Научтруд
Войти

Воспитание нравственной культуры личности в этнопедагогике осетин

Научный труд разместил:
Huth
20 сентября 2020
Автор: Годжиева Регина Батразовна

УДК 37

Р.Б. Годжиева

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В ЭТНОПЕДАГОГИКЕ ОСЕТИН

Одной из самых неотложных задач образования в настоящее время является воспитание нравственной культуры личности. В основу такого воспитания следует положить духовные ценности, содержащиеся, прежде всего, в национальной педагогике и культуре.

Цель — исследование воспитательного потенциала национального педагогического и историко-культурного опыта народа и поиск методов формирования нравственной культуры у современной молодежи. В поиске методов воспитания нравственной личности автор обращается к историко-культурным корням своего народа, к традициям и обычаям, духовно-нравственным ценностям, заложенным в национальной педагогике

Проблема нравственного воспитания на современном этапе развития демок-. ратического государства является ведущей в ряду других задач, стоящих перед системой образования Российской Федерации.

Кардинальные перемены в политике, экономике культуре, межнациональных отношениях, религии в конце ХХ - начале XI века вв. породили глубокие противоречия в обществе, которые привели к нравственному кризису. Сложившаяся тенденция отхода молодого поколения от традиционной культуры, привела к потере духовных ценностей, нравственно-этических понятий, к утрате нравственной культуры личности. Решение этой проблемы в системе образования, может существенно облегчиться, если в основу воспитания нравственной культуры личности поставить ценности родной культуры, языка с использованием этнопедагогического опыта, формировавшегося веками.

Это утверждается и в международных документах, подписанных Россией. В статье 29 Конвенции о правах ребенка говорится, что «образование... должно быть направлено на... воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку, национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной цивилизации».

В истории образования и педагогической мысли накоплено немало работ, посвященных проблеме воспитания нравственности (В.П. Вахтеров, К.Н. Вентцель, Н.А. Добролюбов, П.Ф. Кап-терев, Я.А. Коменский, П.Ф. Лесгафт, Дж. Локк,

A.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо,

B.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др.), которые представляют значительный интерес и в настоящее время.

Культурологический подход в контексте проблемы нравственного воспитания личности рассматривается в работах Е.В. Бондаревской, О.С. Богдановой, Р. С. Буре, А.М. Виноградовой, О.С. Газмана, С.И. Гессена, А. Дистервега., П.Ф. Каптерева, В.В. Краевского С.А. Козловой,

B.М. Коротова, В.С. Леднева Б.Т. Лихачева,

C.В. Петериной, И.П. Подласого В.С. Селиванова, Н.Н Скаткина, В.А. Сластенина, И.Ф. Харламова, Н.Е. Щурковой и других.

Вопросы формирования нравственной культуры личности в контексте национальной культуры освещаются в работах Г.Н. Волкова и других отечественных этнопедагогов: Ш.М. Арсалиева,

B.М. Григорьева, А.Ш. Гашимова, Б.А. Кадырова, Т.Н. Петровой, Я.М. Ханбикова, А.Р. Хинти-бидзе, З.Б. Цаллаговой, И.А. Шорова и других.

При изучении проблемы воспитания нравственной культуры личности особый интерес представляют труды осетинских мыслителей, писателей, публицистов: В.И. Абаева, К.Л. Хетагу-рова, М. Туганова, И. Канукова, А. Гассиева, Г. Цаголова, Б. Каргиева и других.

Определенный вклад в решение вопросов изучения традиционной народной педагогики осетин, воспитательных аспектов этнокультуры, разработки путей использования их в учебно-воспитательном процессе внесли ученые: С.Г. Вани-ева, С.З. Габисова, Э.С. Дзуцев, К.В. Кулаев, Б.А. Калоев, Т.Б. Кодзаев, А.М. Магометов,

C.В. Уарзиати, А.Х. Хадикова, З.В. Канукова, Т. А. Гуриев, Х.Х. Хадиков, Л.К. Гостиева, А.А. Ха-дарцева, Е.Е. Хатаев, В.К. Кочисов, Б.А. Тахохов и других.

