им удастся справиться и с первой, и со второй проблемой, это не станет абсолютным разрешением критической ситуации, в которой вузы искусств находятся. Сложившаяся система воспитания творческой личности, давшая такие яркие результаты в отечественной культуре, в целом не укладывается в прокрустово ложе современной системы российского образования.

Например, воспитание творческой личности в профессиональной высшей театральной школе требует от организации учебного процесса, начиная с приема в вуз и заканчивая выпуском, условий, не совместимых с современными принципами жизнедеятельности высшего учебного заведения. Одно из таких непременных условий -необходимость индивидуального воспитания творческой личности. И здесь закономерным будет обратиться к педагогическому наследию Леонида Сергеевича Вивьена - одного из крупных отечественных театральных педагогов ХХ в., не только ратовавшего за приоритет индивидуального воспитания творческой личности, но и утверждавшего всей своей педагогической практикой индивидуальное воспитание как единственно возможный путь формирования личности актера и режиссера.

Обращаясь к Л. С. Вивьену, формулирующему свои педагогические принципы в середине ХХ в., мы имеем дело с утверждениями, базирующимися на традиционном понимании не только сути театральной школы, но и организационных принципов ее существования. «Институт имеет дело не с деталями, а с людьми, которые призваны заниматься творчеством, и точное планирование количества набора студентов и выпуска специалистов приводит подчас к снижению их качества, к непроизводительным расходам. Почему мы должны принимать на курс обязательно двадцать студентов, если в этом году перспективных, стоящих оказалось, например, только двенадцать? Почему государство должно тратить в течение четырех лет деньги на

восемь человек, малоспособных к творчеству, когда в какой-нибудь другой области они были бы куда полезнее. <... > Я полагаю, что следует освободиться от обязательных цифр комплектования курса, один раз принять меньше, другой больше, в зависимости от притока одаренных людей» [1, с. 202]. И с этими словами Л. С. Вивьена согласится едва ли не каждый художественный руководитель актерского или режиссерского курса, работающий в современной театральной школе. Однако именно «точное планирование количества набора студентов и выпуска» определяет сегодня известный документ, регламентирующий жизнедеятельность любого, в том числе и творческого, вуза, именуемый государственным заданием.

Утверждения Л. С. Вивьена в сознании современного государственного служащего, занимающегося организацией образования, не отзовутся пониманием. «Из института должны выходить не только люди с дипломами, а специалисты, творческие и человеческие личности, которым смело можно доверить многотрудное театральное дело. Вот почему надо безжалостно отсеивать из института с первого, со второго, с третьего и даже с последнего курса всех, кто не выдерживает высоких требований, которые должна предъявлять современная театральная школа» [1, с. 203]. И с этими словами известного театрального педагога согласятся вышеупомянутые художественные руководители актерских и режиссерских курсов. И снова Л. С. Вивьен не найдет понимания у государственного служащего. Еще большее неприятие вызовет утверждение о том, что «театральное образование должно стоить дорого», поскольку «это не поточное производство, а индивидуальная обработка» [1, с. 207].

Здесь следует акцентировать внимание еще на одной опасности, грозящей театральной школе, не склонной понимать себя как «комбинат» или «фабрика», на которых осуществляется «поточное производство» творческих кадров. Современный процесс укрупнения вузов, в который уже пытаются втянуть и театральные школы (в частности, по результатам упоминаемого выше мониторинга были предложения о присоединении екатеринбургской высшей театральной школы к консерватории), окажется еще одним ударом, направленным на разрушение феномена отечественной театральной школы. Особенно «эффектно» будет выглядеть процесс оптимизации высшего театрального образования в 2013 г., ознаменованном 150-летним юбилеем К. С. Станиславского, заслуги которого в становлении и развитии феномена отечественной театральной школы трудно переоценить. На состоявшемся в Москве в середине октября 2012 г. Международном фестивале актерских школ мира «Открытый урок: Станиславский продолжается» прошел «круглый стол», на котором ведущие отечественные и зарубежные театральные педагоги обсудили проблемы современного режиссерского образования, которых оказалось немало как у нас, так и за рубежом. Наблюдая не самую простую ситуацию в жизни российской театральной школы, западные педагоги продолжали высказывать сожаление, что им приходится воспитывать режиссеров «на фабриках» (в крупных вузах). По их мнению, российские коллеги, ведущие творческо-педагогическую деятельность на кафедрах профильных вузов, находятся в значительно более благоприятной ситуации, кото -рая позволяет создать необходимые условия, особую атмосферу для профессионального формирования режиссера [5].

