Научтруд
Войти

Культурное взаимодействие в национальном сообществе (идеи западников и практика земств в России)

Научный труд разместил:
Manasida
30 мая 2020
Автор: указан в статье

УДК 94(47)083

КУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В НАЦИОНАЛЬНОМ СООБЩЕСТВЕ (ИДЕИ ЗАПАДНИКОВ И ПРАКТИКА ЗЕМСТВ В РОССИИ)

Интерпретированы идеи русских западников 1840-х гг. о значении культурных контактов в духовном развитии общества, выявлены их представления об особенностях взаимодействия различных социальных сил в России. Дан анализ деятельности земств по формированию культурной среды в провинции, повышению уровня грамотности крестьян, созданию системы культурной коммуникации.

Важная характеристика культуры Нового времени — развитие идеи необходимости общения культур, цивилизаций, народов, способствующего пониманию человеческого бытия. Это было обусловлено распространением мысли о единстве мира, преобразованием замкнутых феодальных обществ в индустриальные социумы. Идея единства человечества, ставшая философской основой интерпретации европейскими учеными исторического процесса в первой половине XIX в., определяла важность взаимодействия народов. В России глубокое теоретико-историческое обоснование значения взаимодействия цивилизаций в создании культурного пространства дали западники 40-х гг. XIX в. Они представили свою интерпретацию формирования нового общества с XVIII в. в результате переплетения и трансформации русской и европейской культур и выработки нового социума культуры. В текстах русской интеллигенции 1830-1840-х гг. эпоха с Петра I до середины XIX в. называется «петровским», «петербургским» периодом, содержание которого заключалось в изживании представлений о самодостаточности России и создании нового общества посредством восприятия и усвоения европейского опыта. Славянофилы рассматривали европейские и национальные начала как непримиримые. Западники дали свое осмысление постижения соотечественниками иных культур, преломления мировоззренческих установок Нового времени в ментальности русских людей. Их идеи о взаимоотношениях культур и народов стали частью национального самосознания и оказали воздействие на правительственную политику середины XIX в.

Особенность цивилизации русского общества с XVI11 в. западники видели в пересечении европейской и русской культур, раскрытии их смысла, переформировании культуры образованного слоя общества. Для них не существовало дилеммы: приоритетное развитие традиционной русской культуры либо ее вытеснение европейской. Свободное восприятие элементов культуры «Другого» они рассматривали как важное условие возникновения новой социокультурной общности. Возможность усвоения отдельных элементов иных культур западники объясняли наличием общих ценностных основ миропонимания народов и отдельных социальных групп. Освобождение общества из-под контроля государства было сопряжено с идейным осмыслением условий самодеятельности социума. Идеи о гражданском обществе и личности, ставшие центральными в учениях европейских ученых того времени, русскими интеллектуалами были оценены как общечеловеческие. Учение западников, являясь продуктом культурного диалога, развивало усвоенные ими идеи немецких философов. Западники выделяли в жизнедеятельности человечества компоненты, значимые для всех народов, называя их «общими», «человеческими». Существование в жизни социумов общего, человеческого обусловливало возможность их культурных контактов. Если в жизни

Т.И. ВОЛКОВА ЕЛ. САРАЕВА

Ярославский государственный университет

e-mail: saraeva56@mail.ru

народа есть что-нибудь человеческое, «это малое человеческого нам понятно»1. В.Г. Белинский, один из идеологов русского западничества 40-х гг. XIX в., признавал гуманистической крылатую мысль Теренция: «Я человек — и ничто человеческое не чуждо мне»2. Понимая «человеческое» как нравственно-социальные основы бытия личности: свободное саморазвитие индивида, его честь, достоинство, благородное отношение между людьми, достойный уровень жизни, западники были заинтересованы в «очеловечивании» духовно-нравственной атмосферы в обществе. Необходимость восприятия русскими людьми универсальных ценностей и идей — главная идея, которую западники хотели донести до сознания общества в России.