94

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2009, Том 15

© Р.Б. Годжиева, 2009

«Нравственность» - русское слово, этимологически восходит к слову «нрав» (характер). Впервые попало в словарь русского языка в XVIII столетии и стало употребляться наряду со словами «этика» и «мораль» как их синоним. Слово «этика» происходит от греч. ethos - нрав, характер, обычай. Слово «мораль» - латинского происхождения. Оно образовано от лат. mos (множ. число mores), что означало примерно то же, что ethos (в греческом) - нрав, обычай. В религиозном понимании нравственность - важнейшая сторона духовности, путь, которым человек идет к Бо-гообщению. В светском объяснении нравственность представляет собой одну из наиболее универсальных форм общественного и личностного миропонимания, является совокупностью общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и к обществу [1, с. 68].

Одной из форм воспроизводства, наследования нравственности в обществе является нравственное воспитание. Оно «включает формирование у человека соответствующих убеждений, нравственных склонностей, чувств, привычек, устойчивых моральных качеств личности» [3, с. 74]. Содержание процесса нравственного воспитания в том или ином обществе определяется, прежде всего, его целями, обусловленными характером общественных отношений и соответствующей идеологией.

В понимании нравственного воспитания в истории культуры сложились четыре основные традиции:

- патерналистская (нравственное воспитание как обязательное почитание старших);

- религиозно-церковная (нравственное воспитание как поддержание авторитета веры);

- просветительская (нравственное воспитание как результат освоения научных знаний, подверженных суду разума);

- коммунитарная (нравственное воспитание как процесс формирования чувства коллективизма) [4, с. 171].

Русской философско-педагогической традиции (К.Д. Ушинский, В.Я. Стоюнин, П.Ф. Капте-рев) было свойственно понимание нравственности как способности и умения отличать добро от зла, стремления к добру и желания творить его. Первыми проводниками нравственного начала считались чувства стыда, жалости, долга, благоговения, любви. Русская педагогика в лице И.В. Киреевского, Н.И. Новикова, К.Д. Ушинского и др. важнейшим элементом гармонически развитой личности считала нравственное начало, духовность. Обосновывая диалектическое единство духовности и нравственности, она выделяет в русском философско-педагогическом наследии второй половины XIX - первой половины XX в. две четко различимые традиции.

Православная традиция следует богословским догматам; вера в Бога, покорность и смирение провозглашаются высшими ценностями и целями; строить жизнь предлагается согласно церковному Преданию, которое понимается как обращение к лику святых, усвоение их духа, их нравственных ориентиров. Нравственность с ее тягой к сохранению и бесконечному продлению человеческой жизни неизбежно связана с вероисповеданием, ибо только на основе веры как особого вида познания можно объяснять целостность и неохватную бесконечность бытия. А бесконечность бытия по своей сути откликается на любую веру, и вера начинает работать, по жизни доказывать свою истинность, «верность» (коренной смысл слова «вера» как раз и обозначает самое глубокое и непосредственное соприкосновение с истиной). Насколько вера нравственна, настолько она и продлевается в своем существовании, и народ, исповедующий ее, не пропадает с лица Земли.

Христианско-гуманистическая традиция кладет христианскую нравственную философию в основание осмысления педагогического идеала личности, провозглашает высшей ценностью свободную, духовно и нравственно целостную личность, осознающую единство Творца и творения и относящуюся к творчеству как к продолжению дела Божьего на Земле. Духовность выступает как исповедание нравственных стремлений к Истине, утверждения в жизни Добра, Любви, Совести, Чести [2, с. 11].

Нравственная культура, как и вся социальная культура, имеет два основных аспекта: 1) ценности и 2) регулятивы.

Нравственные (моральные) ценности - это то, что еще древние греки именовали «этическими добродетелями». Античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В иудаизме, христианстве, исламе высшие нравственные ценности связываются с верой в Бога и ревностном почитании его. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. Эти ценности, представляемые в их безупречном, абсолютно полном и совершенном выражении, выступают как этические идеалы.

Нравственные (моральные) регулятивы - это правила поведения, ориентированного на указанные ценности. Нравственные регулятивы разнообразны. Каждый индивид выбирает (осознанно или неосознанно) в пространстве культуры, те из них, которые наиболее подходят для него. Среди них могут быть и такие, которые не одобряются окружающими. Но в каждой более или менее стабильной культуре имеется определенная система общепризнанных нравственных регулятивов, которые по традиции считаются обязательными для всех. Такие регулятивы являются нормами морали. В Ветхом Завете перечисляются 10 таких норм -«заповедей Божьих», записанных на скрижалях, которые были даны Богом пророку Моисею, когда он поднялся на Синайскую гору («Не убий», «Не укради», «Не прелюбодействуй» и др.). Нормами истинно христианского поведения являются 7 заповедей, которые указал Иисус Христос в Нагорной проповеди: «Не противься злому»; «Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся»; «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» и др. Любая нравственная ценность предполагает наличие соответствующих регулятивов нацеленного на нее поведения. А любой нравственный регулятив подразумевает наличие ценности, на которую он направлен.