И мы вновь возвращаемся к заявленной выше трудноразрешимой проблеме - творческие школы не могут эффективно работать в рамках современной системы российского образования. Можно ли в качестве альтернативы рассматривать формирование сети частных (негосударственных) театральных школ, не находящихся в жесткой зависимости от системы российского образования?

Осенью минувшего года художественный руководитель театра «Сатирикон» и известный театральный педагог Константин Аркадьевич Рай-кин отказался от преподавания в одном из ведущих государственных российских театральных вузов - Школе-студии им. Вл. И. Немировича-Данченко при МХАТ им. А. П. Чехова, решив организовать новый театральный вуз - негосударственное образовательное частное учреждение высшего профессионального образования «Высшая школа театрального искусства Константина Райкина». Школа создается при участии Фонда развития и поддержки культуры имени Аркадия Райкина. На сайте будущей школы есть информация о том, что новое высшее учебное заведение включено в Международную образовательную программу под эгидой ЮНЕСКО [2]. Первых студентов планируется набрать в 2013 г., здание будущей школы специально построено рядом с театром «Сатирикон», К. А. Рай-кин гарантирует не только оптимально оборудованные учебные помещения, но и бесплатное обучение актеров, ему хочется самому воспитывать актеров для своего театра так, как он считает нужным. Руководитель нового вуза подчеркнул, что планируемый набор не будет большим, «даже с учетом ошибок приемной комиссии, будущего отсева» [4]. Следующий комментарий К. А. Райкина свидетельствует о том, что он в дальнейшей педагогической деятельности полагает себя достаточно свободным от системы российского образования: «Я кого-то обязательно исключаю по ходу учебы. Пока не начну работать с человеком, многого о нем не знаю. Вдруг выявится не тот характер, который мне нужен? И если через четыре года интенсивного обучения мою школу окончат человек 10-12, которых я смогу взять в театр, будет хорошо» [4]. Остается предположить, что К. А. Райкин не ориентируется на возможность получения в дальнейшем выпускниками «Высшей школы театрального искусства Константина Райкина» дипломов о высшем образовании государственного образца, поскольку вряд ли с той долей свободы в организации учебного процесса, которую он демонстрирует, следует рассчитывать на прохождение процедуры государственной аккредитации. Возможно, негосударственный диплом «Высшей школы театрального искусства Константина Рай-кина» вполне устроит не только работодателя К. А. Райкина, но и многих других директоров и художественных руководителей театров. Возможно, это будет едва ли не первый в России прецедент получения полноценного творческого образования, не подкрепленного дипломом государственного образца. О том, что художественному руководителю «Сатирикона» не нужна государственная система образования, свидетельствует и следующее: «В определенный момент своя театральная школа становится нужна каждому развитому драматическому театру. К этому пришли когда-то и Художественный, и Малый, и Вахтанговский театры...» [4]. То есть модель театральной школы, которую выбирает К. А. Райкин, возвращает нас в начало XX в., ко -гда в театральном образовании не просто доминировали, но и давали высочайший результат студии при театрах.

Вышеизложенное позволяет сделать уверенное предположение, что дальнейшее развитие системы театрального образования будет проходить не только в рамках государственной системы высшего образования, но и в различных формах частных (негосударственных) образовательных практик. Для крупных школ преодолением форс-мажорных обстоятельств станет (или уже

стало) принятие концепции университета «как истинной парадигмы театрального образования», в которой представляется «жизненно необходимым соединять профессиональную театральную подготовку с освоением широкого спектра общегуманитарных дисциплин» [3, с. 120]. Не обеспечившие соответствие предъявляемым российской системой высшего образования требованиям, но стремящиеся сохранить свою самостоятельность школы будут вынуждены уйти на территорию профессиональной (ремесленной) школы. К сожалению, не исключен и путь слияния ряда небольших, сохранивших ту или иную традицию воспитания творческой личности школ в новые образовательные учреждения, востребованные современным театральным процессом.

Отечественная театральная школа, живущая в обстоятельствах современной российской системы образования, будет пытаться сохранить не только свою самобытность, но и себя как таковую.