Европеизм как образ жизни и тип культуры, основанный на гуманных началах, и как процесс усвоения его другими народами В.Г. Белинский, считал величайшим вопросом в судьбе человечества3, следовательно, и в истории России. Он оценивал европеизм как одно из направлений в движении человечества, считая разумным и необходимым воспроизведение в России его общечеловеческих черт. Обращение западников к культуре Европы объяснялось не их тяготением к концепции европоцентризма, а философско-исторической идеей обогащения цивилизационного развития сообществ в процессе их взаимодействия. Белинский утверждал, что у России есть и должна сохраниться в будущем своя национальная жизнь. Русский народ, как и всякий другой, представляет собой «нечто целое, особное, частное и индивидуальное; у всякого народа своя жизнь, свой дух, свой характер, свой взгляд на вещи, своя манера понимать и действовать»4. Русские должны оставаться русскими, принимая в себя элементы не только европейской, но и мировой жизни5. Западники признавали многообразие путей общественного развития. Они доказывали возможность сохранения каждой культурой своего национального своеобразия при заимствовании элементов более развитых цивилизаций.

Национальный социум Нового времени состоял из различных социальных слоев, отличающихся не только правовым статусом, но и субкультурами. Культурные контакты между сословиями в России были развиты слабо. Для русского общества периода Модерна был характерен глубокий социокультурный раскол. Одной из его причин западники называли ориентацию людей на различные типы культуры. Они обосновывали необходимость создания культурного пространства, укоренения в сознании людей идеи уважительного отношения к человеку. В центр цивилизационного процесса они ставили культуру личности. Важнейшим условием движения социума, по мысли западников, было расширение его интеллектуальной деятельности. Основу духовной жизни людей, полагали они, составляет борьба идей. Умственная деятельность общества позволяет усваивать, формулировать, сопоставлять идеи, преодолевать веру в авторитеты, самостоятельно решать жизненные проблемы. Плодотворность духовных контактов западники ставили в зависимость от способности личности воспринимать и интерпретировать элементы ино-культур.

Формирование нового общества в России западники связывали с реформами XVI11

в. и процессом европеизации страны. Они понимали, что преобразования XVI11 — начала XIX вв. создали принципиально иные социально-культурные условия жизни русского общества. В стране начала формироваться культурная среда. Важнейший фактор этого процесса — усвоение элементов культуры других народов и социальных слоев. Культура русского дворянства в «петербургский» создавалась путем заимствования элементов европейской цивилизации. Образованное общество, по оценке западников, представляло собой «оевропеившуюся» часть нации6. Главной особенностью отношения русского общества к западной культуре в XVI11 в. было воспроизведение лишь ее форм, которые за-

1 Белинский В.Г. Собр. соч. в 9 т. М., 1976-1982. Т. 4. С. 97-98.
2 Там же. С. 98.
3 Там же. С. 293-294.
4 Там же. Т. 2. С. 95.
5 Там же.
6 Белинский В.Г. Собр. соч. Т. 6. С. 370.

полнялись традиционными, доморощенными понятиями о жизни, завещанными предками. Идеи, развиваемые мыслителями Запада, оставались за пределами внимания большинства общества. Этот период копирования внешних форм европейской жизни в России продолжался, считали западники, до 1812 г.

В эпоху Александра I произошли значительные изменения в культуре образованного дворянства, когда оно стало проявлять интерес к идейной жизни Европы. Формируется новый тип личности — «русского европейца», европейски образованного, с персоноцентристским мировоззрением. Культурная неоднородность дворянства в XIX в. углублялась. Его дифференциация на различные культурные слои была неизбежна в условиях более динамичного развития российской цивилизации в это время, расширения ее связей с европейскими странами, восприятия их отдельных достижений, создания системы образования в стране. В постепенном расширении знаний Белинский видел проявление закона исторической последовательности.

Духовное развитие общества уже в XVI11 в. привело к появлению независимо мыслящих людей, понимавших, что необходимо содействовать повышению уровня образования людей. В XIX столетии продолжалось формирование интеллигенции. Понимая важность трансляции представлений о развитии личности, она видела свою задачу в создании культурной среды, позволявшей налаживать контакты внутри национального сообщества. Обогащение духовной жизни людей, по мысли западников, предполагало осознание ими своих потребностей, гуманистических ценностей. Культурная среда — совокупность образовательных и культурных учреждений, а также стиль поведения, образ жизни людей, мир идей. Ее создание — важнейшее системообразующее условие общения культур социумов. Разные идейные ориентации и жизненные ценности разделяли людей, но культурная среда давала шанс понять внутренний мир «Другого». А.И. Герцен, размышляя об отношениях между представителями мыслящей элиты и высшего общества, отмечал, что в 40-е гг. XIX в. изменилось положение интеллектуалов в светском обществе, которое научилось ценить неординарных личностей. Стремясь понять, почему модные дамы, генералы, считали себя обязанными явиться к П.Я. Чаадаеву, неловко прикинуться образованными людьми и хвастаться потом, что были приняты философом, Герцен нашел объяснение в невольном осознании ими ценности мысли: «...мысль стала мощью, имела свое почетное место вопреки высочайшему повелению»7. Западники оптимистично оценивали влияние мыслящего меньшинства словом на духовный мир людей. Они относились к тому поколению культурной элиты, которое видело свою миссию в интеллектуальном воздействии на людей, считая «слово» важной формой гражданской деятельности. Западники развивали свои идеи в салонах, с кафедр университетов, своих произведениях, опубликованных в открытой печати. Их учение было понято и усвоено многими образованными людьми.

