Научтруд
Войти

В истории больше многоточий, чем окончательных выводов…

Научный труд разместил:
Makar
30 мая 2020
Автор: указан в статье

3. Императрица Екатерина II, Бецкий и их учреждения для воспитания русских женщин. Харьков,1899. 96 с.

4. Кропоткин П. А. Записки революционера. М.: Мысль, 1986. 512 с.
5. Овчинников А. В. Реформирование школы в царствование Александра II // Педагогика. 2005. № 5. С. 79-86.
6. Рождественский С. В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. 1802-1902. СПб., 1902. 650 с.
7. Соловьев С. М. Россия с древнейших времен. Кн. 13. Т. 26. М., 1965. 651 с.
8. Слепникова Е. А. Из истории женского среднего образования в России // Педагогика. 2001. № 9. С. 74-78.
9. Чумиков А. К вопросу об основании женских гимназий в России. 1845-1858гг. // Русская старина. 1888. № 4. С. 278-279.
10. Хорошилова Л. Б. Женское образование и воспитание // Очерк русской культуры XIX в. М.: Изд-во МГУ, 2001. Т. 3. С. 309-364.
11. Яковкина Н. И. История русской культуры: XIX век. СПб.: лань, 2002. 576 с.

УДК 947.084

в истории БОЛЬШЕ МНОГОТОЧИЙ, ЧЕМ ОКОНЧАТЕЛЬНЫХ ВЫВОДОВ...

Е. И. САлЯЕВ

ГУ «Редакция газеты «Куранты-Маяк» Нижнеломовского р-на Пензенской обл. Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского

Многие энциклопедические издания, сведения в которых должны бы быть аксиомой, часто грешат ошибками и неточностями. В полной мере это относится к датировке ряда городов Пензенского края. Автор приводит примеры энциклопедических ошибок и, опираясь на исторические документы, называет точные даты появления таких городов, как Верхний Ломов, Нижний Ломов, Керенск, Саранск, Инсар, и предлагает Российской Академии наук создать в Интернете банк данных о населённых пунктах.

В «Пензенской энциклопедии», изданной в 2001 году московским научным издательством «Большая Российская энциклопедия», написано, что город Нижний Ломов Пензенской области «основан как город-крепость в 1636 году», Верхний Ломов - в том же 1636 году «как опорный пункт, крепость в системе обороны Русского государства», Вадинск, до 1940 года Керенск, - «между 1635 и 1639 годами», Саранск - «в 1641 году как крепость на юго-восточной окраине Русского государства», город Инсар - «в 1647 году как главный опорный пункт обороны Инсарской черты» [16.С.78, 84, 213, 393, 541].

«Большой энциклопедический словарь», изданный повторно в 2000 году московским научным издательством «Большая Российская энциклопедия» и Санкт-Петербургским издательством «Норинт», утверждает, что город Нижний Ломов Пензенской области является городом с 1780 года, а расположенные ныне в Республике Мордовия Саранск - с 1651 года, Инсар - с 1958 года [4.С.451, 805, 1061]. О Верхнем Ломове и Керенске там вообще ничего не говорится, потому что в XX столетии они стали сёлами.

Подобные расхождения весьма часто встречаются и в других солидных источниках, что подрывает авторитет энциклопедических изданий, не говоря уже о прочих. А ведь в большинстве случаев этих расхождений легко избежать, если, скажем, банк таких данных имелся бы в Интернете. Безусловно, исправления должны быть внесены и в энциклопедические справочники.

Предлагаю в такую копилку исторических сведений о российских городах и свои заметки о вышеназванных населённых пунктах. Более того, считаю необходимым изменить даты основания Верхнего и Нижнего Ломова.

Как они возникли, можно проследить по следующим фактам и документам. В первой половине XVII столетия Русское государство, часто подвергавшееся набегам кочевников и крымских татар, стало сооружать вторую пограничную оборонительную линию укреплений от Польши до Волги. Она проходила ниже первой, проложенной ещё во второй половине XVI века по Брянским и прочим лесам до Волги. Вторая засечно-оборонительная черта начиналась на Украине близ города Новгород-Северский и тянулась до самой Волги к будущим крепостям Симбирск и Сызрань. Тогда же на ней появились и первые города-крепости и остроги.

