Научтруд
Войти

Молдавия и русский мир: возможно ли возвращение?

Автор: указан в статье

Сергей СуляК

Молдавия и русский мир: возможно ли возвращение?

Карпато-Дунайский регион является территорией славянского этногенеза1. Первые упоминания античных авторов о славянах под именем венеды в низовьях Днестра и Дуная относятся к началу I в.2 В первой половине VI в. н.э. земли Северо-Западного Причерноморья вплоть до Дуная были заняты восточными славянами (антами)3. Территорию между Прутом и Днестром, где обитали анты, академик

А.А. Шахматов обоснованно назвал «прародиной русского народа»4.

В VIM-X вв. в Карпато-Днестровских землях жили племена уличей, тиверцев и хорватов - предков современных русинов5. К X в. их земли вошли в состав Древнерусского государства, а в конце XI в. выделились в отдельное Галицкое княжество6.

Во второй половине XIII в. весь северный берег Черного моря оказался под контролем татаро-монголов. Центральная и лесостепная части Пруто-Днестровского междуречья вошли в состав Золотой Орды к 30-х гг. XIV в.7

Смерть Юрия II Болеслава в 1340 г. положила конец независимости Галицко-Волынского княжества. В 1349 г. польский король Казимир III захватил главные города Галицкого княжества и присоединил Галицию и часть Волыни к Польскому государству. Литовско-русский князь Любарт Гедиминович ранее завладел Волынью. В результате сорокалетней борьбы Галичина с Белзской землей и Холмщиной окончательно отошла к Польше, а Волынь - под власть литовских князей8.

В период обострения войны за галицко-волынское наследство на землях, входивших ранее в состав Галицкого княжества, возникает Молдавское княжество (дата основания - 1359 г.). В его создании приняли участие волохи и русины (древнерусское население Карпато-Днестровских земель). Опираясь на данные сельской ойконимии, Л.Л. Полевой установил, что доля представителей восточнославянской этнической группы (русинов) в середине XIV в. достигала 39,5 % населения Молдавии, восточнороманской - 48,7 %, южнославянской - 3,3 %9.

Этническая ситуация в Восточном Прикарпатье отражена в молдавской легенде об основании Молдавского княжества, в которой рассказывается о том, что пастухи из Марамуреша (Марамороша -

комитата (жупы) на северо-востоке Венгерского королевства. Сегодня 3/5 Марамороша находится в Закарпатской области Украины, 2/5 - в Румынии. - С.С.) во время охоты оказались в районе нынешнего города Сучава, где нашли пасеку русина Яцко. Он привел русинов из Страны ляхов (Галичины), а охотники - волохов (и русинов.

- С.С.) из Марамуреша. Долгое время страна разделялась на Цара де Сус (Верхняя страна, населенная русинами) и Цара де Жос (Нижняя страна, населенная волохами)10.

В XVII в. молдавский книжник С. Даскал писал, что создана страна из двух языков, из румын (имеются в виду восточные романцы, т. к. о начале формирования румынского этноса можно говорить только после объединения Молдавии и Валахии в единое государство. - С.С.) и русских, и до сего дня половина страны состоит из русских и половина - из румын11.

Молдавская государственность создавалась по образцу древнерусской. Крупные землевладельцы назывались бояре, денежная система в княжестве сформировалась по образцу галицкой12. Западнорусский язык того времени был официальным языком княжества до начала XVIII в.13 В основном фонде современного молдавского языка насчитывается около 2 тыс. восточнославянских заимствований. Это понятия, обозначающие земледельческие орудия, предметы быта, домашнюю утварь, одежду, пищу, музыкальные инструмен-

Молдавско-русинскому этнокультурному синтезу способствовали единая православная вера и схожий тип хозяйствования. Со временем большая часть русинского этноса вошла в состав образовавшейся молдавской народности. Как указывал румынский исследователь И. Бэрбулеску, волохи стали приобретать молдавские черты с XIII в. благодаря смешению и проживанию с русинским элементом15.

Под влиянием русинской традиции сформировался тип народного жилища и народная одежда жителей северных районов Молдавии, народная молдавская обрядность16. Значительное русинское воздействие испытала молдавская музыкальная культура. Об этом свидетельствуют названия произведений молдавского музыкального фольклора - «русяскэ», «хуцулкэ», «поляндра», заимствование целых мелодий и отдельных элементов музыкальной речи17. Один из самых известных молдавских народных танцев - «молдавеняска» («молдавский») - испытал сильное русское (русинское) влияние18.