Если честность есть нравственная ценность, то отсюда вытекает регулятив: «Будь честен». И наоборот, если человек в силу своего внутреннего убеждения следует регулятиву: «Будь честен», то для него честность есть нравственная ценность. Когда дело касается характеристик, равно относящихся как к нравственным ценностям и идеалам, так и к нравственным регулятивам и нормам, их обычно называют принципами нравственности (морали, этики).

В жизни каждого народа вырабатывается свой взгляд на мироздание в целом. Так, систему нравственных и духовных ценностей традиционного осетинского общества в большей степени определяли взгляды на мироздание скифо-сармато-алан. Находясь на протяжении более двух тысячелетий в срединном положении на евразийском континенте, аланы и их предки скифы - являлись

носителями арийской культуры. От слова «ариа-на», что означает «арии», «арийский», происходят и название государства Иран, и средневековое имя осетин - аланы. Троичное деление общества повторяло устройство вселенной - по представлению ариев, все мироздание состоит из трех миров: верхнего или небесного; среднего, в котором живут люди; и нижнего, простирающегося вниз от поверхности земли и воды. Истовое служение ариями дуалистической идеологии, сформировавшейся в доисторические времена на Кавказе и евразийских степях, являлось главным смыслом их жизни. Еще со времен арийского единства иранские племена исповедовали религию, выросшую из поклонения силам и явлениям природы. Существовали развитые культы божеств Неба и Солнца, Земли и Водной стихии. Особо чтили Огонь - он считался очищающим посредником между миром людей и божественной Истиной, которую иранцы называли «Арта». Арта - это мировой порядок, воплощение добра и нравственных законов всего мироздания. Труд скотоводов и земледельцев, подвиги воинов, жертвоприношения и молитвы жрецов - все это вместе с личными достоинствами человека было для иранцев проявлением вселенской гармонии.

Другое важнейшее религиозное понятие -«Фарн» - олицетворяло сияющий божественный свет, благодатную силу, которая приносит мир, изобилие, удачу, счастье, добрую судьбу и славу. Одними из самых ярких носителей этой «естественной» религии являются скифо-сармато-ала-ны, господствовавшие на протяжении тысячелетий в Евразии. Столкновения между этими, этнически родственными, родоплеменными союзами в доисторические времена, никогда не приводили к физическому уничтожению друг друга, а лишь к временной гегемонии внутри своей суперэтнической культурной целостности, сложившейся к началу новой эры.

Суть арианской идеологии (веры) - жить ради подвига, наиболее наглядно запечатлена в аланс-ком героическом Нартовском эпосе, который по многообразию персонажей, многоуровневой структуре и архаичности превосходит все известные мировой науке памятники устного (народного) эпического творчества [6]. Подобно «Авесте», собранию древнеиранских священных книг религии зороастризма, в них запечатлено духовное учение северных иранцев. В этом и заключается их огромное всемирно-историческое значение. Извечная борьба двух нравственных начал, светлого и темного, пронизывает весь героический эпос о нартах - детях солнца. В одной, казалось бы, простой жизненной формуле - жить ради подвига, сконцентрирован весь смысл многочисленных заповедей христианства, буддизма, гат зороастризма, сур ислама, первооснов религии древних иудеев, имеющих сегодня статус классических религий. Подвиг, в широком, духовном смысле этого понятия, свершается там и тогда, когда происходит сверхусилие, перенапряжение воли (духа) и физических сил человека или народа. Подвиг олицетворяет победу светлого начала над тьмой. Очевидный бескомпромиссный характер арианской (асской) идеологии предъявляет повышенные морально-этические требования к ее носителям, не допускает толкования, двусмысленности в поведении. В этом заключается ее основное отличие от других духовных учений .

Изложенное в Нартском эпосе духовное учение на протяжении тысячелетий формировало национальное самосознание алан, придавая ему гуманистическую направленность. «Народ, мечтающий о героизме, готовит себе расцвет ...» -характеризовал особенности идеологии алан Н.К. Рерих [7, с. 23]. Объединенные в глубокой древности арийской идеологией, аланы донесли ее до наших дней, что предопределило цельность их исторической судьбы.