Самыми первыми городами на территории нынешней Пензенской области явились Верхний Ломов и Нижний Ломов, вставшие у Верхнего и Среднего Ногайских бродов через реку Ломов. В 1635 году путный ключник (придворный чин, человек, который отвечал за столовые приборы и прислугу при поездках царя) Приказа Большого дворца Фёдор Малово получил через Московский Приказ Большого дворца указ Михаила Фёдоровича Романова о строительстве новых городов и острогов на засечной оборонительной черте. Будучи в то время (с 1634 года) воеводой в Красной Слободе, Малово быстро выполнил очередное поручение [10. С.151-158; 11. С.113]. И в том нет ничего удивительного: деревянные города и веси на Руси всегда рубили (строили) очень быстро, ибо проблем с лесом и рабочими руками не существовало, все делалось с помощью топора, отсюда и слово «сруб», и часто встречающееся в документах выражение: «Город был срублен в таком-то году». (К слову, пил тогда не было, их завезли позднее, при Петре I, и гвозди при строительстве тоже практически не использовались.)

Фёдор Малово набрал в Темниковском и соседних уездах работников-«деловш,иков» из расчета один че-

ИЗВЕСТИЯ ПГПУ . Гуманитарные науки • № 4 (8) 2007 г.

ловек с пяти дворов, которые обязаны были иметь при себе лошадь с телегой и орудия труда: лопату и (или) топор, кирку или заступ, и те приступили к строительству города-крепости Нижний Ломов. Сначала почти в центре будущей крепости, как это всегда делалось по старинному обычаю, была заложена церковь во имя Воздвижения Животворящего Креста Господня, или Крестовоздвиженская. Позже именно она стала соборной (главной) в Нижнем Ломове, где со временем появилось 12 церквей. Название первой церкви и позволяет точно определить дату основания города. Двунадесятый праздник Воздвижения Креста Господня отмечается Русской Православной Церковью 14 сентября по старому стилю (27-го по новому). И по сему выходит, что именно к этому празднику была построена крепостная церковь. Город (крепость, острог) официально считался построенным, если был возведён Божий храм. Исходя из этого, и можно однозначно утверждать, что у города-крепости Нижний Ломов есть конкретная дата «рождения» - 27 сентября 1635 года [14. С.61, 62].

Но вернёмся к цитате из «Пензенской энциклопедии», в которой указана иная дата основания Нижнего Ломова - 1636 год, которую автор данной статьи считает неверной и попытается доказать её ошибочность. К большому сожалению, атеистически настроенные советские историки и краеведы, не беря во внимание дату возведения, а точнее, освящения церквей во вновь построенных городах, на которую как раз и указывало название храмов, предпочли ориентироваться на слова документа из «Актов, собранных в библиотеках и архивах Российской империи археографическою экспедицией имп. Академии наук». 1 февраля 1636 года из Приказа Казанского дворца была послана «память» князю Андрею Фёдоровичу Масальскому-Литвинову и дьякам (высокопоставленные чиновники) Степану Уюцкому и Савве Самсонову, где сказано, что «в нынешнем во 144 году указал Государь царь и Великий князь Михаил Фёдорович всея Руси в Темниковском уезде в степи на реке на Ломове поставить острог путному ключнику Федору Малово, а наряду указал государь в тот новый острог послати с Москвы: четыре пищали меденых, ядро по две гривенки и по полутретье гривенки да пятьдесят пуд свинцу, пятьдесят пуд зелья, да к тем же пищалем ядра смотря по зелью... Пушки и свинец и зелье и к пушкам ядра велети послать в Темниковский уезд на реку на Ломов к путному ключнику Федору Малово на ямских подводах» [2.С.397-398. Док. № 260; С. 410. Док. № 268].

Большинство исследователей расценили слова документа «указал царь. на реке на Ломове поставить острог.» как указ к началу строительства крепости с февраля 1636 года, запамятовав, что как раз указ о её постройке Фёдор Малово получил ещё в 1635-м. Отсюда и ошибочная, но официально закреплённая дата основания Нижнего Ломова - 1636 год, вошедшая во все справочники.

Никого из исследователей почему-то не смутил и тот факт, что в данном случае получается, будто строительство крепости было затеяно в безлюдной степи

снежной зимой, в лютые февральские морозы и метели, когда земля мёрзлая, чего быть просто не могло! До сих пор никто не обратил внимания и на слова после характерной паузы: «а наряду. в тот новый острог послати» несколько подвод оружия, в том числе и порох - «зелье». Но ведь не под открытым же небом были сложены зимой те порох, пушки и пищали, ядра и свинец, а в пороховом погребе «нового острога»! Да и тяжести такие лошадкам легче было везти не на телегах по ухабистым дорогам, а на санях по зимнему пути. Фактически этим распоряжением государь завершил укрепление новой, уже существовавшей к 1 февраля 1636 года крепости, вставшей на высоком обрывистом холме у реки Ломов.

Продолжим цитирование исторических источников. Стоит обратить внимание на такой уцелевший документ из «Актов, собранных в библиотеках и архивах. », как царская грамота в Пермь Великую, в которой сообщалось, что «в прошлом 144 году для бере-жения от крымских и ногайских людей. за Шатцким же от поля на реке на Ломове поставлены два города Ломовы Верхний да Нижний» [2. С. 410. Док. № 268; 7. С. 23].

7144 - это год от сотворения мира (Византийская эра). Переведём эту дату в современное летосчисление, от Рождества Христова, применив известную научную формулу Д = В - 5509 + а, где Д - номер года по новой эре, В - номер года по Византийской эре, а - равно нулю для сентября - декабря и единице - для января - августа: Д = 7144 - 5509 + 0 (если брать сентябрь - декабрь) или Д = 7144 - 5509 + 1 (если брать январь - август). Получается, что 7144 год - это по-новому летосчислению 1635 год для сентября - декабря и 1636 год для января - августа.

Но возьмём официально признанную дату, которой придерживались советские краеведы, и месяц, который мы определили по названию церкви и престольному празднику, - сентябрь 1636 года. И обнаружим, что от внимания исследователей почему-то опять-таки ускользнуло одно весьма важное историческое обстоятельство. Первично началом года на Руси считалось 1 марта, а с конца XV века (как принято считать, с 1492 года) начало года было перенесено на 1 сентября. Сентябрьское начало года и счисление лет от сотворения мира (5509 год до новой эры) удержались на Руси до 1700 года. Пётр I указом от 15 декабря 1699 года установил новое начало года: вслед за 31 декабря 7208 года от сотворения мира наступило 1 января 1700 года от Рождества Христова. И выходит, что дата «14 сентября 1636 года» - это на самом деле 27 сентября 1635 года по новому стилю (что и подтверждается формулой!). Просто три с лишним века назад новый 1636 год наступил в сентябре, а по современному летосчислению, когда новый год начинается в январе, тот год следует считать 1635-м! Вот и выходит, что осенью 1635 года, на праздник Крестовоздвижения, Нижний Ломов по указу царя был уже построен, а именно: были возведены деревянная крепость, церковь и административные постройки. А 1 февраля 7144 года, согласно царскому указу (или 1 февраля 1636 года от Рождества

Христова), в эту крепость велено было доставить оружие на ямских подводах, по снегу (в это зимнее время, к слову, можно было не опасаться кочевников).

Но возвратимся к самой постройке крепости. В то время как одни работники возводили храм, другие де-ловщики строили крепостные стены и прочие сооружения. «Общее устройство городов было таково, - говорится в одной из книг Пензенской учёной архивной комиссии, - небольшое место обнесено валом, на валу деревянныя рубленныя стены с башнями (проезжими и глухими) или частокол с башнями; кругом города ров. В городе: церковь, воеводский дом-съезжая изба, палата для хранения государевых доходов, погреб с пороховым зельем и свинцом, дворы осадные... Около города посад и слободы, защищённые более или менее» [24. С.26].

Как видно из документа, городом в те годы называли собственно военную крепость, обнесённую валами и рвами и огороженную высоким деревянными стенами с проезжими воротами и оборонительными башнями, а не город в нынешнем его понимании. Более того, на Руси всегда городом (и огородом тоже) называлось всякое огороженное место, так что практически любой населённый пункт, огороженный валом, рвом или стеною, мог получить название «город». И тем не менее на название «город-крепость», видимо, влияли размеры этой самой крепости, ведь не все огороженные рвами, валами или стенами остроги, острожки и слободы были названы городами. к тому же около города-крепости обязательно имелись посады и слободы.

Вот так около Среднего Ногайского брода на высокой горе, почти отвесно спускавшейся к реке, появилась мощная военная крепость. Её чертёж имеется в Нижнеломовском краеведческом музее на «плане штатного города» Нижний Ломов. На документе есть надписи «Наподлинномъ высочайшая конфирмация подписана Ея императорскимъ величествомъ быть посему 6-го октября 1785-го года» и «Копировал кирсановский уездный делопроизводитель Мансырев».

Тогда же, осенью 1635 года, одновременно с Нижним ломовом, и никак не ранее и не позднее, был построен и «новый верхний город на реке Ломовой», то есть город-крепость Верхний ломов (сейчас самое крупное село в Нижнеломовском районе). Строил город-крепость осадный голова (начальник воинского отряда при осаде или начальник вообще) Богдан Соковнйн. который в 1635 - 1636 годах получал распоряжения из Приказа Казанского дворца и от воеводы города Шацк Г. К. Юшкова [9. С.12; 13. С.794, 890].

