Научтруд
Войти

Основы этнологии / под ред. В.В. Пименова. Москва, 2007. 687 с

Научный труд разместил:
Anakus
30 мая 2020
Автор: указан в статье

Основы этнологии / под ред. В.В. Пименова. Москва, 2007. 687 с.

Это учебное пособие написано крупными учеными, имена которых вошли в мировую науку не только как исследователей отдельных культур, но и теоретиков, сформировавших отечественные школы, обогативших науку в целом. Его составители столкнулись с непростой задачей - созданием современной этнической картины мира, т.е. сложнейшей картины этнокультурного мироустройства. В предисловии В.В. Пименова указано, что потребность нового пособия возросла еще в связи и с тем, что «на политической и этнической картах мира возникли существенные изменения». Среди многочисленных факторов, которые делают работу актуальной (процессы аккультурации, демографии и т.д.), - это «...усиление влияния этносов и национального фактора в культуре и политике, возрастание влияния определенных личностей в качестве этнических символов, умножение случаев межэтнической напряженности и конфликтов...». Изменения в этнокартине мира интенсифицировались настолько, что последнее двадцатилетие вряд ли сопоставимо даже с целыми периодами прошлых столетий. Охватившие планету процессы глобализации сводят культурный мир из многомерного спектра гармонии к дихотомии: массовая и этническая культуры с обертонами в контактных зонах. Первые же оговоренные в предисловии изменения на политической карте сказались на структуре пособия. Славянский мир оказался разделенным на «ближнее и дальнее зарубежье», как Кавказ и Средняя Азия. Заметим, что, возможно, включение устоявшегося понятия «Евразия» (многомерное понятие и реальное географическое пространство, охватывающее и политические состояния) упростило бы задачу.

По замыслу авторов пособие предназначено не только для студентов, которые специализируются по этнографии и истории, но и для философских или иных кафедр, где изучается культурология - предмет, начинающий занимать все большее пространство в системе гуманитарных знаний. Авторы пособия видят свою задачу, не углубляясь в тематики изученных (изучаемых) явлений, в показе важнейших черт научной этнокультурной картины мира» (предисловие) и успешно достигают этой цели. Первая часть учебника посвящена методолого-теоретическим проблемам, а вторая - конкретному этнографическому описанию народов мира. Глава, посвященная истории отечественной этнологии в XIX - начале XXI в., привлекает внимание удачными этюдами в область влияния марксизма на советскую школу этнологии и в целом усиление диалектико-материалистического аспекта исследования этнокультур в ущерб другим направлениям, имеющим место в мировой этнологии. Это сложная, еще недостаточно разработанная, но важная тема, поскольку такое смещение акцентов привело к ряду новых отечественных школ и направлений. Автор этого раздела (Т.А. Соловей) называет самые крупные имена - С.П. Толстов, С.А. Токарев, Н.Н. Чебоксаров,

Ю.В. Бромлей, также многотомную серию «Народы мира».

Этнология (этнография) - наука синтетическая, как, скажем, физическая география и ряд подобных дисциплин. Она объединяет целый спектр отдельных направлений, синтез которых дает ту самую «научную картину человечества», о чем говорится в предисловии. Один из интереснейших сквозных срезов общекультурной панорамы, что отмечено автором раздела, - это работа Н.Н. Чебоксарова и С.А. Арутюнова о диахронных и синхронных информационных потоках, формирующих этнокультуру, а также компонентная теория В.В. Пименова. Отечественная этнология обогатилась новыми подходами к этносу как к эндогамному (в расширенном понимании) этносоциальному организму (Ю.В. Бромелей). На мой взгляд, комментарии, что даны в учебнике институтам эндогамии и экзогамии, не достаточны. С удовлетворением читаются страницы, посвященные прекрасным трудам и высоким заслугам С.П. Толстова и С.А. Токарева. Авторам удалось осветить сложнейшие теоретические вопросы этнологии на надлежащем для учебного пособия уровне ясности, простоты и доступности. Другие разделы посвящены конкретному описанию народов Австралии и Океании, Азии, Америки, Африки, Европы, России. В разделе «Народы дальнего зарубежья» даны подразделы: «Австралийские аборигены и англоавстралийцы», «Народы и культуры Океании» (А.А. Никишенков), «Страны и народы Восточной Азии» (С.А. Арутюнова, Р.Ш. Джарылгаси-нова, П.А. Кожин), «Народы и культуры Западной Азии», «Юго-Восточная Азия: народы и культуры», «Этносы Западной Азии» (Г.Е. Марков), «Народы Северной Африки и Африканского Рога» (Э.С. Львова), «Аборигенные и новые этносы Северной Америки» (Т.Д. Соловей), «Народы и культуры Латинской Америки и Вест-Индии» (Э.Г. Александренков, В.В. Пименов), «Народы Западной Европы» (О.Е. Казьмена), «Западные и южные славяне» (Л.Б. Заседателева). Здесь, конечно, моментально возникает вопрос о выделении России, территория которой включает части Европы и Азии, но редактор, как говорилось выше, дает пояснение. В 60-х гг. XX в. отдельные ученые сравнивали состояние этнологии в системе наук этнографии «с тающей льдиной в бескрайнем океане наук» (Б.А. Рыбаков). Но жизнь показывает, что море наук, которое окружает этнологию, больше подпитывает этнографию. В разделе, где говорится о дискуссиях 30-х гг. прошлого столетия о месте этнологии в системе общественных наук, которые целиком накладывались на марксистскую методологию, констатируется, что её задачи были сведены «к изучению докапиталистических общественно-экономических формаций, их пережитков у народов СССР». Этим самым этнография фактически отождествлялась с историей первобытного общества (с. 84). Несмотря на известные позитивные исследования и теоретические разработки С.П. Толстова,

С.А. Токарева, Ю.В. Бромлея, эта линия стала чуть ли не доминантной в исследованиях отдела первобытной истории ИЭА РАН и в ее разных отделениях этнографии народов Средней Азии, Кавказа и Сибири. Приведенная ремарка навеяна заметным присутствием в рецензируемом пособии «поисков первобытного» в ущерб великим цивилизационным достижениям азиатских и латиноамериканских этносов (сказанное не относится к описанию народов Индии, Восточной Азии и в корректном подходе автора к культурам Австралии и Океании). Напрасно читатель в учебнике будет искать центры и последствия «неолитической революции», т.е. доместикации растений (Вавилов Н.И.) и животных, великие достижения «гидравлических» и террасных цивилизаций. Однако узнает, где все еще функционирует огнево-паловое земледелие, охота и собирательство, т.е. первобытные формы экономики. Корректно и очень современно описание народов Закавказья. Имеется в виду профессиональный набросок этногенеза и этнической истории в этой части Кавказа: жизнь мультинациональных и толерантных городов в прошлом - Баку, Еревана и Тифлиса (Тбилиси), описание аграрных достижений (к примеру, 500 сортов винограда в Грузии!), пищи и профессиональной, «высокой» и массовой музыкальных культур и т.д. То же можно бы сказать и об этнографической картине народов Северного Кавказа, описа-

ние которых (с небольшими погрешностями) завершается вполне естественным утверждением авторов (С.А. Арутюнов, Ю.Н. Зверева): «...конфликты и сопровождающая их порой агрессивная пропаганда не могут уничтожить традиции дружеских и добрососедских отношений между большинством народов Кавказа, которые проявляются на межличностном и межгрупповом уровнях, в дружеской атмосфере многонациональных трудовых коллективов, в совместном участии в общественных мероприятиях, в смешанных браках и т.д.» (с. 554). Репрезентативно описаны славянские народы: доступно, ясно и иллюстративно представлено описание русского этноса (Л.Б. Заседателева), показаны его особенности в центре и в контактных с другими народами зонах. Здесь особо успешна этнографическая характеристика казачества, интереснейшего общества, сложившегося на перекрестке кавказской и славянской культур. Л.Б. Заседателева выдвигает, прогнозирует и ведет работу по прикладной этнографии, что также нашло отражение в учебнике.

Нельзя не отметить удачный подбор цветных иллюстраций, их тематическую компоновку и, разумеется, качество съемок и печати. Издание «Основ этнологии» - важное событие и вклад в подготовку специалистов и просвещение в целом.

М.А. Агларов

Научтруд |