Вышеизложенное объясняет устойчивость стереотипа поведения алан, который зримо прослеживается с добиблейских времен. Аланы и их предки активно участвовали практически во всех исторически значимых событиях человеческой цивилизации. Индийские веды, ирландские и скандинавские саги, кельтский, японский и монгольские шосы, русские былины и др. имеют аланскую подоснову. Не существует сегодня народа, который бы не сталкивался на своем историческом пути с аланами.

Так, в Нартском эпосе наиболее четко представлен взгляд на мироздание, а также религиозные представления предков осетин - алан. В религии Нартского эпоса человек существует в координированной системе трех миров: один мир дан человеку, другой принадлежит небожителям, а третий хтоническим силам. Эта идеология накладывалась на особенности жизни в степях Причерноморья и Прикаспия, в предгорьях и горах Северного Кавказа в условиях существования воинской культуры, которая ориентирована на непосредственный мир.

В осетинской мифологии и религии единым началом становится Бог (Хуыцау), невидимое, непроявленное божество, творец всего сущего. Бог как Высшее начало всегда остается невидимым. Отсутствие дуализма в понимании соотношения Мира и Бога зафиксировано уже в имени Творца - Великий Бог, сотворивший Вселенную (Дунерафшлдисшг Иунаг Кадджын Хуыцау). Он вверяет судьбы людей небесным ангелам и земным духам. Он вездесущ и всеведущ, но не имеет никаких материальных форм и проявлений, никаких образов, однако при этом все земные и небесные духи Нартского эпоса, которые непосредственно взаимодействуют с людьми, действуют по ого воле и полностью ему подконтрольны.

Логика эпоса связывает его начало и конец, с именем великого Бога-Творца - Хуыцау, творческая энергия которого поддерживает нартов в их мирных буднях и в боевых походах. Он также является источником нравственного порядка, творцом ритуалов и стражем справедливости. Таким образом, Нартский эпос как исторический и культурный памятник, зафиксировал детально разработанное монотеистическое вероучение, включающее почитание различных святых, небесных и земных духов, доныне практикуемое в религиозной традиции осетин. [5, с. 248]

Вся жизнь традиционного осетина была основана на прочном фундаменте вековых нравственных законов и традиций, называемых - «ирон шгъдауттш»(осет.) Понятие «ирон шгъдау» означает «законы, нравы предков», «шгьдауджын» - «воспитанный», «добронравный». Высокая нравственность осетина предполагала также знание горского этикета [8], который включал в себя законы: гостеприимства, почитания старших, уважительное отношение к женщине, младшим и т.д. «Ирон шгъда-утта» требовали от человека соблюдения нравственных, этических норм, сохранения строгих правил поклонения богу, которые вели человека по единственно верному пути - к эволюции духа.

В миропонимании осетин всё было взаимосвязано: поклонение богу, обычная каждодневная жизнь, праздники, обряды, морально-этические, нравственные нормы. В религиозном понимании осетин связь между духовностью и нравственностью была неразделима, нравственное чувство неразделимо с религиозным. При этом обычаи, традиции и ритуалы выступали как важные средства передачи традиций и ценностей национальной духовности.

В ходе исследования традиционной системы воспитания осетин, мы определили существовавшие нравственные ценности и регулятивы в традиционном осетинском обществе. К ним относились: патриотизм, почитание родителей и старших, младших, ум (мудрость) уважение к женщине и матери, честность, трудолюбие, гостеприимство, честь и достоинство, религиозность. При этом для мужчины приоритетными нравственными качествами являлись: мужество, уважительное отношение к женщине, патриотизм, сдержанность в действиях, эмоциях, поступках, в мыслях, еде и питье, для женщины - ум, уважение к мужчине, скромность, терпение и самоотверженность, женственность, покорность, уживчивость, покладистость, нежность, доброта.

Еще в юности в человеке закладываются важнейшие, основообразующие моральные свойства, качества личности, характер которых, возможно, изменяется в зависимости от возраста, среды обитания, конкретной ситуации, но истинное, рожденное еще в молодости, остается неизменным. Духовное сознание подростков - это глубинная совокупность нравственных представлений, образов, ориентиров, которые, в свою очередь, формируются средствами культуры этноса (язык, народное творчество). Условно эти образы, являющиеся одновременно нравственными регулятивами обозначаются так:

- образ патриотично настроенной личности, сознательно проявляющийся в отношении к своему народу, культуре;

- образ толерантной личности, уважающей культуру других народов;

- образ нравственной натуры, осознающей ответственность перед обществом за свои поступки и за судьбы людей;

- образ созидателя, умеющего применять накопленные знания на благо собственной личности и окружающего мира;

- образ гармоничной личности, создающей новое в интеллектуальной, нравственной и трудовой деятельности;

- образ нравственной натуры, выражающейся в активной, деятельной жизни.