Идея западников о постоянном движении жизни вперед путем порождения из себя новых явлений, развивающих сознание, позволяет сделать следующее заключение. В западническом воззрении значима мысль, что европеизация привела к возникновению внутренних источников движения, включивших механизм саморазвития духовного процесса, когда были созданы необходимые условия его действия — создание слоя просвещенных людей и культурного пространства: системы учебных и культурных учреждений, форм интеллектуальной деятельности, совокупности идей, понятий, ценностей. Однако создаваемая культурной средой возможность понять иную культуру до середины XIX в. была открыта только для образованных людей свободных сословий. Хотя образованные люди исповедовали разные идеи, между субкультурами возникло общение, содействовавшее познанию «Другого», важного для взаимопонимания.

Стремительное усложнение интеллектуальной палитры общества было следствием его культурного саморазвития, восприятия и осознания идей мыслителей разных эпох. Деятельность западников позволила включить в культурное пространство России элементы предшествовавших культур: античной, средневековой и нового времени. Их произведения стали формой культурных контактов, поскольку русские интеллектуалы не только воспроизвели, но и интерпретировали идеи других авторов в кон-

7 Герцен А.И. Собр. соч. в 30. т. М., 1954-1966. Т. 9. С. 142-143.

тексте современной культуры. Развитие западнического учения шло в соответствии с типологическими особенностями культуры их времени. Объясняя закон функционирования культуры — «Мир впервые», В.С. Библер отмечал, что, обращаясь к духовному наследию, люди актуализируют высказанные ранее идеи в новом ментальном спектре, познавая «мир впервые»8. Элементы ранних культур западниками были осмыслены в системе своих идейных координат и включены в свою мировоззренческую систему. Это обогатило мир идей в России. Широкие культурные контакты содействуют развитию самосознания — интеллектуальному условию независимости личности.

Русская интеллигенция воспитала в себе потребность служения людям, в целеустремленной деятельности, что было важно для расширения внутренних истоков саморазвития страны. Она настойчиво объясняла необходимость налаживая культурных контактов между обособленными социальными слоями. Вне культурного пространства образованного общества длительное время находился народ. Не включенный в процесс европеизации, в духовную жизнь привилегированных слоев, имевший ограниченный доступ даже к начальному образованию, народ не мог самостоятельно расширить, преобразовать свой культурный мир. Мысль почвенников о том, что традиционная культура самобытна и обладает большим духовным потенциалом, оспаривалась сторонниками межкультурно-го взаимодействия, утверждавшими, что устойчивые вековые социокультурные стереотипы жизни замкнутых социумов обрекают их лишь на самовоспроизведение, перекрывая каналы влияния извне. Это препятствует свободному развитию и самопознанию личности. В пореформенный период образованное общество приложило немало усилий для понимания мира народа и налаживания отношений с ним. Тема народа заняла прочные позиции в русской литературе и искусстве. Общество открывало для себя мир «униженных» и «оскорбленных», воспитывая сочувствие к страданиям людей, вынужденно живших в невежестве и нищете, но имевших свою устную культуру, мудрость которой была сконцентрирована в фольклоре.

Организатором культурных контактов образованного общества с народом выступило земство с середины 1860-х гг. Поставив сначала задачу научить народ грамоте, земство в дальнейшем сумело создать систему сельских культурных учреждений, формировавших у крестьян интерес к знаниям и чтению литературы. С 1870-х гг. земские деятели придавали общенациональное значение народному образованию, предлагая сделать его всеобщим и обязательным. На протяжении полувека демократическая интеллигенция, состоявшая на службе земств, открывала народу другие культуры. В понимании земских деятелей образование и литература позволяли познакомить крестьян с культурой образованного общества. Проводниками культурных влияний стали учителя. Им выпала непростая задача налаживания языковой коммуникации, адаптации научных знаний, завоевания доверия крестьян, пробуждения их интереса к жизненному опыту других.

Требования к образовательному уровню земских учителей были не ниже, чем к преподавателям городских школ. Ими становились молодые люди старше 16 лет, получившие в основном среднее образование. Нехватка учителей обусловила принятие министерством народного просвещения решения привлечь женщин к работе с крестьянскими детьми. Учитывая стремление молодых девушек к героическому самопожертвованию во имя народа, земства поддержали их желание работать учителями в народных начальных школах. Уровень образования учителей был достаточным для преподавания всех дисциплин, предусмотренных программами земских школ. В 1916 г. в земских школах работало около 118 тыс. учителей. Из них имели специальную педагогическую подготовку более 60,5 тыс. чел.9

Важно, что в земских школах преподавали мировоззренческие дисциплины, например, историю, позволявшие корректировать картину мира. Земства заняли лидирующие позиции в развитии образования народа. В начальных школах обучение велось учителями с использованием учебников, литературы, наглядных пособий.

8 Библер В.С. На гранях логики культуры. М., 1997. С. 282.
9 Данные по: Начальные училища ведомства Министерства народного просвещения в 1915 г. Пг., 1919.

Школы формировали культуру обучения, меняя у крестьянских детей восприятие жизни и повышая уровень их потребностей.

Просветительная работа земств была продумана таким образом, чтобы создать разные типы культурных учреждений, позволявших сформировать у крестьян интерес к знаниям. Земские деятели понимали, что обязательным условием свободного вовлечения человека в мир культуры является расширение средств коммуникации, расширения возможностей получать информацию. Цель либеральных земских гласных — обеспечить взаимодействие культур. Они понимали, что значительное воздействие на духовную жизнь людей может оказать литература, открывающая читателям разные культурные мира. Земства обеспечили доступ крестьян к литературе, открывавшей насущную для человека культуру, созданную интеллектуалами и художниками, развивавшую его способность к самосознанию. Большинство земских школ имели бесплатные библиотеки. Так, в Московской губернии к 1914 г. библиотеки работали при 1146 начальных земских заведениях из 1282, функционировавших в этом крае, т.е. более 90% учеников получили право читать книги. В Ярославской губернии к 1909 г. библиотеки были открыты в 402 из 491 земской школы, что составляло 82 % от их общего числа. В 274 школьных библиотеках этой губернии книги выдавали только учащимся, а в остальных ими могли пользоваться все желающие10.

Книжный фонд сельских народных библиотек был довольно значительным, он составлял 450-500 изданий. Он мог удовлетворить спрос на адаптированные для малограмотных людей научно-популярные и художественные издания. По данным земств, в школьных библиотеках художественная литература составляла 49% книжного фонда, книги по истории и географии — 18,3%, по естествознанию — 9%, религиозно-нравственного содержания — 7,7%, прочие — 15,7%. Данные по земским губерниям соотносятся с этой информацией. Так, в земских школах Ярославской губернии в 1909

г. художественные книги составляли 47%, издания религиозно-нравственного содержания — 16%, по истории — 11%, по географии и естествознанию — 8%, сельскохозяйственной тематики — 3%11. Земства заботились о том, чтобы в школьных библиотеках была представлена литература по всем изучаемым предметам, но основное внимание уделялось закупке произведений русских писателей.

В уездных городах были отрыты публичные библиотеки, книжный фонд которых тысячи книг русских писателей и журналов. Населению в провинции стали доступны для чтения сочинения А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого. Осуществлялась подписка на журналы: «Исторический вестник», «Новое время», «Русская старина», «Отечественные записки», «Семья и школа» и другие. Преподаватели народных училищ получили право бесплатного пользования библиотечными книгами дома. В глубинке открывались бесплатные библиотеки-читальни. Так, в Ярославской губернии к 1909 г. их было создано 8812. Земства организовывали продажу книг.