Библиографический список

1. Вивьен, Л. С. Индивидуальное воспитание творческой личности [Текст] / Л. С. Вивьен // Сценическая педагогика : сборник трудов. Вып. 2. - Л.: ЛГИТМиК, 1976. - С. 200-207.
2. Высшая школа театрального искусства Константина Райкина [Электронный ресурс] // Официальный сайт негосударственного образовательного частного учреждения высшего профессионального образования «Высшая школа театрального искусства Константина Райкина». - Режим доступа: Шр://шкт-school.com/about/, свободный.
3. Исаев, С. Театральное образование: ремесленная школа или университет? [Текст] / С. Исаев // ГИ-ТИС: жизнь и судьба театральной педагогики. - М.: ГИТИС, 2003. - С. 112-122.
4. Райкин, К. Хочу воспитывать артистов так, как считаю нужным [Электронный ресурс] / К. Райкин // Официальный сайт электронного средства массовой информации «Известия». - Режим доступа: http://izvestia. ru/news/537692, свободный.
5. Современные режиссерские школы. Круглый стол [Электронный ресурс] // Официальный сайт телеканал «ТЕАТР». - Режим доступа: http://telekanalteatr. ru/kruglyj-stol-sovremennye-rezhisserskie-shkoly.html, свободный.
6. Устав федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ярославский государственный театральный институт». Гл. VI [Электронный ресурс] // Официальный сайт Ярославского государственного театрального института. - Режим доступа: http://www.theatrins-yar.ru/about/documents/, свободный. Аналогичный раздел можно обнаружить в Уставе каждой российской высшей театральной школы.
7. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации.- Режим доступа: Шр://минобрнауки.рф/документы/2974, свободный.

Bibliograficheskij spisok

1. Viv¥, L. S. Individual&noye vospitaniye tvor-cheskoy lichnosti [Tekst] / L. S. Viv¥ // Stsenicheskaya pedagogika : sbornik trudov. Vyp. 2. - L.: LGITMiK, 1976. - S. 200-207.
2. Vysshaya shkola teatral&nogo iskusstva Konstantina Raykina [Elektronnyj resurs] // Ofitsial&nyy sayt negosu-darstvennogo obrazovatel&nogo chastnogo uchrezhdeniya vysshego professional&nogo obrazovaniya «Vysshaya shkola teatral&nogo iskusstva Konstantina Raykina». -Rezhim dostupa: http://raikin-school.com/about/, svobodnyy.
3. Isayev, S. Teatral&noye obrazovaniye: remeslennaya shkola ili universitet? [Tekst] / S. Isayev // GITIS: zhizn& i sud&ba teatral&noy pedagogiki. - M.: GITIS, 2003. - S. 112-122.
4. Raykin, K. Khochu vospityvat& artistov tak, kak schitayu nuzhnym [Elektronnyj resurs] / K. Raykin // Ofitsial&nyy sayt elektronnogo sredstva massovoy infor-matsii «Izvestiya». - Rezhim dostupa: http://izvestia. ru/news/537692, svobodnyy.
5. Sovremennyye rezhisserskiye shkoly. Kruglyy stol [Elektronnyj resurs] // Ofitsial&nyy sayt telekanal «TEATR». - Rezhim dostupa: http://telekanalteatr.ru/kruglyj-stol-sovremennye-rezhisserskie-shkoly.html, svobodnyy.
6. Ustav federal&nogo gosudarstvennogo byudzhetno-go obrazovatel&nogo uchrezhdeniya vysshego professional&nogo obrazovaniya «Yaroslavskiy gosudarstvennyy teatral&nyy institut». Gl. VI [Elektronnyj resurs] // Ofitsial&nyy sayt Yaroslavskogo gosudarstvennogo teatral&nogo instituta. - Rezhim dostupa: http://www.theatrins-yar.ru/about/documents/, svobodnyy. Analogichnyy razdel mozhno obnaruzhit& v Ustave kazhdoy rossiyskoy vysshey teatral&noy shkoly.
7. Federal&nyy zakon ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» [Elektronnyj resurs] // Ofitsial&nyy sayt Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii.- Rezhim dostupa: http://minobrnauki.rf/dokumenty/2974, svobodnyy.
ВЫСШАЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ ШКОЛА ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ РЕФОРМА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ МОНИТОРИНГ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗОВ higher drama school features of education of the creative person reform of the education system of russia monitoring of the activity of higher education institutions