и здесь опять стоит вернуться к уцелевшему документу из «Актов, собранных в библиотеках и архивах... » - царской грамоте в Пермь Великую, в которой сообщалось, что «в прошлом 144 году для бережения от крымских и ногайских людей. за Шатцким же от поля на реке на Ломове поставлены два города Ломовы Верхний да Нижний».[2.С.410. Док. № 268.] Слова «в прошлом 144 году. поставлены два города Ломовы Верхний да Нижний» могут свидетельствовать только об одном, что Верхний и Нижний Ломов были поставлены в одно и то же время! И вовсе не случайно со-

борные храмы этих крепостей назывались одинаково -Крестовоздвиженскими. Так что 14 (27 по н. ст.) сентября 1635 года - это день рождения обоих Ломовов!

Крепость Верхний Ломов находилась неподалёку от реки Ломов на возвышенности, названной Стрелецкой горой, которую с обеих сторон окружали овраги. Восточнее, за оврагом Прогонный (ныне почти засыпан), протекал ручей Гоняй - ещё одно препятствие для кочевников в случае их нападения. Словом, место в военном отношении тоже было выбрано удобное.

В Верхнем, как и в Нижнем городе, первоочередным делом явилось строительство церкви. Первая церковь, как сказано в окладной книге 162 (1654) года, построенная в крепости Верхний Ломов, была, как и в Нижнем Ломове, Крестовоздвиженской: «Церковь Воздвижения Честнаго и Животворящего креста Господня в Верхнем Ломове. Дани 12 алтын 4 денги заезда гривна. Июня в 2 ден денги взяты» [21.Л.511 об.]. Именно она и стала соборной, о чем сообщается в одной из грамот Приказа Большого дворца от 9 марта 1664 года пензенскому воеводе Е. П. Лачинову и в указе Печатного Приказа от 3 ноября 1668 года вер-хнеломовскому воеводе Б. С. Лопатину о выдаче земли попу Алексею Афанасьеву с церковным причтом [17. С.6-8; 20. Л.12].

После возведения городов-крепостей около них были построены слободы и заселены служилыми людьми, ремесленниками и торговцами [1. С.21, 22. Док. № 40; 19. Столбец 115. Л. 53-55; 22. Л.7, 7 об, 16-19, 110, 110 об.]. А в округе с 1636 года стали возникать новые сёла и деревни, то есть началось активное заселение осваиваемых земель. Так с построения двух городов-крепостей на реке Ломов началось освоение «Дикого поля», как называлась в то время эта практически незаселённая местность [3. С.149 (карта)]. Впоследствии оба города сыграли огромную роль в заселении сначала юго-западной, а затем центральной частей Пензенского края, а именно: Верхнего Примокшанья и Посурья.

В 1636 году Фёдор Малово уже переписал население Нижнего и Верхнего Ломова, а 15 октября вместе с Богданом Соковниным провёл размежевание земель «промеж ломовских городов» [14. С.66, 223, 224]. В результате уже осенью 1636 года в Московском государстве появились два новых уезда: Нижнеломовский и Верхнеломовский (Верхоломовский). Оба города вместе с уездами находились тогда в ведении Приказа Казанского дворца - центрального управления в Москве.

Северо-восточнее Ломовских оборонительных линий возникли и другие поселения. В их числе были крепость Атемар (Атемары), Шечкеевский и Саранский остроги. Атемар (теперь село в Лямбирском районе Мордовии) на речке Атемар (Атемарка) был основан не в 1642 году, как писали пензенские краеведы А. Л. Хвощёв и А. Любимов, а раньше, в 1638/39 году. Саранские краеведы указывают 1638 год [6. С.213; 15. С.136].

Сравнительно недалеко от Шешкеевского острога был сооружён Саранский (Саранчинский) острог на речке Саранка, впадающей в Инсар. Его поставили вое-

к Синбирску (1648, с 1924 года Ульяновск) на реке Волга. Та часть оборонительной линии, построенной в 1647-1654 годах, имела своё название - Симбирс-ко-Корсунская. А в целом все названные укреплённые линии, а также Ломовская, Керенская, Козлово-Там-бовская, входили в систему Белгородской засечной черты. Так был осуществлён грандиозный правительственный план защиты степной юго-западной окраины Московского государства системой городов, острогов, селений, валов и засек, задуманный несколько ранее 1635 года.

Таковы история возникновения и даты появления городов Верхний Ломов, Нижний Ломов, Керенск, Саранск и Инсар.

Но в справочную энциклопедическую литературу, к сожалению, вкрались неточности и ошибки, которые рано или поздно нужно устранять.

список источников и ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акты Московского государства, изданные Императорскою Академиею наук. /Под ред. Н. А. Попова. СПб., 1894. Т.П.
2. Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи археологическою экспедицией имп. Академии наук. СПб., 1836. Т. III.
3. Большая Советская энциклопедия / Гл. ред. Б. А. Введенский. М.: Большая Советская энциклопедия, 1957. Т. 50. Изд. второе. 764 с.
4. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. М.: Большая Российская энциклопедия. СПб.: Но-ринт, 2000. 1456 с.
5. Воронин И. Д. Саранск. Саранск, 1961.
6. Всё о Мордовии. Энциклопедический справочник. Саранск, 1997.
7. Государственный архив Пензенской области. Ф.р.-2378. Оп.1. Д.529.
8. Заварюхин Н. В. Очерки по истории мордовского края периода феодализма. Саранск, 1993.
9. Известия общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. Казань, 1912. Т. XXVIII.
10. Известия Тамбовской учёной архивной комиссии. Тамбов, 1886. Вып. I; 1897. Вып. XXXIX.
11. История Пензенского края с древнейших времен до середины XIX века / Под ред. Г. Н. Белорыбкина. Пенза, 1996. Ч. I. 300 с.
12. Кирилов И. Цветущее состояние Всероссийского государства. М., 1831. Кн. вторая.
13. Книги разрядные. СПб., 1855. Т. II.
14. Милый сердцу Ломовский край /Авт.-сост. Е. И. Са-ляев. Нижний Ломов, 2003. 432 с.
15. Мордовия. Мордовская энциклопедия /Гл. ред. А. И. Сухарев. Саранск, 2003. Т.1. 574 с.
16. Пензенская энциклопедия / Под ред. К. Д. Вишневского. М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. 759 с.
17. Пензенский край. XVII в. - 1917 г. Документы и материалы. Саратов, 1980. 304 с.
18. Петров С. П. Памятные места Пензенской области. Пенза, 1958. 230 с.
19. Российский Государственный Архив Древних Актов (далее РГАДА). Ф.210. Разрядный Приказ. Московский стол.
20. РГАДА. Ф.233. Печатный Приказ. Оп.1. Д.151.
21. РГАДА. Ф.235. Оп.1. Д.39.
22. РГАДА. Ф.1326. Оп.2. Д.941.
23. Справочник по административно-территориальному делению Пензенского края 1663-1991 гг. /Под руководством Н. Н. Золотёнкова. Пенза, 2003. 538 с.
24. Труды Пензенской ученой архивной комиссии. Пенза, 1903. Книга I.
25. Хвощёв А. Очерки по истории Пензенского края. Пенза, 1922. 150 с.

УДК 947.084

ПЕНЗА: ПРОБЛЕМА ДАТЫ ЕЁ ОСНОВАНиЯ

Е. И. САЛЯЕВ

ГУ «Редакция газеты «Куранты-Маяк» Нижнеломовского р-на Пензенской обл.

Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского

Город Пенза является областным центром Пензенской области. Официальной датой её основания считается 1663 год. Однако далеко не все дореволюционные и современные пензенские краеведы согласны с этой датой. Многие убеждены в более раннем появлении населённого пункта на Суре. В статье сопоставляются версии, предположения, споры краеведов, приводится мнение автора по данной проблеме.

Пенза готовится широко отпраздновать свой очередной юбилей - 350-летие. Думается, не лишним будет вспомнить споры, связанные с датой основания главного города Пензенской области, и тем самым встряхнуть местных краеведов, подтолкнуть их к по-

иску новых сведений о первоначальной истории освоения этого города. Благо, в Российском Государственном Архиве Древних Актов, по заявлениям сотрудников, «материалов о Пензе очень много».

Безусловно, нельзя обойти стороной версию краеведа Б. И. Алпысбаева. Суть её в следующем. С началом XIII века связана история загадочного города

Кснятина. Упоминание о нём имеется ещё в «Поучении Владимира Мономаха» 1096 года, в русской летописи 1134 года, в «Повести о битве на Липице» 1216 года и других источниках, но где располагался город Кснятин, никто из исследователей так и не сказал. Версии были разными, но неопределёнными: где-то южнее древнерусского государства, может быть, на Украине, а, возможно, и в Поволжье.

А вот краевед Б. И. Алпысбаев, неоднократно участвовавший в археологических экспедициях в Пензенской области и за её пределами, уверен, что тот город находился на Суре, на месте нынешней Пензы. Возник

Научтруд |