Русинская составляющая привела к появлению у молдаван этнокультурных и антропологических отличий от других групп восточных романцев, в т. ч. и валахов. Так, антропологический облик молдаван (жителей Республики Молдова и румынской Молдовы) имеет явно выраженную восточнославянскую направленность19.

Учитывая смешанный состав населения и этнокультурную ситуацию в средневековой Молдавии, Молдавское княжество вполне можно назвать волошско-русским (русинским).

В конце 30-х гг. XVI в. край окончательно попадает под турецкое господство. Райями, отторгнутыми от княжества и управляемыми турецкими военными властями, стали Белгород (переименованный турками в Аккерман, с 1484 г.), Килия (с 1484 г.), Тигина (Бендеры, с 1538 г.), Измаил (с 1595 г.) и Хотин (с 1715 г.). Степная равнина между устьями Днестра и Дуная (Буджак) была отдана турецким султаном в 1569 г. ногайцам.

Попытки сбросить турецкое иго и восстановить суверенитет страны, предпринятые во время правления Стефаницы (1517-1527), Петра Рареша (1527-1538, 1541-1546), Иоанна Лютого (1572-1574), оказались безуспешными. Надежда на освобождение Молдавии от турецкого ига появилась после начала освободительной войны в Малороссии под руководством Богдана Хмельницкого. В 1656 г. молдавский господарь посылает в Москву посольство во главе с митрополитом Гедеоном для переговоров о принятии в российское подданство. К сожалению, внешнеполитические причины помешали довести намеченное до конца. С просьбой о принятии в русское подданство обращалась Молдавия и позже: в 1674 г. - молдавский господарь Стефан Петричейку, в 1684 г. - боярство и духовенство страны, в 1701 г. - господарь Константин Дука. Договор Дмитрия Кантемира с Петром I, подписанный 13 апреля 1711 г. в Луцке, повторял в основном пункты соглашения 1656 г.

Впоследствии в результате многочисленных русско-турецких войн (1735-1739, 1768-1774, 1787-1791, 1806-1812, 1828-1829, 1877-1878) Россия смогла оказать помощь православным народам в освобождении от турецкого ига. Активное участие в этих войнах в рядах русской армии принимали уроженцы Молдавского княжества.

В июле 1774 г. север княжества, регион компактного расселения русинов - Буковина (ныне Черновицкая область Украины и Сучавский уезд Румынии с первыми столицами Молдавии - Сире-том и Сучавой), был оккупирован австрийскими войсками и 7 мая 1775 г. по соглашению с Турцией присоединен к Австрийской империи. К Австрии отошла территория в 10 438,8 кв. км с 70 тыс. жите-лей20.

Оставшаяся часть Молдавского княжества прекратила свое существование, объединившись с Валахией в единое государство в 1859 г. (с 1862 г. - Румыния, с 1881 г. - королевство Румыния), ставшее независимым в 1878 г. в результате русско-турецкой войны.

Территория между Прутом и Днестром, названная позже Бессарабией, вошла в состав Российской империи в результате русско-

турецкой войны 1806-1812 гг. согласно Бухарестскому мирному договору, подписанному 16 (28) мая 1812 г. Присоединенная к России Бессарабия представляла собой разоренный турками и татарами край. Численность населения, по различным источникам, составляла от 275 тыс. до 334 тыс. чел.21

Из 45 800 кв. км присоединенной к России территории 25,5 тыс. кв. км входило в состав турецких рай и татарских владений22 (55,7 % территории междуречья, или 27,2 % всего Молдавского княжества23).

С 1812 по 1828 г. Бессарабия была областью на особом положении, с местными особенностями в управлении. С 1823 по 1874 г. она управлялась новороссийскими генерал-губернаторами, до 1828 г. называвшимися наместниками Бессарабской области, а с 1828 г. -новороссийскими и бессарабскими генерал-губернаторами. В 1873 г. область была переименована в губернию24.

Улучшение социально-экономического положения в области сказалось на численности населения. В 1897 г. в Бессарабии, по результатам переписи, проживало 1 935 412 чел.25 Среди них молдаван по языку было 920 919 чел. (47,58%). Русских насчитывалось 537 943 чел. Они распределялись по родному языку следующим образом: великорусский - 155 774 чел. (8,05 %), малорусский (к носителям малорусского языка приписали и русинов, которых в то время в Бессарабии было не менее 250 тыс. чел., однако как отдельный, отличный от других русских языков русинский родным назвали 64 чел. -С.С.) - 379 698 (19,62 %), белорусский - 2471 чел. (0,13 %). Поляков в губернии проживало 11 696 чел. (0,6 %), болгар - 103 225 (5,33 %), немцев - 60 206 (3,11 %), цыган - 8 636 (0,45 %), евреев - 228 168 (11,79 %), турок - 55 790 (2,88 %), греков - 2 737, армян - 2 08026. Часть гагаузов указала родным языком болгарский, остальные считали родным турецко-татарский (в т. ч. турецко-османский). Среди признавших родным языком турецко-османский 55 615 чел. были православными27.

По вероисповеданию православных было 1 600 999 чел., старообрядцев - 28 532, армян-григориан - 2 265, армян-католиков

- 246, римско-католического вероисповедания - 19 825, протестантского - 54 258, иудейского - 228 528, мусульманского (в переписи - магометанского. - С.С.) - 617 чел. Православные составляли 82,72 % всего населения губернии28.

Совместное проживание различных этносов в Бессарабии привело к взаимообогащению культур и формированию особой полиэт-ничной (надэтнической) общности - бессарабцы, отличавшейся высокой пассионарностью, «имперским» сознанием и менталитетом,

отличным от румынского. Эта пассионарная общность ярко проявила себя в годы революции, гражданской войны, румынской оккупации и Второй мировой войны.

Проживавшие в находившейся в составе России Бессарабии этносы смогли сохранить свою этнокультурную идентичность, а тюркоязычные задунайские переселенцы сформировались в самостоятельный этнос - гагаузы29.

Оценивая значение присоединения края к России, бессарабский общественно-политический деятель священник Алексей Матеевич писал: «Присоединение Бессарабии к России оказалось спасительным актом как для молдавского языка, так и для молдавского богослужения»30.

О политических взглядах многонационального населения края высказался российский политический деятель В.В. Шульгин: «Окраины, населенные так называемыми «инородцами», иногда больше ценили Россию, нежели природные русские. В частности, Бессарабия послала во Вторую Государственную Думу П.Н. Крупенского,

В.М. Пуришкевича, П.А. Крушевана, П.В. Синадино и других убежденных сторонников монархии и величия России»31. Авторы «Истории Молдавской ССР» (Т. I. Кишинев, 1965 г.) констатировали: «Верой и правдой служили царю и молдавские националисты»32.

После Октябрьской революции в Бессарабии был создан Сфа-тул Цэрий (150 депутатов) - временный орган управления губернией до созыва Учредительного собрания. 2 (15) декабря 1917 г. он провозгласил образование Молдавской Демократической Республики в составе Российской Федерации. 24 января 1918 г. этот орган принял декларацию о независимости Молдавской Республики, а 27 марта (9 апреля) 1918 г. - акт об объединении с Румынией на правах «провинциальной автономии». 26 ноября (9 декабря) 36 депутатов Сфатул Цэрий приняли решение о «безусловном присоединении» Бессарабии к Румынии. На территорию Бессарабии были введены румынские войска. Причем Ион Инкулец, бывший председатель Сфатул Цэрий, подчеркивая вынужденность принятия этого решения, отмечал: «После того как мы были частью империи с населением в 160 миллионов человек, нельзя гордиться тем, что мы стали гражданами Румынии. Если Россия восстановится, мы бы хотели вернуться к ней»33.

Отношение населения к румынским оккупационным властям проявилось в Хотинском (1919 г.), Бендерском (1919 г.) и Татарбу-нарском (1924 г.) восстаниях, жестоко подавленных румынскими войсками34.

Попытка румынизации Бессарабии, предпринятая властями Румынии в 1918-1940 гг., не привела к ожидаемым результатам.

Авторы весьма тенденциозной «Истории Бессарабии» признают: «Вопреки усилиям руководящих органов Бессарабии по введению румынского языка в администрации, русские чиновники продолжали использовать русский язык в канцелярии и при составлении официальных документов». Встречая открытое сопротивление политике румынизации со стороны местных органов власти и служащих, румыны были вынуждены принять ряд законов, в частности, королевский декрет о распространении закона об организации административного персонала почт, телеграфов и телефонов, действовавшего в Румынии, и на Бессарабию. Согласно этому документу, персонал только румынской национальности в этих учреждениях был обеспечен работой, остальные служащие отстранялись от должности (10 мая 1918 г.). Королевскими декретами 4 сентября 1918 г. были распущены Дума и управа г. Кишинева, а 4 октября 1918 г. было ликвидировано губернское земство. Также произошло назначение новых судей из-за отказа бессарабского судебного корпуса работать при румынской администрации и принимать присягу на верность Румынскому государству35.

По сведениям румынских властей, за первые 8 лет оккупации в Бессарабии было казнено 15 512 чел. гражданского населения. В 1924 г. 29 депутатов румынского парламента, представлявшие Бессарабию (в большинстве - бывшие лидеры Сфатул Цэрий, голосовавшие за ее присоединение к королевской Румынии), направили румынскому королю послание, в котором, в частности, писали: «В течение шести лет Бессарабия управляется такими методами, какими сегодня не могут быть управляемы даже черные колонии в Африке». Но эти меры мало что дали. Профессор Ясского университета О. Гибу в докладе на имя министра просвещения Румынии в 1936 г. писал: «По духу своему Бессарабия теперь несравненно более русская, чем в 1918 г. ... И сейчас в городах почти все охотнее говорят по-русски и читают чаще всего русскую прессу, всячески препятствующую утверждению румынизма»36. В январе 1938 г. королевский наместник Бессарабии генерал Чуперкэ издал приказ, запрещавший говорить в присутственных местах на русском языке. Повсюду висели таблички с надписью «МэгЫ^ numai готапе^е!» (Говорите только по-румынски)37.

За 22 года оккупации Бессарабию покинуло не менее 500 тыс. чел. (свыше 16,5 % населения). В Советский Союз бежало свыше 100 тыс. чел. В СССР, Германии, Австрии, Франции, Бельгии, Чехословакии, Люксембурге были созданы «Общества бессарабцев», главной целью которых было разоблачение бесчинств оккупантов в крае38.

СССР никогда не признавал присоединения Бессарабии к Румынии, и из политических соображений в 1924 г. в составе Украинской

ССР была создана Молдавская Автономная Советская Социалистическая Республика. В ее состав вошло 11 районов левобережья Днестра39.

В августе 1940 г. Северная Буковина и Бессарабия были присоединены к СССР. Северная Буковина стала Черновицкой областью Украинской ССР. К ней отошла большая часть Хотинского уезда Бессарабии. Также к Украине отошли Аккерманский и Измаильский уезды. 2 августа 1940 г. на VII сессии Верховного Совета СССР был принят Закон об образовании союзной Молдавской Советской Социалистической Республики. В состав МССР были включены город Кишинев, 6 из 9 уездов Бессарабии (Бельцкий, Бендерский, Ка-гульский, Кишиневский, Оргеевский, Сорокский), а также город Тирасполь и 6 уездов бывшей Молдавской АССР (Григориопольский, Дубоссарский, Каменский, Рыбницкий, Слободзейский, Тираспольский). Изменения мотивировались тем, что в населенных пунктах, переданных Молдавской ССР, преобладало молдавское население, а в переданных Украинской ССР - украинское, болгарское и русское40.

После образования союзной республики уровень экономического развития двух ее частей оказался различным. В левобережных районах преобладало крупное производство, в бессарабских - мелкое. К середине 1941 г. удалось увеличить объем промышленной продукции почти в два раза. Была построена Кишиневская железная дорога, выделены значительные средства на строительство автомобильных дорог с твердым покрытием, начались телефонизация и радиофикация населенных пунктов республики.

Созидательному труду помешала война. Во время войны было уничтожено 76 % жилого фонда Кишинева. Такие города и районные центры, как Унгены, Корнешты, местечко Валя-луй-Влад Кишка-ренского района, были полностью разрушены. Из числа имевшихся к началу войны 427 основных лечебных учреждений 350 разрушены полностью или частично. Было повреждено или разрушено 607 школ, 5 научных учреждений, 10 клубов. Уничтожено 3 287 166 экз. книг. Из музеев были вывезены в Румынию ценные экспонаты, в том числе 91 уникальный, а остальные были уничтожены или разграблены. Демографические потери превысили 650 тыс. чел. (из них 90 % - безвозвратные). Они стали результатом инфекционных заболеваний, распространение которых было вызвано разрушением экономики, социальной инфраструктуры, системы санитарной безопасности, массовыми насильственными перемещениями населения, геноцидом, террором и репрессиями оккупантов и безвозвратными потерями на фронте41.

После войны в 1947 г. между союзными державами, включая СССР

- с одной стороны и Румынию - с другой, был заключен Парижский мирный договор. В части I было зафиксировано, что границы Румынии устанавливаются по состоянию на 1 января 1941 г., за исключением румыно-венгерской границы, которая восстанавливается по состоянию на 1 января 1938 г., а решения Венского арбитража о ней от 30 августа 1940 г. объявляются недействительными42.

Несмотря на полное разрушение инфраструктуры края, к 1948 г. удалось достигнуть довоенного уровня выпуска промышленной продукции.

В конце 80-х гг. прошлого столетия в Молдавии насчитывалось около 600 крупных предприятий. Многие из них стали головными в Советском Союзе и Совете экономической взаимопомощи. Доля республики в общесоюзном производстве по выпуску литейного оборудования составляла 26,2 %, электробытовых приборов и машин -9,2 %, насосов - 6,4 %, в том числе 100 % герметических. К середине 80-х гг. на пищевую промышленность Молдавии приходилось 25 % производимых в СССР виноматериалов, 14 % плодоовощных консервов, 35 % ферментированного табака и 3,2 % сахара.

В 1989 г., в конце горбачевской перестройки, началось движение за национальное возрождение молдаван. Именно тогда возникли «Клуб А. Матеевича», «Молдавское демократическое движение», «Демократическая лига студентов», «Ассоциация историков» и др. Вначале они ратовали за придание официального статуса молдавскому языку, переход на латинскую графику, принятие в качестве государственного флага триколора и т. д. Впоследствии эти организации объединились в Народный фронт Молдовы.

Но очень скоро Народный фронт из молдавского национального движения превратился в унионистское. В 90-х гг. Народный фронт Молдовы собирал многотысячные митинги, на которых открыто звучали призывы, разжигавшие межнациональную рознь. Один из популярных лозунгов тех лет применительно к русскоязычному населению Молдавии звучал так: «Чемодан-вокзал-Россия».

31 августа 1989 г. Верховный Совет МССР принял Закон о возврате молдавскому языку латинской графики, а 1 сентября 1989-го -Закон о функционировании языков на территории Молдавской ССР. Обсуждение и принятие этих законов вызвало неоднозначную реакцию в обществе и спровоцировало волну митингов и забастовок.
12 мая 1990 г. парламент принял постановление об утверждении Положения о государственном флаге Молдавской Советской Социалистической Республики. Официальным символом государственного суверенитета Молдавской ССР стал триколор. В статье 12

«Государственная символика» Конституции РМ, принятой 29 июля 1994 г., было записано, что Республика Молдова имеет флаг, герб и гимн, и герб помещается в центре триколора, что стало отличать молдавский флаг от румынского.

В июне 1990 г. был провозглашен суверенитет Республики Мол-

дова43.

Игнорирование требования значительной части населения закрепить за русским языком статус второго государственного привело к межэтническому конфликту. После многочисленных забастовок и акций протеста в Тирасполе 2 сентября 1990 г. была провозглашена Приднестровская Молдавская Советская Социалистическая Республика (с 5 ноября 1991 г. - Приднестровская Молдавская Республика). В 1992 г. прорумынски настроенные силы спровоцировали вооруженный конфликт с левобережными районами Молдавии.

После неудавшегося 19-21 августа 1991 г. «путча» ГКЧП 27 августа молдавский парламент принял безграмотный с юридической точки зрения документ - Декларацию о независимости Республики Молдова, ставивший под вопрос легитимность самой молдавской государственности:

«Парламент Республики Молдова, образованный в результате свободных и демократических выборов,

принимая во внимание тысячелетнее прошлое нашего народа и его непрерывную государственность в историческом и этническом пространстве его национального становления;

считая акты расчленения национальной территории 1775 и 1812 годов противоречащими историческому и национальному праву и юридическому статусу Молдавского княжества и аннулированными всем историческим развитием и свободным волеизъявлением населения Бессарабии и Буковины;

подчеркивая, что издавна населенное молдаванами Заднестро-вье является составной частью исторической и этнической территории нашего народа;

учитывая, что парламенты многих государств в своих декларациях считают соглашение, заключенное 23 августа 1939 года между Правительством СССР и Правительством Германии, недействительным с самого начала и требуют ликвидации его политико-правовых последствий, что отмечено и Международной конференцией «Пакт Молотова - Риббентропа и его последствия для Бессарабии» в Кишиневской декларации, принятой 28 июня 1991 года;

подчеркивая, что, не спросив население Бессарабии, севера Буковины и области Херца, насильственно захваченных 28 июня 1940 года, а также население Молдавской АССР (Заднестровья), образо-

ванной 12 октября 1924 года, Верховный Совет СССР, даже в нарушение своих конституционных полномочий, принял 2 августа 1940 года Закон СССР «Об образовании союзной Молдавской ССР» - нормативные акты, которыми попытались оправдать, при отсутствии какого-либо реального правового обоснования, расчленение этих территорий и принадлежность новой республики СССР;

напоминая, что в последние годы демократическое движение за национальное освобождение населения Республики Молдова еще раз подтвердило его стремление к свободе, независимости и национальному единству, выраженное в заключительных документах Великих Национальных Собраний, состоявшихся в Кишиневе 27 августа 1989 года, 16 декабря 1990 года и 27 августа 1991 года, в законах и постановлениях Парламента Республики Молдова о провозглашении румынского языка государственным и о возврате ему латинского алфавита от 31 августа 1989 года, о государственном флаге от 27 апреля 1990 года, о государственном гербе от 3 ноября

1990 года и об изменении официального названия государства от 23 мая 1991 года;

исходя из Декларации о суверенитете Республики Молдова, принятой Парламентом 23 июня 1990 года, и того, что население Республики Молдова, осуществляя свое суверенное право, не участвовало 17 марта 1991 года, несмотря на оказанное государственными органами СССР давление, в референдуме о сохранении СССР;

учитывая необратимость происходящих в Европе и в мире процессов демократизации, утверждения свободы, независимости и национального единства, становления правовых государств и перехода к рыночной экономике;

подтверждая равноправие народов и их право на самоопределение согласно Хартии ООН, Хельсинкскому заключительному акту и нормам международного права;

считая, в силу всего вышеизложенного, что пробил великий час свершения акта справедливости в соответствии с историей нашего народа, нормами морали и международного права, на основе права народов на самоопределение, от имени всего населения Республики Молдова и перед всем миром торжественно провозглашает:

Республика Молдова - суверенное, независимое и демократическое государство, могущее свободно, без вмешательства извне решать свое настоящее и будущее в соответствии с идеалами и святыми устремлениями народа в историческом и этническом пространстве его национального становления»44.

23 апреля 2010 г. большинством голосов представителей Альянса за европейскую интеграцию парламент Республики Молдова при-

нял Постановление № 66 «О восстановлении подписей к тексту акта Декларации о независимости Республики Молдова». Состоялось повторное подписание текста акта Декларации о независимости депутатами парламента двенадцатого созыва на торжественном заседании законодательного органа45.

Именно в начальный период независимости во всех учебных заведениях Республики Молдова были введены курсы «Румынский язык» вместо «Молдавского языка» и «История румын» вместо «Истории Молдовы», которые рассматривали Молдавию как часть «румынского пространства»46.

Руководство страны форсировало процесс объединения с Румынией. В августе 1991 г. председатель парламента, бывший секретарь ЦК Коммунистической партии Молдавии М. Снегур заявил в интервью французскому журналу «Le Figaro»: «Независимость - это, конечно, временный период. На первых порах будут существовать два румынских государства, но это будет длиться недолго. Я повторяю еще раз, что независимость является этапом, а не целью»47.

Однако в то время большинство населения Молдавии не хотело объединяться с Румынией, у которой было немало своих проблем.

Опрос, проведенный в сентябре 1992 г., показал, что объединение с Румынией считали неизбежным 8 %, возможным - 11 %, желательным, но после переходного периода - 20 %, нежелательным - 52 %. Опросы службы «Opinia» («Мнение») дали следующую динамику удельного веса лиц, видевших будущее Молдавии в объединении с Румынией: в феврале 1991 г. - 3,1 %, в феврале 1992 г.

- 9,4 %, в январе 1993 г. - 7,7 % и в феврале 1994 г. - 5,6 %48.

Неудачная попытка быстрого поглощения Молдавии вынудила руководство Румынии разработать долгосрочную программу. Ее цель - румынизация молдаван путем изменения их менталитета.

Само существование молдавской нации представляет угрозу национальной безопасности Румынии, у которой и так достаточно нерешенных внутренних проблем. В Запрутской Молдове периодически возникают организации молдаван, которые с такой же последовательностью закрываются румынскими властями49.

Несмотря на то, что по результатам переписи только 2,2 % населения Республики Молдова (73 276 чел.) назвали себя румынами, а большинство населения Молдавии - 75,8 % (2 564 849 чел.) - считают себя молдаванами50, руководство соседней страны отказывает им в праве на самоидентификацию. В то же время задокументировали свою национальную принадлежность как «румын», согласно данным Государственного регистра населения (ГРН) государственного предприятия «Центр государственных информационных ресурсов

«Registru» (ГП «ЦГИР «Registru») Министерства информационных технологий и связи Республики Молдова на 12 октября 2004 г. (время проведения переписи - С.С.), только 2 760 чел. из 2 768 640 граждан республики, стоящих на учете (включая получивших молдавское гражданство и состоящих на учете в Государственном регистре населения жителей Приднестровья. - С.С.). В то же время молдаванами записались 1 865 695 чел. По данным на 1 января 2012 г., из 3 823 117 граждан, состоящих на учете в ГРН, только 3 187 (0,08 %) записались румынами, а молдаванами - 2 591 999 чел. (67,8 %)51.

Однако на встрече с президентом Республики Молдова Николаем Тимофти 3 мая 2012 г. его румынский коллега Траян Бэсеску снова заявил, что в двух странах живут в основном румыны52.

С первых дней провозглашения независимости в 1991 г. меньшая часть общества, считающая себя румынами, опираясь на поддержку соседнего государства, насаждает свою идентичность большинству, нарушая при этом действующее законодательство Республики Молдова.

Учитывая, что у большинства представителей старшего поколения образ соседней страны вызывает негативные ассоциации, политика румынизации рассчитана в основном на молодое поколение.

Попутно «решается» вопрос национальных меньшинств. Перефразирую высказывание одного национально озабоченного читателя, опубликованное в газете <^а^апи1»: чтобы страна не была достаточно русской, надо эту «неудобоваримую смесь из москалей, казаков, гагаузов и болгар, которые в случае объединения Румынии с Молдавией просто «взорвут» нынешний состав нашей нации»53, просто «унифицировать». Ведь чем больше наша страна будет отличаться от Румынии, тем меньше вероятность потери ее суверенитета. Поэтому при всех режимах (иногда - с некоторым смягчением) продолжается политика вытеснения национальных меньшинств из управления государством, сокращается количество школ с русским языком обучения и сфера употребления русского языка.

Лет двадцать назад вряд ли кто-нибудь верил в возможность осуществления столь масштабного геополитического проекта страной, бедной материальными ресурсами. Однако, когда ныне румынский президент заявляет, что Молдавия может войти в состав Румынии в 2035 г.54, это уже не кажется нереальным.

За эти годы румынское правительство при поддержке или бездействии (время правления ПКРМ. - С.С.) молдавских властей смогло провести весьма эффективную работу в нескольких направлениях. Благодаря чему удалось:

1. Сформировать активную прорумынски настроенную политическую элиту и интеллигенцию, создать новые партии, общественные объединения, движения, организации.

Зарегистрированные на территории Республики Молдова партии имеют свою специфику. Они вряд ли подходят под классическое определение. Молдавские партии представляют собой лидера и его окружение при отсутствии структур, характерных для зарубежных партий. Совсем как в поэме В. Маяковского «Владимир Ильич Ленин»: «Мы говорим Ленин, подразумеваем - партия, мы говорим партия, подразумеваем - Ленин». Это относится и к ПКРМ, которая, в отличие от своих электоральных конкурентов, больше напоминает организационно оформленную партию. Поэтому молдавские избиратели в большинстве своем отдают голоса не за партию и ее доктрину, а за конкретное лицо (лица), ее олицетворяющее.

Пришедший к власти в результате парламентских выборов 2009 и 2010 гг. Альянс за европейскую интеграцию, объединяющий ныне три партии - Либерально-демократическую (В. Филат), Демократическую (М. Лупу) и Либеральную (М. Гимпу), проводит явную про-румынскую политику.

Причем некоторые члены Альянса не скрывают своего намерения разрушить молдавскую государственность. В конце июля 2012 г. Кишиневская апелляционная палата обязала Министерство юстиции зарегистрировать принятые на последнем съезде Нацио-нал-либеральной партии (НЛП) изменения в уставе, в соответствии с которыми она намерена добиваться присоединения к Румынии. Согласно уставной формулировке, «НЛП выступает за объединение

- мирным, демократическим путем - двух румынских государств, то есть за присоединение Республики Молдова к Румынии, что является кратчайшим путем по отрыву от российской сферы влияния и скорейшему присоединению к НАТО и ЕС»55.

Важная роль в формировании будущей прорумынски настроенной элиты отводится программе обучения в Румынии. На 2011/2012 учебный год Министерство образования, науки, молодежи и спорта соседней страны увеличило до 5 000 (на 2 850 от первоначально запланированных) число выделенных государством стипендий для молдавских граждан56. В мае 2012 г. румынский президент Т. Бэсеску заявил: «Постепенно мы дойдем до 10 000 стипендий»57.

В то же время количество российских стипендий сократилось почти втрое. Федеральное агентство по образованию Российской Федерации предоставило в 2012 г. выпускникам молдавских лицеев и вузов 62 стипендии для обучения в российских вузах - 50 стипендий для бакалавров, две - для магистрантов и десять - для

докторантов. По линии Российского центра науки и культуры для членов Русской общины Молдовы Россия выделила Молдове 212 стипендий (для студентов, магистрантов и аспирантов)58.

2. проводить эффективную языковую политику.

Несмотря на то, что согласно ст. 13 (1) государственным языком Республики Молдова является молдавский язык, функционирующий на основе латинской графики, во всех учебных заведениях республики, независимо от правящего режима, преподаются дисциплины «Румынский язык» и «Румынская литература».

К сожалению, сегодня вряд ли можно всерьез надеяться на возвращение в учебные заведения предметов «Молдавский язык» и «Молдавская литература». Однако точка невозврата еще не пройдена. Большинство граждан Молдавии продолжают называть свой родной язык молдавским. По переписи 2004 г. в Молдавии (данные без учета Приднестровья) 60 % граждан признали своим родным языком молдавский (2 029 847 из 3 383 332 чел.), румынский же -только 16,5% (558 508 чел.)59. По данным ГП «ЦЖР «Registru» на

1 января 2012 г., молдавский родным языком задекларировали
2 022 384 чел. (52,9 %), а румынский - 208 761 (5,46 %)60.

Однако язык - хоть и важный, но не решающий фактор этнического самоопределения. Говорят же на французском языке, помимо французов, валлоны в Бельгии, часть швейцарцев, жители канадских провинций Квебек и Нью-Брансуик (франко-акадцы), население многих государств Африки, Карибского бассейна, а на немецком, помимо немцев, - часть швейцарцев и австрийцы, сохраняющие при этом свое этническое сознание.

Исторически русский язык был в Молдавии сначала единственным (Молдавское княжество - до XVIII вв., Бессарабия - 18121918 гг.), затем - вторым государственным языком (МССР - 1940-

1991 гг.). В годы советской власти в Молдавии сложилось реальное русско-молдавское двуязычие.

По результатам переписи 2004 г., из 3 383 332 жителей Молдавии (без учета Приднестровья) русский язык родным признали 380 756 чел. Русский язык был родным для 195 573 русских, 63 290 молдаван, 89 853 украинцев, 9 134 болгар, 8 618 гагаузов, 3 500 белорусов, 2 795 евреев, 1 557 поляков, 1 163 немцев, 571 румына61.

«Языком, на котором обычно разговаривают», русский назвали 540 990 чел., из которых 128 372 молдаванина, 141 206 украинцев, 40 445 гагаузов, 1 537 румын, 23 259 болгар и 18 610 представителей других национальностей62. То есть для 27,2 % (921 746 чел.) населения Молдавии русский язык является родным или языком, на котором обычно общаются. Кроме того, свободно владеют русским языком 52,5 % молдаван (1 347 647 чел. из 2 564 849 по переписи),

32,7 % украинцев (92 248 чел.), 60,5 % румын (44 350 чел.), 57,1 % болгар (37 497 чел.), 62,5 % гагаузов (92 114 чел.)63.

По данным ГП «ЦГИР «Registru» на 1 января 2012 г., русский язык родным задекларировали 647 571 чел. (16,94%).

Из граждан старше 16 лет русский язык как материнский признали 205 990 русских (всего определило свою национальную принадлежность как русский 230 734 чел.), 86 856 молдаван, 249 румын, 180 726 украинцев, 13 931 гагауз, 22 111 болгар, 3 959 евреев64.

Но, несмотря на такое значительное количество граждан, считающих русский язык родным, постоянно на нем говорящих или свободно им владеющих, область его применения постоянно сокращается. Уменьшается количество обучающихся на русском языке. В 2003/2004 учебном году в средней школе на нем обучалось 119,3 тыс. чел., в 2006/2007 - 99,8 тыс. чел., в 2010/2011 - 80,8 тыс. чел65.

Неравноправное положение языков закреплено в ряде законодательных актов. Одним из таких является принятый 27 июля 2006 г. Кодекс телевидения и радио Республики Молдова. В частности, в ст.

11 «Защита языкового и национально-культурного достояния» сказано, что с 1 января 2010 г. необходимо обеспечить предоставление не менее 70 % частот программным комплексам на государственном языке и не менее 80 % отечественных информационно-аналитических передач.

В свою очередь, право на обучение на русском языке и применение русского в различных сферах закреплено в Конституции Республики Молдова и ряде законов, в том числе «О функционировании языков на территории Молдавской ССР (Республике Молдова)», «Об образовании», «О правах лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, и правовом статусе их организаций», «Об утверждении Концепции национальной политики Республики Молдова», «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)», «Об основных положениях особого правового статуса населенных пунктов левобережья Днестра (Приднестровья)».<

Другие работы в данной теме:
Научтруд |