Периодические издания земств: «Вестники», «Известия», «Календари», «Обзоры», «Хроники», должны были информировать население о просветительской деятельности общественных органов самоуправления, содержать важные для сельских жителей сведения о различных отраслях сельского хозяйства. В 1916 г. земствами издавалось 125 органов печати13. Еще в 1873 г. по инициативе владимирских губернских гласных поднимался вопрос о необходимости создания общеземского печатного органа, который мог стать информационным центром, координирующим деятельность земств. Эта инициатива не была реализована в то время. Но сама идея не потеряла своей актуальности. В начале XX в. (1910-1918) роль центрального печатного органа земств фактически стал выполнять журнал «Земское дело», официально являвшийся частным изданием Г.Д. Протопо-

10 Начальное народное образование в Ярославской губернии за 1909 год. Ярославль, 1913. С. 358-359; Обзор Московской губернии за 1914 г. М., 1915. С. 167.
11 Начальное народное образование в Ярославской губернии. С. 358-359.
12 Сельские бесплатные народные библиотеки-читальни Ярославской губернии. Ярославль, 1899. С. 5.
13 Абрамов В.Ф. Российское земство: экономика, финансы, культура. М. 1996. С. 140.

пова. Он знакомил общественность с земской жизнью на местах. В 1911 г. Московское губернское земское собрание приняло решение издавать журнал для лиц, занимающихся сельским хозяйством. «Известия Московской губернской земской управы» стали публиковать статьи о развитии животноводства, огородничества, пчеловодства в России и на Западе. Тираж журнала рассылался бесплатно земствам, волостным правлениям, сельским старостам, земским школам, сельскохозяйственным кооперативам. Сельская интеллигенция предложила расширить тематику журнала. В 1912 г. издавался «Календарь и записная книжка земского корреспондента», выходивший до 1917 г. Он был рассчитан на широкий круг читателей, содержал разделы о состоянии дорог, почтовой службы, давал юридические консультации14.

Новыми культурными объектами в уездах стали созданные земствами музеи, задачами которых стало ознакомление народа с прошлым страны и с техническими новинками. Важным начинанием земств было открытие с 1912-1913 гг. народных домов, где проводили общественные собрания, праздники, лекции, спектакли, организовывали научные и спортивные кружки.15. В 1916 г. культурная работа была налажена в 1200 народных домах16.

Таким образом, в период Модерна проблема культурных контактов, влияющих на изменение системы мировоззренческих координат, типов личности приобрела живой общественный интерес. Западники, признавая многообразие культур, доказывали важность культурных контактов, интеллектуально и нравственно развивающих человека. Их отличало толерантное отношение к другим идеям. Понимая, что в обществе произошло становление различных культурных миров, они содействовали формированию культурной среды, транслирующей идеи. Сообщающиеся культуры, по мнению русской интеллигенции, думающей обо всем национальном сообществе, — условие духовного развития личности, позволяющее преодолеть социальный раскол. Образование народа, приобщение его к чтению литературы должно было пробудить у него интерес к жизни других социальных слоев, расширить представления о мире, усилить желание выйти за пределы традиционного уклада. В системе культурных контактов в русском обществе XIX — начала XX вв. преобладало влияние образованного общества на народ, организатором которого выступило земство. Народ преимущественно выступал в роли «потребителя» знаний. Этот необходимый первоначальный этап в налаживании культурного взаимодействия продолжался в течение полувека: с отмены крепостного права до 1917 г. Однако даже максимально возможное финансирование земствами просветительской деятельности среди крестьян было ограниченным, поскольку выделенных средств не хватало для решения проблемы ликвидации неграмотности народа. В России, где власть претендовала на руководство общественной жизнью и сдерживала самодеятельность личности, преодолеть культурный раскол нации можно было путем расширения государственной программы социокультурного развития провинции.

14 Известия Московской земской управы в 1911-1913 гг. М., 1914. С. 17.
15 Труды общеземского совещания о просветительских мероприятиях, созванного Ярославской губернской земской управой в г. Ярославле. Ярославль. 1915. С. 9.
16 Абрамов В.Ф. Указ. соч. С. 144.

CULTURAL INTERACTION IN A NATIONAL COMMUNITY (THE WESTERNERS& IDEAS AND ZEMSTVOS& ACTIVITIES)

T.I. VOLKOVA E.L.SARAYEVA

Yaroslavl State University

The article interprets ideas of Russian zapadniki of 1840s about the importance of cultural contacts for spiritual development of the society; it reveals their understanding of interactions of various social forces in Russia. The article analyses the zemstvos& activities towards forming of cultural environment in the province, rising of peasants& literacy, shaping of a system of cultural communication.

e-mail: saraeva56@mail.ru

Научтруд |