Выработка таких образов у подрастающего поколения путем воспитания ведет к духовно-нравственному становлению личности.

Издревле задача нравственного воспитания заключалась не только в формировании в сознании нравственных идей, но и в умении осуществлять их на деле, в практике поведения по отношению ко всем окружающим так, чтобы ситуативная реакция не расходилась с принятыми нравственными нормами. Уличенный в безнравственном поведении человек покрывал позором не только собственное имя, но и честь своей фамилии, народа.

Исследуя этнопедагогический опыт осетин по формированияю нравственной культуры личности, осбое место занимают нравственные регуляторы. В традиционном осетинском обществе существовало два важнейших нравственных регулятора - «культура стыда» и «культура вины» или совести. «Культура стыда» основывалась на страхе общественного суда за несоответствие требованиям общества, а «культура вины» на страхе суда божьего. Для «культуры вины» было характерно состояние религиозного беспокойства и ощущение опасности, исходящей от Бога, поэтому страх божий являлся первоосновой.

Английский филолог, историк и религиовед Э.Р. Доддс, опираясь на понятия «культура стыда» и «культура вины», введенные американскими антропологами, отмечает, что мы до сих пор являемся наследниками приходящей в упадок «культуры вины». В чем же заключается сущность этих двух важных морально-психологических и культурных моделей поведения? Если «культура вины» исходит из радости чистой, спокойной совести, то в «культуре стыда» высшим благом становится удовольствие от признания публичных почестей и славы.

Таким образом, воспитание личности на основе нравственных и духовных ценностей национальной культуры:

- дает возможность активизировать ценностно-смысловой компонент сознания и личности студента, побуждает к осмыслению этнических и общечеловеческих ценностей и выработке личного отношения к ним, собственной внутренней позиции, собственных ценностных ориентации;

- приводит к осознанию и усвоению знаний и понятий о культуре своего народа, духовных ценностей;

- учит выделению, анализу и оценке духовно-нравственного аспекта действительности, поведения, отношений с точки зрения эталонов и образцов, представленных в этнической культуре;

- формирует приемы и способы познавательной, учебной, коммуникативной и других видов деятельности, устойчивых форм поведения в соответствии с усвоенными образцами и нормами, индивидуальными особенностями студентов;

- на основе самопознания, самоотношения, самооценки переходит к элементам саморазвития личности;

- развивает на основе познания уверенность в себе, способность к активной деятельности, это помогает в учебной, коммуникативной деятельности.

Таким образом, национальная этнопедагоги-ческая культура является основой формирования духовно-нравственной личности. В связи с этим в разработке национального компонента содержания нравственного воспитания необходимо учитывать такие факторы, как этническое самосознание, ментальность, традиции, обычаи и ритуалы каждого народа. Поэтому важно сохранить специфику национальных традиций в образовании, обращаясь, прежде всего, к классическому, духовному наследию человечества, одним из высших ценностно-целевых приоритетов которого должно стать воспитание духовности и нравственности.

Библиографический список

1. Сушанский А.С. Духовно-нравственное воспитание в военно-учебных заведениях России XVin - начала XX в.: Дисс. ... канд. пед. наук. - М.: Военный университет, 2002. - 306 с.
2. Шеховская Н.Л. Духовность нравственного воспитания в русской философско-педагоги-ческой мысли (вторая половина XIX - первая половина XX в.): Автореф. ... дисс. д-ра пед. наук. - Белгород, 2006. - 33 с.
3. Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. К.С. Рапацевич. - Мн.: Современное слово, 2005. - 720 с.
4. Педагогический энциклопедический словарь / под ред. Б.М. Бим-Бада. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 528 с.
5. Цораев З. У. Мифический смысл и социальный код. - СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2007. - 271 с.
6. Нартский эпос. - Владикавказ, 1946.
7. Рерих Ю.Н. Аланские дружины в Монгольскую эпоху // Осетия. - Париж, 1933. - N°4.
8. ЦаллаевХ.К. Традиции и обычаи осетин. -Владикавказ: «Ир», 1993.
НРАВСТВЕННОСТЬ НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ ЭТНОПЕДАГОГИКА НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ
Другие работы в данной теме: